Текст 1. Значение труда в жизни человека
К. Д. Ушинский (1824—1870 / 71) — русский педагог
Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.
«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.
Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.
Вопросы и задания: 1.Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека? 2.Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3.Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4.Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5.Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.
Текст 2. Частная собственность
И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ, правовед, публицист
Частная собственность соответствует тому индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу и тем укрепляет характер. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям, к вещам и к земле. Частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, свой очаг и родину. Она выражает и закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура. Она объединит семью, вовлекая ее в собственность. Она питает и напрягает государственный инстинкт человека. Она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному приятию природы и мира. Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданственной самостоятельности, верный подход к политической свободе. Наконец, частная собственность воспитывает человека к хозяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу, ибо каждый собственник, богатея, обогащает и свое окружение, и самое народное хозяйство; и конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства.
Ильин И. А. Блаженны собственники // Новое время. — 1992. — № 15. — С. 58.
Вопросы и задания: 1.Согласны ли вы с этой характеристикой частной собственности? Можете ли вы возразить против каких-либо утверждений автора? Каковы ваши аргументы? 2.Как вы понимаете утверждение о том, что индивидуальный способ бытия дан человеку природой? 3.Разъясните, каким образом собственник, богатея, обогащает и самое народное хозяйство. 4.Какая общая идея пронизывает характеристику частной собственности?
Текст 3. Право собственности
Из Гражданского кодекса РФ
Статья 209. Содержание права собственности.
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Гражданский кодекс Российской Федерации. — Ч. 1 // Кодексы РФ. — М., 1996. — С. 88.
Вопросы: 1.Какие права собственника имущества закрепляет статья 209 Гражданского кодекса? Почему они необходимы? 2.Как вы понимаете ограничения прав собственника, установленные статьей 209? Почему они необходимы?
Источник
Л н боголюбов н ю басик н и городецкая е и жильцова л ф иванова а т кинкулькин б в кузнецов т е лискова а и матвеев е л рутковская е с скворцова о в слуцкая дидактические материалы по курсу «введение в обществознание»
Тема 45. ТРУД И СОБСТВЕННОСТЬ
Текст 1. Значение труда в жизни человека
К. Д. Ушинский (1824—1870 / 71) — русский педагог
Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.
Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.
«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.
Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.
Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека? 2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3. Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4. Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.
Текст 2. Частная собственность
И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ, правовед, публицист
Частная собственность соответствует тому индивидуальному способу бытия, который дан человеку от природы. Она развязывает хозяйственную предприимчивость и личную инициативу и тем укрепляет характер. Она дает собственнику чувство уверенности, доверие к людям, к вещам и к земле. Частная собственность научает человека творчески любить труд и землю, свой очаг и родину. Она выражает и закрепляет его оседлость, без которой невозможна культура. Она объединит семью, вовлекая ее в собственность. Она питает и напрягает государственный инстинкт человека. Она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному приятию природы и мира. Частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданственной самостоятельности, верный подход к политической свободе. Наконец, частная собственность воспитывает человека к хозяйственной солидарности, не нарушающей хозяйственную свободу, ибо каждый собственник, богатея, обогащает и свое окружение, и самое народное хозяйство; и конкуренция собственников ведет не только к борьбе, но и к творческому напряжению, необходимому для народного хозяйства.
Ильин И. А. Блаженны собственники // Новое время. — 1992. — № 15. — С. 58.
Вопросы и задания: 1. Согласны ли вы с этой характеристикой частной собственности? Можете ли вы возразить против каких-либо утверждений автора? Каковы ваши аргументы? 2. Как вы понимаете утверждение о том, что индивидуальный способ бытия дан человеку природой? 3. Разъясните, каким образом собственник, богатея, обогащает и самое народное хозяйство. 4. Какая общая идея пронизывает характеристику частной собственности?
Текст 3. Право собственности
Из Гражданского кодекса РФ
Статья 209. Содержание права собственности.
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Гражданский кодекс Российской Федерации. — Ч. 1 // Кодексы РФ. — М., 1996. — С. 88.
Вопросы: 1. Какие права собственника имущества закрепляет статья 209 Гражданского кодекса? Почему они необходимы? 2. Как вы понимаете ограничения прав собственника, установленные статьей 209? Почему они необходимы?
Текст 4. Преступления против собственности
Из Уголовного кодекса РФ
Глава 21. Преступления против собственности.
Статья 158. Кража.
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Кража, совершенная:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;
г) с причинением значительного ущерба гражданину, — наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
3. Кража, совершенная:
а) организованной группой;
б) в крупном размере;
в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимается совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 1996. — С. 68—69.
Вопросы и задания: 1. Распространяется ли действие этой статьи на четырнадцатилетних? Обратитесь к статье 20 Уголовного кодекса, приведенной в текстах к теме «Роль права в жизни человека, общества, государства». 2. Почему кража чужого имущества влечет за собой разную меру наказания (см. пункты 1—3 статьи 158 УК)? В чем состоят различия общественной опасности деяний, указанных в пунктах 1—3 статьи 158 УК?
Текст 5. Кого считать предпринимателем
Г. К. Гинс (1887—1971) — русский советский юрист
Предприниматель — разновидность хозяина, именно хозяина, а не собственника. Собственник коллекций и собственник, живущий на проценты от своих вкладов, не хозяева. Хозяин дома, заботливо поддерживающий свое имущество, — не предприниматель. С другой стороны, антрепренер, на чужие деньги организующий спектакли, предприниматель, хотя и не имеющий собственности, и даже самое название «антрепренер» по-французски означает также «предприниматель».
Хотя люди вольных профессий: врачи, адвокаты, писатели — не предприниматели по характеру своей основной деятельности, но они могут заняться предпринимательством. Так, например, врач, открывающий лечебницу, адвокат, открывающий кабинет с канцелярией и переводчиками, писатель, за свой счет издавший книги, несомненно, становятся предпринимателями.
. Предпринимателем мы считаем такого хозяина, который отступает от рутины, вводит новые хозяйственные комбинации. осуществляет новые планы. С психологической точки зрения предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата.
Можно ли понятие предпринимателя оторвать целиком от собственности? Каково его отношение к формальным юридическим понятиям?
Безусловно, предпринимательство родилось в обстановке частноправового строя экономических отношений. Оно находится в тесной связи с собственностью и еще более — в связи со свободой хозяйственной инициативы, с хозяйством децентрализованным, не подчиненным государству. Предприниматель может не быть собственником основного капитала, но он должен иметь право на присвоение полностью или частью выгоды предприятия, он должен также в той или иной форме нести его риск.
Гинс Г. К. Предприниматель. — М., 1992. — С. 21—22.
Вопросы и задания: 1. Какое различие между понятиями «хозяин» и «собственник» отмечает автор? Всякий ли собственник является предпринимателем? 2. Каковы главные признаки предпринимательской деятельности? 3. Сравните материал параграфа учебника и настоящий фрагмент: какие новые по сравнению с текстом параграфа идеи он содержит?
Текст 6 . Проблемы этики бизнеса
П. Н. Шихирев — современный российский психолог
Опустим подробности того пути, на котором бизнес в США подвергался воспитанию и самовоспитанию. Американскому обществу еще предстояло пережить и биржевой крах 1929 года, и смены различных курсов правительства, и скандалы, связанные с мошенничеством. Но каждый раз, когда появлялся повод, деловое сообщество открывало дискуссии об этических проблемах бизнеса и способах ее решения. Вот перечень лишь некоторых из обсуждаемых проблем:
— если цель бизнеса — прибыль, то каков ее «разумный» предел? How much is enough? — как говорят американцы;
— какова ответственность бизнеса перед обществом;
— должны ли предприниматели чувствовать свою ответственность;
— кто должен воспитывать у бизнесменов это чувство — семья, школа, церковь, университет, корпорация, босс;
— если я отдаю часть своей прибыли на благотворительные цели и косвенно поощряю неудачников, вместо того чтобы вкладывать ее в дело, то в конечном итоге не ослабляет ли это и мой бизнес, и общество?
— если существующий закон в силу своего несовершенства оставляет лазейку для наживы, следует ли ее использовать втихомолку или нужно обратить на нее внимание законодателя?
— ведя дело в другой стране, следует ли подчиняться ее или своим моральным стандартам;
— если все участники сделки знают, что одним из правил ведения переговоров является право обмана, «блефа», морально ли обманывать партнера;
— совместимы ли вообще эффективность дела (т. е. прибыль) и такие «материи», как совесть, жалость и т. п.;
— как сочетать личный интерес и общую пользу.
Шихирев П. Н. Возможна ли этика бизнеса? // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6. — С. 21—22.
Вопросы и задания: Какие этические проблемы бизнеса вызывают у вас наибольший интерес? Проведите в классе дискуссию по этим проблемам.
Тема 46. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Текст 1. Что такое убеждения?
В. Э. Чудновский — современный российский психолог
Убеждения — личностные образования, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и его поступки.
Энциклопедический социологический словарь. — М., 1995. — С. 836.
Текст 2. Из Всеобщей декларации прав человека
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Всеобщая декларация прав человека. Статья 19.
Текст 3. Из Конституции Российской Федерации
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Конституция Российской Федерации. Статья 29.
Вопросы и задания к текстам 1—3: 1. Что такое убеждения? Опираясь на знания истории, литературы, материалы периодической печати, личный опыт, охарактеризуйте роль убеждений в духовной жизни, в деятельности, поступках людей. Приведите примеры, свидетельствующие о моральной убежденности людей, их твердости в отстаивании своих взглядов. 2. Ознакомьтесь самостоятельно с приведенными статьями Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ. Соответствует ли смысл приведенного текста Конституции положениям Декларации? Аргументируйте свой ответ. 3. Что означает свободный выбор убеждений? Какова связь свободы убеждений с духовным развитием личности? Проиллюстрируйте эту связь на конкретных примерах. 4. Как вы понимаете положение о запрещении цензуры и свободе массовой информации?
Текст 4. О достоинстве человека
Из философского энциклопедического словаря
Достоинство человека — выражение его личной ценности, благородного образа мыслей.
Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 144.
. Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям высокое благородство.
Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. — Т. 40. — С. 6.
Текст 5. Сила правительства — в достоинстве народа
В. А. Жуковский (1783—1832) — русский писатель
Сила правительства не в верховной власти и великих правах ее — она в достоинстве народа.
Цит. по: Российская газета. — 7 июня. — 2000.
Вопросы и задания к текстам 4, 5: 1. Поясните, чем приведенные суждения дополняют положения учебника о сущности человеческого достоинства. Постарайтесь самостоятельно определить, что такое достоинство человека. В чем вы видите связь убеждений и достоинства личности? 2. В чем смысл выражений «высокое благородство», «благородный образ мыслей»? Приведите примеры проявлений этих качеств. 3. В чем, на ваш взгляд, состоит достоинство народа? Как вы понимаете положение о том, что сила правительства в достоинстве народа?
Текст 6. Достоинство личности —
основа конституционных прав личности
Из энциклопедического словаря «Конституция Российской Федерации»
Достоинство личности — в конституционном праве отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности. Достоинство личности является, по существу, основой и целью всех конституционных прав человека. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «достоинство человека» (например, основной закон ФРГ, ст. 1; Конституция Италии, ст. 10). Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., участником которого является Россия, исходит, как сказано в его преамбуле, из признания, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства.
Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21, ч. 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию (ст. 21, ч. 2). Достоинство личности гарантируется и защищается личными правами, провозглашаемыми Конституцией (например, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право каждого на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, запрещение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия и т. д.). Уважение достоинства личности обеспечивается рядом социально-экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом на социальное обеспечение. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений против чести и достоинства, как клевета и оскорбление.
Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 81—82.
Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение о том, что достоинство личности является основой и целью всех конституционных прав человека? Раскройте это положение, опираясь на приведенный текст. 2. Какие факты свидетельствуют о том, что утверждению достоинства человека уделяется главенствующее место в демократических странах? 3. Каковы обязанности государства по охране достоинства личности? Покажите на конкретных примерах, как они выполняются в нашей стране.
Текст 7. А. П. Чехов о чувстве собственного
достоинства
В. Я. Лакшин (1933—1993) — российский литературовед и педагог, академик Российской академии образования
Чехов. рано осознал, что стержень характера — чувство собственного достоинства, и другим пытался его внушить. «Не нравится мне одно, — пишет он в свои девятнадцать лет брату Мише, — зачем ты величаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство».
Сознавать свое достоинство — значит, по Чехову, уважать и чужую личность: тут полная невозможность оскорбить другого человека ни грубостью, ни ложью. Не заискивать, не жаловаться на судьбу, не искать сочувствия, не лезть в чужую душу — вот что входило в понятие достоинства у Чехова. Работать на совесть, выполнять свой внутренний долг, совершать неафишируемое добро, не ожидая воздаяний и наград, а там пусть будет, что будет.
. Легко обращая иронию на себя, Чехов к другим людям, как и к событиям, впечатлениям, вещам, старается приложить мерку максимальной, почти естественно-научной объективности или, по меньшей мере доступной человеку справедливости. Отметит в ком-то дурные черты — и тут же укажет на добрые. От души восхитится чем-либо, но и недостатков не спрячет. И уж, во всяком случае, не оскорбит чужого достоинства, пощадит самолюбие, отнесется с доверием к возможной переделке, исправлению человека.
Известно, что неуважение к другим людям, к их делам и заботам, к самоценности их мира возникает обычно из самодовольства и хамского барства, с высокомерием взирающего на всех стоящих ниже в социальном или образовательном смысле. Или из внутренней ущербности: «Не поверю, чтобы другие были бы хороши, коли я сам плох». Чехов свободен и от чувства превосходства, и от всякой тени ущербности.
Лакшин В. Я. Берега культуры. — М., 1994. — С. 187—188.
Вопросы и задания: 1. Какова, на ваш взгляд, связь между чувством собственного достоинства и защитой справедливости? 2. Почему осознание собственного достоинства и самоуважение (положительное отношение индивида к самому себе) могут благоприятно сказаться на его всей жизни и деятельности? Проиллюстрируйте на конкретных примерах проявления названных качеств личности. 3. Почему чувство собственного достоинства неразрывно связано с уважительным отношением к другим людям? В чем, по вашему мнению, может проявляться это уважение? 4. В чем состоит взаимосвязь между чувствами собственного достоинства и совестью, трудом, добросердечием?
Источник