Информатика 5 класс урок способы кодирования информации

Кодирование информации. Урок информатики в 5 классе.
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Конспект урока информатики в 5 классе по учебнику Босовой Л.Л.. Код, кодирование, различные виды кодов, различные способы кодирования информации, практические задания, дополнительный материал по теме урока.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока по теме: Кодирование информации 5 класс 865.21 КБ
презентация к уроку в 5 классе Кодирование информации 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА : Загадочный мир кодов

Комбинированный урок в 5 классе. Приёмы: «Корзина идей», творческая рефлексия, практическая работа с взаимопроверкой в парах.

  1. Сформировать понятие кодирования информации, показав многообразие кодов.
  2. Научить применять различные способы кодирования информации

Требования к знаниям и умениям:

  • Знать понятия кодирование информации, код.
  • Знать различные виды кодирования информации
  • Знать понятие двоичного кода
  • Уметь кодировать сообщение с помощью простейших кодов

Актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний .(5 мин)

Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске (слайде презентации) можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Информация – что мы понимаем под этим словом?

С помощью чего воспринимаем?

Какими свойствами обладает?

Какие действия с ней выполняют?

«Корзина знаний» по теме информация наполняется

Что мы ещё хотим узнать об информации?

Новый материал (10-12 мин)

Даётся понятие кодирования информации, кода.

Даётся представление о различных формах кодирования информации:

  • Числовой
  • Текстовой
  • Музыкальной
  • Азбука Морзе
  • Кодирование сообщений с помощью флажков
  • Кодирование с помощью специальных символов
  • Штрих — коды
  • QR-коды
  • Двоичное кодирование

Виды наук и профессия, связанная с кодированием информации.

Криптография — это наука о том, как обеспечить секретность сообщения.

Криптоанализ — это наука о том, как вскрыть шифрованное сообщение

Шифровальщики — специалисты, занимающиеся шифровкой и расшифровкой.

Практическая часть(15 мин)

Выполняется на отдельных бланках ( можно оформить в соответствии с темой урока) с последующей взаимопроверкой в парах.

Закодируйте с помощью Азбуки Морзе ваше имя и фамилию

Закодируйте способом замены буквы её порядковым номером в алфавите своё имя.

Код Цезаря — замена буквы следующей за ней по алфавиту.

Закодируйте ваше имя и фамилию

Закодируйте с помощью двоичного кода слово «МАМА»,

если м –10001001 а — 10000000

Фраза на некотором иностранном языке

«каля маля» означает «красное солнышко»,

«фаля маля баля» — «большая красная груша»,

«цаля баля» — «большое яблоко».

Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

Дополнительные сведения из истории кодирования информации

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся .

Музыкальные, Математические, Технические

Что бы понять – надо договориться.

Всюду могут примениться!

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в загадочный мир кодов.

Придумай свой шифр и закодируй свою фамилию и имя.

Дополнительно: Доклад по теме «История Криптографии»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Загадочный мир кодов Презентация к уроку информатики в 5 классе

информация Сведения Органы чувств Формы представления свойства действия преобразование ?

Кодирование — это преобразование информации в удобную форму. Код — система условных знаков. Информация одинаковая —- форма разная. 12 – число, записанное арабскими цифрами – число, записанное римскими цифрами – число, записанное вавилонской клинописью Числа кодируются с помощью цифр

Что может означать запись «23 — 18» -для продавца в магазине -для машиниста поезда -для ученика на уроке математики?

КНИГА – русский язык BOOK – английский язык BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык Текст кодируется с помощью букв и знаков препинания Азбука Брайля

Музыку кодируют с помощью нот Кодирование с помощью флажковой азбуки

Радист кодирует сообщение с помощью Азбуки Морзе

Сообщение кодируется с помощью специальных символов

Товар в магазине кодируется с помощью штрих-кода

Три квадрата в углах изображения позволяют нормализовать размер изображения , точки переводятся в двоичные числа QR-коды получили широкое распространение в Японии, их можно было встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров. Установив программу-распознаватель, абонент сотовой сязи может моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, и т. д. QR-код

1000 0001 0101 1010 0010 0100 0101 1010 0101 1010 0010 0100 0101 1010 1000 0001 1100 0000 1100 0001 1100 0010 1111 1110 1 0 1 1 В компьютере информация кодируетсяс помощью 0 и 1 ДВОИЧНЫЙ КОД — МАШИННЫЙ КОД

Восстановите слово, если известно, что при кодировании применялся код Цезаря. МЁОЙОДСБЕ Де кодирование – восстановление текса по коду л

Задание 1 Закодируйте ваше имя с помощью Азбуки Морзе

Закодируйте своё имя способом з амены буквы её порядковым номером в алфавите Задание 2

Задание 3 Код Цезаря — замена буквы следующей за ней по алфавиту . Закодируйте ваше имя с помощью кода Цезаря

Фраза на некотором иностранном языке «каля маля» означает «красное солнышко» , «фаля маля баля» — «большая красная груша» , «цаля баля» — «большое яблоко» . Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко? Задание 5

Кодирование: Коды Древние,Загадочные, Музыкальные,Математические,Технические Что бы понять — договориться. Всюду могут прмениться! Синквейн

Придумай свой шифр и закодируй свою фамилию и имя. Дома:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Числовая информация. 2 класс

Презентация к уроку «Числовая информация» по учебнику Матвеевой Н.В. 2 класс. Презентация также содержит тест для самопроверки знаний учащихся по теме «Кодирование информации».

Технологическая карта к уроку «Кодирование информации». Информатика 5 класс УМК Босова

С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я пред.

Изучение кодирования информации в 7 классе

Игра по информатике по теме «кодирование информации» может использоваться для обобщающего урока или как внекласное мероприятие.

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.

Конспект занятия курса по выбору «Математика + Информатика» по теме «На поиски внеземного разума. Кодирование информации» в 6 классе.

урок по информатике «Кодирование информации». 5-й класс

урок по информатике»Кодирование информации». 5-й класс.

« Кодирование информации» информатика 7 класс НКР перед изучением новой темы

Составление индивидуального учебного маршрута для 1 ученика.

Источник

План-конспект урока по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации» (5 класс, Босова)

«В мире кодов. Способы кодирования информации»

Учитель информатики Алена Павловна Куриляк, МБОУ «Полазненская средняя общеобразовательная школа №3»

Активизировать познавательную деятельность учащихся, взаимодействие между учениками, стимулировать интерес учащихся к предмету.

Научить применять полученные знания при решении нестандартных задач.

Воспитание познавательной активности;

Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.

Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Нести ответственность перед коллективом за результаты труда.

Развитие речи, обогащение и усложнение словарного запаса;

Развитие мышления, умения анализировать, формулировать выводы, объяснять изученные понятия.

Развивать внимание, навыки конструирования, творческую активность учащихся.

Тип урока: объяснение нового материала.

Организационная форма: эвристическая беседа.

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Подведение итого урока.

Проверьте, чтобы у вас на партах лежала рабочая тетрадь, ручка.

2. Изучение нового материала.

Сегодня ребята у нас с вами необычный урок. Мы будем сегодня путешествовать с великим сыщиком Шерлоком Холмсом.

Вы когда-нибудь читали книжки об этом великом сыщике или смотрели фильм?

Кто автор этой книги?

Ответ: Конан Дойл

Шерлок Холмс мог разгадать любое запутанное дело. И он очень хочет посмотреть, а сможем ли мы разгадать задачи, которые он придумал для нас.

Тема нашего урока: “В мире кодов. Кодирование и декодирование информации”. ( 2 слайд )

Ученики записывают тему.

Информация может поступать от источника к приемнику через информационный канал. ( 4 слайд )

Давайте вспомним: кто такой источник информации?

Ответ: тот, кто передает информацию.

кто такой приемник информации?

Ответ: тот, кто получает информации.

Что такое информационный канал связи – это биологический или технологический канал.

Зарисуйте в тетрадь схему.

Переносят схему со слайда в тетрадь

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. ( 5 слайд )

Услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу.

Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить.

Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл.

Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Нам (людям) необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Давайте дадим определение, что такое код?

Код – это набор символов (условных обозначений) для представления информации. ( 6 слайд )

Запишем определение в тетрадь.

В процессе обмена информацией мы совершаем две операции. ( 7 слайд )

Кодирование – это процесс представления информации в виде кода.

Запишем определение в тетрадь.

Декодирование – это процесс обратный кодированию.

Запишем определение в тетрадь.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Рассмотрим несколько примеров:

1. Так для общения в нашей стране используется код – русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих). ( 8 слайд )

2. С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение. ( 9 слайд )

3. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

4. Правила дорожного движения кодируются с помощью наглядных символических рисунков. Всем хорошо известны дорожные знаки. ( 10 слайд )

Что обозначают эти знаки?

Ответ: разворот, пешеходный переход, ремонтные работы, главная дорога.

5. Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

6. Азбука Брайля – это тоже еще один из способов кодировки. Давайте прослушаем рассказ об азбуке Брайля. ( 11 слайд )

Дети слушают запись.

Запишите несколько примеров, в свои тетради о которые вы только что услышали.

Вся информация, которую обрабатывает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 или 1 (в этой цепочке должно быть только 8 цифр, их называют битами). ( 12 слайд)

Запись под диктовку.

Способы кодирования информации:

Числовой – с помощью чисел.

Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Графический – с помощью рисунков или значков. ( 13 слайд )

Записывают в тетрадь.

Выполняют движения за учителем сидя за своими рабочими местами.

4. Практические задания.

А сейчас мы с вами переходим к разгадыванию загадок, которые нам будет задавать великий сыщик Шерлок Холмс. (15 слайд)

Детям раздаются распечатки с кодовыми таблицами.

Задание 1: Перед вами таблица русского алфавита, каждой букве присвоен порядковый номер. ( 16 слайд )

К доске выходят 2 ученика и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

Давайте закодируем слова:

Задание 1.1. Составим простейшую кодовую таблицу, поставив в соответствие каждой букве ее порядковый номер в алфавите. ( 17 слайд ). Дана скороговорка:

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

К доске выходит ученик и кодирует скороговорку. Остальные работают в тетрадях.

20 16 17 16 20 1

12 16 17 29 20 17 29

17 16 17 16 13 32

Задание 1.2. Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста, например, следующей после неё буквой в алфавите. Такой код называют шифром замены. ( 18 слайд )

АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ

К доске выходит ученик и кодирует сообщение. Остальные работают в тетрадях.

Ответ: БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ

Задание 2 . Вашему вниманию представлена таблица азбуки Морзе.( 19 слайд )

К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

Давайте закодируем слово “Системный блок”.

Задание 3. Как еще можно закодировать информацию, оказывается с помощью пляшущих человечков. ( 20 слайд )

К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

Закодируйте слова: “мечта”, “ребус”.

Задание 4 . Также информацию можно закодировать с помощью флажковой азбуки. ( 21 слайд )

К доске выходят ученики и кодируют слова. Остальные работают в тетрадях.

Закодируем слова: “якорь”, “матрос”.

Задание 5. Оказывается, что с помощью ребусов тоже можно закодировать информацию ( 22 слайд )

Давайте попробуем отгадать их.

Дети устно отгадывают ребусы.

Ребята вы молодцы вы справились со всеми заданиями, которые вам задал Шерлок Холмс.

Давайте теперь немного отдохнем.

Давайте с помощью флажковой азбуки закодируем фразы: “мышь”, “колонки”.( 25 слайд )

Дети встают со своих мест и выполняют движения за учеником.

Мне бы хотелось бы познакомить вас с дополнительным материалом, который нам нужен для расширения кругозора.

Дети смотрят на слайд и прослушивают голосовое сопровождение.

1. Кто такой был Самуэль Морзе ( 29 слайд )

2. Кто, где и когда создал первый телефон ( 31 слайд )

3. Кто создал первый беспроводной телеграф. ( 33 слайд )

Вот сколько нового и интересного мы узнали. Но на этом урок еще не окончен.

6.Закрепление нового материала

Ребята мы с вами сегодня изучили новый материал, а теперь давайте проверим, как вы его усвоили.

Проверка будет в виде теста, я буду задавать вопрос, а вы будите на него отвечать. С мест не выкрикивать, отвечает тот, кто поднял первым руку. ( 34 слайд )

Дети устно отвечают на вопросы.

7.Подведение итога урока

Вот и подошел к концу наш урок.

Дети устно отвечают на вопросы.

Что нового вы узнали?

Что понравилось на уроке?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 598 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-428138

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Способы формирования изображения сканер
Оцените статью
Разные способы