Информационные системы как способ автоматизации информационных процессов

Информационные системы. Автоматизация информационных процессов

Цель автоматизации информационных процессов — повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей.

Основные задачи автоматизации информационных процессов заключаются в:

1) сокращении трудозатрат при выполнении традиционных информационных процессов и операций;

2) устранении рутинных операций;

3) ускорении процессов обработки и преобразования информации;

4) расширении возможностей осуществления статистического анализа и повышении точности учетно-отчетной информации;

5) повышении оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей;

6) модернизации или полной замене элементов традиционных технологий;

7) расширении возможностей организации и эффективного использования информационных ресурсов за счет применения НИТ (автоматическая идентификация изданий, настольные издательские системы, сканирование текстов, СD и DVD, системы теледоступа и телекоммуникаций, электронная почта, другие сервисы Интернета, гипертекстовые, полнотекстовые и графические машиночитаемые данные и др.);

8) облегчении возможностей широкого обмена информацией, участия в корпоративных и других проектах, способствующих интеграции и т.п.

Автоматизированная система — это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая автоматизированную технологию выполнения установленных функций.

Автоматизированная информационная система — это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

Основная цель АИС — хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам.

Выделяют четыре типа АИС:

1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной организации;

2) Объединяющий несколько процессов в одной организации;

3) Обеспечивающий функционирование одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;

4) Реализующий работу нескольких процессов или систем в масштабе нескольких организаций.

При этом наиболее распространенными и перспективными считаются: фактографические, документальные, интеллектуальные (экспертные) и гипертекстовые АИС.

Источник

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессах

Информационная система (ИС) — это система, построен­ная на базе компьютерной техники, предназначенная для хранения, поиска, обработки и передачи значительных объемов информации, имеющая определенную практичес­кую сферу применения. Технической базой для ИС может быть один отдельный компьютер, локальная или глобальная компьютерная сеть. По назначению различаются следующие виды ИС: инфор­мационно-справочные (поисковые) системы; управляющие системы; обучающие системы; экспертные системы и другие.

Для успешного функционирования АСУ возникает потребность автоматизации информационных процессов, а значит и создания автоматизированных информационных систем (АИС). Так и было вначале. В результате появились информационные системы, позволяющие в автоматизированном режиме выполнять процессы, связанные с управлением производством и различными видами деятельности, а также с делопроизводством. В России эти процессы начинаются со второй половины XX века.

Затем стало очевидным, что АИС могут использоваться не только для совершенствования управления производственными процессами, но и с целью улучшения качества создаваемой информационной продукции и услуг, повышения качества и оперативности обслуживания пользователей и т.п. Информационные АСУ обладают возможностью представления информации в виде, удобном для последующего использования, обработки в ЭВМ, а также передачи её по каналам связи.

Автоматизация информационных процессов, способствуя ликвидации многих рутинных операций, повышая комфортность и одновременно эффективность работы, предоставляя пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией, создаёт и новые проблемы, решение которых может быть осуществлено лишь на базе использования общенаучных методов и новых информационных технологий. На каждой ступени развития общества они отражают присущий ему уровень высоких технологий.

Читайте также:  Каким графическим способом можно проиллюстрировать свойства информации

Автоматизированная информационная система (Automated information system, AIS) — это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений.

Целью автоматизации информационных процессов является повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей. С её помощью ликвидируются рутинные процедуры, сокращается время выполнения заданий, преобразуются, а порой и полностью изменяются технологические процессы, предоставляются пользователям новые виды информационных услуг и продуктов. Автоматизация позволяет преобразовать и видоизменить отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии. Она предоставляет пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией и одновременно создаёт новые проблемы, решить которые можно лишь используя общенаучные методы и более новые НИТ.

Удобство и эффективность применения компьютеров для подготовки текстов привели к созданию множества программ для обработки документов. Такие программы называются текстовыми процессорами или редакторами. Возможности этих программ различны — от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Конспект по дисциплине Информационные технологии на тему «Автоматизация информационных процессов»

Автоматизация информационных процессов

Целью автоматизации информационных процессов является повышение производительности и эффективности труда работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение сервиса и оперативности обслуживания пользователей. С её помощью ликвидируются рутинные процедуры, сокращается время выполнения заданий, преобразуются, а порой и полностью изменяются технологические процессы, предоставляются пользователям новые виды информационных услуг и продуктов. Автоматизация позволяет преобразовать и видоизменить отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии. Она предоставляет пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией и одновременно создаёт новые проблемы, решить которые можно лишь используя общенаучные методы и более новые НИТ.

Способами обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий являются программное, техническое, лингвистическое, организационное и правовое обеспечение, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию.

Программное обеспечение представляет инструментальную среду программистов, прикладные программы для соответствующих ЭВМ и установленные на них операционные системы. Это языки программирования , операционные системы, сетевое программное обеспечение, редакторы (текстовые, связей, табличные и др.), библиотеки программ, трансляторы, утилиты и др. Главными среди них являются программные комплексы АИС – системы управления базами данных (СУБД). Их оболочки – это автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) широкого применения.

Техническое обеспечение АИС включает средства ввода, обработки, хранения, поиска и передачи/приёма информации. Ввод, обработка и хранение данных – стандартные составляющие ЭВМ. Поиск информации осуществляется на основе использования специального ПО. Средства передачи информации представляют собой сетевое и телекоммуникационное оборудование ЭВМ, системы и средства связи.

К лингвистическому обеспечению обычно относят:

типы, форматы, структура информации (данных, записей, документов);

языковые средства описания (ЯОД, словари данных) и манипулирования данными (ЯМД);

классификаторы, кодификаторы, словари, тезаурусы и т.п.

В состав организационного обеспечения АИС входят структурные подразделения организации, её использующей, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.

Правовое обеспечение АИС – это совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и функционировании АИС. На этапе разработки АИС оно включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, с регулированием отклонений процесса разработки системы, с обеспечением процесса разработки различными ресурсами. На этапе эксплуатации системы – определяет её статус в процессе управления, правовые положения компетенции отдельных структур АИС и организации их деятельности, порядок создания и использования информации в АИС, правовое обеспечение безопасности функционирования АИС. Правовое обеспечение включает нормативные документы, регламентирующие деятельность АИС.

Читайте также:  Способы как можно узнать местоположение

Вариант схемы автоматизированной информационной системы представлен на рис. 14.1.

Рис. 14.1. Вариант схемы автоматизированной информационной системы.

Универсальные оболочки не позволяют пользователям собственными силами развивать систему. Специальные программы класса СУБД (ORACLE, MS SQL, ADABAS, Informix и др.) разрабатываются таким образом, чтобы предоставлять пользователям широкие возможности их развития. Для обеспечения широких масс пользователей к открытым электронным информационным массивам осуществляется кооперация и интеграция этих ресурсов.

Автоматизированные интегрированные информационные системы обеспечивают доступ к удалённым информационным и техническим ресурсам, а также возможность работы различных категорий пользователей с разнородной по формам представления информацией. К ним относят локальные, корпоративные и глобальные сети.

АИПС, с точки зрения выполняемых задач и представляемых пользователям возможностей, могут быть как достаточно простыми (элементарные справочные), так и весьма сложными системами (экспертные и др., предоставляющие прогностические решения).

Источник

Конспект урока «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

Тема: «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

Знать основные тенденции развития информационного общества;

Знать основное назначение информационных систем;

Иметь представление об основных различиях информационных систем от баз данных;

Знать основные принципы проектирования баз данных.

Развить навыки проективного мышления при оперировании с информационными объектами;

Развить навыки аналитического мышления.

Формировать и воспитать познавательный интерес путем описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных.

Цели: освоить назначения информационных систем; иметь представление о возможностях и видах информационных систем.

Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

— С какими программными средствами мы познакомились? (В курсе информатики мы познакомились с графическим редактором, текстовым процессором и электронной таблицей. Каждая из этих программ обрабатывает преимущественно следующие объекты: графические файлы, текст и числа.)

Какое программное средство позволяет аккумулировать данные? (Наверно ни одна из перечисленных программ не позволяет сохранять данные и манипулировать ими, хотя каждая из них сохраняет разработанные в их средах документы.)

Как вы думаете, насколько целесообразно иметь такую программу? (Компьютер является хорошим средством для сохранения большого массива информации. Наверняка должны существовать программные средства, обеспечивающие данные процессы: хранение больших массивов информации и возможности быстрого поиска.)

4. Теоретический материал урока

Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление информационных ресурсов, оперирование которыми требует использования определенных способов хранения, обработки. Основным критерием оптимальных действий человека по управлению ими является умение осуществлять поиск и получать необходимые данные за малые промежутки времени. Примерами больших объемов информации являются картотеки библиотек, архивы документов, законодательные акты и т.п. Все перечисленные виды информации определенным образом структурированы, приведены в систему. И одним из способов использования компьютера стала компьютерная обработка больших объемов информации.

База данных (БД) — совокупность определенным образом организованной (структурированной) информации на определенную тему, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера. Любая база данных содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью.

Информационная система (ИС) — совокупность БД и комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем. Основное назначение информационных систем и баз данных: хранение, поиск, внесение изменений, группировка и сортировка данных (манипулирование данными).

Читайте также:  Способ наложения 2 младшая группа

Информационные системы создаются по определенным отраслям, в каждой из которых выполняют кроме основного назначения и свои специфические функции. Но общим для всех систем является накопление данных, организация деятельности по обработке данных (аналитическая деятельность) и принятие обоснованных управленческих решений. Информационные системы могут быть классифицированы по виду деятельности организации:

• системы учета и бухгалтерии;

• системы кадров и т. д.

Информационные системы могут различаться и по архитектуре, и по способам реализации. Для нас это не существенно, нам главное необходимо разобраться в возможностях и принципах создания подобных систем. Выделим свойства, которые являются общими для всех информационных систем. Первое — это назначение (сбор, хранение и обработка информации). Второе — среда хранения и доступ к данным. С одной стороны необходимо обеспечить сохранность данных на длительный срок, с другой — доступ к данным должен осуществляться в самые короткие сроки. Причем данные могут и должны иметь разные структуры.

Третье и обязательное свойство — удобный и понятный интерфейс для конечного пользователя. Информационная система служит в первую очередь инструментом деятельности пользователя, который не должен вникать в особенности программы. Традиционно стали использовать графический интерфейс, интуитивно понятный и удобный при оперировании электронными объектами.

Любая информационная система имеет прикладное назначение. Информация какой-либо производственной сферы должна накапливаться, и соответственно должны применяться определенные свойства манипулирования данными. Возможности выделения информационных блоков могут отличаться, например, в бухгалтерском деле в основном оперируют числовыми данными, а в области медицины необходимо пользоваться текстовыми данными. Соответственно в информационные системы закладывают различные способы оперирования данными.

Но есть основные требования, которые предъявляются к таким системам:

1) информация должна храниться вечно;

2) в систему должна закладываться возможность развития;

3) поддержка целостности системы при работе нескольких независимых пользователей.

Создание информационных систем предполагает выделение требований, предъявляемых заказчиком. Чаще всего в качестве заказчика выступает какая-либо корпорация. На основе требований создается проект. Здесь рассматриваются информационные потоки, в которых выделяются необходимые для систематизации данные. Затем выбирается концептуальная модель (иначе говоря, вид, структура данных) в каком будет храниться информация. На основе выбранной структуры строится общая схема базы данных. Так в общих чертах выглядит схема создания информационной системы.

Для нас существенным является освоение общих принципов построения баз данных. Прежде чем рассмотреть какую-либо конкретную базу данных, мы должны освоить понятие информационной структуры. В процессе проектирования существенным моментом является именно построение схемы данных с использованием соответствующей структуры. Существуют основные три вида структур: реляционная, иерархическая и сетевая.

Реляционная структура предполагает использование таблицы в качестве основы для систематизации данных. Элементы системы располагаются по строкам, а атрибуты (свойства) объекта по столбцам. Пересечение строк и столбцов дает нам значение элементов системы. Иерархическая структура выстраивает элементы системы в виде дерева. Ключевым элементом здесь является одно понятие, остальные элементы соподчинены друг другу. Сетевая структура имеет разветвленную связь многих ко многим. Рассмотрим сказанное на примерах.

С табличными данными проще, мы с ними постоянно сталкиваемся. При изучении текстового редактора мы создали таблицу «Расписание уроков». С позиции представления данных с использованием информационных структур, это будет выглядеть следующим образом. Объектом описания является «Расписание уроков», атрибутами объекта являются дни недели и нумерация уроков. Тогда информационная структура приобретет такой вид:

Источник

Оцените статью
Разные способы