- Общая характеристика способов получения информации
- Информатика
- Понятие информации ее виды, свойства, способы получения
- Значение невербальных средств общения в передаче информации
- Виды информации по форме представления
- Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?
- Поиск информации. Способы поиска информации
- Носители информации. Виды хранения информации
- Виды передачи информации
- Обработка информации. Устройства обработки информации
- Как называется устройство обработки информации?
- Что такое систематизация информации?
Общая характеристика способов получения информации
Виды, источники и способы получения информации. По признаку изначальной предназначенности для конкретного исследования информация подразделяется на первичную, которая собирается для конкретного исследования, и вторичную, которая уже существует и была собрана для иных целей. Сбор и обработка вторичной информации часто обозначается как кабинетное исследование, а сбор первичной — как полевое исследование.
По назначению информация подразделяется на следующие виды: справочную, нормативную, аналитическую, рекомендательную, сигнальную, регулирующую (например, информация об отклонениях от плана для осуществления контроллинга).
По регулярности поступления информация подразделяется на следующие виды: непрерывную, дискретную (одинаковые интервалы времени), переменную (неодинаковые интервалы времени), спорадическую или эпизодическую (при возникновении необходимости).
Основные источники вторичной информации: публикации в научной периодике, публикации в СМИ, рекламные издания, статистические справочники, внутрифирменный статистический и бухгалтерский учет и отчетность, Интернет, коммерческие базы данных органов статистики, коммерческие базы данных консалтинговых предприятий. Основные источники первичной информации: потребители, конкуренты, посредники, эксперты, данные службы маркетинга предприятия.
Для предприятия — участника рынка наиболее значимыми источниками информации в порядке убывания значимости являются:
- продавцы;
- публикации;
- базы данных;
- потребители;
- консалтинговые предприятия.
Маркетологу следует хорошо знать основные потоки информации в системе маркетинга:
- состояние внешней среды маркетинга;
- фактические значения параметров комплекса маркетинга;
- положение товара предприятия на рынке;
- информацию об отношении потребителей к товару и их намерениях;
- информацию о фактическом состоянии параметров комплекс маркетинга.
Способы и формы сбора первичных данных. В соответствии с теорией статистики тремя основными способами сбора (получения) первичной информации являются:
Опрос — способ получения информации в результате общения исследователя и респондентов в устной или письменной форме. Опрос может иметь три формы: анкетирование, интервью, беседа. Важно отметить, что анкетирование построено по стандартизованной (жесткой) схеме, а беседа и интервью — по свободной схеме проведения опроса.
Можно выделить стандартизованную и свободную формы проведения опроса (рис. 15.3).
Опросы характеризуются следующими параметрами:
- круг опрашиваемых — потребители, предприниматели, эксперты, специалисты;
- количество одновременно опрашиваемых — индивидуальный и групповой;
- количество вопросов или тем;
- частота — одноразовый или многоразовый опрос;
- длительность индивидуального или группового опроса;
- способ отбора респондентов — случайная или неслучайная выборка;
- уровень стандартизации — стандартизованная или свободная схема;
- контакт исследователя и респондента — очный и заочный опрос. К заочному следует, например, отнести панельное обследование.
Наблюдение — способ получения информации, когда маркетолог «играет роль пассивного наблюдателя», не взаимодействуя с объектами наблюдения. Активное наблюдение имеет место в эксперименте, о чем сказано чуть ниже:
- наблюдение за покупательскими потоками в торговом зале;
- наблюдение за состоянием внешней среды маркетинга;
- наблюдение за сезонностью продаж;
- наблюдение за товарной политикой конкурентов и за конкурентами в целом.
Кстати, бенчмаркетинг в значительной степени — наблюдение за деятельностью конкурентов.
Эксперимент — активный способ получения информации, когда субъект, проводящий эксперимент, искусственно изменяет условия, в которых находится объект наблюдения, и наблюдает за происшедшими изменениями в его поведении. Эксперимент отвечает на вопрос «если, то». Цель эксперимента — выявление причинно-следственной логической и функциональной зависимости между факторами и результатом.
Эксперимент позволяет проанализировать «чистое», изолированное влияние факторов, осуществляя изменение одних факторов при сохранении неизменными уровней других, не интересующих; нас факторов, и позволяет сделать это за ограниченное время, причем существенно меньшее, чем в случае пассивного наблюдения за теми же процессами.
Примеры задач, когда желательно применение эксперимента: исследование зависимости объема продаж от частоты выхода рекламы, исследование зависимости объема продаж от его местонахождения в торговом зале — задача мерчендайзинга. Конечно, в некоторой степени эти задачи могут быть решены и в результате пассивного наблюдения, но проблема состоит в том, что в результате пассивного наблюдения будут изменяться не только интересующие нас факторы, но и иные параметры, значения которых нам неизвестны. Поскольку эти неизвестные факторы влияют на результат наряду с анализируемыми факторами, то корректное выявление изолированного влияния последних не всегда возможно.
Рынок маркетинговой информации. Информация — специфический товар, относительно быстро теряющий свою стоимость с течением времени, как, например, современная аудио- и видеотехника, и даже еще быстрее. Естественно возникновение специализированных консалтинговых предприятий по сбору и предварительной обработке информации. В настоящее время в России сбор информации практически является одним из основных видов деятельности российских и зарубежных консалтинговых компаний, которые проводят маркетинговые исследования. Дело доходит до того, что в отдельных публикациях, особенно в сети Интернет, сбор информации отождествляется с маркетинговыми исследованиями.
Существует три варианта взаимоотношений предприятия — участника рынка и консалтинговой компании. С позиций производственного или торгового предприятия рынка варианты взаимоотношений с консалтинговой компанией выглядят так:
- разовая покупка имеющейся информации из базы данных компании;
- заказ первичной информации по индивидуальному заказу с получением прав собственности на нее;
- подписка на регулярно обновляемую информацию по конкретной теме.
Информация, покупаемая несколькими предприятиями, как правило, по подписке, называется синдикативной в том смысле, что имеется группа, синдикат компаний, желающих купить данные по определенной тематике. Цена для конкретного подписчика при этом снижается.
При работе с вторичной информацией консалтинговые предприятия широко применяют контент-анализ — подбор, систематизация и анализ информации из различных источников по определенной теме. Иногда в связи с контент-анализом говорят о «бюро вырезок». Тема анализа может касаться спроса, предложения, конкуренции, деятельности отдельных конкурентов. Значительную роль при проведении контент-анализа играют публикации в средствах массовой информации. Продолжая характеристику контент-анализа, можно сказать, что эта технология применяется не только в маркетинге, но даже и в разведке.
Можно выделить несколько наиболее распространенных видов деятельности консалтинговых компаний, специализирующихся на маркетинге:
- сбор и продажа стандартной информации о рынке по некоторым конкретным направлениям, например: товарные запасы, раздел рынка, рейтинги теле- и радио-передач, рейтинги политиков, характеристика потребителей, потоки товаров. Как правило, используется панельный метод исследования. Результаты исследования распространяются преимущественно по подписке;
- комплексные исследования по заказу клиентов. К услугам таких компаний предприятия обращаются при решении конкретных проблем. Результаты являются собственностью клиента;
- проведение опросов, например, телефонных или интерактивных. Чаще этим занимаются узкоспециализированные компании;
- создание выборки.
Консалтинговые компании могут осуществлять различные виды деятельности, но чаще они являются специализированными. В силу существования специализации консалтинговых компаний, предприятие, заинтересованное в результатах маркетинговых исследований, может у одной компании приобрести выборку, передать ее другой компании для проведения опроса и далее обратиться к третьей для проведения маркетингового анализа.
Источник
Информатика
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие информации ее виды, свойства, способы получения
Информация — это сведения об объектах, событиях, явлениях природы, процессах. Люди получают информацию о температуре воздуха, цвете глаз, размере предмета, запахе духов, вкусе.
Способов получения информации человеком великое множество. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние).
Выделяют следующие виды информации по способу ее восприятия:
- визуальная информация;
- звуковая информация;
- обонятельная информация;
- вкусовая информация;
- тактильная информация.
Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством глаз. Зрительной информации отведено 90%. Источником зрительной информации может быть книга, светофор, телевизор, рекламный щит и т.п.
Еще один вид информации по способу ее восприятия – звуковая или аудиальная информация. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей. Звуковая информация передается посредством радио, телевизора, планшета, телефона и т.д. Животные также используют способ передачи информации в виде звуков: собака лает, когда хочет сообщить человеку об опасности; кошка мяукает, если просит поесть.
Нос помогает получать обонятельную информацию. Поднесите к носу ароматный кофе, пройдитесь в лесу после дождя или зайдите в пекарню. Нос уловит все ароматы. Благодаря обонятельной информации, человек делает выводы о том, нравится ему тот или иной запах.
Вкусовая информация воспринимается органами рта. Вкусовые рецепторы в ротовой полости помогают определить температуру и вкус объекта, который попадает в рот. Как правило, источником вкусовой информации служат продукты питания или медикаменты. Достаточно вспомнить кислый вкус аскорбиновой кислоты или горький привкус микстуры от кашля, которую дает мама.
Тактильная или осязательная информация – это вид информации, которую человек воспринимает кожей.
Источники тактильной информации:
- Растение. Потрогав растение, узнаете, что у фикуса гладкие листья, а у кактуса острые колючки.
- Жидкость. Прикоснувшись к тарелке с супом, ощутите, горячий он или холодный. Искупавшись в термальных источниках,узнаете,что в бассейне вода теплая. В лесной болоте трясина вязкая.
- Материал. Потрогав мех или шелк, ощутите, что они мягкие и гладкие. Скульптор работает с вязкой глиной. А повар использует острый нож.
- Солнце. Выйдя на улицу в солнечный день, почувствуешь, как солнечные лучи греют кожу.
- Ветер. В морозный день ветер со снегом покалывает кожу лица.
Человек получает тактильную информацию посредством кожи о рельефе, фактуре, остроте, мягкости, упругости, жесткости, вибрации или температуре объекта.
Есть люди – инвалиды по зрению, которые не могут получать зрительную информацию. Для них был изобретен шрифт Брайля, рельефно-линейное письмо. В этом случае тактильная информация имеет ведущее значение.
Роль органов чувств в процессе восприятия информации очень важна. Органы чувств человека как источники информации являются не самыми достоверными, когда такие приборы как линейки, весы, транспортир, циркуль, бинокль, барометр помогают получить точные данные. Приборы дают визуальный вид информации: транспортир позволяет измерить угол, весы — массу, барометр – атмосферное давление, циркуль – расстояние на карте, бинокль — наблюдать удаленные предметы.
К свойствам информации относятся:
- актуальность;
- объективность;
- достоверность;
- полнота;
- полезность;
- понятность.
Значение невербальных средств общения в передаче информации
В отличие от других форм жизни, человек умеет общаться и даже получает от этого удовольствие. К основным видам информации также относятся вербальная и невербальная. Использование вербальных и невербальных каналов передачи информации зависит от человека, его эмоциональности, ораторского искусства. Вербальное общение — это общение словами. Невербальная информация дополняет речь жестами, позой, мимикой, интонацией.
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации обеспечивает высокий процент передачи информации собеседнику.
Виды информации по форме представления
Какие виды информации бывают в информатике?
По форме представления различают следующие виды информации:
- текстовая информация;
- числовая информация;
- графическая информация;
- видеоинформация.
Комбинация символов (буквы, арифметические знаки, цифры и пробелы) относится к текстовому виду информации. Примерами числовой и текстовой информации являются сочинение школьника, список продуктов в чеке, рекламная вывеска и т.д.
Примером числовой информации может служить математический пример, таблица умножения, график показаний счетчика.
Графическая информация может быть представлена в виде диаграмм, фотографии, графиков, рисунков, чертежей, схем, таблиц, карт и т.п. Обработка графической информации включает изменение параметров (качество изображения, количество цветов, размер) или формата графических файлов (TIFF, GIF, PCX, JPEG и др.).
Формы представления графической информации используются на уроках физики, природоведения, информатики, черчения и т.д. Это могут быть конспекты, презентации, чертежи.
Ученые установили, что текстовая информация усваивается лишь на 70%. Обогащенный изображениями текст, позволяет усвоить материал на 95%.
Видеоинформация – это информация, включающая изображения, звук, анимацию. Она может храниться на магнитной ленте, кинопленке, оптическом диске или карте памяти. Примером видеоинформации может быть любимый мультфильм или телевизионная реклама.
Основные виды компьютерной анимации:
- Анимация по кадрам – это ролик, смонтированный из серии изображений.
- Запись движения — это видеозапись с последующей обработкой на компьютере.
- Анимация 3D – это анимация, сформированная при помощи программного обеспечения (3DS MAX, XSI, MAYA).
PowerPoint – программа для создания анимации. Презентация PowerPoint может состоять из изображений, видеофрагментов, звукового сопровождения и спецэффектов.
Информация может быть комбинированной. В этом случае она включает видеоинформацию, звуковое сопровождение и числовые данные.
В информатике виды информации по форме представления можно создавать или преобразовывать с применением компьютерных программ. Paint помогает в создании графических изображений, WordPad работает с текстовой информацией, Калькулятор совершает расчеты.
Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?
Ежедневно человек совершает разные действия. Он ходит, общается, платит за проезд, делает покупки, читает, ест и т.д. Этому его научили другие люди своим примером или передачей информации.
Человек совершает действия с информацией при просмотре фильма, во время игры в шашки, при решении задач, при создании рецепта блюда.
Рассмотрим подробнее, какие действия можно выполнять с информацией.
Поиск информации. Способы поиска информации
Что такое поиск информации? Это действия, связанные с получением информации. Рассмотрим примеры поиска информации:
- Чтобы добраться от одной станции метро до другой, необходимо изучить схему метро.
- Для получения информации о знаменитой картине можно отправиться в музей, на выставку или в библиотеку.
- Узнать новости можно, прочитав газеты.
- Изучить историю страны можно, посмотрев документальный фильм.
- Для приготовления вкусного обеда достаточно посмотреть кулинарное шоу, спросить совета у знакомых, поискать рецепты в интернете.
Перед началом любого действия необходимо найти информацию, которая понадобится для его выполнения, выбрать источники и средства ее получения.
Носители информации. Виды хранения информации
Для хранения информации (адреса знакомых и коллег, правила орфографии, формулы и время встречи) человек использует свою память, предметы для записи или цифровые устройства.
Речь идет о видах хранения информации и видах накопителей информации.
Какие виды носителей информации существуют?
Родоначальником бумаги и книг был Папирус (3000 лет до н.э.).
Для сохранения пейзажа художники рисовали живописные полотна на ткани.
Архитектурные сооружения архитекторов оставили память об исторической эпохе.
В 1839 году изобрели фотографию, а в 1896 году запустили киноиндустрию.
Нотная грамота позволяет хранить звуковую информацию на бумажном носителе, амагнитофоны — на магнитной ленте.
Так человек использует для хранения разного рода информации бумажный блокнот, магнитный диск, картины, кинопленку, фотографии и рисунки.
Сегодня появились новые виды электронных носителей информации. Это лёгкие накопители, вмещающие большой объем данных и позволяющие сохранить многовековые знания человечества:
- карта памяти;
- флэш-карта;
- жесткий диск;
- CD, DVD-диски.
Виды передачи информации
Передача информации осуществляется через газеты, телевидение, фотографии, видеосюжеты, социальные сети и т.д.
Виды информации по форме передачи характерны наличием источника и приемника информации.
Рассмотрим примеры видов и способов передачи информации на примерах.
- Дети играют в «Морской бой», передают друг другу команды к действию. Это взаимообмен информацией.
- Семья (приёмники информации) смотрит новости по ТВ (источник).
- Подготовка школьником (приёмник) доклада по биологии предполагает работу со справочниками, картами, иллюстрациями, интернетом (источники).
- Луговые цветы (источник) с помощью ароматов сообщают насекомым (приемник) о готовности нектара.
- Медведь (приемник), анализируя изменения в природе (источник), узнает о наступлении зимы и ложится в спячку.
Все реже человек получает информацию от природы. Чаще он использует приборы или современные виды каналов передачи информации: телефон, компьютерная сеть, телеграф, радио, интернет.
Выделяют виды источников информации и их характеристики:
Первичные источники – это исходная информация: результат опыта на уроке химии или исторический документ (Первый указ Петра 1, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).
Вторичные источники – преобразованная информация после обработки: статья в газете о прошедшем событии на основе первичных источников и рассказа очевидцев.
Обработка информации. Устройства обработки информации
Основное действие, выполняемое над информацией — обработка информации. Обработка информации – это обдумывание, анализирование и видоизменение информации.
Примеры обработки информации:
- поиск главы в оглавлении учебника;
- поиск номера телефона в справочнике;
- перевод текста с русского языкана французский язык;
- заполнение журнала отметок;
- выполнение вычислений по алгебре;
- определение времени отправления поезда «Екатеринбург — Москва»;
- определение маршрута движения из пункта А в пункт Б;
- кодирование информации с помощью Азбуки Морзе;
- построение диаграммы по данным из таблицы;
- сканирование документа;
- разгадывание ребуса и головоломки судоку;
- архивирование файла;
- разбор задачи по физике;
- составление рецепта блюда;
- редактирование изображения;
- форматирование текста;
- исправление ошибок в сочинении;
- постановка врачом диагноза болезни.
Без обработки информации человек не смог бы выполнять множество задач. Когда человек стоит на регулируемом перекрестке, он оценивает данные, полученные от светофора. Человек обрабатывает эти сигналы и выдаёт телу сигнал к действию: «Стоять!» или «Двигаться!».
Выделяют два вида обработки информации:
- обработка, в результате которой получается новая информация, отличная по содержанию от начальной информации (редактирование текста);
- обработка, в результате которой меняется форма информации, но содержание остается без изменений (форматирование текста).
Различают также осознанную и неосознанную обработку информации.
- Неосознанная обработка информации человеком. Однажды, дотронувшись до горячего утюга, человек получил осязательную информацию. На основе полученного опыта сделал вывод об опасности и в будущем избегает ее.
Осознанная обработка информации. Студент на лекциях изучил правила, формулы и алгоритмы решения и при выполнении домашнего задания пользуется этими знаниями.
Как называется устройство обработки информации?
Исполнителем может быть не только человек, но и специальное устройство. Компьютер-отличное средство обработки информации, позволяющее решать универсальные задачи. Использование компьютерной техники говорит об автоматизированной обработке информации. Благодаря мощности процессора и объему оперативной памяти можно обрабатывать большие объемы данных в короткие сроки.
Сверхбыстродействующий инструмент, суперкомпьютер, обладает производительностью свыше 100 МФЛОПС (МФЛОПС – сто миллионов операций в секунду).
Технология обработки информации включает знания об инструментах и средствах, которые способны изменять объекты (данные, изображение, видео и др.).
Технологический процесс обработки информации включает:
- сбор и форматирование данных;
- фильтрацию и сортировку;
- архивацию данных;
- защиту данных;
- транспортировку данных.
Методы обработки информации:
- Логические: метод сравнения, разработка системы показателей, построение таблиц и графиков, метод экспертных оценок, эвристические методы.
- Математические: метод группировки, метод вычислений, линейное и нелинейное программирование, метод построения дерева решений, метод анализа.
Что такое систематизация информации?
Систематизация информации – это обработка информации, которая приводит к определенному виду: план, список, таблица, диаграмма или схема. Систематизировать можно товары в магазине игрушек, список учеников в классе, адреса друзей в адресной книге и др.
Microsoft Excel–одна из программ для систематизации информации. Она позволяет структурировать информацию, осуществлять сортировку и фильтрацию, проводить вычисления по формулам, строить графики.
Сортировка может осуществляться по алфавиту, в хронологической последовательности, по номерам (в порядке возрастания или убывания), по дате и времени.
Источник