Индуктивный способ подачи теоретического материала по русскому языку

Средства обучения русскому языку

1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.

2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.

3. Учебник как ведущее средство обучения.

4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.

1. Средства обучения– это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

Средства обучения делятся на основныеи неосновные. К основным относятся:1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия разных типов.Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточныйматериал, диапозитивы, транспарантыи т.д.).

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, тетради и т.д.).

Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.

2. Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).

УМК включает в себя:

— основные материалы: программу, учебники;

дополнительные материалы для учащихся(рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);

вспомогательные материалы для учителя(поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).

Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.

3. Основным средством обучения является учебник. Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предусматривающая формирование и совершенствование навыков учащихся по изучаемому предмету. В учебнике реализуется содержание обучения, определенное программой, раскрываются последовательность и способы подачи теоретического и тренировочного материала, определяется система упражнений.

Учебник выполняет ряд функций:

— информативную (является источником знаний о системе языка);

— обучающее-тренировочную (система упражнений в учебнике способствует

отработке речевых умений и навыков);

— систематизирующую (знания в учебнике представлены в определенной системе);

— контролирующую (учебник содержит материал по контролю за знаниями

— воспитательную (задания и упражнения способствуют развитию навыков

самостоятельной работы, содержание текстов упражнений несут воспитательную направленность);

— мотивационную (содержание и оформление учебника призваны вызывать

интерес к изучению русского языка).

Итак, учебник является ведущим средством обучения и выполняет ряд функций.

4. Авторы учебников используют различные способы подачи теоретических сведений в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае.

В школьных учебниках по русскому языку используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи языкового материала.

Индукцияспособпрезентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.

Дедуктивный способподачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках.

Дедукция– способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.

Читайте также:  Способы защиты природы государств

В учебниках используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (индукция); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор этого способа подачи материала обусловлен сложностью и многоаспектностью изучаемых единиц. Итак, школьные учебники по русскому языку, являясь основным средством обучения, выполняют ряд функций, реализуют основные цели обучения русскому языку; в них используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи теоретического материала.

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т.п.).

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п.

Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.

Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Источник

Средства обучения русскому языку

1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.

2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.

3. Учебник как ведущее средство обучения.

4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.

1. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.

2. Теория и практика обучения русскому язык /Под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.

3. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.

1. Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.

Читайте также:  Схема способа производства структурно

Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия разных типов.Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточный материал, диапозитивы, транспаранты и т.д.).

К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, тетради и т.д.).

Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.

2. Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).

УМК включает в себя:

— основные материалы: программу, учебники;

дополнительные материалы для учащихся (рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);

вспомогательные материалы для учителя (поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).

К 2000 году создано три основных учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников:

— под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.;

— под редакцией В.В. Бабайцевой;

— под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.

3. Основным средством обучения является учебник. Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предусматривающая формирование и совершенствование навыков учащихся по изучаемому предмету. В учебнике реализуется содержание обучения, определенное программой, раскрываются последовательность и способы подачи теоретического и тренировочного материала, определяется система упражнений.

Учебник выполняет ряд функций:

— информативную (является источником знаний о системе языка);

— обучающее-тренировочную (система упражнений в учебнике способствует

отработке речевых умений и навыков);

— систематизирующую (знания в учебнике представлены в определенной системе);

— контролирующую (учебник содержит материал по контролю за знаниями

— воспитательную (задания и упражнения способствуют развитию навыков

самостоятельной работы, содержание текстов упражнений несут воспитательную направленность);

— мотивационную (содержание и оформление учебника призваны вызывать

интерес к изучению русского языка).

Итак, учебник является ведущим средством обучения и выполняет ряд функций.

4. Авторы учебников используют различные способы подачи теоретических сведений в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае.

В школьных учебниках по русскому языку используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи языкового материала.

Индукцияспособ презентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.

Дедуктивный способ подачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках для 6 и 7 классов. Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления, изучаемые в 6 – 7 классах, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.

В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (индукция); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор этого способа подачи материала обусловлен сложностью и многоаспектностью изучаемых единиц. Итак, школьные учебники по русскому языку, являясь основным средством обучения, выполняют ряд функций, реализуют основные цели обучения русскому языку; в них используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи теоретического материала.

Читайте также:  Натуральность молока способы его фальсификации

Источник

Мастер-класс «Использование индуктивного метода» на уроке русского языка

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, проявляя высокую степень активности. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Использование индуктивного метода» на уроке русского языка»

Изучение новой темы с использованием индуктивного метода на примере урока по теме «Правила правописания безударных личных окончаний глаголов» в 6 классе. 1-й урок.

Цель: показать эффективность использования индуктивного метода на уроках русского языка.

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, проявляя высокую степень активности. В задачу современной школы входит не только вооружить учащихся знаниями, но и научить их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения. Современные приёмы обучения должны способствовать осуществлению познавательной деятельности.

Один из главных приемов — это индуктивные умозаключения, которые связаны с наблюдением, анализом, сравнением, с выявлением общих закономерностей и их последующим обобщением. Этот вид работы имеет целый ряд достоинств: это и развитие логических приемов мышления, и активизация познавательной деятельности учащихся, и радость «открытия». Этот прием наиболее часто используется в моей практике. Использование индуктивного метода работы я хочу показать на примере изучения новой темы «Правила правописания безударных личных окончаний глаголов» в 6 классе.

Очень важным элементом в проведении успешного урока является самостоятельная формулировка темы и целей урока самими учащимися, то есть целеполагание. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Существует множество приемов (тема-вопрос, формирование цели при помощи опорных сигналов, работа над понятием, подводящий диалог, создание проблемных ситуаций и др.). Используя подводящий диалог, добиваюсь, чтобы ребята самостоятельно сформулировали цели и задачи урока.

Например, ребятам предлагаю материал для наблюдения: в каком столбике спряжение и личное окончание глаголов определить легко? Почему? (слайд )

Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть понятны и достижимы.

Цели: познакомиться с 1 и 2 спряжением глаголов, научиться отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

(На изучение данной темы я запланировала 3 урока: на 1-м уроке определяем спряжение по личным окончаниям и начинаем работать с таблицей спряжений по н.ф. глагола; 2 урок – вторичное закрепление (работа с таблицей спряжений; 3 урок – контроль)

Задача каждого учителя – вызвать стимул для изучения новой темы, заинтересовать ребенка. Необходимо дать ему самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения. С этой целью нужно продумать систему специально подобранных заданий, вопросов и упражнений по данной теме. Причем работа должна строиться каждый раз по-новому! Все должно происходить мгновенно, живо и ярко.

На экране демонстрирую окончания глаголов (слайды 3,4)

Источник

Оцените статью
Разные способы