Информатика 3 класс информация вокруг нас виды информации по способу восприятия

Урок информатики в 3-м классе «Информация. Виды информации»

Цели:

  • знакомство учащихся с понятием информации и видами информации (по способу её восприятия);
  • развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;
  • работа над повышением устной речи учащихся;
  • достижение сознательного усвоения материала учащимися.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: 3 класс (первый год обучения информатике)

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация (Приложение 1)
  • карточки с ответами на загадки;
  • информационные ветряные мельницы

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Дорогие ребята!
По расписанью ровно в срок
Мы начинаем наш урок!
Ждут открытия всех вас.
За работу, в добрый час!

– Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили составляющие компьютера, разгадаем загадки.

1. Словно смелый капитан,
А на нём горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нём компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
На верху машины всей
Размещается … (дисплей)

2. Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть … (мышка)

3. По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два, и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура!
Это вот … (клавиатура).

4. Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системный)

– Какое слово осталось? (Информация)

3. Задания, подводящие к изучению новой темы (Приложение 1)

– «Информация. Виды информации» – это тема нашего сегодняшнего урока.
– Что означает это слово?

(Учитель выслушивает ответы учеников и делает обобщение.)

Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Информацию можно получать разными способами. В получении информации нам помогают органы чувств.
В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать выводы.

Задание 1

– Расскажи про предмет, не прикасаясь к нему. (Мяч, конфета, часы…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 2

– Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его. (Лимон, сахар, конфета…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 3

– Вы не видите и не слышите. Расскажите про предмет. (В руках пакет, лист от цветка, фантик…)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 4

– Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет. (Духи, освежитель воздуха …)
– Какой орган помог получить информацию?

Задание 5

– Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (Прошёл по классу, скрипнула дверь…)
– Какой орган помог получить информацию?

– Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями.
– Чем мы с вами занимались, исследуя все предметы и вещества?
– Собирали информацию, используя органы чувств.
– Сколько органов чувств у человека? (5)
– Какие это органы чувств? (Глаза, уши, нос, язык, кожа.)

– Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств. Глаза, уши, нос, язык, кожа.
Одинаковая ли информация была получена?

4. Изучение нового материала

– Вспомните, с помощью какого органа чувства мы получили информацию о предмете, лежащем на столе? (С помощью глаз)

– С помощью глаз человек получает зрительную информацию об окружающем мире.
– Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читает книгу, смотрят друг на друга, рассматривают рисунки…)

– Информация, полученная с помощью глаз, называется зрительной или визуальной.
Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.
– Какой орган, позволил нам определить звуки? (Уши).

– С помощью ушей человек получает слуховую информацию: слышит речь, музыку, шум.
– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)

– Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.
– Какой орган, позволил нам почувствовать запах? (Нос)

– С помощью носа человек получает обонятельную информацию: ощущает запахи окружающего мира.
– Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)

– Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!
– Какой орган позволил нам определить сладкий или кислый вкус у предмета? (Язык).

– С помощью языка человек получает вкусовую информацию: горькая, солёная, сладкая или кислая.
– Приведите примеры, когда человек получает вкусовую информацию. (Ответы учащихся)

– На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей!
– Какой орган позволил нам определить гладкий предмет или шершавый? (Кожа)

– С помощью кожи (особенно на кончиках пальцев) человек получает тактильную или осязательную информацию.
Приведите примеры, когда человек получает тактильную или осязательную информацию. (Ответы учащихся)

– С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
– Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!

Читайте также:  Опасные производственные факторы способы защиты от них

– Какие виды информации вы знаете?

5. Физкультминутка

– А теперь поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.
– Молодцы. Садитесь.

6. Закрепление изученного материала

Задание «Информационная ветреная мельница»

Мельница отвечает за обработку информации. Механизм сломался, и все виды перепутались. Наша задача – определить, какие картинки подходят к данной мельнице.

7. Подведение итогов урока

– Какие виды информации мы изучили?
– Помогает ли нам в жизни информация?

8. Домашнее задание

Повторить виды информации, изученные на уроке. Нарисовать человека любой профессии и рассказать, какими видами информации он будет пользоваться.

Источник

Конспект урока- исследования на тему «Виды информации» 3-й класс
план-конспект урока по информатике (3 класс) на тему

Данный урок информатики проводится в 3-м классе по программе С.Н.Тур, Т.П.Бокучава с применением мультимедийной презентации. К конспекту урока прилагается дидактический материал.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 59.5 КБ
inform-ya11.ppt 1.99 МБ
dokument_microsoft_word.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики

Тема «В мире информации»(3-й класс)

учителем начальных классов

МОУ «СОШ№1 им. А. С. Пушкина»

Мереновой Людмилой Леонидовной.

Учитель : Меренова Людмила Леонидовна

Тема урока: В мире информации

  1. Формирование информационной культуры школьника.

— виды информации по способу восприятия;

— виды информации по форме представления;

  1. Формирование первичных навыков исследования информационного потока, анализа и отбора информации в процессе поиска;
  2. Развитие творческого и познавательного потенциала ребенка, его коммуникативных способностей, используя для этого компьютерные технологии;
  3. Установление межпредметных связей (окружающий мир, внеклассное чтение).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок — лекция

1. Раздаточный материал;

2. Программа «Фантазия», (С. Н. Тур, Т. П. Бокучава);

3. Мультимедийная презентация «В мире информации»;

4. Учебник – тетрадь по информатике 3-й класс.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний (слайд 2).

Что такое информация? ( Информация – это сведения об окружающем нас мире)

Какие действия человек совершает с информацией? ( Передача информации, поиск информации, обработка информации, хранение информации).

Приведите пример, как человек хранит информацию? ( Запись музыки на кассету, информация в компьютере и т. д.)

Задача 1 (слайд 3):

Ква! Ква! Бре-ке-кекс!
Испекла я нынче кекс.

Пять подружек пригласила,
Комарами угостила.
Всем по комару досталось.

Сколько кексов мне осталось?

Задача 2 (слайд 4):

Приходили ко мне в гости

Цифры 2, 5, 6, 4, 8,

Все по кексу подарили,

Сколько кексов мне купили?

Задача 3 (слайд 4):

На пруду цвели кувшинки.

Друг кувшинки мне сорвал –

Вначале 6, потом 4, потом 7,

Потом 0, потом 2.

Вдруг кувшинки все завяли.

Сколько кувшинок цвести перестали?

4. Проверка домашней работы (слайд 5):

К этому уроку вам нужно было найти любую информацию о животных Ленинградской области. ( выслушиваются сообщения 2 – 3 учащихся).

Где и как вы нашли эту информацию?

А как ещё можно узнать о ком-то или о чём-то? (например, можно ли узнать об этом животном от родителей, из телевизионных программ и т. д.)

Последняя задача про природу ( слайд 5):

И напоминаю вам, ребята, природу нужно беречь!

Не рвите цветы, не ломайте веток, не бросайте мусор.

5. Чтение сказки В Сутеева «Мышонок и карандаш» (П резентация «В мире информации», слайды 6 — 18).

6. Объяснение нового материала (слайд 19)

Продолжить работу по презентации, повторяя пройденный материал и отвечая на вопросы.

1). Что такое информация (слайд 20).

Давайте ещё раз вспомним, что такое информация? ( Информация – это сведения об окружающем нас мире). Люди и другие живые существа получают информацию через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, через орган обоняния – нос.

2). Информация по способу восприятия (слайд 21 -22) :

Поэтому, по способу восприятия информация бывает

  1. зрительная, которую человек получает с помощью глаз;
  2. звуковая, которую человек получает с помощью ушей;
  3. вкусовая, которую человек получает с помощью языка;
  4. обонятельная, которую человек получает с помощью носа;
  5. осязательная, которую человек получает с помощью кожи, рук.

Как мышонок узнал, что не сможет съесть карандаш? (слайд 22)

(Звуковая, осязательная информация)

3). Виды информации по форме представления (слайд 23):

Виды информации по форме представления бывают:

  1. числовая
  2. текстовая
  3. графическая
  4. звуковая
  5. видеоинформация
  6. комбинированная

Как вы думаете, в виде чего представлен каждый вид информации? Например, числовая информация- это информация в виде чего? (и т. д. Обратить внимание детей на то, что графическая информация- это информация в виде рисунков, т. к. графика – это рисунок).

Какие виды информации по форме представления были использованы в сказке В Сутеева «Мышонок и карандаш»?

4). Информационные процессы (слайд 24):

На прошлом уроке мы с вами узнали, что человек может совершать следующие действия над информацией:

  1. получение информации;
  2. передача информации;
  3. хранение информации;
  4. обработка информации .

Действия, совершаемые человеком над информацией, называются информационными процессами.

Мышонок узнал, что карандаш деревянный и его нельзя есть. Будет ли этот процесс информационным, если да, то какой?

Какие ещё информационные процессы использованы в сказке?

5). Передача информации (слайд 25):

Рассмотрите схему процесса передачи информации:

Источником информации является тот, кто передаёт информацию.

Приёмником информации является тот, кто её получает.

6). Информационные каналы (слайд 26):

Передача информации происходит при помощи информационных каналов . Различают

  1. биологические – органы чувств человека.
  2. технические – телефон, радио, телевидение, компьютер и другие.

7). Характер передачи информации (слайд 26).

Характера передачи информации может быть

Определите, кто является источником, приёмником информации? Какой характер передачи информации между карандашом и мышонком (слайд 27).

8) Примеры передачи и приёма информации в животном и растительном мире (слайды 28 — 29).

Ребята, а как вы думаете, только человек способен передавать и получать информацию?

Я хочу привести примеры того, как животные и растения пользуются информацией.

Животные, охраняя свою территорию, оставляют пахучие метки. Обнаружив, с помощью органов обоняния, незнакомый запах, животное уходит с чужой территории (слайд 28).

Летучая мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны, которые, отражаясь от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ориентироваться в пространстве (слайд 28) .

Стыдливая мимоза – растение, которое передает информацию о приближающемся тропическом ливне с помощью импульсов, сворачивая листочки (слайд 29) .

Вывод: Человек, животные и растения воспринимают информацию через зрительные образы, звук, запах, вкус, прикосновения (слайд 30) .

7. Физкультминутка (слайд 31)

8. Самостоятельная работа в парах (слайд 32).

9. Домашнее задание (слайд 33).

10. Подведение итогов урока (слайд 34).

Что такое информация?

Назовите виды информации по способу восприятия, по форме представления.

Какие информационные процессы знаете? Охарактеризовать процесс передачи информации.

11. Работа на компьютере (слайд 35).

Используется прикладная программа «Фантазия».

Источник

Читайте также:  Что такое агротехнические способы борьбы
Оцените статью
Разные способы