Информационная технология комплекс методов способов

Методы информационных технологий

Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация методов и средств информационных технологий

Любое изменение информации зависит от её объёма и направления преобразования, и может быть выполнено разными средствами и методами.

Методы и средства информационных технологий состоят из:

  • Набор технических средств.
  • Средства управления комплексом техники.
  • Организационное и методическое обеспечение.

Набор технических средств – это инструментальный набор, набор приспособлений, механизмов и машин, устройств автоматики, которые собственно и выполняют преобразование информации.

Средства управления комплексом техники дают возможность сотрудникам выполнять целевое применение техники для выполнения преобразования информации.

Организационное и методическое обеспечение связывает выполнение всех работ техническими средствами и обслуживающими их работниками в единообразный процесс согласно с данным преобразованием информации и состоит в свою очередь из:

  1. Нормативных и методических данных по формированию разных документов в процессе решения поставленной задачи.
  2. Инструкций и нормативов по использованию техники, включая технику безопасности работ и условия обеспечения работоспособности технических средств.
  3. Инструкций, нормативных и методических материалов по оптимизации работы специалистов в границах выбранной информационной технологии.

Если основная часть оборудования –это электронные вычислительные машины и другие средства на их основе, то это можно назвать компьютерной информационной технологией.

Технические средства информационных технологий

Технические средства представляют собой самую главную составляющую информационных технологий и фактически выполняют такую же роль, как и средства производства в промышленности.

В обобщённом смысле технические средства – это набор устройств для работы людей, которые созданы и применяются для выполнения процессов производства, а также, для обслуживания непроизводственные сферы общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Главное предназначение технических средств:

  • Облегчить трудоёмкие операции и увеличить производительность труда людей.
  • Расширить возможности человека при выполнении различных работ.
  • Исключить (полностью или частично) участие людей в работах, которые вредны для здоровья.

Набор технических средств очень широк и многообразен, но возможно их классифицировать по степени сложности и необходимости участия человека в работе с ними на:

  1. Набор инструментов и приспособлений.
  2. Различные механизмы и машины.
  3. Разнообразные автоматы (автоматические устройства).

По мере развития общества технические средства постепенно получали новые различные возможности, которые расширяли области их использования. Сначала это были просто разные инструментальные наборы и приспособления, которые облегчали процессы труда, основанные на применении физической силы человека без использования посторонних энергетических источников. Качественно другая, более высокая степень совершенствования техники – это механизмы и машины, то есть механическое оборудование, которое выполняет необходимые человеку работы, используя внешние (относительно организма человека) источники энергии. При этом машина или механизм не нуждаются в энергии человека, но полностью подчинены воле человека, который ими управляет. Применение механизмов и машин в различных областях работы людей называют механизацией.

Последующий, более высокий уровень прогресса техники –это автоматы, то есть устройства, которые управляются специальными программами и служат для выполнения набора заданных заранее процедур. Они отличаются от механизмов и машин тем, что так же имеют независимость от энергии человека, но при этом они могут работать автономно под управлением программного алгоритма. Применение автоматов (автоматических устройств) в разных областях производства называется автоматизацией. Определить набор и классифицировать технические средства информационных технологий можно с помощью указанных выше пунктов о средствах и орудиях труда, но учитывая особенности объектов труда, которыми в нашем случае являются объекты информации, то есть информационные данные, записанные на материальных носителях. Поскольку ранее преобладали операции силового характера над физическими объектами, которые и являлись объектами трудовой деятельности в производстве, то и общие понятия об орудиях и средствах труда сформировались из преобладания их энергетического характера. Их можно так же применить и к средствам техники офисных технологий, точками воздействия которых выступают именно физические носители информационных данных, но никак ни непосредственно эти самые данные.

Учитывая это можно легко выделить в наборе технических средств модули, которые можно отнести к инструментам и приспособлениям, механизмам и машинам, автоматам. Если же рассматривать информационные данные как предмет труда, то надо уточнять, по каким критериям относятся разные технические средства к выбранной группе, так как мы уже говорим не о силовой энергетике, а о преобразовании информации, то есть, грубо говоря, не о физическом труде, а об умственном.

Умственная работа – это набор действий над информацией, которые выполняют вместе разные органы человека, и состоящий из:

  1. Приём информации, представленной в разных формах (через органы чувств).
  2. Обработка принятой информации по её содержанию путём деятельности мозга.
  3. Временное и постоянное сохранение информации, которое реализуется биохимией мозга.
  4. Формирование результата путём его выдачи в разных формах (голос, жесты, мимика, формирование зрительных форм с применением имеющихся средств).

Приведённые действия над информацией можно разделить на три группы:

  1. Изменяется форма выражения информации (текст записывается под диктовку, читается вслух с листа документ и тому подобное).
  2. Меняется физический носитель информации (иногда меняется и форма записи данных).
  3. Меняется смысл (семантика) данных (реферат документа, выработка решения по управлению и т.п.)

Очевидно, главное в умственной деятельности именно корректировка содержания информации (а часто и его формирование), а смена носителя и вида отображения данных является лишь второстепенным фактором.

Источник

Информационная технология комплекс методов способов

1.2 рПОСФЙЕ ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ (йф): ПРТЕДЕМЕОЙЕ, ПУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ Й ЙОУФТХНЕОФБТЙК

рТПГЕУУЩ РТЕПВТБЪПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ УЧСЪБОЩ У ЙОЖПТНБГЙПООЩНЙ ФЕИОПМПЗЙСНЙ.

фЕИОПМПЗЙС Ч РЕТЕЧПДЕ У ЗТЕЮЕУЛПЗП — ЙУЛХУУФЧП, ХНЕОЙЕ, Б ЬФП ОЕ ЮФП ЙОПЕ ЛБЛ РТПГЕУУ.

рТПГЕУУ — ПРТЕДЕМЕООБС УПЧПЛХРОПУФШ ДЕКУФЧЙК, ОБРТБЧМЕООЩИ ОБ ДПУФЙЦЕОЙЕ РПУФБЧМЕООЩИ ГЕМЕК.

фЕИОПМПЗЙС НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ ПРТЕДЕМСЕФУС ЛБЛ УПЧПЛХРОПУФШ НЕФПДПЧ ПВТБВПФЛЙ, ЙЪЗПФПЧМЕОЙС, ЙЪНЕОЕОЙС УПУФПСОЙС, УЧПКУФЧ, ЖПТНЩ УЩТШС, НБФЕТЙБМБ ЙМЙ РПМХЖБВТЙЛБФБ Ч РТПГЕУУЕ РТПЙЪЧПДУФЧБ (ОБРТЙНЕТ, ФЕИОПМПЗЙС НЕФБММПЧ, ИЙНЙЮЕУЛБС ФЕИОПМПЗЙС, ФЕИОПМПЗЙС УФТПЙФЕМШУФЧБ Й ДТ.).

гЕМШ ФЕИОПМПЗЙЙ НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ — ЧЩРХУЛ РТПДХЛГЙЙ, ХДПЧМЕФЧПТСАЭЕК РПФТЕВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ ЙМЙ УЙУФЕНЩ.

йОЖПТНБГЙПООБС ФЕИОПМПЗЙС — УЙУФЕНБ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ НЕФПДПЧ Й УРПУПВПЧ УВПТБ, ИТБОЕОЙС, ОБЛПРМЕОЙС, РПЙУЛБ, ПВТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ ОБ ПУОПЧЕ РТЙНЕОЕОЙС УТЕДУФЧ ЧЩЮЙУМЙФЕМШОПК ФЕИОЙЛЙ.

гЕМШ ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ — РТПЙЪЧПДУФЧП ЙОЖПТНБГЙЙ ДМС БОБМЙЪБ ЮЕМПЧЕЛПН Й РТЙОСФЙЕ ОБ ЕЗП ПУОПЧЕ ТЕЫЕОЙС РП ЧЩРПМОЕОЙА ЛБЛПЗП-МЙВП ДЕКУФЧЙС (ХРТБЧМЕОЮЕУЛПЗП ТЕЫЕОЙС).

пУПВЕООПУФША йф СЧМСЕФУС ФП, ЮФП Ч ОЕК Й РТЕДНЕФПН Й РТПДХЛФПН ФТХДБ СЧМСЕФУС ЙОЖПТНБГЙС, Б ПТХДЙСНЙ ФТХДБ — УТЕДУФЧБ ЧЩЮЙУМЙФЕМШОПК ФЕИОЙЛЙ Й УЧСЪЙ.

пУОПЧОЩЕ РТЙОГЙРЩ ЛПНРШАФЕТОЩИ (ОПЧЩИ) ЙОЖПТНБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК:

  • ЙОФЕТБЛФЙЧОЩК ТЕЦЙН (ДЙБМПЗПЧЩК ЙМЙ ТЕЦЙН ТЕБМШОПЗП ЧТЕНЕОЙ) ТБВПФЩ У рл;
  • ЙОФЕЗТЙТПЧБООПУФШ (УФЩЛПЧЛБ);
  • ЗЙВЛПУФШ РТПГЕУУБ ЙЪНЕОЕОЙС ЛБЛ ДБООЩИ, ФБЛ Й РПУФБОПЧПЛ ЪБДБЮ.

йОУФТХНЕОФБТЙК ЙОЖПТНБГЙПООПК ФЕИОПМПЗЙЙ — ПДЙО ЙМЙ ОЕУЛПМШЛП ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ РТПЗТБННОЩИ РТПДХЛФПЧ ДМС ПРТЕДЕМЕООПЗП ФЙРБ ЛПНРШАФЕТБ, ФЕИОПМПЗЙС ТБВПФЩ Ч ЛПФПТПН РПЪЧПМСЕФ ДПУФЙЮШ РПУФБЧМЕООХА РПМШЪПЧБФЕМЕН ГЕМШ (ФЕЛУФПЧЩК РТПГЕУУПТ (ТЕДБЛФПТ), ОБУФПМШОЩЕ ЙЪДБФЕМШУЛЙЕ УЙУФЕНЩ, ЬМЕЛФТПООЩЕ ФБВМЙГЩ, УЙУФЕНЩ ХРТБЧМЕОЙС ВБЪБНЙ ДБООЩИ, ЬМЕЛФТПООЩЕ ЪБРЙУОЩЕ ЛОЙЦЛЙ, ЬМЕЛФТПООЩЕ ЛБМЕОДБТЙ, ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ УЙУФЕНЩ ЖХОЛГЙПОБМШОПЗП ОБЪОБЮЕОЙС (ЖЙОБОУПЧЩЕ, ВХИЗБМФЕТУЛЙЕ, ДМС НБТЛЕФЙОЗБ Й РТ.), ЬЛУРЕТФОЩЕ УЙУФЕНЩ Й Ф.Д.

фТЕВПЧБОЙС Л ЙОЖПТНБГЙПООЩН ФЕИОПМПЗЙСН:

  • НБМБС УФПЙНПУФШ, ОБИПДСЭБСУС Ч РТЕДЕМБИ ДПУФХРОПУФЙ ДМС ЙОДЙЧЙДХБМШОПЗП РПЛХРБФЕМС;
  • БЧФПОПНОПУФШ Ч ЬЛУРМХБФБГЙЙ ВЕЪ УРЕГЙБМШОЩИ ФТЕВПЧБОЙК Л ХУМПЧЙСН ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ;
  • ЗЙВЛПУФШ БТИЙФЕЛФХТЩ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭБС ЕЕ БДБРФЙЧОПУФШ Л ТБЪОППВТБЪОЩН УЖЕТБН РТЙНЕОЕОЙС: Ч ХРТБЧМЕОЙЙ, ОБХЛЕ, ПВТБЪПЧБОЙЙ, Ч ВЩФХ;
  • «ДТХЦЕУФЧЕООПУФШ» ПРЕТБГЙПООПК УЙУФЕНЩ Й РТПЮЕЗП РТПЗТБННОПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС, ПВХУМПЧМЙЧБАЭБС ТБВПФХ У ОЕК РПМШЪПЧБФЕМС ВЕЪ УРЕГЙБМШОПК РТПЖЕУУЙПОБМШОПК РПДЗПФПЧЛЙ;
  • ЧЩУПЛБС ОБДЕЦОПУФШ ТБВПФЩ (ВПМЕЕ 8000 ЮБУПЧ ОБТБВПФЛЙ ОБ ПФЛБЪ).

Источник

Понятие информационных технологий (ИТ). Цель, методы и средства (инструментарий) информационных технологий

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом понимают определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.

Тexнoлoгию рассматривают как кoмплeкc нayчныx и инжeнepныx знaний, peaлизoвaнныx в пpиeмax тpyдa, нaбopax мaтepиaльныx, тexничecкиx, энepгeтичecкиx, тpyдoвыx фaктopoв пpoизвoдcтвa, cпocoбax иx coeдинeния для coздaния пpoдyктa или ycлyги, oтвeчaющиx oпpeдeлeнным тpeбoвaниям.

Тexнoлoгия нepaзpывнo cвязaнa c мaшинизaциeй пpoизвoдcтвeннoгo или нeпpoизвoдcтвeннoгo, пpeждe вceгo yпpaвлeнчecкoгo пpoцecca. Упpaвлeнчecкиe тexнoлoгии ocнoвывaютcя нa пpимeнeнии кoмпьютepoв и тeлeкoммyникaциoннoй тexники.

Сoглacнo oпpeдeлeнию, пpинятoмy ЮНЕСКО, инфopмaциoннaя тexнoлoгия – этo кoмплeкc взaимoc–вязaнныx, нayчныx, тexнoлoгичecкиx, инжeнepныx диc–циплин, изyчaющиx мeтoды эффeктивнoй opгaнизaции тpyдa людeй, зaнятыx oбpaбoткoй и xpaнeниeм инфopмa–ции, вычиcлитeльнyю тexникy и мeтoды opгaнизaции и взaимoдeйcтвия c людьми и пpoизвoдcтвeнным oбopyдoвaниeм, иx пpaктичecкиe пpилoжeния, a тaкжe cвязaнныe co вceм этим coциaльныe, экoнoмичecкиe и кyльтypныe пpoблeмы. Инфopмaциoнныe тexнoлoгии тpeбyют cлoжнoй пoдгoтoвки, бoльшиx пepвoнaчaльныx зaтpaт и нayкoeмкoй тexники. Иx ввeдeниe дoлжнo нaчинaтьcя c coздaния мaтeмaтичecкoгo oбecпeчeния, фopмиpoвaния инфopмaциoнныx пoтoкoв в cиcтeмax пoдгoтoвки cпeциaлиcтoв.

Инфopмaциoннaя тexнoлoгия включaeт в ceбя основу coвpeмeннoгo инфopмaциoннoгo бизнeca: средства вычислительной (кoмпьютepной) техники, комуникационное oбopyдoвaниe, средства связи, средства организационной техники, oптичecкyю aппapaтypy, информационные носители информации, пeчaтнoe и другое oбopyдoвaниe. Этo вce бaзoвыe элeмeнты инфpacтpyктypы, oпpeдeляющиe cтpaтeгичecкиe цeли paзвития бизнeca.

Читайте также:  Способы описания или представления алгоритмов

Информационная технология – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цeль инфopмaциoннoй тexнoлoгии – пoлyчить нyжнyю инфopмaцию тpeбyeмoгo кaчecтвa нa зaдaннoм нocитeлe, для обеспечения управленческой деятельности предметных областей. Пpи этoм cyщecтвyют oгpaничeния нa cтoимocть oбpaбoтки дaнныx, тpyдoeмкocть пpoцeccoв иcпoльзoвaния инфopмaциoннoгo pecypca, нaдeжнocть и oпepaтивнocть пpoцecca oбpaбoтки, а также на кaчecтвo пoлyчaeмoй инфopмaции.

Другими словами, основная цель ИТ – обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов:

– при разработке стратегических планов развития организаций;

– в процессе изучения влияния инвестиционно–инновационной деятельности;

– для обеспечения конкурентоспособности подразделений предприятия на основе учета мнения клиентов, состояния конкурентов;

– для осуществления поддержки принятия управленческих решений.

Для обработки информационная технология использует инструментарий. Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

Средствами производства информации являются аппаратное, программное и математическое обеспечение. С их помощью производится переработка первичной
информации в информацию нового качества.

Методами информационных технологий являются методы и приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. В качестве методов информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес–процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.

Анализ определений сущности инфорамационных технологий позволяет сделать вывод, что в современных условиях становятся эффективным инструментом совершенствования управления предприятием, в таких областях управленческой деятельности, как стратегическое управление, управление качеством продукции и услуг, предпринимательство, маркетинг,
делопроизводство, управление персоналом и организационная культура.

Развитие ИТ во всем мире объясняется возросшей интенсивностью информационных потоков вследствие развития процессов глобализации мировой экономики и становления информационного пространства. Управленческая деятельность нуждается в информационном обеспечении, так как обработка информации для принятия управленческих решений и выработки управляющих воздействий занимает достаточно много времени.

Источник

Информационная технология комплекс методов способов

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Понятие технология означает комплекс знаний о способах, приемах труда, наборах материально-технических факторов, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги.

Применительно к промышленному производству используется понятие производственная индустриальная технология.

Применение понятия технология к информационным процессам привело к возникновению понятия информационной технологии как совокупности знаний о способах автоматизированной переработки информации с использованием ЭВМ для автоматизации управленческой деятельности.

В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: ”новая”, “компьютерная” или “современная”.

Информационные технологии (ИТ), как и любая другая технология, могут быть разделены на два четко выраженных компонента:

Аппаратное обеспечение. К этой части информационных технологий относится физическая структура, конфигурация вычислительной техники, систем и прочего оборудования.

Программное обеспечение. Представляет собой набор правил, руководящих принципов и алгоритмов, необходимых для обеспечения работоспособности технического оборудования. Сюда можно отнести также программы, соглашения, стандарты и правила пользования, направленные на координацию отдельных задач и процесса в целом.

Значительную роль играет так называемое алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение. Оно, в зависимости от намерений, ожидаемых результатов и целей, должно обосновывать целесообразность использования и развертывания технического и программного обеспечения, а также его конфигурацию в каждом конкретном случае.

Информационные технологии — это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

2.2. Эволюция информационных технологий

Обработка информации имеет длинную историю развития, уходящую корнями в изобретение первых счет и печатающего устройства. Современный термин информационные технологии возник в конце 1970-х гг. и стал обозначать обработку информации с использованием вычислительной техники. Развитие вычислительной техники происходило в несколько этапов, каждый из которых являлся результатом инновационных технологических решений и приводил к созданию компьютеров нового поколения. Эволюционные процессы коснулись как аппаратных средств, так и программного обеспечения. Достижения в области информационных технологий, несомненно, отражались на применении их в экономике. И если на этапах становления вычислительной техники их применение ограничивалось научно-техническими расчетами в основном военного направления, то по мере совершенствования информационных технологий областями использования становились различные направления экономики, а затем и сферы развлечений.

Компьютеры первого поколения, созданные на базе электровакуумных ламп, имели низкую производительность и, как следствие, ограниченное применение. Изобретение транзисторов и их серийное производство привели к появлению компьютеров второго поколения. Высокая работоспособность таких компьютеров, а также серьезные успехи в области развития программного обеспечения позволили использовать их в экономической деятельности для обработки и хранения экономической информации.

С середины 1960-х гг. для производства компьютеров стали применять электронные схемы средней и высокой степени интеграции, что ознаменовало начало третьего этапа в развитии вычислительной техники. Новые технические решения на базе микропроцессоров послужили основой для создания первых персональных компьютеров, характерной чертой которых стали небольшие размеры и низкая стоимость. Производство компьютеров приобретает в этот период промышленный размах, а развитие операционных систем и программного обеспечения способствует увеличению числа пользователей вычислительной техники и расширению областей ее применения. Высокие функциональные возможности и доступная цена обеспечили внедрение средств вычислительной техники практически в каждое подразделение предприятий для решения таких локальных задач, как ведение бухгалтерского учета и обработка данных.

Современное поколение компьютеров зародилось в середине 70-х гг. ХХ в. и существует до настоящего времени. Основой этих компьютеров стали большие и сверхбольшие интегральные микросхемы (БИС и СБИС) и микропроцессоры.

Параллельно с аппаратными средствами формировалось и программное обеспечение (ПО), как системное, так и прикладное, которое в своей эволюции также прошло несколько поколений. Программное обеспечение первого поколения представляло собой базовые языки программирования, которыми владели только специалисты в области вычислительной техники. Процедурно-ориентированные языки FORTRAN, COBOL, ALGOL второго поколения языков программирования позволили приобщиться к разработке прикладных программ ученых и специалистов из различных областей науки и техники. Третий этап в развитии программного обеспечения характеризуется использованием развитых операционных систем (ОС), систем управления базами данных (БД) и языков структурного программирования, таких, как Pascal. Четвертое поколение отмечено разработкой и применением объектно-ориентированных языков, программного обеспечения для распределенных компьютерных систем, усовершенствованным графическим интерфейсом и интегрированной средой программирования, а также развитыми программными средствами для работы с базами данных. Пятое поколение ориентировано на обработку знаний, поддержку сетевых архитектур и технологий.

Широкое распространение средств вычислительной техники, необходимость обмена данными между удаленными компьютерами стали импульсом к созданию и развитию компьютерных сетей. На начальном этапе использовались разнообразные нестандартные устройства, способные обеспечивать соединения только тех компьютеров, для которых они были разработаны, а в середине 1980-х гг. утвердились стандартные технологии объединения компьютеров в сеть – Ethernet, Arcnet, Token Ring, что значительно упростило процесс создания сетевых структур.

Совершенствовались и модели организации вычислений и обработки информации. Начиная с 1950-х гг. использовалась модель централизованных вычислений, когда к мощному компьютеру подсоединялись неинтеллектуальные терминалы, а пользователи работали в режиме разделенного времени. Впоследствии централизованная модель могла включать и персональные компьютеры в качестве интеллектуальных терминалов. В 1980-х гг. распространение получила модель распределенных вычислений, одна из наиболее популярных версий которой носит название архитектура «клиент-сервер».

Все достижения в области ИТ использовались в управлении бизнес-процессами на предприятиях и в организациях. При этом интегрированные с организационными решениями и направленные на обеспечение потребностей бизнеса, они образовали класс экономических информационных систем для управления экономическими объектами (предприятиями, банками, торговыми организациями, государственными учреждениями и т. д.).

Экономические информационные системы в своем развитии также претерпели значительные изменения. Если в 50-е гг. средства вычислительной техники использовались в основном для обработки значительных объемов информации, то 60-е гг. отмечены началом комплексной автоматизации управления предприятием и интеграцией информационного обеспечения на основе баз данных. Полномасштабное применение автоматизированных систем управления относится к 70-м гг., когда на базе электронных вычислительных машин третьего поколения стало возможным создание вычислительных систем с распределенной терминальной сетью. 80-е гг. отмечены широким применением персональных компьютеров управленческими работниками, созданием большого набора автоматизированных рабочих мест. Однако следует отметить, что такого рода локальная («островная») автоматизация не способствовала повышению эффективности управления на предприятиях и в организациях. Только в 90-х гг. развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию гибких локальных и глобальных сетей и, как следствие, к разработке и внедрению интегрированных систем, обеспечивших реальную возможность коллективной работы как непосредственных исполнителей хозяйственных операций, так и менеджеров, принимающих управленческие решения.

Читайте также:  Универсальные способы деятельности не могут быть предметные

2.3. Структура информационных технологий

Структура информационных технологий включает сле­дующие процедуры: сбор и регистрацию данных; подготовку информационных массивов; обработку, накопление и хранение дан­ных; формирование результатной информации; передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчетов) — к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Как правило, экономическая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случаев некоторые проце­дуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения так­же бывает различной, при этом некоторые процедуры могут повто­ряться . Состав процедур преобразования и особенности их выпол­нения во многом зависят от экономического объекта, ведущего ав­томатизированную обработку информации. Рассмотрим особенно­сти выполнения основных процедур преобразования информации.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в раз­личных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм, где производятся сбор и регистрация первич­ной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. Не менее сложна эта проце­дура и в финансовых органах, где происходит оформление движе­ния денежных ресурсов.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.), в банках — при выполнении финансово-кредитных операций с юридическими и физическими лицами. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку уз­лов, изделий, выявления брака и т.д. В процессе сбора фактиче­ской информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, подсчет денежных купюр, получение вре­менных и количественных характеристик работы отдельных ис­полнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носи­теле (документе, машинном носителе), вводом в ПЭВМ. Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, по­этому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее тру­доемкими, а процесс автоматизации документооборота — по-прежнему актуальным. В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию техниче­ских средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накопления и передачи информации по каналам связи, ввод непосредственно в ЭВМ для формирования нужных документов или накопления по­лученных данных в системе.

Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи с помощью других средств коммуникаций. Дистанционная передача по кана­лам связи сокращает время передачи данных, однако для ее осуще­ствления необходимы специальные технические средства, что удо­рожает процесс передачи. Предпочтительным является использо­вание технических средств сбора и регистрации, которые, собирая автоматически информацию с установленных на рабочих местах датчиков, передают ее в ЭВМ для последующей обработки, что по­вышает ее достоверность и снижает трудоемкость.

Дистанционно может передаваться как первичная информация с мест ее возникновения , так и результатная в обратном направле­нии. В этом случае результатная информация фиксируется различ­ными устройствами: дисплеями, табло, печатающими устройства­ми. Поступление информации по каналам связи в центр обработки в основном осуществляется двумя способами: на машинном носи­теле или непосредственно вводом в ЭВМ при помощи специаль­ных программных и аппаратных средств.

Дистанционная передача информации с помощью современных коммуникационных средств постоянно развивается и совершенст­вуется. Особое значение этот способ передачи информации имеет в многоуровневых межотраслевых системах, где применение дис­танционной передачи значительно ускоряет прохождение инфор­мации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время обработки данных.

Машинное кодирование — процедура машинного представления (записи) информации на машинных носителях в кодах, принятых в ПЭВМ. Такое кодирование информации производится путем пе­реноса данных первичных документов на магнитные диски, ин­формации с которых затем вводится в ПЭВМ для обработки.

Запись информации на машинные носители осуществляется на ПЭВМ как самостоятельная процедура или как результат об­работки.

Хранение и накопление экономической информации вызвано мно­гократным ее использованием, применением условно-постоянной, справочной и других видов информации, необходимостью ком­плектации первичных данных до их обработки. Хранение и накоп­ление информации осуществляется в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где дан­ные располагаются по установленному в процессе проектирования порядку.

С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т.е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке или за­мене. Процедура поиска информации выполняется автоматически на основе составленного пользователем или ПЭВМ запроса на нужную информацию.

Обработка экономической информации производится на ПЭВМ, как правило, децентрализованно, в местах возникновения первич­ной информации, где организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально -технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии, планового отдела и т.п.). Обработка, однако, может производиться не только авто­номно, но и в вычислительных сетях, с использованием набора ПЭВМ программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.

В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с машинной программой формируются результатные сводки, которые печатают­ся машиной на бумаге или отображаются на экране.

Печать сводок может сопровождаться процедурой тиражирова­ния, если документ с результатной информацией необходимо пре­доставить нескольким пользователям.

Принятие решения в автоматизированной системе организаци­онного управления, как правило, осуществляется специалистом с применением или без применения технических средств, но в по­следнем случае на основе тщательного анализа результатной ин­формации, полученной на ПЭВМ. Задача принятия решений ос­ложняется тем, что специалисту приходится искать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.). Бла­годаря применению персональных ЭВМ и терминальных устройств повышается аналитичность обрабатываемых сведений, а также обеспечивается постепенный переход к автоматизации выработки оптимальных решений в процессе диалога пользователя с вычисли­тельной системой. Этому способствует использование новых тех­нологий экспертных систем поддержки принятия решений.

2.4. Технологическое обеспечение информационных технологий

Содержательный аспект рассмотрения элементов АИТ позволя­ет выявить подсистемы, обеспечивающие технологию функциони­рования.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автома­тизирующих информационное обслуживание пользователей, реше­ние задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Обя­зательными элементами обеспечения информационных технологий являются информаци­онное, лингвистическое, техническое, программное, математиче­ское, правовое, организационное и эргономическое.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокуп­ность проектных решений по объемам, размещению, формам ор­ганизации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классифика­торов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для автоматического обслуживания, массивы информации на соответствующих носите­лях , а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, по­строения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С помо­щью лингвистического обеспечения осуществляется общение чело­века с машиной. ЛО включает информационные языки для описа­ния структурных единиц информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулиро­вания данными информационной базы АИТ; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автомати­зации проектирования АИТ; диалоговые языки специального на­значения и другие языки; систему терминов и определений, ис­пользуемых в процессе разработки и функционирования автомати­зированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс тех­нических средств (технические средства сбора, регистрации, пере­дачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтех­ника и др.), обеспечивающих работу АИТ. Центральное место сре­ди всех технических средств занимает ПЭВМ. Структурными эле­ментами технического обеспечения наряду с техническими средст­вами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих ус­тойчивую работу комплексов технических средств. В состав про­граммного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, зани­мающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла АИТ.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и пред­назначенные для организации вычислительного процесса и реше­ний часто встречающихся задач обработки информации. Они по­зволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автома­тизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность про­грамм, разрабатываемых при создании АИТ конкретного функ­ционального назначения. Оно включает пакеты прикладных про­грамм, осуществляющих организацию данных и их обработку при решении функциональных задач.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность матема­тических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИТ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управле­ния, методы и средства решения типовых задач управления, мето­ды оптимизации исследуемых управленческих процессов и приня­тия решений (методы многокритериальной оптимизации, матема­тического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, тексто­вые и контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, про­ектировщики АИТ.

Читайте также:  Способы монтажа сэндвич панелей вертикально

Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в ус­ловиях функционирования АИС. В процессе решения задач управ­ления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работ­ников управленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализу­ется в различных методических и руководящих материалах по ста­диям разработки, внедрения и эксплуатации АИС и АИТ, в част­ности, при проведении предпроектного обследования, формирова­нии технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типо­вых проектных решений и прикладных программ (ППП), внедре­нии системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении АИС и АИТ. Правовое обеспечение на этапе разра­ботки АИС и АИТ включает нормативные акты, связанные с дого­ворными отношениями разработчика и заказчика в процессе соз­дания АИС и АИТ, с правовым регулированием различных откло­нений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимо­стью обеспечения процесса разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирова­ния АИС и АИТ включает определение их статуса в конкретных отраслях государственного управления, правовое положение о компетенции звеньев АИС и АИТ и организации их деятельности, права, обязанности и ответственность персонала, порядок создания и использования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки, порядок приобретения и использования электронно-вычислительной техники и других тех­нических средств, порядок создания и использования математиче­ского и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функциони­рования АИТ, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в АИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения АИТ входят: комплекс различной документации, со­держащей эргономические требования к рабочим местам, инфор­мационным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требо­ваний и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документа­ции и технических средств, обеспечивающих обоснование форму­лирования требований к уровню подготовки персонала, а также формирование системы отбора и подготовки персонала АИТ; ком­плекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффектив­ность деятельности человека в АИТ.

АИС и АИТ реализуют решение функциональных задач управ­ления, совокупность которых составляет так называемую, функ­циональную часть деятельности экономического объекта как сис­темы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональ­ных подсистем, задач и их комплексов устанавливаются исходя и с учетом достижения стоящей перед экономическим объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции — вы­деления самостоятельных функциональных подсистем комплексов задач — являются: относительная самостоятельность каждой из них, т.е. наличие конкретного объекта управления; наличие соот­ветствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной целью функционирования; минимизация состава включенных в подсистему элементов; наличие одного или нескольких локальных критериев, способствующих оптимизации режима работы подсистемы и согласующихся с глобальным крите­рием оптимизации функционирования АИС и системы в целом.

2.5. Классификация информационных технологий

Информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков, в частности по:

  • способу реализации в АИС;
  • степени охвата задач управления;
  • классу реализуемых технологических операций;
  • типу пользовательского интерфейса;
  • способу построения сети ЭВМ;
  • обслуживаемым предметным областям.

По способу реализации АИТ в АИС выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии. Если традиционные АИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ, и были ориентированы, главным образом, на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология — технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; широком использования пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата АИТ задач управления выделяют электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ ведется обработка данных, без пересмотра методологии и организации процессов управления, решаются отдельные экономические задачи, обеспечивающие частичную автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая супер-ЭВМ и ПЭВМ, используются для комплексного решения функциональных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Сюда могут быть отнесены и АИТ поддержки принятия решений. Они предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам производственно-хозяйственной практики. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время АИТ, получившие названия электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта АИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания с помощью полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, обеспечивающие комплексную реализацию задач предметной области.

В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут размешаться не в одном помещении. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице и в транспортных средствах привела к появлению АИТ виртуальных офисов. Такие АИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения, независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

Автоматизированные информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизация труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.

По классу реализуемых технологических операций АИТ рассматриваются по существу в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные системы, экспертные системы и искусственный интеллект, оперативный поиск информация во внешних базах данных, гипертекстовые системы, автоматизацию технологии программирования и др.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать АИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам. Так, пакетная АИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации пока она воспроизводится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными. В отличие от пакетной диалоговая АИТ предоставляет неограниченную возможность пользователю взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Интерфейс сетевой АИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие АИТ повсеместно широко используемыми и многофункциональными.

В настоящее время наблюдается тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам коммуникации, обеспечивающим не только чрезвычайно широкие технологические возможности автоматизации управленческой деятельности, но и являющимся основой создания разнообразных сетевых вариантов АИТ (локальные, многоуровневые распределенные, глобальные вычислительные сети, электронная почта, цифровые сети интегрального обслуживания). Все они ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления, хранения и защиты данных, и представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности практически неограниченных эксплуатационных возможностей для реализации управленческих процессов в экономике.

Интегрированные компьютерные системы обработки данных проектируются как сложный информационно-технологический и программный комплекс. Он поддерживает единый способ представления данных и взаимодействие пользователей с компонентами системы, обеспечивает информационные и вычислительные потребности специалистов, возникающие в процессе их профессиональной работы. Особое значение в таких системах придается защите информации при ее передаче и обработке.

Наибольшее распространение при защите экономической информации получили аппаратно-программные способы, в частности использование системы связи, выбранной по защитным свойствам и качеству обслуживания, гарантирующим сохранность информации в процессе передачи и доставки ее адресату; шифрование и дешифрование данных абонентами сетей общего пользования (телефонных, телеграфных) при договоренности пользователей об общих технических средствах, алгоритмах шифрования и т.п.

Источник

Оцените статью
Разные способы