- Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
- Развитие интеллекта: простые и эффективные способы
- Способ первый – оптимальное время для отдыха
- Способ второй – ведение записей
- Способ третий – тишина и покой
- Способ четвертый – развивающие игры
- Способ пятый – общение с людьми
- Способ шестой – чтение книг
- Способ седьмой – делать привычные вещи непривычными
- Способ восьмой – изобразительное искусство
- Способ девятый – постоянное обучение
- Способ десятый – самообразование
- Способ одиннадцатый – позитивное мышление
- Способ двенадцатый – видение перспектив
- Способ тринадцатый – физические нагрузки
- НПК Тема исследовательской работы: «Интеллект, способы развития интеллекта» Направление: общая психология
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Развитие интеллекта: эффективные способы на каждый день
Интеллект – это особое качество человеческой психики, включающее в себя способность адаптироваться к различным жизненным ситуациям, обучаться и усваивать информацию на основе полученного опыта, понимать и применять абстрактные концепции и имеющиеся знания с целью управления окружающей действительностью. Говоря проще, интеллект является общей способностью человека познавать и преодолевать трудности, объединяющей в себе такие сферы как мышление, воображение, представление, память, восприятие и ощущение.
Несложно заметить, что интеллектом охватывается работа сразу несколько отделов человеческого мозга, из чего следует вывод, что и к его развитию следует применять комплексный подход, состоящий из разных способов. Способы, с которыми вы познакомитесь дальше, могут использоваться как специальная система развития интеллекта (и развития мышления), причем применяться она может для его тренировки и у детей, и у взрослых.
Развитие интеллекта: простые и эффективные способы
Информация, с которой вы познакомитесь, на первый взгляд может показаться крайне необычной, если говорить о развитии интеллекта, но именно в ее необычности и простоте кроется наибольшая эффективность. Интересно также и то, что применять ее можно без особых усилий в повседневной жизни, просто уделяя каждый день немного своего времени.
Способ первый – оптимальное время для отдыха
Этот способ можно назвать базовым, т.к. в состоянии усталости и утомленности ни о каком развитии интеллекта и памяти, а также других способностей, не может быть и речи. Поэтому для начала начните уделять соответствующее время и внимание своему сну. Здоровый сон является не только прекрасной профилактикой рассеянности, забывчивости и затрудненности мышления, но и повышает интеллект и все умственные способности вообще. Интересую статью на тему сна, кстати, вы можете прочитать здесь.
Способ второй – ведение записей
Тут речь идет об анализе информации посредством ведения записей. Нередко каждому из нас в голову приходят толковые мысли и хорошие идеи, но вместо того чтобы стараться запоминать их, как это делает большинство людей, мы советуем вам их записывать. Кроме того, в письменном виде также можно и размышлять, продумывая перспективы и варианты развития событий, составляя планы и списки. Так вы задействуете несколько участков мозга и, одновременно с тренировкой памяти и внимания, будете способствовать улучшению концентрации. Что же касается анализа информации, то наглядное ее отображение позволит видеть картину шире и на основе этого видения принимать верные решения.
Способ третий – тишина и покой
Множество людей по окончании рабочего дня, да и в любое свободное время, занимаются отнюдь не развитием интеллекта, а какими-то делами, которые этому совсем не способствуют. К таковым можно отнести просмотр телевизора, «залипание» в соцсетях, бессмысленные разговоры по телефону или неразвивающие компьютерные игры. Особенно склонность к этому проявляется у детей. Всему этому, конечно же, может иметься время и место в жизни, но если есть цель развивать интеллект, лучше как можно больше находиться в тишине и спокойствии – это позволяет генерировать новые идеи, обдумывать планы, находить верные и мудрые решения сложных проблем и вообще лучше и качественнее отдыхать.
Способ четвертый – развивающие игры
Для развития интеллекта и памяти, внимания и концентрации очень полезно играть, например, в логические игры, шахматы и шашки, домино, настольные интеллектуальные игры («Монополия», «Имаджинариум», «Миллионер» и т.п.). Если сделать такое времяпрепровождение регулярным, можно создать действенную систему развития не только интеллекта, но и способности анализировать, считать в уме, находить причинно-следственные связи, вести расчеты и развивать мышление в целом. А еще можно посвятить время прохождению различных развивающих тренингов и курсов, например, вот такого.
Способ пятый – общение с людьми
Взаимодействие и общение с разными людьми несет в себе огромное количество положительных моментов – расширяет кругозор, способствует получению новой информации, избавляет от комплексов, развивает коммуникативные навыки, повышает уверенность в себе и самооценку. Чтобы обеспечить свой интеллект почвой для постоянного развития, общайтесь с окружающими как можно больше, причем старайтесь общаться с такими людьми, которые в чем-то лучше вас, например, умнее, образованнее, сильнее, увереннее, обеспеченнее и т.д. Чем выше вы сами себе поставите планку, тем более сильной и развитой личностью сможете стать.
Способ шестой – чтение книг
Еще один превосходный и простой способ развития интеллекта у детей и взрослых – это чтение. Люди, читающие много книг, всегда поддерживают свой мозг в тонусе и познавательной активности. Наполняя его все новой информацией, они просто вынуждают себя личностно и интеллектуально расти. Ко всему прочему, начитанный человек испытывает в общении с другими намного меньше трудностей, ведь литература несет в себе информацию совершенно разного плана, которую всегда можно успешно применить в жизни. А еще одним плюсом чтения является то, что начитанный человек с развитым кругозором способен быть отличным собеседником практически в любой ситуации.
Способ седьмой – делать привычные вещи непривычными
Речь идет о том, чтобы вполне обычные повседневные вещи выполнять неординарными способами. Все мы ежедневно чистим зубы, умываемся, расчесываемся, моем посуду и завязываем шнурки – такие вещи уже давно стали привычными и выполняются нами на автоматизме, а значит, мозг совершенно не напрягается. Но из них реально сделать классную систему развития интеллекта. Начните ходить на работу новыми путями, застегивать ремень наоборот, всегда переходить дорогу, начиная с левой ноги и т.п. Так вы активизируете свои мыслительные процессы, станете обращать внимание на мелочи, будете тренировать осознанность. Помните о том, что даже такие банальные эксперименты способствуют развитию ума и служат хорошим способом тренировки интеллекта и памяти, внимания и сосредоточенности, мышления и креативности.
Способ восьмой – изобразительное искусство
Чтобы развивать интеллект вам вовсе необязательно становиться новым Пабло Пикассо или Леонардо да Винчи – можно просто время от времени уделять пару часов рисованию. Поставьте себе задачу нарисовать конкретную картину, и вы заметите, как ваш мозг начал работать активнее. Когда человек рисует, активизируются оба полушария мозга, повышается концентрация и улучшается координация. Помимо этого, в процессе рисования человек как бы отключается от внешнего мира на какое-то время, благодаря чему очищается и отдыхает сознание.
Способ девятый – постоянное обучение
Обучение – это всегда прогресс и движение вперед. Таким образом, постоянно усваивая новые знания и овладевая новыми навыками, вы автоматически будете заставлять свой интеллект развиваться. Подойти может все, что угодно: изучение иностранных языков, подробное исследование карты мира, погружение в исторические хроники, чтение автобиографий знаменитых людей и т.д. Но можно пойти дальше и, например, получить новую специальность, пройти курсы переподготовки и повышения квалификации или вообще сменить работу или начать вести собственный бизнес. Такая система развития станет для вас отличным помощником, и всегда будет поддерживать ваш интеллект в тонусе.
Способ десятый – самообразование
Этот способ – логическое продолжение предыдущего. К сожалению, далеко не каждый человек готов учиться всю жизнь, однако тот, кто задумывается о тренировке своего интеллекта, делает самообразование непременной частью своей жизни. Возможностей для этого сегодня – хоть отбавляй. Читайте книги и учебники, узнавайте новое и общайтесь с интересными людьми, увлекайтесь необычными вещами и найдите для себя хобби, смотрите документальные фильмы и развивающие передачи. А если хочется заняться самообразованием по полной программе, вы можете, к примеру, пройти курс по развитию мышления или какой-нибудь хороший онлайн-тренинг. Здесь же мы хотим напомнить, что любую новую информацию, если она предполагает практическое применение, необходимо всегда использовать на практике – только так самообразование станет полноценным и эффективным.
Способ одиннадцатый – позитивное мышление
Естественно, жизнь никогда не проходит абсолютно спокойно, и иногда преподносит сюрпризы. Обстоятельства и ситуации, о которых мы даже не подозревали, могут лишить силы и выбить из колеи, заставить переживать и бить тревогу. Но воспринимать их нужно именно как очередной шанс для саморазвития и развития интеллекта. Собирая в кулак волю, поднимаясь с колен и направляя энергию в нужное русло, мы становимся сильнее, опытнее, мудрее и умнее. И особую роль во всем этом играет не что иное, как позитивное мышление, т.к. именно оно позволяет нам сохранять спокойствие, мыслить созидательно, быть стойкими и уверенными в себе. И уже отсюда проистекают все остальные преимущества – повышение способности к концентрации, тренировка навыка управления временем и планирования, развитие силы воли и стрессоустойчивости. Помните, что жизнь вместе со всеми ее событиями уже сама по себе может использоваться вами, как идеальная система развития интеллекта. И такое отношение к ней должно быть сформировано, как у детей, так и у взрослых.
Способ двенадцатый – видение перспектив
Умение видеть перспективы есть определяющее звено на пути к успеху и полноценной жизни. Если вы научитесь всегда быть настроенным на поиск новых ступеней для развития, ваше мышление всецело будет сосредоточено на анализе имеющихся у вас перспектив. В действительности судьба постоянно предлагаем вам нечто ценное и значимое, а ваша задача – это увидеть, понять и оценить. Мысля конструктивно, вы способствуете развитию своего интеллекта и искусственно создаете для себя потребность в расширении кругозора. И действовать именно так, а не иначе, должен каждый, кто стремится к самосовершенствованию, личностному и интеллектуальному росту. Без этого компонента достичь полноценного успеха и счастья будет просто невозможно.
Способ тринадцатый – физические нагрузки
Несмотря на то, что данный способ развития интеллекта считается скорее косвенным, нежели прямым, он дает отличные результаты. Во-первых, нагружая себя физически, вы способствуете улучшению кровообращения, обогащаете свой мозг кислородом, благодаря чему он начинает функционировать в разы эффективнее, и способствуете выработке белка, отвечающего за формирование нейронов – ключевого элемента в развитии интеллектуальных способностей. Во-вторых, физическая работа – это замечательный способ отдохнуть и набраться сил вашему уму, т.к. если он будет постоянно утомлен, результативность любой работы над собой многократно снижается. И, в-третьих, физическое развитие вкупе с умственным – это самое полноценное развитие, к которому и нужно стремиться. Если есть желание, можно записаться в спортивную секцию или пойти в тренажерный зал, хотя вполне сгодятся пробежки, зарядка, дыхательная гимнастика и банальные отжимания от пола.
От того, насколько хорошо развит ваш интеллект, зависит очень многое. Конечно же, показатель IQ нельзя назвать решающим в достижении успеха и улучшении жизни, но если интеллектуальные способности развиты хорошо и вы работаете над собой, ваши шансы самореализоваться и осуществить свои мечты многократно возрастают. Занимайтесь тренировкой интеллекта и памяти, развивайте тягу к совершенствованию у себя и у детей, и, конечно же, улучшайте свое мышление – тогда перед вами откроются небывалые возможности, способные сделать вашу жизнь яркой, насыщенной и счастливой.
Источник
НПК Тема исследовательской работы: «Интеллект, способы развития интеллекта» Направление: общая психология
Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») или ум — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию.
Актуальность моей работы состоит в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НПК Тема исследовательской работы: «Интеллект, способы развития интеллекта» Направление: общая психология | 88.44 КБ |
kravets_elena_gorhonskaya_soshno73.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Управление образования АМО «Заиграевский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»
671333 Заиграевский район с. Горхон ул. Железнодорожная 22
Тема исследовательской работы:
«Интеллект, способы развития интеллекта»
Направление: общая психология
Выполнила: ученица 8 класса
Сураева Мария Николаевна
Заместитель директора по ВР
1. Теоретическая часть………………………………………………………………….4 — 6
1.1 Интеллект и его значение в жизни человека…. ………………………………. 4
1.2 Виды интеллекта…………………………………………………………………….4-5
1.3 Способы развития интеллекта……………..………………………………………. 7
2. Практическая часть, анкетирование…………………………………………………6-8
2.1 Рекомендации для развития интеллекта у учащихся ……………………………..7-8
3. Заключение …………………. ………………………………………………………8
4. Литературные и электронные источники………………………………….…………9
Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически , систематизировать информацию путём её анализа , определять её применимость ( классифицировать ), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.
Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; « разумение », « понимание »; « понятие », « рассудок ») или ум — качество психики , состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта , пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию.
Актуальность моей работы состоит в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования.
Гипотеза работы : Уровень интеллектуального развития взаимосвязан с образованием и зависит от него.
Целью работы : Анализ методов диагностик интеллектуального развития.
Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач:
1. Раскрыть понятие интеллект.
2. Выяснить какую роль играет интеллект в жизни человека
3. Определить способы развития интеллекта
4. Сделать выводы к анкетированию
5. Дать рекомендации учащимся
Объектом исследования – является интеллект
Предмет исследования – способы развития интеллекта
— изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
— анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии;
— анализ полученных результатов
1. Теоретическая часть.
1.1 Интеллект и его значение в жизни человека.
Интеллект в переводе с латинского языка означает понимание, рассудок, познание. С его помощью человек анализирует ситуацию, делает выводы, воспринимает и усваивает новые знания. Именно по его уровню оценивают и умственные способности личности. На протяжении жизни он развивается и совершенствуется.
Интеллект является основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а также построения стратегии для достижения поставленной цели. Влияние интеллекта человека не ограничивается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку выделиться из среды животных. Это стало началом развития общества, развитие диалектически переросло в развитие человеческой цивилизации. Интеллект человека как способность, в жизни реализуется при помощи различных (других) способностей.
Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации, память, спортивные успехи и даже общение с окружающими напрямую зависят от уровня интеллекта. Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни.
1.2 Виды интеллекта.
Существует несколько видов интеллекта человека:
- логический;
- вербальный;
- пространственный;
- музыкальный;
- физический;
- социальный;
- эмоциональный;
- духовный;
- творческий.
— Вербальный отвечает за человеческое общение, речь, чтение литературы.
— Логический – за умение грамотно осуществлять расчеты, анализировать данные и логически размышлять над ситуацией.
— Пространственный интеллект отвечает за визуальное восприятие окружающего мира, физический – за координацию движений.
— Благодаря музыкальному интеллекту человек учится воспринимать музыку, петь, танцевать.
— Физический интеллект – физическая деятельность.
— Общение с окружающими, коммуникабельность развиваются в тесной взаимосвязи с социальным интеллектом .
— Эмоциональным обеспечивается выражение эмоций и чувств.
— Творческий интеллект дает возможность человеку развивать в себе новые навыки и умения, созидать что-то новое и не останавливаться на достигнутом.
— Духовный интеллект вызывает в личности желание самосовершенствоваться.
1.3 Способы развития интеллекта.
Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. Главное заниматься регулярно, и не отвлекаясь на посторонние моменты.
В своей работе я хочу рассказать о некоторых самых простых способах, которые подойдут для всех и помогут развивать интеллект:
1. Отдых. Основа всех основ в любом развитии человеческого тела. В уставшем состоянии эффект от занятий будем минимальным. Поэтому перед началом саморазвития нужно как следует отдохнуть.
2. Записи . Основной анализ информации происходит в момент записи данных в блокнот. Бывают моменты, когда в голову приходит гениальная идея, но вместо того, чтобы быстренько ее записать, человек надеется на свою память. Также, с помощью записей удобно размышлять о будущих планах или событиях. Большая вероятность выполнения всего запланированного происходит, когда все дела были записаны на бумагу.
3. Тихая обстановка. Большая масса людей после рабочего дня привыкли заниматься не общим развитием, а делами, которые способствуют дополнительной усталости в организме. К таким делам относят компьютерные игры, соцсети, телевизор и т. д. Вместо этого лучше сесть почитать книгу в спокойной обстановке или отправиться на вечернюю прогулку.
4. Игры для развития. Логические игры считаются отличным способом для развития умственных способностей. Существуют игры как для одного, так и для всей семьи. Например, шарады, кроссворды, шашки, шахматы, домино, командные настольные игры.
5.Общение. Благодаря общению человек может не только скрасит досуг, но и узнать много нового. Особенно полезно общение с более умными людьми. За ними хочется тянуться и впитывать опыт. Также частые знакомства избавят от скованности, застенчивости и разовьет коммуникативные навыки.
6. Чтение. Данный вид развития помогает развить воображение, словарный запас. Такой метод подходит и взрослому и ребенку. Нужно лишь выбирать подходящую литературу. Читая познавательную книгу, человек постоянно поддерживает мозг в тонусе.
7. Обучение. С помощью обучения человек всегда стремится стать умнее. Находясь на занятиях, происходит изучение как теоретических, так и практических навыков. Если человек нигде не учится на данный момент, можно самостоятельно начать изучать языки или любую другую интересную тему.
8. Самообразование. Данный метод частично относится к обучению, так как половину знаний человек находит самостоятельно. Имея желания, всегда можно найти возможность научиться чему-то новому и полезному. В современном мире предостаточно возможностей, позволяющих обучится. Например, бесплатные мастер классы, вебинары, тематические курсы и т.д.
2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 8-9 классов (29 человек)– Что такое интеллект?
Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:
1.Что такое интеллект? (Приложение 1)
2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)
3 . Развиваете ли вы свой интеллект? (Приложение3)
Результаты анкетирования показали , что все 100% участников анкетирования знают, что такое интеллект; практически все учащиеся 76% плохо запоминают информацию. Целенаправленно развитием интеллекта занимается несколько человек, которые составляют 10 % от опрошенных учащихся.
2.1. Разработка рекомендаций для развития интеллекта у учащихся.
Для того чтобы развивать свои интеллектуальные способности необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей.
4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение – значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.
8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него удобными и максимально результативными.
9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).
3. Заключение.
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение интеллекта в жизни человека очень велико и необходимо для человека и его образования в целом. Интеллект как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы.
Существует множество способов управления и тренировки интеллекта. Каждый человек хотел бы улучшить интеллект, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.
Из всего выше сказанного я сделала вывод: интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию. Используйте все направления и развивайте свой интеллект.
4. Литературные и электронные источники
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131. 1995
2. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс. канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т. 1990
3. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128. М., 1990
4. Дружнин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
5. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – М., 1997.
6.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.
7. Шмелёв А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. – М., 1996.
8. Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=40019
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Министерство образования и науки Республики Бурятия Управление образования АМО « Заиграевский район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73 671333 Заиграевский район с. Горхон ул. Железнодорожная 22 Тема исследовательской работы: «Интеллект, способы развития интеллекта» Выполнила: ученица 8 класса Кравец Елена Руководитель: Сураева Мария Николаевна Заместитель директора по ВР 2019 год
Введение 1 . Теоретическая часть 1.1 Интеллект и его значение в жизни человека 1.2 Виды интеллекта 1.3 Способы развития интеллекта 2 . Практическая часть, анкетирование 2.1 Рекомендации для развития интеллекта у учащихся 3 . Заключение 4 . Литературные и электронные источники Приложение
Введение Интеллект, как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически , систематизировать информацию путём её анализа , определять её применимость ( классифицировать ), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи . Актуальность моей работы состоит в том, что влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации и данный момент не прекращает своего развития и совершенствования. Гипотеза работы : Уровень интеллектуального развития взаимосвязан с образованием и зависит от него.
Целью работы : Анализ методов диагностик интеллектуального развития. Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач: 1. Раскрыть понятие интеллект. 2. Выяснить какую роль играет интеллект в жизни человека 3. Определить способы развития интеллекта 4. Сделать выводы к анкетированию 5. Дать рекомендации учащимся Объектом исследования – является интеллект Предмет исследования – способы развития интеллекта Методы исследования: — изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования; — анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии; — проведение анкетирования — анализ полученных результатов — составление рекомендаций .
1. Теоретическая часть. 1.1 Интеллект и его значение в жизни человека . Интеллект является основой целеполагания, служит для планирования ресурсов, а также построения стратегии для достижения поставленной цели. Влияние интеллекта человека не ограничивается пределами жизни одной личности, одного человека. Развиваясь, интеллект, позволил человеку выделиться из среды животных . Интеллект оказывает влияние на все сферы человеческой жизни и общественных отношений. Люди с более развитым интеллектом, как правило, добиваются больших успехов в жизни и имеют большее количество талантов, чем те, у которых он менее развит. Осознанность поступков, рационализаторское мышление, способность к концентрации внимания, планированию и критической оценке информации. . Он может совершенствоваться на протяжении всей человеческой жизни. 1.2 Виды интеллекта . Существует несколько видов интеллекта человека : Логический — логически размышлять над ситуацией. Вербальный- отвечает за общение, речь Пространственный- визуальное восприятие Музыкальный- восприятие музыки Физический- физическая деятельность Социальный- общение, коммуникабельность Эмоциональный- чувства, эмоции Духовный- желание самосовершенствоваться. Творческий- развитие навыков
1.3 Способы развития интеллекта Может показаться, что описанные методики и интеллект не имеют ничего общего. Но не стоит предполагать заранее. Именно в необычности и кроется эффективность упражнений. Особенное преимущество заключается в повседневном использовании данных методов. В своей работе я хочу рассказать о некоторых самых простых способах, которые подойдут для всех и помогут развивать интеллект : 1. Отдых. 2.Записи 3. Тихая обстановка 4. Игры для развития 5. Общение 6. Чтение 7. Обучение 8. Самообразование
2. Практическая часть, анкетирование. Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 8-9 классов (29 человек)– Что такое интеллект? Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам: 1.Что такое интеллект? (Приложение 1) 2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2) 3 . Развиваете ли вы свой интеллект? (Приложение3
Результаты анкетирования показали , что все 100% участников анкетирования знают, что такое интеллект; практически все учащиеся 76% плохо запоминают информацию. Целенаправленно развитием интеллекта занимается несколько человек, которые составляют 10 % от опрошенных учащихся.
2.1. Разработка рекомендаций для развития интеллекта у учащихся. 1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд, любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание. 2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование – это такое связывание одного элемента с другим. 3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей
3. Заключение Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение интеллекта в жизни человека очень велико. Интеллект как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Из всего выше сказанного я сделала вывод: интеллект объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение, а так же внимание, волю и рефлексию. Используйте все направления и развивайте свой интеллект.
5. Литературные и электронные источники 1. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско-финского симпозиума. М.: Наука. С. 98-130. 1986 2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. № 1. С. 111-131. 1995 3. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. М.: Педагогика. 1982 4. Виноградов А.Г. Проявление творческой интеллектуальной активности в связи с особенностями организации понятийного знания. Дисс . канд. психол. наук. Киев: Киев. ун-т. 1990 5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика. 1983 6. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. № 2. 1980С. 53-64. 7. Степанова Е.И. Структура интеллекта взрослых. М.: НИИ ООВ. 1979 8. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. № 5. С. 121-128. М., 1990.
Источник