Теория государства и права. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Теория государства и права». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
- 1. Понятие и основные черты науки теории государства и права
- 2. Предмет теории государства и права
- 3. Метод теории государства и права
- 4. Логические приемы в методологии ТГП
- 5. Специальные и частные методы в познании права и государства
- 6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук
- 7. Теория государства и права в системе юридических наук
- 8. Функции теории государства и права
- 9. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
- 10. Договорная теория происхождения государства
- 11. Историко-материалистическая теория
- 12. Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
- 13. Социальная организация первобытнообщинного строя
Из серии: Зачет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
4. Логические приемы в методологии ТГП
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория использует следующие логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.
Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации, позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.
Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня.
Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы, дать им научную оценку. Процесс исследования протекает в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.
Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. ТГП не только констатирует достигнутое, познанное наукой, но и выявляет глубинные закономерности государства и права и тенденции развития.
Источник
Формационный и цивилизационный подходы, дедукция и индукция в познании права
Различают формационный и цивилизационный подходы, применяемые при изучении типологии государства и правовых систем.
Формационный подход. Длительное время в отечественной науке господствовал формационный подход к понятию государства и права, основанный на методологии марксизма-ленинизма. В основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения. Более перспективным все же является многоаспектный подход, позволяющий учесть самые разные взгляды и позиции при оценке природы права и государства. Так, при оценке типов государства и правовых систем, наряду с формационным, крайне важно применять и цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Таким образом, вместо общественной формации критерием типизации выступает категория «цивилизация».
Рациональные суждения традиционно делят на дедуктивные и индуктивные. Индукция, это форма мышления, вырабатывающая общие суждения о единичных объектах; это способ движения мысли от частного к общему, от знания менее универсального к знанию более универсальному (путь познания «снизу вверх»). Наблюдая и изучая отдельные предметы, факты, события, человек приходит к знанию общих закономерностей. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы.
Дедукция – метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Дедукция выводит общие теоремы, специальные выводы из опытных наук. Дает достоверное знание, если верна посылка.
Дедуктивный способ познания формирует представления о целом, а индуктивный способ познания о единичном. В теории познания это линия идеализма и материализма.
Особенности догматического и нормативного способов изучения права.
Формально-догматический (юридико-технический) метол предполагает изучение права как такового, в «чистом виде», вне связи с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями. Его назначение состоит в анализе действующего законодательства и практики его применения государственными органами, в выявлении внешних, очевидных аспектов правовых явлений без проникновения во внутренние сущностные стороны и связи. Он осуществляется с помощью формально-логических приемов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и других, которые способствуют установлению внешних признаков правовых явлений, их отличий друг от друга, выработке понятий и их определений в кратких формулах.
Формально-юридический (нормативно-догматический) метод. Его суть заключается в том, что право изучается как таковое: оно ни с чем не сравнивается, не увязывается с экономикой, политикой, моралью и другими социальными явлениями.
Предметом исследования в этом случае является право в чистом виде — его категории, определения, признаки, структура, конструкции, юридическая техника. Формально-юридический метод среди других специальных методов можно с наибольшим основанием назвать частным, поскольку он применяется только при изучении права. Пользуясь этим инструментом, можно проникнуть в глубины правовой материи, детально разобраться в анатомии права. Только «препарируя» право и его элементы, законодательство, отдельные правовые предписания, применяя данный метод как скальпель, можно выяснить, из каких элементов состоит юридическая норма, как должна строиться ее санкция, какие составные части обязательны для каждого нормативно-правового акта и т.д.
Помня об узко-целевом назначении этого метода, нельзя придавать ему преимущественное значение и всегда результаты его применения следует увязывать с другими способами исследования права.
Применение формально-юридического метода ведет к формированию в правоведении направления, которое называется догмой права. Догма права — составная часть теории права.
Логический,, конкретно-исторический, историко-сравнительный, сравнительный, аналитический, системный, функциональный, структурно-функциональный, конкретно-социологический, статистический и другие методы изучения права. Их особенности и взаимодействие.
Исторический и логический методы. Первый метод характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала, второй – абстрактно-теоретическими формами.
Историко-правовой методявляется основным способом познавания предмета истории государства и права, истории политических и правовых учений, то есть закономерностей становления и развития права и государства. В общей теории права используются не все компоненты исторического метода. Чаще всего теоретики права применяют методы анализа исторических источников – законов, официальных документов, судебных решений по конкретным делам и других, – позволяющие получать знания о событиях, явлениях, законодательных установлениях.
Сравнительно-правовой метод сводится к сопоставительному анализу текстов законов, иных нормативно-правовых актов, принятых правотворческими органами разных государств по одному и тому же вопросу.
Статистические методы используются применительно к фактам, полученным при помощи анкетирования, наблюдения, анализа письменных источников с целью выявления общего и устойчивого
Конкретно-социологические методы– наблюдение, анкетирование, анализ письменных источников (документов), интервьюирование, применяемые для изучения социально-правовых явлений, оказывающих влияние на действие норм права, право-творческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность государственных органов.
Метод системного анализа — правовые явления рассматриваются в единстве, взаимосвязи, т. е. в качестве элементов целостных систем.
Функциональный метод – метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
uristinfo.net
Глава 3 МЕТОД НАУКИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА — Страница 2
3.2. Методология теории государства и права
Теория государства и права располагает определенным набором методов познания для изучения интересующих ее явлений. Методы познания — это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать методологией науки.
Принципы познания — это те исходные начала, от которых как бы отталкивается наука при исследовании своего предмета. К основным принципам познания, входящим в методологию современной отечественнои теории государства и права, следует отнести принцип историзма, принцип объективности, принцип всесторонности, принцип конкретности и принцип плюрализма.
Принцип историзма. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.
Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определения общих понятий о государстве и праве, раскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
Согласно принципу всесторонности государственно-правовые явления должны исследоваться с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.
Принцип конкретности требует от теории государства и права точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Именно практика в итоге подтверждает истинность или неистинность научного знания. Истинность выдвигаемого наукой знания доказывается в полной мере только’ тогда, когда ей^удается найти, воспроизвести и создать явление, соответствующее этому знанию,
Принцип плюрализма. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует внимание только на одних сторонах или свойствах явления и пренебрегает другими как несущественными, побочными, она неизбежно заходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на конкретное государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления о его происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу к познанию общих закономерностей государства и права теория создает наиболее оптимальную систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.
Философские методы составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения. Они говорят о том, на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука.
К основным философским методам, выделяемым наукой, относятся диалектико-материалистический и идеалистический.
Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и другими общественными науками. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.
Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных в нем используются также явление — сущность, количество — качество, причина — следствие, а направленность познания — не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности.
Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями.
Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане подобное восприятие права привело к тому, что оно перестало ассоциироваться с чувственной человеческой деятельностью, практикой, а было перенесено в более высокую область духовной жизни.
Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.
Представители другого философского направления — идеализма — связывают существование государства и права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием человека, его переживаниями, субъективными и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального над духовным, субъективные идеалисты утверждают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства и права, а внутреннее духовное начало, заключенное в душе индивидуума. В XX столетии получили распространение различные варианты объективно- и субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход.
Согласно основным постулатам прагматизма1 понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех. Верно ли идеи о государстве и праве отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными практическими результатами.
Интуитивизм основан на анализе целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения. Ученый-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство.
В построении концепции интуитивизма ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида: опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни А. Бергсона, феноменология Э. Гуссерля, экзистенциализм М. Хайдег-гера, интуитивизм И. Лосского).
Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.
Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория широко использует логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией. Речь идет об общенаучных методах изучения государства и права, применяемых на отдельных стадиях научного познания, к которым относятся методы анализа и синтеза, методы от индукции к дедукции, методы исторического материализма, методы восхождения от простого к сложному.
1 Объекты познания с точки зрения прагматизма формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление — средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории— инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность. Впервые оно было введено в философию Ч. Пирсом в 1878 г. в США. Кроме Пирса вопросами прагматизма занимались У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф.К.С. Шиллер, Дж.Г. Мид.
Методы анализа и синтеза. Анализ (от греч. analysis — разложение) как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.
Анализ неразрывно связан с синтезом (соединением элементов в единое целое). Синтез (от греч. synthesis — соединение) как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.
Методы от индукции к дедукции. Индукция (от лат. inductio — наведение, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению) — это логический прием, заключающийся в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).
Дедукция (от лат. deductio — выведение) — цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой связаны отношением логического следования. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, после чего обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, далее выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и завершить’этот процесс исследованием правовой нормы и ее структуры.
Методы исторического материализма. Материализм (от лат. materialis — вещественный) — основное научное философское направление, признающее в противоположность антинаучному положению идеализма первичность материи по отношению к духу вне и независимо от сознания. Термин «материализм» употребляется с XVII в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала XVIII в. — в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Историческими формами материализма являются: античный материализм (Демокрит, Эпикур); материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно); метафизический (механистический) материализм XVII—XVIII вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм XVIII в. (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
К общенаучным методам также можно отнести системный, функциональный и герменевтический методы.
Системный метод изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности. С ним тесно связан функциональный метод, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов.
Герменевтический метод исходит из того, что текст нормы есть документ особого мировоззрения автора и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которое подразумевал их автор.
Общенаучные методы определяют лишь общие подходы к решению проблем юридической науки. Поэтому наряду с ними существуют ча-стнонаучные методы, которые используются лишь в рамках определенной науки, т.е. позволяют непосредственно получить конкретные знания по вопросам государства и права. Частнонаучные методы можно классифицировать на специальные неюридические и специальные юридические методы.
К специально неюридическим методам относятся статистические методы, методы структурного анализа, общие социальные методы, кибернетические методы.
Статистический метод основан на анализе количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного явления (например, преступности, уровня законности и т.д.). Он включает наблюдение за явлениями, сводную обработку данных, их анализ и применяется при изучении явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.
Методы структурного анализа. Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения целого комплекса методов, в том числе и тех, которые применяются в других областях современного знания.
Общие социальные методы (анкетирование, тестирование, опросы, наблюдение, эксперимент и т.п.) используются для поиска оптимальных вариантов правовых решений, разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.
Кибернетический метод — прием, связанный с использованием понятий и технических средств кибернетики (например, понятий «управление», «обратная связь») и т.д. Данный метод используется .для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска.правовой информации.
К специально юридическим методам относятся формально-логический, сравнительный, исторический метод.
Формально-логический, или догматический, метод позволяет формулировать понятия, отражающие отдельные, общие стороны, выявлять свойства правовых явлений либо явлений в целом, например абстракция «субъект права». Этот метод позволяет найти несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой и т.д. И, следовательно, дает возможность на научной основе поставить вопросы о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов.
Сравнительный метод включает в государственно-политической и правовой практике приемы сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. Различаются макросравнение — сравнение правовых систем и микросравнение — сравнение элементов правовых систем. Этот метод помогает выявить особенности правовых взглядов и правовых норм различных народов в различные исторические эпохи. Сравнительный анализ применяется для сравнения правовых норм в разных странах в одно и то же время или в одной и той же стране в разное время.
Исторический метод является основным способом познавания права и государства, исторических, политических и правовых учений, т.е. закономерностей становления и развития государства и права.
Совокупность указанных методов и приемов научного исследования и составляет методологию теории государства и права как науки.
Источник