Информационная деятельность это способ

Информационная деятельность это способ

Информационная деятельность человека

Итоговый проект 11 «Б» класса

Информационная деятельность д еятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Поиск информации — это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации:

• непосредственное наблюдение;
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу;
• чтение соответствующей литературы;
• просмотр видео, телепрограмм;
• прослушивание радиопередач, аудиокассет;
• работа в библиотеках и архивах;
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных.

Обработка информации — преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает.

Между ними действует канал передачи информации — канал связи.

Накопление(сбор и хранение)

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени.

Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга — библиотека, картина — музей, фотография — альбом).

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты.

Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания, возникают группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, военачальники, жрецы, летописцы, затем — ученые и т. д.

Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания. Благодаря печатному станку, созданному И. Гутенбергом в 1440 году, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям.

Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов.

Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать.

Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации.

Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы — каждые пять лет.

Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

Первая электронная вычислительная машина «ЭНИАК» была разработана в США в 1946 году. В нашей стране первая ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика В. А. Лебедева.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Читайте также:  Перечислите все способы обеспечения исполнения обязательств

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи.

Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии.

Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы — энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику — создавать новые картины, а композитору — музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Источник

Информационная деятельность человека

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое — получаем информацию. Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений».

Вспомните какие свойства информации значимые для человека мы выделяли на предыдущих уроках (полезная, понятная, актуальная, полная, достоверная).

Вспомните так же как человек воспринимает информацию (всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание).

Сбор информации

Приходится признать, что органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией, и помогают ему в этом разнообразные технические устройства.

Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить. Поэтому для получения недоступной обычным органам чувств информации широко используются специальные технические устройства.

Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоунхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений.

Одно из древнейших устройств — весы. С их помощью люди получают информацию о массе объекта. Еще один наш старый знакомый — термометр — служит для измерения температуры окружающей его среды.

Обработка информации

Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе говоря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.

Один раз дотронувшись до горячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Каждый раз, случайно коснувшись горячей поверхности, мы отдергиваем руку, потому что у всех нас в детстве был свой «горячий чайник». Если проанализировать, почему так происходит, то можно сделать вывод о преобразовании (обработке) информации. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от мозга был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились. Аналогичные процессы обработки информации происходят и в тот момент, когда при первых же аккордах знакомой мелодии сразу улучшается настроение или появляются слезы.

Читайте также:  Легкий способ сделать помпоны

Все это примеры неосознанной обработки информации, которая ведется как бы «помимо нас», неосознанно.

Можно привести много примеров осознанной обработки информации. В этом случае человек создает новую информацию, опираясь на поступающие сведения — так называемую входную информацию — и на запас имеющихся у него знаний и опыта.

Например, на уроках химии школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), ученик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной.

Таким образом, выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную.

Источник

Профессиональная информационная деятельность. Информационные ресурсы

Профессиональная информационная деятельность. Информационные ресурсы

В данной статье рассмотрим раздел из тем ЕГЭ по информатике, называемый информационной деятельностью человека. Разберём основные понятия раздела, типы и виды информационной деятельности, классификацию информационных ресурсов, области информационной сферы, а также понятия об этике, безопасности и праве.

Итак, перейдём к рассмотрению темы. Начнём с понятия информационной деятельности.

Информационной деятельностью являются действия, направленные на получение информации гражданами, юридическими лицами и государствами. Данные действия направлены на осуществление целей с помощью определённых информационных процессов.

Информационная деятельность бывает разных видов, рассмотрим их:

В процессе информатизации общества нужно подготавливать специалистов к деятельности с применением информационных ресурсов.

На самом деле существует большое количество различных видов деятельности, являющейся информационной. Вследствие этого появляется потребность в классификации видов деятельности.

Выделяют три основных типа деятельности, являющейся информационной:

— Массовая (основные виды деятельности с данным типом информации осуществляются с использованием СМИ, информация удовлетворяет потребности её субъектов);

— Специальная также называется профессионально-ориентационной деятельностью (такой тип информации нужен для выполнения должностных обязанностей);

— Личностная деятельность (существует для обмена информацией в кругу неформальных отношений).

Например, студент в основном применяет специальный вид деятельности, так как он применяет свои знания в процессе обучения. Он овладевает различными коммуникациями, знаниями в области своей компетенции.

Компетентностым подходом называют деятельность, проводимую учреждениями образования для определения целей получаемого образования, а также результатов, полученных в процессе обучения.

Компетентность — это требование к уровню подготовки специалистов, необходимое для качественного исполнения должностных обязанностей в определённой сфере деятельности.

Одной из компетентностей, являющихся ключевыми считают информационную. Она включает в себя объективные, а также субъективные стороны. Объективная сторона включает в себя требования, предъявляемые к уровню подготовки дипломированного специалиста. Субъективная сторона есть отражение объективной. Она включает в себя деятельность специалиста, состоящую из определённых особенностей для мотивации и совершенствования компетенции.

Рассмотрим задачи, необходимые для развития профессионального уровня специалиста:

— Получение новых знаний и умений в области информационной среды;

— Развитие различных видов способностей, таких как коммуникационных и интеллектуальных.

Таким образом, информационная деятельность классифицируется по видам и типам. В основе них лежат определённые признаки, рассмотренные выше.

Перейдём к теме информационных ресурсов. Существуют различные подходы к определению понятия об информационных ресурсах. Рассмотрим одно из них.

Информационными ресурсами являются документы в архивах, библиотеках, банках, а также другие ресурсы, являющиеся информационными в различных системах.

— Природные информационные ресурсы;

В современном обществе одним из наиболее важных видов ресурсов считают информационные.

Читайте также:  Способы звукоизвлечения это штрихи

С течением времени информационные ресурсы становятся всё более важными. В наше время их рассматривают в качестве ресурсов, являющихся стратегическими. Следует учитывать, что главным отличием информационных ресурсов от ресурсов других видов является исчезновение ресурсов (за исключением информационных).

Итак, рассмотрим тему экономики информационной среды.

Информационной средой является деятельность, области которой имеет свойство постепенно расширяться. Эта область связана с появлением новых услуг, технологий, информационных продуктов.

Рассмотрим, что же относится к сфере информации:

— Различные информационные центры;

— СМИ и другие объекты информационной сферы.

Именно в данной сфере применяют информационные системы, называемые профессионально-ориентированными. Их используют для решения различных задач на основании вида информационной деятельности.

Информационную сферу принято делить на две части:

— Часть самого обращения;

— Часть, которая обеспечивает предоставление информации.

Каждая часть делится на области. При этом, основная часть состоит из трёх областей, а обеспечивающая – из двух.

Двумя главными областями являются:

— Область, в которой создаются и применяются технологии, являющиеся информационными, этот процесс осуществляется в соответствии с необходимыми средствами, принимаемыми в данной области;

— Область, в которой создаются и применяются средства для безопасности информации.

Рассмотрим три части, являющиеся обеспечивающими:

— Область, в которой производят и распространяют информацию;

— Область, в которой осуществляют поиск, получение и использование информации;

— Область, в которой формируются ресурсы, являющиеся информационными, а также осуществляют подготовку информации к её предоставлению в различном виде.

На сегодняшний день невозможно представить информационную деятельность без использования различных систем и баз данных, а также других технологий и техники.

Более поздно появилась ещё одна область, называемая созданием и применением технологий, являющихся информационными, а также средств для их функционирования.

При подготовке к единому государственному экзамену необходимо повторить изученный ранее теоретический материал. Итак, рассмотрим понятия об информационной этике, праве и безопасности.

Внедрение в нашу жизнь компьютеров на повседневной основе принесло как лёгкость, так и определённые сложности в нашу жизнь. Например, применение новых технологий принесло с собой, так называемую информационную зависимость (начиная с компьютерных игр и заканчивая совершенствованием техники).

Информационной этикой является дисциплина, которая исследует различные проблемы. Такие проблемы возникают в связи со стремительным развитием технологий. К тому же, информационная этика взаимосвязано с компьютерной этикой и информационной философией.

Рассмотрим понятие информационного права и безопасности.

Информационным правом является отрасль науки, изучающую правовые нормы, которые регулируют отношения в обществе, а также содержит необходимые предписания к деятельности.

Информационной безопасностью является защита и сохранность информации и другой техники, используемой для работы с информацией.

Целью обеспечения информационной безопасности является защита данных от несанкционированного доступа.

Для того чтобы успешно внедрить системы информационной безопасности нужно соблюдать определённые правила. В эти правила входит:

— Соблюдение конфиденциальности информации, то есть контроля за информацией ограниченного доступа;

— Соблюдение целостности информации. Соблюдать это правила нужно для того, чтобы сохранить информацию от её деформации;

— Соблюдение правил доступности информации, которая предполагает безопасный доступ сотрудников к необходимой информации. Информационная среда организации должна обеспечивать доступ и нужной информации и другим данным.

Также в процессе подготовки к экзамену рекомендуем ознакомиться с бланком ответов ЕГЭ по информатике, это поможет правильно их заполнить на экзамене. Бланки ответов состоят из двух частей, как правило, первая часть предназначена для кратких ответов и замены ошибочных вариантов ответов, а вторая часть – для развёрнутых ответов, также он включает в себя дополнительный бланк для ответов с такой же структурой. Обязательным фактором при подготовке к экзамену является просмотр демонстрационных версий ЕГЭ по информатике 2021, их вы можете найти на нашем сайте, а также посмотреть на сайте ФИПИ. Необходимость изучения демонстрационных версий обусловлена возможностью ознакомиться с примерными заданиями ЕГЭ по информатике, их структурой, формой, а также уровнем сложности.

Источник

Оцените статью
Разные способы