Методы покрытия бюджетного дефицита
На сегодняшний день каждая страна сталкивается с проблемой покрытия бюджетного дефицита. В условиях мирового экономического кризиса данная проблема приобретает большую актуальность и обращает внимание многих ученых и практиков, таких как А. Пасхавер, И.Колено, В.Хруцкий, А. Крамаренко.
Методы покрытия бюджетного дефицита можно разделить на три категории: методы монетизации, методы стимуляции потока поступлений в бюджет и сокращение государственных расходов.
Среди методов монетизации выделяют следующие:
1. Кредитно – денежная эмиссия как способ увеличения количества денег в обращении. Сопровождается непосредственной эмиссией денежных средств, а также государственными внутренними и внешними займами и носит компенсационный характер. На сегодняшний день НБУ активно скупает на вторичном рынке государственные ценные бумаги, тем самым осуществляя непрямое кредитование Правительства в комплексе с получаемыми кредитами от МВФ [1]. Поскольку данный способ связан с увеличением массы денег в обороте, то он неизбежно приводит к развитию инфляционных процессов (особенно в Украине, когда полученные правительством деньги направляются не в реальный сектор экономики, а для покрытия своих текущих расходов).
2. Увеличение налогообложения и сокращение льготных и субсидиарных программ. Данный метод усиливает налоговое давление на предприятия и фирмы государства, тем самым способствуя сокращению их деловой активности и развитию теневого сектора экономики, что, например, наблюдалось при сокращении свободных экономических зон в 2005 году [1].
3. Приватизация государственной собственности. Так, на момент 1.01. 2010г. на продажу выставлены 1582 объекта государственного имущества [3].Однако реализация подобных программ слабо влияет на процесс монетизации бюджетного дефицита, т.к. приватизируемое имущество в большинстве случаев не обладает высокой стоимостью.
4. Реализация на внутреннем и внешнем рынках государственных ценных бумаг. Положительная сторона этого метода – в оперативной аккумуляции свободных денежных средств. Отрицательная — определенные риски в долгосрочной перспективе при постоянном или слишком большом по отношению к ВВП дефиците: с одной стороны – это роста государственных расходов на обслуживание государственных займов (за счет роста ставки по обязательствам), что еще больше усугубит ситуацию, с другой — к ухудшению ликвидности экономических субъектов, прежде всего банков, поскольку в их портфелях активов чрезмерно увеличатся запасы государственных ценных бумаг. Чтобы не допустить банковского кризиса, центральный банк вынужден будет усилить скупку государственных ценных бумаг на вторичном рынке, что повлечет рост предложения денег и совокупного спроса на товарных рынках. Усилится угроза подрыва устойчивости денег.
К методам сокращения бюджетного дефицита отнесем методы, способствующие увеличению потока поступления денежных средств в бюджет за счет:
2. Более широкое использование финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать специфические особенности хозяйствования и стимулируют рост общественного производства. К примеру, в Украине получили развитие 11 СЭЗ: «Азов», «Донецк»; «Закарпатье»; «Яворов», «Автопорт «Краковец»» как часть специальной экономической зоны «Яворов»; «Славутич»; «Курортополис «Трускавец»; «Порто-Франко»; «Рени»; «Порт Крым»; «Интерпорт Ковель»; «Николаев». Однако в 2005 году их развитие было приостановлено: в марте 2005 года парламент принял предложенные Кабмином изменения в госбюджет-2005, предусматривающие отмену льгот, ранее предоставленных для СЭЗ [1].
3. Создание благоприятного климата для иностранных инвестиций. Так, с 2000г рост положительного сальдо платежного баланса, который воспринимается аналитиками как рост привлекательности, конкурентоспособности и устойчивости роста экономики страны, обеспечил Украине значительный приток иностранных инвестиций. Сегодня же, в условиях политического кризиса, и как следствие, экономического и социального, по рейтингу экономически и политически нестабильных стран мира по версии журнала The Economist мы занимаем 16 место на ряду с Анголой и Доминиканской Республикой [4].
4. Гибкая налоговая и кредитная политика, стимулирующая рост производства и его эффективность. Следует отметить, что в Украине в связи с постоянной конфронтацией политических сил проблема несовершенства налоговой системы является одной из наиболее острых: 180 место из 181 в рейтинге Paying Taxes 2009, подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией [4].
5. Усиление налоговой дисциплины, сужение теневого сектора экономики.
6. Усиление антимонопольного и антидемпингового контроля. Шагом вперед в данной сфере можно считать Закон Украины «Об усилении правовой защиты экономической конкуренции» № 2596-IV от 31.05. 2005г.
Что же касается планируемых действий правительства по поводу монетизации бюджетного дефицита то согласно ст. 18 и ст. 19 проекта закона «О бюджете Украины на 2010 год» источниками финансирования бюджетного дефицита являются: Аккумуляция средств посредством внутренних и внешних займов. Доходы по размещенным депозитам. Ссуды, которые получило государство от международных организаций. Доходы от приватизации государственного имущества, а так же средства, которые поступят от уплаты штрафов, пени и неустоек за невыполнение владельцами приватизированных объектов условий договоров их покупки-продажи. Поступления от целевого размещения государственных ценных бумаг. Изменения остатков Стабилизационного Фонда.
Как можно заметить из предложенных правительством методов, планируется использовать узкий спектр методов монетизации с акцентом на расширении долговых обязательств, неспособных в полном объеме погасить нехватку денежных средств.
Таким образом, рассмотрев методы покрытия бюджетного дефицита, следует отметить, что методы монетизации связанны с определенными как экономическими так и социальными рисками (инфляция, сокращение деловой активности, накопление государственных займов и т.п.) и являются эффективными только в краткосрочной перспективе при небольшом размере бюджетного дефицита относительно его доходной части и объема ВВП страны. Более эффективными являются методы сокращения бюджетного дефицита за счет реального роста объема ВВП. Не смотря на то, что они не приносят сиюминутного положительного эффекта, они рассчитаны на долгосрочную стабилизационную перспективу. Еще большую эффективность принесет грамотное сочетание предложенных методов в комплексе мер по ликвидации бюджетного дефицита.
Источник
Инфляционный способ покрытия дефицита бюджета
БК РФ Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
курсовая разница по средствам федерального бюджета;
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;
разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.
2. В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разница между привлеченными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года:
в объеме дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета отчетного года, не использованных в течение отчетного года на формирование Фонда национального благосостояния, используются в текущем финансовом году на те же цели;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме неполного использования бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда отчетного финансового года направляются соответственно на увеличение в текущем финансовом году объемов бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации, бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
(в ред. Федеральных законов от 14.11.2017 N 315-ФЗ, от 19.07.2018 N 222-ФЗ, от 31.07.2020 N 263-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов федерального бюджета текущего финансового года направляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением бюджетных ассигнований в размере, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, которые направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на предоставление указанных межбюджетных трансфертов;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 457-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, направляются в установленных Правительством Российской Федерации случаях и порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ)
в объеме остатков средств, привлеченных на единый счет федерального бюджета, направляются для возврата указанных средств на счета, с которых они были ранее перечислены;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2017 N 178-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в абз. 8 п. 4 ст. 94 вносятся изменения (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Российской Федерации государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году, направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке на увеличение бюджетных ассигнований на указанные цели.
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Действие абз. 9 — 11 п. 4 ст. 94 приостановлено (в части остатков средств федерального бюджета, направления использования которых установлены ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ) с 01.01.2021 до 01.01.2022. Остатки средств на 01.01.2021 используются в 2021 году в соответствии с ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ.
Иные остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на:
осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;
5. Утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ.
Источник