Информационная технология в сфере производства
Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
В системах информационных технологий используются компьютерные и телекоммуникационные технологии (базируются на микроэлектронике). Они в свою очередь могут применяться в сочетании с другими видами технологий.
Целью информационной технологии в сфере производства является обеспечение наиболее благоприятных условий его развития с точки зрения интенсификации обмена информацией между его подразделениями и повышение эффективности ее обработки и использования.
Автоматизированная информационная технология – информационная технология, в которой для передачи, сбора, хранения и обработки данных, используются методы и средства вычислительной техники и систем связи.
Аппаратное обеспечение – комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы или сети. Оно включает:
- компьютеры и логические устройства;
- внешние устройства и диагностическую аппаратуру;
- энергетическое оборудование, батареи и аккумуляторы.
Технологическими средствами реализации информационной технологии являются быстродействующие ЭВМ на микропроцессорной основе (информационная техника) и ее каналы связи.
Инструментальными средствами информационной технологии является программное и математическое обеспечение. Инструментарий информационной технологии – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.
Управленческая деятельность – это совокупность действий руководства организации и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления – трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося, по сути, продуктом управленческого труда, и доведении этого решения до исполнителей с последующим выяснением результатов его выполнения.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники.
Необходимо определить, какой вклад должна внести информационная технология в процесс производства. Важное значение имеют главным образом три аспекта:
- Информационная технология как функция обеспечения производственного процесса, например в области коммуникаций или автоматизации производства, а также при генерации и передаче управленческих знаний и информации для управления хозяйственными операциями;
- Информационная технология как интегральная составная часть продукта;
- Информационная технология как организационный инструмент для создания виртуальных форм организации.
В функции управленческой деятельности, подлежащей взаимосвязанной автоматизации, входит электронная связь, электронное хранение документов, электронное создание документов.
Генеральным направлением развития информационной технологии на современном этапе является решение задачи автоматизации от формулировки проблемы пользователя до ее решения.
Источник
Информационные технологии способы производства
1.2 рПОСФЙЕ ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ (йф): ПРТЕДЕМЕОЙЕ, ПУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ Й ЙОУФТХНЕОФБТЙК
рТПГЕУУЩ РТЕПВТБЪПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ УЧСЪБОЩ У ЙОЖПТНБГЙПООЩНЙ ФЕИОПМПЗЙСНЙ.
фЕИОПМПЗЙС Ч РЕТЕЧПДЕ У ЗТЕЮЕУЛПЗП — ЙУЛХУУФЧП, ХНЕОЙЕ, Б ЬФП ОЕ ЮФП ЙОПЕ ЛБЛ РТПГЕУУ.
рТПГЕУУ — ПРТЕДЕМЕООБС УПЧПЛХРОПУФШ ДЕКУФЧЙК, ОБРТБЧМЕООЩИ ОБ ДПУФЙЦЕОЙЕ РПУФБЧМЕООЩИ ГЕМЕК.
фЕИОПМПЗЙС НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ ПРТЕДЕМСЕФУС ЛБЛ УПЧПЛХРОПУФШ НЕФПДПЧ ПВТБВПФЛЙ, ЙЪЗПФПЧМЕОЙС, ЙЪНЕОЕОЙС УПУФПСОЙС, УЧПКУФЧ, ЖПТНЩ УЩТШС, НБФЕТЙБМБ ЙМЙ РПМХЖБВТЙЛБФБ Ч РТПГЕУУЕ РТПЙЪЧПДУФЧБ (ОБРТЙНЕТ, ФЕИОПМПЗЙС НЕФБММПЧ, ИЙНЙЮЕУЛБС ФЕИОПМПЗЙС, ФЕИОПМПЗЙС УФТПЙФЕМШУФЧБ Й ДТ.).
гЕМШ ФЕИОПМПЗЙЙ НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ — ЧЩРХУЛ РТПДХЛГЙЙ, ХДПЧМЕФЧПТСАЭЕК РПФТЕВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ ЙМЙ УЙУФЕНЩ.
йОЖПТНБГЙПООБС ФЕИОПМПЗЙС — УЙУФЕНБ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ НЕФПДПЧ Й УРПУПВПЧ УВПТБ, ИТБОЕОЙС, ОБЛПРМЕОЙС, РПЙУЛБ, ПВТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ ОБ ПУОПЧЕ РТЙНЕОЕОЙС УТЕДУФЧ ЧЩЮЙУМЙФЕМШОПК ФЕИОЙЛЙ.
гЕМШ ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ — РТПЙЪЧПДУФЧП ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС БОБМЙЪБ ЮЕМПЧЕЛПН Й РТЙОСФЙЕ ОБ ЕЗП ПУОПЧЕ ТЕЫЕОЙС РП ЧЩРПМОЕОЙА ЛБЛПЗП-МЙВП ДЕКУФЧЙС (ХРТБЧМЕОЮЕУЛПЗП ТЕЫЕОЙС).
пУПВЕООПУФША йф СЧМСЕФУС ФП, ЮФП Ч ОЕК Й РТЕДНЕФПН Й РТПДХЛФПН ФТХДБ СЧМСЕФУС ЙОЖПТНБГЙС, Б ПТХДЙСНЙ ФТХДБ — УТЕДУФЧБ ЧЩЮЙУМЙФЕМШОПК ФЕИОЙЛЙ Й УЧСЪЙ.
пУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ ЛПНРШАФЕТОЩИ (ОПЧЩИ) ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК:
- ЙОФЕТБЛФЙЧОЩК ТЕЦЙН (ДЙБМПЗПЧЩК ЙМЙ ТЕЦЙН ТЕБМШОПЗП ЧТЕНЕОЙ) ТБВПФЩ У рл;
- ЙОФЕЗТЙТПЧБООПУФШ (УФЩЛПЧЛБ);
- ЗЙВЛПУФШ РТПГЕУУБ ЙЪНЕОЕОЙС ЛБЛ ДБООЩИ, ФБЛ Й РПУФБОПЧПЛ ЪБДБЮ.
йОУФТХНЕОФБТЙК ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ — ПДЙО ЙМЙ ОЕУЛПМШЛП ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ РТПЗТБННОЩИ РТПДХЛФПЧ ДМС ПРТЕДЕМЕООПЗП ФЙРБ ЛПНРШАФЕТБ, ФЕИОПМПЗЙС ТБВПФЩ Ч ЛПФПТПН РПЪЧПМСЕФ ДПУФЙЮШ РПУФБЧМЕООХА РПМШЪПЧБФЕМЕН ГЕМШ (ФЕЛУФПЧЩК РТПГЕУУПТ (ТЕДБЛФПТ), ОБУФПМШОЩЕ ЙЪДБФЕМШУЛЙЕ УЙУФЕНЩ, ЬМЕЛФТПООЩЕ ФБВМЙГЩ, УЙУФЕНЩ ХРТБЧМЕОЙС ВБЪБНЙ ДБООЩИ, ЬМЕЛФТПООЩЕ ЪБРЙУОЩЕ ЛОЙЦЛЙ, ЬМЕЛФТПООЩЕ ЛБМЕОДБТЙ, ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ УЙУФЕНЩ ЖХОЛГЙПОБМШОПЗП ОБЪОБЮЕОЙС (ЖЙОБОУПЧЩЕ, ВХИЗБМФЕТУЛЙЕ, ДМС НБТЛЕФЙОЗБ Й РТ.), ЬЛУРЕТФОЩЕ УЙУФЕНЩ Й Ф.Д.
фТЕВПЧБОЙС Л ЙОЖПТНБГЙПООЩН ФЕИОПМПЗЙСН:
- НБМБС УФПЙНПУФШ, ОБИПДСЭБСУС Ч РТЕДЕМБИ ДПУФХРОПУФЙ ДМС ЙОДЙЧЙДХБМШОПЗП РПЛХРБФЕМС;
- БЧФПОПНОПУФШ Ч ЬЛУРМХБФБГЙЙ ВЕЪ УРЕГЙБМШОЩИ ФТЕВПЧБОЙК Л ХУМПЧЙСН ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ;
- ЗЙВЛПУФШ БТИЙФЕЛФХТЩ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭБС ЕЕ БДБРФЙЧОПУФШ Л ТБЪОППВТБЪОЩН УЖЕТБН РТЙНЕОЕОЙС: Ч ХРТБЧМЕОЙЙ, ОБХЛЕ, ПВТБЪПЧБОЙЙ, Ч ВЩФХ;
- «ДТХЦЕУФЧЕООПУФШ» ПРЕТБГЙПООПК УЙУФЕНЩ Й РТПЮЕЗП РТПЗТБННОПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС, ПВХУМПЧМЙЧБАЭБС ТБВПФХ У ОЕК РПМШЪПЧБФЕМС ВЕЪ УРЕГЙБМШОПК РТПЖЕУУЙПОБМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ;
- ЧЩУПЛБС ОБДЕЦОПУФШ ТБВПФЩ (ВПМЕЕ 8000 ЮБУПЧ ОБТБВПФЛЙ ОБ ПФЛБЪ).
Источник
Введение в информационные технологии
Цели изучения темы:
Ознакомиться с организацией работы в локальной сети учреждения образования, имеющимися (доступными для учащихся) информационными ресурсами, требованиями антивирусной защиты информации.
Ознакомиться с правилами работы в локальной сети учреждения образования
Примеры информационных технологий
Структура информационной технологии
ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Современные информационные технологии, их классификация и характеристика
Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logo s — наука, учение) – это совокупность методов, приёмов, способов и процессов, применяемых в каком-нибудь деле, в производстве чего-нибудь, их научное описание, а также дисциплина, изучающая закономерности, действующие в технологических процессах. В сущности любая технология представляет собой инструмент для достижения поставленных целей.
Различают технологию материального производства и информационную технологию.
Технология материального производства(ТМК) – это совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.
Технология материального производства включает:
— подготовку сырья и материалов;
— производство материальных продуктов;
— сбыт производственных продуктов потребителям.
Цель технологии материального производства – это выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Информационная технология (ИТ) — процесс, состоящий из методов, способов и приемов, позволяющих осуществлять информационные процессы обработки, хранения, передачи, поиска и выдачи информации.
При этом в ходе сбора и обработки первичной информации (данных) получается информация нового качества (информационный продукт) о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная технология включает:
— сбор данных или первичной информации;
— обработку данных и получение результативной информации;
— передачу результативной информации пользователю для принятия на ее основе решений.
Цель информационной технологии – это производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Информационная технология – это умение правильно работать с информацией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приемов.
Информационную технологию, описывающую процесс, можно представить в виде иерархической структуры, разделив ее на этапы, действия и элементарные операции .
Различают традиционные («бумажные») и современные («безбумажные») информационные технологии.
Традиционная информационная технология – это информационная технология, где в качестве носителя информации преобладает бумага и используются неэлектронные средства ее фиксации, преобразования и передачи. Данная технология существовала до периода массового использования персональных компьютеров и была ориентирована главным образом на снижение трудоемкости в работе пользователя (например, проведение научных расчетов).
Современная (новая, компьютерная) информационная технология – это информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Примеры информационных технологий
технология обработки графической информации;
технология обработки текстовой информации;
технология работы с базами данных;
технология работы с электронными таблицами;
веб-технологии и др.
Персональный компьютер /ПК или ПЭВМ/ (англ. personalcomputer / PC /) – это ЭВМ универсального назначения, рассчитанная на одного пользователя и управляемая одним человеком.
Различают шесть поколений ЭВМ :
1. Первое поколение (1945-1955) — на вакуумных электронных лампах :
ENIAC (США), МЭСМ, БЭСМ-1, Стрела-1, М-20, Минск-1, Киев-1, Урал-1, Раздан-1.
2. Второе поколение (1955-1965) — на полупроводниках (транзисторах) :
NCR 304 (США), М-220, БЭСМ-3, Урал-11, Минск-32, Раздан-2, Днепр-3, БЭСМ-6.
3. Третье поколение (1965-1973) — на интегральных схемах (ИС) :
IBM 360 (США), ЕС ЭВМ (единая система ЭВМ), СМ ЭВМ (серия малых ЭВМ).
4. Четвертое поколение (1973-1993) — на больших интегральных схемах (БИС) :
ПК Altair -8800 (США), ILLIAC — IV , Cray -2, Эльбрус-2.
5. Пятое поколение (с 1993 года) — на сверхбольших интегральных схемах (СБИС) :
ПЭВМ на базе микропроцессоров класса Pentium .
6. Шестое поколение (с 1995 года) — на элементах с биологическими принципами обработки информации . Проводятся научные исследования над созданием«нейрокомпьютера» — электронно-логической машины (ЭЛМ).
Компьютер – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для работы с информацией.
Телекоммуникационные средства – это технические устройства или системы, способные передавать, переносить, принимать или контролировать распознаваемые в качестве сообщений электромагнитные или оптические сигналы.
Основным техническим средством для реализации современной информационной технологии, прежде всего, является персональный компьютер.
Современная информационная технология – это технология, основанная на:
— повсеместном использовании ЭВМ и оргтехники ( оргтехника – это разнообразные технические средства, используемых в целях механизации (замены ручных средств труда механизмами, машинами) и автоматизации управленческих и инженерно-технических работ; например, использование пишущих машинок, механизированных картотек, копировальных аппаратов, микрокалькуляторов и пр.);
— активном участии пользователей в информационных процессах;
— высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса;
— широком использовании пакетов прикладных программ общего и специального назначения;
— возможности для пользователя доступа к базам данных и программам, в том числе и удаленным, благодаря локальным и глобальным компьютерным сетям;
— анализе ситуаций при выработке и принятии управленческих решений с помощью автоматизированных рабочих мест специалистов;
— применении систем искусственного интеллекта;
— внедрении экспертных систем;
— использовании телекоммуникации и др.
Основными принципами современной информационной технологии являются:
— интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
— интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;
— гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
Классификация современных информационных технологий:
1. По степени автоматизации задач управления:
— ИТ электронной обработки данных – выполнение обработки данных с использованием ЭВМ;
— ИТ автоматизации управленческой деятельности – (отчеты, планы) использование вычислительных средств для подготовки управленческих решений;
— ИТ поддержки принятия решений – формирование прогнозов, составление бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности;
— ИТ электронного офиса – обеспечение комплексной реализации требуемых задач благодаря использованию интегрированных пакетов прикладных программ;
— ИТ экспертной поддержки – (искусственный интеллект) использование специалистами-аналитиками сведений, составляющих базу знаний в конкретной предметной области.
2. По типу обрабатываемой информации:
— ИТ обработки данных – применение систем управления базами данных и электронных таблиц;
— ИТ обработки текста – использование текстовых редакторов и гипертекста;
— ИТ обработки графики – применение графических редакторов;
— ИТ обработки знаний – использование экспертных систем;
— ИТ обработки объектов реального мира – применение средств мультимедиа.
3. По возможности доступа пользователя к информационным ресурсам:
— пакетная ИТ – исключение возможности пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме;
— диалоговая ИТ – предоставление пользователю неограниченной возможности взаимодействия с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном режиме времени, позволяя получать всю необходимую информацию;
— сетевая ИТ – предоставление пользователю средств доступа к территориально распределенным информационным ресурсам благодаря развитым средствам связи.
4. По способу построения сети ЭВМ:
— локальная сетевая ИТ;
— многоуровневая сетевая ИТ;
— распределенная сетевая ИТ;
— глобальная сетевая ИТ.
5. По типу пользовательского интерфейса , реализуемого операционной системой:
— ИТ командного интерфейса – обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды;
— ИТ WIMP-интерфейса ( W indows — окно, I mage — образ, M enu — меню, P ointer — указатель) – графического интерфейса пользователя. На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель;
— ИТ SILK-интерфейса ( S peech – речь, I mage – образ, L anguage – язык, K nowledge – знание) – интерфейса поисковых систем. На экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.
Структуру информационной технологии образуют:
— техническое обеспечение — это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей;
— программное обеспечение — это совокупность программ, исполняемых аппаратными средствами компьютера, позволяющих обрабатывать информацию на ЭВМ;
— информационное обеспечение – это совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки;
— организационно-методическое обеспечение — это комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.
Существует и другой подход к рассмотрению структуры информационной технологии, согласно которому любая ИТ включает три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих её ядро:
— аппаратное обеспечение (Hardware);
— программное обеспечение (Software);
— интеллектуальное (алгоритмическое) обеспечение (Brainware).
Но кроме ядра ИТ существует еще один, очень важный компонент – сеть поддержки информационной технологии , инфраструктура (Infrastructure) : необходимые физические, административные и организационные структуры, культурные схемы, стандарты и критерии и т.д.
Понятно, что простого наличия компонентов, составляющих информационную технологию, недостаточно для того, чтобы ее «оживить». Реализация информационной технологии возможна в определенной среде – информационной системе.
Информационная система (ИС) – целостная взаимосвязанная совокупность средств и методов сохранения, обработки, поиска и выдачи информации, обслуживаемая и используемая человеком.
Классификация информационных систем по характеру и типу решаемых задач
информационно-поисковые (справочные) системы;
географические информационные системы;
управленческие информационные системы;
системы искусственного интеллекта;
обучающие информационные системы и др.
Автоматизированная информационная система(АИС) – это комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации различных процессов, связанных с деятельностью человека, который является частью этой системы.
По сфере применения автоматизированные информационные системы подразделяются на: административные, производственные, учебные, медицинские, военные, экологические и др.
Источник