Инкорпорации как способа систематизации законодательства

Формы систематизации — инкорпорация, консолидация и кодификация, учет

Инкорпорация — это форма систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях. Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.

Консолидация — это форма систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Кодификация – это такая форма систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Учетом нормативно-правовых актов называется сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

Выделяют два вида учета:

журнальный или картотечный — это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию;

автоматизированный — это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

83. Кодификация как форма систематизации законодательства.

Кодификация — способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

84. Инкорпорация как форма систематизации законодательства.

Инкорпорация — это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

Читайте также:  Какие существуют способы немедикаментозного лечения гэрб

Цель — внешняя обработка действующего законода тельства. Это значит: что а) нормативно-правовые акты располагаются в алфавитном, хронологическом и предметном порядке, то есть, дости гается их внешняя упорядоченность. б) содержание нормативно-право вых актов, включаемых в сборники, не изменяется. В них не включаются те нормы, которые отменены в законном порядке.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Министерство юстиции) не имеющий полномочий отменять, изменять или ус танавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изме нения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация — упорядочение правовых норм путем издания компетентны ми органами сборников и собраний действующих нормативно-правовых ак тов. Издаваемые этими органами сборники имеют официальный характер. Они не являются источниками права, но на них можно ссылаться в про цессе правотворчества и правоприменения.

Акт официальной инкорпорации по своей юридической природе — это форма опубликования действующих нормативно-правовых актов в обрабо танном и упорядоченном виде.

Отличие инкорпорации от кодификации состоит в уровне системати зации норм права. Кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, а ин корпорация — не изменяет содержания правового регулирования, она приводит в систему нормативно-правовые акты созданные в процессе кодификации правотворческими органами.

Официальная инкорпорация делится на два вида:

Хронологическая инкорпорация — это форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке создаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, собрание актов Президента и Правительства РФ, бюллетени нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологи ческой инкорпорации каждый нормативно-правовой акт имеет порядковый номер, указывается его наименование и год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это облегчает поиск необходимого нормативного акта, создает возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Предметная (систематическая) инкорпорация – упорядочивание действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отрас лям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства ма териал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию).

Предметная инкорпорация позволяет быстро и оперативно использо вать интересующие нормы права.

Свод законов является вершиной предметной инкорпорации и пред ставляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация — внешняя обработка законодательства, проводимая организациями или отдельными гражданами (учебными, ведомствами, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает потребности учреждений, организаций, предприятий, отдельных категорий специалистов в нормативном материале. Это сборни ки трудового и жилищного законодательства, справочники по законода тельству для военнослужащих, учителей, работников правоохрани тельных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и пра воприменения.

Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

Читайте также:  Способы вышивания крестиком методом парковки

85. Консолидация как форма систематизации.

Консолидация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Источник

Инкорпорация законодательства: понятие, примеры, история

Инкорпорацией законодательства занимаются государственные и другие органы, это постоянная необходимая мера для поддержания законности действующего состояния, обеспечения доступности и прозрачности. Благодаря данной правовой мере широкий круг лиц получает достоверные сведения о законах, нормативных-правовых актов и прочих положениях в актуальном виде, то есть последней действующей редакции на момент издания.

Термином инкорпорация законодательства обозначают вид систематизации, для которого характерно полное или частичное объединение нормативно-правовых актов в тематические сборники. Информация в данных сборниках упорядочивается по системно-предметному или хронологическому признаку.

В Российском законодательстве предусмотрены и другие способы систематизации – консолидация, кодификация. Инкорпорация отличается от других видов неизменностью содержания нормативного регулирования. Это означает, что однажды созданные сборники обычно не подлежат изменению, их содержание остается в изначальном виде.

История инкорпорации

Практика объединения действующих законодательных актов в сборники не нова, в истории встречается множество примеров. Характерный пример – Свод законов Юстиниана, который являлся основным источником права для древних римлян. Сборник объединил в себе все действующие в древнем Риме на тот момент нормы. Есть и более свежие примеры – в ФРГ, США и многих других странах изданы собрания законодательства, их постоянно поддерживают в контрольном состоянии.

Инкорпорация в России

История развития инкорпорации в Российской Федерации не только увлекательна, но и поучительна. Сборы различных нормативных актов в нашем государстве начали издавать с древних времен, по ним можно наблюдать становление правовой системы.

Историки датируют первую пробу инкорпорации в РФ XI—XII веками. Именно в это время вышло издание Русской правды, ставшей первым сборником права.

Следующей вехой стал Судебник 1947 года, его считают первым шагом к созданию системы кодификации. Затем в середине XVII века появилось Соборное уложение царя Алексея Михайловича, оно сохранило статус сбора основных норм закона до первой половины XIX века.

Еще одним культовым изданием считается Полное собрание и в частности Свод законов Российской империи, это работа известного юриста XIX века М.М. Сперанского. Данные своды действовали вплоть до известных событий 1917 года, сборники подлежали обновлению каждый год.

Данный Свод законов вышел в 1832 году, в него входили 15 томов, всего около 36 тысяч документов – манифестов, актов, указов, а также выдержки из них. Законодательные акты, вошедшие в сборник, исходили от царя, были приняты министерствами, Сенатом, а также Святейшим синодом.

Систематическое собрание законодательства СССР

К 1960 – 1970 годам вышло Систематическое собрание законодательства СССР, это свод законов рсфср и собрания союзных республиках в 50 томах. Свод включал в себя абсолютно все нормативные решения правительств СССР и союзной республики, все законодательные акты, которые действовали на тот момент. На основе данного сборника в 1980-е годы были изданы Свод законов СССР в 11 томах и Свод законов РСФСР в 8 томах.

Читайте также:  Способы формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

Свод законов РСФСР датируется 1986-1988 годами, в него выборочно вошли наиболее значимые постановления Правительства и полностью все действующие законы. Систематизация в своде осуществлялась по предметному критерию.

Данный свод сохранил свою актуальность ненадолго, к нему перестали выпускать дополнения. Вторая половина 1980-х годов вошла в историю, как нестабильный период с кардинальными переменами всех аспектов – политических, экономических, социальных. Для стабилизации ситуации требовались изменения строя, с каждой переменой актуальность сборника снижалась. Современные историки оценивают данный свод, как некий памятник, фактор, повлиявший на зарождение современного законодательства и права.

Источник

Инкорпорация как вид систематизации законодательства

Инкорпорация — такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся некорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

В зависимости от приемов и способов достижения целей систематизации, различается хронологическая и предметная инкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники отраслевых нормативных актов.

Источник

Оцените статью
Разные способы