Информация способы создания информации

3.Классификация и способы создания информации

Существуют различные классификации информации:

Систематизированная информация, которая регламентирована временем, объемом, имеющая отправителя и получателя, и Несистематизированная или случайная информация

По типу производимых информацией изменений (сообщение информирующего характера, сообщение инструктирующего характера, сообщение мотивирующего характера

Объективная и необъективная

Атрибутивная и функциональная

Потенциальная и актуальная

Выделение смысловой, оценочной и ценностной информации

— смысловая – социально значимая категория, которая представляет интерес для общества в целом или отдельных социальных групп и индивидуумов в плане создания социальных ценностей или решения социальных проблем. В коммуникации смысловая информация связана с тематическим полем дискурса и может быть передана в различных формах

— оценочная – является компонентом смысловой информации поскольку не может актуализироваться самостоятельно без опоры на смысл. Оценочная информация содержит в себе качественный анализ и оценку смысловой информации, позволяя осознанно или неосознанно передать отношение респондента к ней

— ценностная – тесно связана с оценочной информацией и определяется избирательным отношением индивидуума к материальным и духовным ценностям в качестве системы его установок и убеждений, выражающихся в поведении человека

Способы создания информации:

Самонаблюдение — собственные источники информирования человека (образование, опыт, навыки и другие приобретенные знания)

Взаимодействие – общение с индвидуумом или группой людей

Сообщение – получение специально структурированной информации

Анализ и оценка – выработка информации на основе полученных сообщений в ходе принятия решения об актуальности и ценности информации

4.Роль информатизации в развитии нтп

Информация как глобальная ценность способствует освоению и преобразованию окружающего человека мира, а также содействует ему в социально – культурном творчестве.

Значение информации особенно актуально в условиях развивающихся информационных технологий, которые ставят человека перед проблемой разработки новых методов обработки и усвоения информационных массивов. Современное общество определяется как информационное общество, что выражается в изменении социально – экономических условий его существования. Основной проблемой для потребителя информации в современном обществе является отбор и поиск возможностей для обработки информации. Потребность в информации определяется социальной ролью человека, образом жизни и особенностями. На основе потребностей формируются информационные интересы (стремление получить именно те сведения, которые нужны для выполнения конкретных задач или социальных ролей).

Потребности, интересы и мотивы предполагают наличие ценностей информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или авторами.

Существуют критерии оценки ценностной информации:

Достоверность (точность и полнота содержания сообщения)

Соответствие запросам потребителя (информационным потребностям и интересам)

Удовлетворяя этим критериям, социальная информация эффективна тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует его развитию. Таким образом, информация как единственный инструмент осознания социальных процессов и явлений становится глобальным ресурсом НТП. Для успешного использования информации в различных отраслях знаний проводятся исследования проблем восприятия информации и разрабатываются социо – технические модели информационной среды.

Среди основных видов массовой информации, используемых в социологических и

маркетинговых исследованиях можно выделить следующие:

внешняя первичная информация, полученная без специально подготовленных инструментов сбора

первичная информация, полученная с помощью специальных инструментов исследования

объективная информация, полученная с помощью анализа документов, наблюдения или эксперимента

данные, которые получены в результате применения расчетных формул, коэффициентов, индексов

результаты промежуточного анализа

социальные показатели и нормативы, которые получены по результатам исследования

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Создание информации

? Можно ли считать задачу решённой?
Отвечает ли полученное решение на исходно поставленный вопрос?
Удалось ли найти авторитетные источники?
Как можно улучшить данный продукт?

  • Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  • Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  • Умение обосновать свои выводы;
  • Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  • Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов.

Скачать:

Вложение Размер
zadanie_6.doc 402.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый человек при решении информационной задачи или разрешении проблемной ситуации, создаёт новую информацию на основе различных источников информации. При этом цель создания новой информации определяет её форму. Это может быть доклад, реферат, презентация и др. В отработке умений создания информации главное не форма представления информации, а то, как человек работает с отобранными источниками информации для достижения поставленной цели. Работа над созданием реферата или презентации должна начинаться с разработки плана.

Работа с информацией – главное умение человека

в современном мире!

Информационная культура человека включает в себя:

  1. понимание закономерностей информационных процессов;
  2. умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;
  3. знание основ компьютерной грамотности :
  1. знание назначения и основных характеристик устройств компьютера;
  2. умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения;
  1. эффективное применение компьютера как инструмента для решения задач из любой области;
  2. применение полученной информации в практической деятельности.

Создание : умение создавать или адаптировать информацию с учетом конкретной потребности/задачи, выражать главную мысль и приводить информацию, подтверждающую ее.

? Можно ли считать задачу решённой?
Отвечает ли полученное решение на исходно поставленный вопрос?
Удалось ли найти авторитетные источники?
Как можно улучшить данный продукт?

  1. Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  2. Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  3. Умение обосновать свои выводы;
  4. Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  5. Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов.

Вас попросили выступить на собрании садово-огородного товарищества и рассказать о колорадском жуке. Составьте план выступления на основе представленных источников информации:

  1. Неистребимый.
  2. Борьба с колорадским жуком: с химией и без.

«Неистребимый» — очерк о колорадском жуке из журнала «Вокруг света»

Пять лет назад в центре Днепропетровска был установлен памятник колорадскому жуку. Может быть на возведение двухметрового монумента не пожалели денег производители ядохимикатов, для которых этот вредитель стал прочной основой для развития бизнеса? Ведь для всех остальных, не только жителей Украины, — это символ самого прожорливого насекомого, которое ежегодно уничтожает завидную часть урожая картофеля. И какие бы средства борьбы с ним ни пускались в ход, победить его не удается. Дело в том, что этот жук обладает уникальной системой приспособляемости, позволяющей ему выживать в самых экстремальных условиях.

Колорадский картофельный жук — Leptinotarsa decemlineata
Тип — членистоногие
Класс — насекомые
Отряд — жесткокрылые (жуки)
Семейство — листоеды
Род — Leptinotarsa
Относительно крупный жук: длина 8-12 миллиметров, ширина 6-7 миллиметров.

Тело короткоовальное, сильно выпуклое, блестящее, красновато-желтое; надкрылья светлые с пятью черными полосами на каждом (отсюда и видовое название decemlineata — «десятилинейный»). Хорошо летает, покрывая в полете десятки километров и развивая скорость до 8 км/ч, но обычно поднимается на крыло только в жаркую погоду.

На всех фазах жизненного цикла питается исключительно мякотью листьев растений семейства пасленовых, преимущественно картофеля. Личинка в день съедает в среднем около 1/30 грамма зеленой массы, взрослый жук — вчетверо больше. Самка за сезон может отложить до 1000 яиц, но обычная средняя плодовитость — около 350. Срок развития яиц — 5-17 дней (в зависимости от температуры окружающей среды), личинки — 2-3 недели, куколки — 10-20 дней. Продолжительность жизни большинства особей — один год, но некоторые жуки живут по два и даже три года. По оценкам специалистов, в годы массового размножения жука пораженные им районы теряют до 40% урожая картофеля.

Историю о колорадском жуке можно начать так: некогда на северо-востоке современной Мексики жило около полусотни разновидностей жуков семейства листоедов, многочисленных и прожорливых, а потому имеющих мало шансов на успех в кактусовых «лесах» штата Сонора. Ведь здесь у многих растений листья либо сухие колючки, либо и вовсе отсутствуют. Один из листоедов нашел-таки выход: научился питаться пасленовыми (ядовитыми растениями семейства двудольных, насчитывающем около 2000 видов, большая часть из которых произрастает в тропических, субтропических и умеренных областях. К ним относятся как дикорастущие виды, например черный паслен и дурман, так и культурные растения — картофель, томаты, перец, баклажаны или декоративные — петуния и сальпиголоссис). На это блюдо, насыщенное отравляющими алкалоидами, почти никто не претендовал. Но и этим кормом в пустыне не разживешься. И вот часть популяции листоедов устремилась в поисках пищи на северо-запад. Места, которые они стали осваивать (мы их сейчас называем Техасом и Аризоной), оказались еще более пустынными и суровыми, а еды в них — еще меньше, чем в Соноре. И это подгоняло переселенцев вперед и вперед.

1. Едва пробудившись от зимней спячки, жуки немедленно спариваются, кроме самок, которые уже беременны
2. Насекомые откладывают яйца прямо на лист картофеля, чтобы вышедшие личинки смогли сразу же приступить к еде
3. Жизнь личинки колорадского жука четко делится на четыре периода, отделенных друг от друга линьками

Первая встреча жука с культурным картофелем случилась в 1855 году в Небраске. Но тогда насекомое, уже известное науке (его еще в 1824 году нашел и описал американский натуралист Томас Сэй), не привлекло особого внимания. О нем заговорили лишь четыре года спустя, в 1859-м, когда полчища жуков нанесли огромный ущерб посадкам картофеля в Колорадо. Листоед немедленно получил название «колорадского», хотя стал быстро расселяться по всей Северной Америке. Всего через пять лет после нападения на колорадские поля он преодолел Миссисипи, в 1874-м достиг Атлантики, а в 1877-м был впервые обнаружен в Старом Свете, в окрестностях Мюльхайма и Лейпцига. Правда, этот очаг, как и еще несколько, возникавших в XIX веке в Европе, был благополучно ликвидирован. Но в 1918 году, когда воюющей Франции было не до карантинных мер, жук закрепился в окрестностях Бордо, после чего его движение на Восток стало неудержимым. Экологический маргинал, живший в бесплодных пустынях и питавшийся тем, что никто другой съесть не мог, превратился в одного из самых многочисленных и распространенных в мире вредителей культурных растений.

На территориях, населенных людьми, насекомому невероятно повезло: ведь именно картофель является «вторым хлебом», и именно он — главная пища для жука. Однако не только гастрономические пристрастия насекомого, но и биология позволили ему довольно легко завоевать мир.

Холодное время года колорадский жук проводит в почве, на глубине 20-50 сантиметров. Зимуют только взрослые жуки. Выкарабкавшись из земли, они немедленно предаются плотским утехам: чревоугодию (если ростки картофеля уже появились) и спариванию. Впрочем, многие самки уходят в зимнюю спячку уже беременными — соответственно по выходу на поверхность они немедленно приступают к откладке яиц.

1. Через несколько часов после линьки покровы личинки отвердевают и на них проступают черные элементы окраски
2. Клубень картофеля, случайно оказавшийся на поверхности, жуки съедят с не меньшим удовольствием, чем листья и стебли
3. Развивающаяся под землей куколка: единственная фаза жизненного цикла, когда жуку не нужен контакт с растением

Ярко-оранжевые кладки прикрепляются к нижней стороне листа картофеля. Вскоре из них выходят личинки — темно-бурые, «сгорбленные». Поначалу они могут только выгрызать поверхность листа снизу, но уже после первой линьки способны сожрать лист целиком, оставив от него только центральную жилку. Именно этот вид приобретают обычно верхушки картофельных побегов, на которых росли детки жуков ко времени их второй линьки. После нее личинки меняют окраску: они приобретают рыже-розовый, морковный цвет (который им придает пигмент каротин из съеденных листьев) с черными точками. Меняется и поведение насекомых: они распределяются по всему растению, а некоторые перебираются и на соседние (особенно если там нет или мало своих едоков). Такой личинке предстоит перелинять еще раз, а ее четвертый возраст заканчивается тем, что она покидает куст, зарывается неглубоко в землю и окукливается. Через 10-20 дней из куколки выходит жук, выбирается на поверхность и тоже приступает к поеданию картофельной листвы: у многих насекомых личинка и взрослая форма предпочитают разную еду, но у листоедов это не принято.

Длительность их жизненного цикла в зависимости от температуры окружающей среды составляет от месяца до двух, поэтому в российском Нечерноземье жук обычно дает одно, редко — два поколения за сезон, а в Средней Азии может успеть и четыре.

Впрочем, вышедший из куколки жук может, не приступая к активной жизни, тут же уйти в диапаузу. Этим словом называют состояние покоя, при котором в теле насекомого физиологические процессы практически замирают. Наиболее известный пример диапаузы — зимняя спячка, но многие насекомые впадают в нее и в других жизненных ситуациях. Однако колорадский жук, кажется, превзошел всех. Специалисты насчитывают у него шесть разных видов диапаузы: две зимние, три летние и одна многолетняя (суперпауза), когда насекомые, не просыпаясь, проводят в почве 2-3 года подряд. Последняя сильно затрудняет борьбу с жуком — ни масштабное применение ядохимикатов, ни правильный севооборот не дают гарантии, что, когда на поле опять посадят картошку, из почвы не полезут жуки, благополучно проспавшие войну с ними.

Ни механический сбор жуков, ни разведение их естественных врагов, ни выпуск на поля домашней птицы, ни многочисленные ядохимикаты до сих пор не принесли победы над этим насекомым

Еще одной особенностью, предопределившей успех полосатого листоеда, стала его способность быстро адаптироваться к любым применяемым ядохимикатам. Собственно, этого и следовало ожидать от едока чрезвычайно ядовитых растений: в рацион насекомого входит не только картофель, но и томаты, баклажаны, табак и т. д. У всех у них разные алкалоиды, но жук одинаково нечувствителен к ним, видимо, задачу быстрого приспособления к ядам решили еще его далекие предки. В этом убедились в 70-80-х годах прошлого века отечественные специалисты по защите растений, надеявшиеся остановить экспансию жука где-то за Волгой и Камой: между картофельными полями делались разрывы, достигавшие местами сотен километров. Однако жук успешно преодолел их, питаясь беленой и другими дикорастущими пасленами.

Растительные алкалоиды не только не причиняют ему вреда, но и, накапливаясь в организме, делают его несъедобным для большинства хищников. Правда, тут тоже есть свои исключения: колорадского жука с удовольствием поедают обычные куры (и их родичи — фазаны и цесарки), а также кукушки, скворцы и некоторые другие птицы. Американские хищные клопы подизус и периллюс даже предпочитают его всякой другой еде. Однако надежды на то, что жука удастся взять под контроль с помощью его естественных врагов, не оправдались: грозные клопы не выдерживают русских зим, их надо постоянно разводить и выпускать в природу. Страшно подумать, какое количество кормовых насекомых для этого понадобится: ведь для успешного контроля поголовья листоедов численность хищников должна быть сопоставимой с численностью жука. Тем более это касается его специализированного врага — крохотной паразитической осы эдовум, чьи личинки развиваются в яйцах колорадского листоеда. Именно потому, что эдовум больше никого не поражает, разводить его можно только на кладках любителя пасленовых. А в природе эдовум опять-таки вымерзает.

По-настоящему эффективного способа борьбы с жуком не удалось создать до сих пор. Поэтому на практике применяются разные методы: от механического ручного сбора жуков и личинок в баночку с керосином до искусственного разведения естественных врагов, от высадки по краям картофельной делянки растений, якобы отпугивающих жука (бархатцы, бобы, ноготки), до создания трансгенных сортов картошки, способных синтезировать в своих тканях смертельный для насекомых токсин почвенной бактерии. Замечено, однако: после того как жук вторгается на какую-то территорию, его численность некоторое время остается катастрофически высокой, а затем резко падает. Причины такой динамики неизвестны, но именно поэтому в Европе и России все еще можно сажать картошку.

Фото Николая Шпиленка

Борьба с колорадским жуком: с химией и без

О том, как бороться с колорадским жуком, рассказал доктор биологических наук Алексей Николенко.

– Чем лучше травить жуков?

– К сожалению, у нас популярностью пользуется только химический метод – поэтому жук привык к большинству препаратов и стал к ним устойчив. Он стал очень устойчив к пиретроидам. Этот класс инсектицидов сейчас представляет до 90% всего ассортимента, находящегося в продаже: «Децис», «Искра», «Интавир», «Фас» и другие названия.

К счастью, постепенно в продаже появляются препараты других классов. Наиболее эффективны неоникотиноиды. Чаще всего встречаются «Моспилан» и «Актара». Сохранили свою эффективность и относительно старые классы препаратов: ингибитор синтеза хитина «Димилин» (эффективен для мелких личинок), нереистоксин «Банкол», бактериальный препарат «Боверин» (эффективен в сырое холодное лето). Они менее эффективны, но, чтобы жук не стал устойчив к препарату, нужно хотя бы через два года на третий менять класс препарата.

– А можно осуществить мечту любого садовода и разом убить всех жуков?

– Это невозможно. Жук очень живуч – он может просидеть в земле до пяти лет. Даже если мы убьем 99,9% всех жуков – все равно останутся хотя бы три – самых живучих! На следующий год выведутся супержуки, на которых большинство препаратов не будет действовать. Теоретически идея полного уничтожения жуков осуществима. Но в этом случае на это место придет другой вредитель.

– Есть еще какие-нибудь еще методы борьбы с колорадским жуком, кроме химического?

– Очень полезный метод борьбы с жуком – метод стряхивания. Взрослого жука сбрасывать на землю бесполезно: у него выработана защитная реакция – он заберется обратно. Крупным личинкам этот способ тоже не страшен. А вот мелкие, только что появившиеся личинки погибнут.

САДОВОДУ НА ЗАМЕТКУ

Как бороться с вредителем?

1. Если жуков мало, нужно не лениться и собрать их руками.

2. Если ручным сбором вы не управляетесь, применяйте химический метод обработки. Нужно использовать только самые эффективные препараты.

3. Правильно определите норму. Если вы «перехимичите», ничего хорошего не выйдет. А слишком маленькая концентрация препарата окажется бесполезной.

4. Обязательно применяйте распыл, а не обычное брызгание. Эффективность от препарата таким образом повысится почти в 10 раз.

5. Обрабатывать нужно в сухую погоду. Когда распыленный препарат подсохнет на кустиках картошки, из него испарится вода, и дождь его уже не смоет 2–3 недели.

6. Обработку нужно проводить в период массового выхода личинок – когда оранжевых кладок уже нет, а взрослые личинки еще не ушли в землю и не превратились во взрослых жуков.

Есть еще бесподобный скоростной способ сбора жуков. Берем цинковое ведерко и веник. На дно ведра наливаем крепкий раствор соленой воды и вперед, на грядки. Подходим к кусту с картофелем, подставляем ведро под листья, а веником хлестко, но не сильно ударяем по листьям. Жуки сыплются градом в ведро. Прошли грядки, собрали урожай жуков и личинок, а дальше каждый волен поступить с собранным урожаем в меру своей гуманности.

Источник

Читайте также:  Способы борьбы с целями
Оцените статью
Разные способы