Инфляция понятие причины виды способы измерения

Инфляция: понятие, причины, виды, измерение

Инфля́ция (лат. — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.

Противоположным процессом является дефляция — снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В современной экономике встречается редко и краткосрочно, обычно носит сезонный характер.

Потребительская корзина – определенный набор товаров и услуг в денежной оценке, потребляемый в данной стране в данный исторический момент.

ИЦ= [(цена потреб. корзины текущая – цена потреб. корзины базовая) / цена потреб. корзины базовая] *100%

— Темп инфляции. ТИ= [(индекс цен текущий – индекс цен базовый) / индекс цен базовый] *100%

1.Классификация по времени наступления: 1)Ожидаемая. 2)Непредвиденная.

2.Классификация по формам проявления: открытая и подавленная. Подавленная инфляция появляется не в росте цен, а в дефиците товаров и услуг.

3.По причинам: 1)Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара). 2)Инфляция предложения. Рост цен на ресурсы, вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов, рост заработной платы.

4.По темпам развития: 1)Умеренная (ползучая) — элемент нормального развития экономики, так как незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства.

2)Голопирующая – скачкообразное непредсказуемое повышение цен. Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. 3)Гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч и даже десятков тысяч процентов в год). Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков.

5. 1)Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

2)Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

2. Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.

3. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

Монетаризм считает, что инфляция вызвана в основном денежными факторами, то есть финансовой политикой государства. Милтон Фридман утверждал, что «Инфляция всегда и везде является денежным феноменом».

Методы измерения инфляции

1.Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.

2. Индекс цен производителей (PPI) отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

3. Индекс расходов на проживание (COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

4. Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

Читайте также:  Сироп шиповника способы применения

5.Дефлятор ВВП (GDP) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

6.Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

7.Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

Источник

Инфляция: понятие, виды и измерение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инфляция – это длящийся в течение продолжительного периода времени процесс обесценивания денежных средств, который выражается, прежде всего, в повышении общего уровня цен на продукцию.

Понятие, сущность и причины инфляции

Одним из свойственных современной экономике процессов является инфляция. Она представляет собой обесценивание денежных средств. Это означает, что через определенный промежуток времени на одну и ту же сумму денег экономические субъекты смогут приобрести меньший объем продукции (товаров, работ, услуг).

Проявление инфляции зависит от тех принципов, на основе которых функционирует экономическая система. В рыночной экономике инфляция проявляется, прежде всего, через повышение общего уровня цен на товары и услуги. В плановой (административно-командной) экономике инфляция проявляется, прежде всего, в подавленной форме, т.е. через возникновение товаров и услуг при сохранении прежнего уровня цен.

Сущность инфляции связана с соотношением в экономике денежной массы и объема производства. Соответственно, условием отсутствия инфляции является равенство темпов роста этих двух экономических величин. Если темп роста денежной массы превышает темп роста объема производства, то имеет место инфляция. В обратном случае (что бывает довольно редко) имеет место дефляция.

К числу основных причин возникновения и развития инфляции экономисты относят:

  • увеличение расходов государственного бюджета, для чего государство осуществляет дополнительную и ничем не обеспеченную эмиссию денежных средств;
  • массовое кредитование экономики, которое осуществляется в результате эмиссии необеспеченной валюты;
  • монополия крупных предприятий (особенно в сырьевых отраслях) на определение цены производимой ими продукции;
  • монополия профсоюзов, которые искусственно завышают уровень заработных плат в отличии от их рыночного равновесного уровня;
  • сокращение реального объёма производства в стране при стабильном уровне денежной массы;
  • ввод государством новых и увеличение старых налогов, пошлин, акцизов при стабильном уровне денежной массы.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды инфляции и их характеристики

Как уже было отмечено, инфляция может существовать в открытой форме (в странах с рыночной экономикой), что означает повышение цен, или в закрытой форме (в странах с административно-командной экономикой), что означает возникновение товарного дефицита.

Наиболее распространенная классификация инфляции составлена на основе такого признака, как уровень темпов роста цен на товары и услуги в экономике страны. По данному признаку обычно выделяют следующие виды инфляции:

  • ползучая (умеренная) инфляция – годовой рост потребительских цен не превышает 10%; по мнению ряда экономистов, является элементом нормального развития экономики, поскольку выступает в качестве стимула развития производства и модернизации его структуры; в то же время существует опасность выхода умеренной инфляции из-под контроля государства;
  • галопирующая инфляция – годовой рост потребительских цен находится в пределах от 10% до 50%; считается опасной для дальнейшего развития экономики, поэтому требует принятия срочных антиинфляционных мер;
  • гиперинфляция – годовой рост потребительских цен превышает 50% и может достигать нескольких тысяч; в основном ее причиной является эмиссия государством в военные или кризисные периоды денег, используемых для покрытия бюджетного дефицита; парализует хозяйственный механизм и содействует переходу к бартерному обмену.

Также некоторые экономисты выделяют еще несколько разновидной инфляции. Так, личной инфляцией называют показатель роста цен на продукты, приобретаемые домохозяйствами. Стагфляция – это инфляция, которая сопровождается падением производства. Агфляцией (аграрной инфляцией) называют резкий рост цен на аграрную продукцию. Шринкфляция – это способ скрытия производителями от потребителей инфляции посредством снижения количества товара в привычной упаковке при сохранении отпускной цены на нее.

Методы измерения инфляции

Индекс потребительских цен является наиболее распространенным методом измерения инфляции. Данный индекс рассчитывается для фиксированной корзины товаров и измеряет соотношение стоимости корзины в отчетном и базовом периодах. Фактически является индексом Ласпейреса, поскольку при его расчёте экономистами и статистиками используется потребительская корзина базового года.

Кроме индекса потребительских цен экономисты разработали ряд других методов и способов измерения инфляции (особенно в условиях развития информационных технологий). В большинстве случаев, используется сразу несколько основных методов, чтобы подтвердить точность проведенных измерений. Речь идет про расчет следующих показателей:

  • индекс цен производителей — это показатель себестоимости производства, который не учитывает добавочную цену дистрибуции и налогов с продаж и по времени опережает данные индекса потребительских цен;
  • индекс расходов на проживание — это показатель, который учитывает баланс увеличения в экономике доходов и расходов;
  • индекс цены активов (например, недвижимости, акций и др.) – это показатель, который рассчитываются в отношении отдельных видов товаров, которые, как правило, дорожают быстрее, чем растут цены потребительских товаров и стоимость денег;
  • дефлятор валового внутреннего продукта (индекс Пааше) — это показатель, который демонстрирует, как в группе одинаковых товаров изменяется цена;
  • паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют;
  • индекс цен онлайн-магазинов, который рассчитывается в результате автоматической обработки страниц онлайн-магазинов;
  • индекс среднего кассового чека, который получают в магазинах и сканируют потребители, принимающие участие в специализированных опросах.
Читайте также:  Хлоргексидин способ применения при полоскании зуба

Источник

Что такое инфляция

Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.

В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.

Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.

Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.

Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.

Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.

Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.

Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.

С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.

Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.

Самый известный пример — кризис в Германии в 1921—1923 годах . В среднем цены росли на 25% в день. Деньги обесценивались очень быстро, поэтому люди старались тратить всю зарплату сразу. В стране процветал бартер, появились суррогатные деньги — нотгельды. Их выпускали в виде жетонов, которые приравнивались к конкретному продукту: килограмму сахара, киловатт-часу электричества или даже грамму золота.

Причины

Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.

Вот почему это может происходить:

  • снижаются проценты по кредитам;
  • снижаются налоги;
  • падают объемы производства;
  • растут бюджетные расходы;
  • растет зарплата.

На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:

  • погода, от которой зависит урожай, а значит, и цены на продукты;
  • конкуренция — если она усиливается, предприниматели начинают снижать цены в борьбе за клиентов;
  • тарифы монополий на перевозки и энергоносители, заложенные в стоимость любого товара;
  • курсы валют, если конечная цена продукта зависит от зарубежных поставок оборудования или программного обеспечения.

Таких немонетарных факторов тоже много.

Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.

Читайте также:  Как стать красивой простым способом

Составляющие

Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.

Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.

Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.

Измерение

В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.

Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ

Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ

Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.

Последствия

Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.

Экономисты называют приемлемым ежегодный прирост цен на 1—2% . Когда этот показатель превышает 10% в год, а инфляция из умеренной превращается в галопирующую, это негативно влияет на экономику.

Инфляция в России

СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.

Какой уровень инфляции в России

Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.

Динамика цен в России в 1991—2021 годах , РосстатXLSX, 16,4 КБ

Какой должна быть инфляция в России

В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.

Чем опасна высокая инфляция

Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.

Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.

Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли

Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.

Кто и как сдерживает цены

Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.

Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ

В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.

Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.

Источник

Оцените статью
Разные способы