Информационная культура это способы
1. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:
- Что такое информационная культура?
Информационная культура — способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
- Почему о ней так активно говорят сегодня?
Потому что информационная культура сейчас активно входит в жизнь общества. Это стремительно развивающаяся область культуры, как никогда актуальная для людей сейчас, поскольку общество сегодня можно характеризовать как информационно развитое.
- Каковы ее основные составляющие?
- В чем ее значимость для современного человека?
По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.
- Какое значение она имеет для профессиональной деятельности?
В информационном обществе необходимо уметь овладевать информационной культурой, так как профессиональное образование ,в частности, зависит от этого.
2. Прочитайте предложенные определения, как вы считаете, какие определения относятся к термину «культура», а какие – к термину «информационная культура»?
Это способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в современном обществе, адаптироваться к нему.
Это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении.
Это информационная память народа на пути накопления индивидуального опыта и передачи индивиду в форме орудий, знаков и текстов.
Это степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, поиска, хранения, переработки и представления информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.
3. Составьте сравнительную таблицу понятий «культура» и «информационная культура». Самостоятельно выделите еще 2 основания для сравнения.
Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
2. с точки зрения условий становления (что нужно, чтобы человек овладел культурой)
Овладение интеллектуальными, нравственными, этическими знаниями и законами.
Состоит в овладении определенными комплексом знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
3. в чем выражается…
выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.
выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
4. цель культуры (человек как…)
Человек как духовно-социальное существо
Человек со знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения
4. Ответьте на вопросы:
· Можно ли с уверенностью говорить, что культурный человек – это грамотный человек и наоборот, грамотный человек – это культурный человек?
Безусловно, культурный человек должен обладать и культурой речи, в частности, а весомой составляющей культуры речи является ее грамотность. Но только лишь грамотность речи не может быть показателем общей культурности человека.
· Существует ли взаимосвязь между понятием ‘информационная культура’ и ‘синдром информационной усталости’? Можно ли вообще говорить о соотношении этих понятий?
Мне кажется, связь существует, но можно ли соотносить эти понятия… «Синдром информационной усталости» возникает в результате «перегрузки» сознания человека излишком информации. Информационно культурный человек должен уметь выбирать для себя необходимую информацию, так же как культурный человек должен уметь отличать хорошие книги от «литературного попкорна». Однако, развитие нашего общества, его информатизация дало нам новую область культуры – информационную, но так же и новую болезнь – «синдром информационной усталости». Это бич времени, от которого никуда не деться, соразмерная плата, если хотите. Скорее это следствие общей информатизации общества, как и возникновение информационной культуры. В этом ключе, я думаю, можно говорить о связи этих понятий. Но утверждать, что одно является продуктом другого – не думаю.
· За какой временной интервал, и при каких условиях, можно овладеть умениями, позволяющими свободно и грамотно использовать разнообразные информационные потоки в своей профессиональной, образовательной и бытовой жизни?
На мой взгляд, здесь логично вспомнить о трех уровнях информационной культуры – базовом, профессиональном и высшем (логическом). Так вот, каждый из них необходим для использования информационных потоков в бытовой, образовательной и профессиональной жизни соответственно. Логично предположить, что наименьшее количество времени необходимо для освоения минимальных навыков, необходимых в бытовой жизни. Здесь в освоении культуры можно вполне обойтись своими силами. Для овладения навыками, необходимыми для образовательной деятельности, Вам понадобится больше времени, а так же помощь вашего преподавателя. Наибольшее количество времени понадобится для развития высшего уровня информационной культуры, необходимого для профессиональной деятельности.
5. Компоненты информационной культуры: самостоятельно заполните таблицу.
особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.
это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.
культура как огромная совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней
Понятийно -терминологическая культура
Информационная компетентность в области понятий и знаний
Грамотность в области информационно- коммуникационных технологий.
Это культура современного технологически
насыщенного общества. Это новое отношение
к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.
6. Решение ситуаций: определите, о каком компоненте информационной культуры идет речь в каждой из предложенных ситуаций (см. Приложение)
Ситуация 1: представлены компоненты аудиовизуальный, логический и понятийно-терминологический
Ситуация 2: отсутствие 2-х компонентов – логического и понятийно-терминологического
Ситуация 3: представлены компоненты логический и аудиовизуальный
Ситуация 4: представлены компоненты логический, технологический
Ситуация 5: представлен коммуникационный компонент
Ситуация 6: представлены компоненты логический и технологический
Ситуация 7: отсутствие логического компонента
Ситуация 8: понятийно-терминологический компонент
Ситуация 9: представлены аудиовизуальный, понятийно-терминологический и коммуникационный компоненты
Ситуация 10: представлены компоненты логический и коммуникационный
Источник
Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение
Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.
Что такое информационная культура?
Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.
В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.
Примеры информационной культуры
Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:
- в определенных умениях грамотного применения технических устройств;
- в умении воспользоваться в своей работе компьютерной информационной технологией, а так же имеющимися на компьютере программами;
- в способности получать сведения из разнообразных источников, (например, из печатных изданий), предоставлять их в понятном виде, результативно ими воспользоваться;
- во владении навыками анализа обработки информации;
- в способности работать с любыми данными;
- в познании специфики потоков информации в различных сферах жизни;
Виды информационной культуры
Выделяются следующие виды информационной культуры:
- Функциональная культура — преобладает в сферах деятельности, где данные применяются для воздействия на других людей. Например, менеджерам компании нужна информация для управления своими подчиненными. Такая культура максимально характерна для компаний с жесткой иерархией, в которых сведения выступают инструментом для управления и проверки;
- Культура взаимодействия — преобладает в сферах деятельности, где приоритет отдаётся не жесткому подчинению, а уважению и доверию. Она подразумевает наличие взаимного уважения между менеджерами и специалистами, обмена данными для улучшения процессов, увеличения результативности. Непосредственный обмен сведениями о потенциальных рисках позволит как спрогнозировать и предотвратить возможные возникающие проблемы, так и улучшить функционирование уже имеющихся процессов.
- Культура исследования — характерна для сфер жизни, где важны процессы прогнозирования и адаптации к изменяющимся условиям. Например, в таких сферах деятельности сотрудникам и служащим нужна информация для более осознанного понимания будущего, возможных преобразований своей работы, адаптации к новым тенденциям. Сегодня множество организаций имеет «зоны» исследовательской культуры в службах, которые касаются обслуживания покупателей, изучения рынка, технологических исследований, разработки, получения информации.
- Культура открытости — характерна для сфер деятельности, в рамках которых важно уходять от прошлых подходов к бизнесу, занимаются изучением современных направлений, идей, позволяющих преобразовать конкурентные условия на новых рынках, отраслях. В качестве примера можно привести корпорацию Microsoft. Она сразу конкурирует на рынках онлайновой информации, развлечений и продажи видеопродукции. Такой подход полностью изменил стандартное описание производителя программного обеспечения. Фирма прогнозирует будущие изменения, приспосабливается к ним, полностью переделывает базу своих конкурентов в каждой сфере. «Зоны» культуры открытости есть во многих организациях, занимающихся сбором и обработкой данных, разработкой современных продуктов, сценариев бизнеса, формированием партнерских отношений с покупателями и поставщиками. Однако сегодня таких организаций, как Microsoft, очень мало.
Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.
Овладение информационной культурой
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.
Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.
Значение информационной культуры
Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.
Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.
Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.
Заключение
Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.
Источник