- Шпаргалка по социальной психологии (14 стр.)
- 33. Функции и средства общения
- 34. Уровни и формы общения
- 35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
- VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
- НОВЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Шпаргалка по социальной психологии (14 стр.)
33. Функции и средства общения
Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:
1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;
2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;
3) интегративная функция – функция объединения людей;
4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;
6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;
7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;
8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.
Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.
Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
б) направление взгляда и визуальный контакт;
в) выражение лица;
г) выражение глаз;
д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);
2) акустические (звуковые):
а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);
б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);
3) тактильные – связанные с прикосновением:
а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).
34. Уровни и формы общения
В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.
Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:
1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);
2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;
3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.
Уровни общения по Э. Берну:
1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;
2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);
3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;
4) близость – интимные отношения;
5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.
Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:
1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;
2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;
3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;
4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;
5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;
6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;
7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.
Формы межличностного общения:
1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);
2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);
3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.
35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения
Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.
Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.
Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.
В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.
Функции заражения:
1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;
2) компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.
Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.
Условия, необходимые для эффективного внушения:
Источник
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
НОВЫЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ И ИХ СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Новые виды информационных коммуникаций и их социальное значение
Денисов Д.С., Кочеткова О.В.
Волгоградский государственный аграрный университет
New types of information communications and their social implications
Denisov D.S., Kochetkova O.V.
Volgograd State Agrarian University
Коммуникация — это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи [1].
Коммуникация является одним из необходимых условий жизни человека в социуме, а коммуникабельность, под которой понимают способность к общению, общительность, способность к совместной работе.— одна из важных системных характеристик, сопутствующих успеху в современном обществе.
Принято различать внешние, внутренние, межличностные и общественные коммуникации. Внешняя коммуникация — это коммуникации между организацией и внешней средой. Задача внешних коммуникаций — удовлетворить информационные потребности организации, наладить связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами. С помощью внешних коммуникаций формируется и поддерживается имидж компании.
Внутренние коммуникации являются частью производственно-хозяйственной деятельности: связь между отделами, отчеты отдела реализации или ведомости складского учета и т.п. Коммуникация внутри организации включает в себя инструктирование, информацию, обучение, менеджмент методом разговоров. Именно в результате коммуникации сотрудники получают необходимые знания и мотивацию, становятся лучшими защитниками и популяризаторами планов компании Важнейшая цель внутренней коммуникации в организации — создание среди сотрудников поддержки целей и политики, проводимой руководством организации. Таким образом, внутренняя коммуникация представляет собой важный организационный инструмент и необходимое условие для эффективного развития и внедрения организационной политики.
Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком. Коммуникации между неформальными группами могут охватывать набор связей — от бытовых до производственных. Основой этого типа коммуникаций является информация, циркулирующая по каналам неформального общения. Иногда руководители специально запускают «слухи», чтобы проверить реакцию коллектива на возможные будущие решения.
Общественные, или массовые, коммуникации — процесс сообщения информации с помощью технических средств или средств массовой коммуникации численно большим группам людей: печать, радио, кино, телевидение. Источник информации передает послание рассредоточенным аудиториям. Ограничена возможность обратной связи[2].
Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных методов. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных (диалог, совещание, переговоры, презентации и т.п.) или письменных (приказы, распоряжения, инструкции, письма и пр.) сообщений, невербальные — осуществляются посредством языка телодвижений (осанка, жесты, поза, выражение лица и пр.) и параметров речи (интонация, тембр голоса, темп речи, громкость голоса, произношение, стиль речи и пр.).
Информационная коммуникация обеспечивает связь с массовой аудиторией посредством каналов коммуникации (все виды СМИ). Телекоммуникационные технологии непосредственно связаны с понятием информации и информационных потоков: по схеме «донесения послания до населения» и по схеме медиатехнологий (где важным является действие в информационном поле).
В настоящее время в мире протекает глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена [3].
Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям. Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг. Информационные технологии стали причиной появления новых видов коммуникаций: смс-сообщения, социальные сети, общение по Скайпу, intranet и другие.
Рассмотрим некоторые из новых видов коммуникаций. Не вызывает сомнений, что наиболее популярными из них являются SMS- сообщения. Около 95% населения используют их в повседневной жизни. При этом 40% используют SMS-сообщения в целях передачи существенной информации, 68% – с целью общения, 16% – с целью приятного времяпровождения [4].
Учитывая, что использование SMS- сообщений подразумевает концентрированную (сжатую, укороченную) передачу информации с целью экономии времени, такой способ коммуникации является недорогим, быстрым и удобным. Однако он не претендует на полноценные личные контакты ввиду ограниченных возможностей передачи эмоционального состояния абонентов. Учитывая, что 96% адресатов респондентов являются друзья или члены семьи, можно с уверенностью сказать, что SMS-сообщения являются неофициальным видом коммуникации[4].
Социальные сети приобрели большую популярность, поскольку обеспечивают высокую скорость коммуникации, возможность использования разнообразных её форм, а общение имеет черты простой коммуникации. Благодаря социальным сетям формируются группы по интересам, быстро распространяется информация, люди легко могут найти своих знакомых и даже единомышленников. Вместе с тем необходимо отметить и отрицательные черты такого вида коммуникации. В социальных сетях может распространяться экстремистская информация, пропагандироваться негативные идеи, наблюдается высокая степень влияния между ее членами. У активных пользователей социальными сетями страдает языковая грамотность, насыщенность и образность речи, межличностные контакты значительно обедняются. Легкость прерывания контактов не дает возможности развивать умение решать сложные конфликтные ситуации общения. Интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей жизнедеятельности, поскольку виртуальная жизнь социальных сетей ставит человека в ситуацию, когда навыки «живого общения» не используются. Такие навыки люди могут отработать только в реальной жизни, когда они могут определить эмоциональное состояние собеседника и выбрать правильную линию поведения. Уход из реальной жизни в виртуальную, примером которого являются социальные сети, может привести к нарушениям адаптации человека в обществе.
Достойным продолжением клиента ICQ является Скайп — компьютерная программа для общения в сети интернет. Она позволяет общаться не только посредством переписки и аудиосвязи, но и предоставлять услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны а также с помощью передачи видеоизображение от пользователя к пользователю. Скайп пользуется большой популярностью, несмотря на большое число других сервисов интерне-звонков. По состоянию на конец 2013 года, число пользователей, ежемесячно использующих сервис интернет-телефонии Skype, превысило 300 миллионов [5]. Программа позволяет совершать конференц-звонки(до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы [6].Эти возможности позволяют использовать Skype для корпоративного общения, взаимодействия с удаленными филиалами, клиентами. Для полноценной работы программы Skype необходим высокоскоростной интернет.
Глобализация мирового хозяйства привела к тому, что мир стал более открытым, а коммуникация между людьми превращается в стратегический ресурс развития и значительно превосходит роль традиционных ресурсов (земля, здания, сооружения, уровень промышленного производства). Успех или неудачу любой организации, существующей в современных рыночных условиях, сегодня определяют не только избыток или недостаток сырьевых ресурсов, труда или капитала, но новые созидательные возможности человека, новые формы взаимодействия, новые виды коммуникации.
Превращение информации в лимитирующий фактор производства меняет характер хозяйственной власти: объектами собственности, дающими их субъектам хозяйственную власть, становятся информация и знания.
Коммуникации являются основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности. Представляется вполне правомерным вывод о том, что эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. По данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% — профессиональными знаниями. Многие западные бизнесмены рассматривают коммуникацию, как капитал. Ли Якокка, один из лучших менеджеров XX в., сохранивший для Америки национальную автомобильную корпорацию «Крайслер», говорил: «В течение всей своей карьеры я отдавал лишь 20% своего времени всему, что было связано с коммуникациями, и 80% — остальной работе. Если бы я смог начать сначала, то я сделал бы наоборот» [7].
К новым видам внутренних коммуникаций является Intranet – технология, основанная на технологии Internet, которая позволяет организации создать общее коммуникационное пространство, внутри которого беспрепятственно будет осуществляться обмен информацией. Благодаря Intranet все, чем живет организация, интерактивно, в едином интерфейсе, связывается воедино. Каждый сотрудник может пользоваться необходимой информацией, и, по мере своей компетенции, пополнять ее. Таким образом, Intranet является как бы «интеллектом» организации, цель которого состоит в том, чтобы дать возможность каждому сотруднику быть более производительным, а продукции – более своевременной и конкурентоспособной. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и, что немаловажно, повышению уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации[8].
Нельзя не отметить значение внешних коммуникаций для любой компании в современном мире, поскольку успех в конкурентной борьбе, прибыль и положение на рынке зависят от восприятия компании, ее имиджа внешним миром, т. е. от коммуникации. Только интернет-технологии, как новый вид коммуникация доносят до основной группы потребителей все значимые факторы в бизнесе: значение торговой марки, уровень корпоративной культуры, самоотдачу сотрудников, размер рынка, потенциал конкурентов и т.д.
Кроме того, электронные коммуникации могут обеспечить любому субъекту рынка решение такой важнейшей задачи, как преодоление непрозрачности (коррупция, судебная система, экономическая политика, стандарты бухучета и раскрытия информации, нормативное регулирование).
Список используемых источников
Энциклопедия экономиста, — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/, свободный.
Электронная коммуникация, — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adhdportal.com/book_2334_chapter_33_1.3.3._EHlektronnaja_kommunikaija.html, свободный.
Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2003. – 441 с.
Бурцева Наталья, SMS – сообщение, как новый вид коммуникации, — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/01/31/sms-soobshchenie-kak-novyy-vid-kommunikatsii, свободный.
Информационное агентство РИА-Новости. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20130708/948409615.html, свободный.
Wikipedia. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Skype, свободный.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – М.: Слово/Slovo, 2000. — 624 с.
Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия. /Под ред. Литвинов Ф.И. – М.: Менеджмент в России и за рубежом, 2008.-№2-с.91-96.
Источник