Индивидуальные способы контроля за уровнем физической подготовленности по внутренним ощущениям

Тема 4. Формы и средства контроля индивидуальной физкультурной деятельности

Основная направленность индивидуальных самостоятельных занятий физическими упражнениями — повышение функционального состояния организма и физической подготовленности.

Большинство учащихся до 82—85% дневного времени находятся в статическом положении (сидя).

Малая подвижность отражается на функционировании многих сис­тем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыха­тельной. Индивидуальные систематические занятия физическими упраж­нениями позволяют нейтрализовать эти отрицательные явления.

Формы самостоятельных индивидуальных занятий физическими упражнениями в режиме дня различны.

  • самостоятельные тренировочные занятия (аэробика, шейпинг, ат­летическая гимнастика, общая физическая подготовка);
  • физкультурно-оздоровительные занятия (утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы во время подготовки домаш­них заданий, туристские походы, ходьба на лыжах, оздоровитель­ный бег, игры на свежем воздухе, корригирующая гимнастика).

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями надо регу­лярно, оптимально чередуя допустимые нагрузки с необходимым отды­хом. Между занятиями целесообразен такой интервал отдыха, чтобы не происходила утрата положительного эффекта от предыдущего за­нятия. Типичным является однодневный интервал отдыха при трехразо­вых занятиях в неделю.

Лучшим временем для занятий являются периоды от 10 до 13 ч и от 16 до 20 ч. Не рекомендуется проводить самостоятельные занятия по физической культуре после 20—21 ч.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями требуют про­ведения индивидуального контроля за состоянием организма и физи­ческой подготовленностью. Это система наблюдений за состоянием своего здоровья, физического развития, физической работоспособнос­ти и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом.

Индивидуальный контроль при занятиях физическими упражнения­ми состоит из наблюдения и анализа объективных и субъективных показателей состояния организма. К объективным относятся показа­тели, которые можно измерить и выразить количественно: антропомет­рические — рост, вес, окружность грудной клетки и др.; функциональ­ные — ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ; результаты в конт­рольных упражнениях (тестах) и др. Субъективными показателями являются самочувствие, настроение, чувство утомления и усталости, же­лание или нежелание заниматься физическими упражнениями, наруше­ние сна и аппетита и др.

Наблюдения проводятся утром — после сна, до и после очередно­го занятия, а также утром следующего дня для выявления последствий занятия и быстроты восстановления организма. При этом в первую оче­редь необходимо обращать внимание на характер и особенности ноч­ного сна и самочувствия после пробуждения. Сон — интегральный по­казатель физического и функционального состояния организма, а так­же переносимости тренировочных нагрузок.

Самочувствие отражает общее состояние всего организма и глав­ным образом состояние центральной нервной системы. Если занимаю­щийся физическими упражнениями перегружает себя во время трени­ровок или строит занятия без учета условий труда, быта, состояния здоровья, то у него отмечается плохое самочувствие, утомление, отсут­ствие желания тренироваться, пониженная работоспособность.

Для проведения индивидуального контроля используются и прос­тейшие функциональные пробы с регистрацией и анализом частоты сердечных сокращений (пульса). Пульс дает важную и оперативную ин­формацию о деятельности сердечно-сосудистой системы.

Одной из самых распространенных функциональных проб является проба с приседаниями. Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выполнить 20 приседаний в темпе (1 приседание в 1 с) и по­смотреть, вернется ли пульс за 3 мин к его величине до начала упраж­нения. Время восстановления пульса до исходного уровня к 3-й мину­те считается хорошим, к 4—5-й минуте — удовлетворительным, к б-й минуте — неудовлетворительным.

Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позво­ляют оценить пробы с переменой положения тела — ортостатическая и клиностатическая.

В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10—14 уд./мин. Учащение до 20 уд./мин расценивается как удовлет­ворительная реакция, свыше 20 уд./мин. — неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений говорит об утомле­нии или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.

Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс умень­шается на 4—10 уд./мин. Большее замедление — признак тренирован­ности.

Читайте также:  Допиши словечко покажи стрелочкой какие способы

О возможностях организма противостоять недостатку кислорода да­ет проба Штанге. Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос за­жат пальцами. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворительно и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается.

Для индивидуального контроля за уровнем физической подготов­ленности применяются контрольные упражнения (тесты), например прыжок в длину с места, подтягивание в висе на перекладине, бег на 3000 м и др. По динамике результатов в контрольных упражнениях су­дят об эффективности тренировочного процесса, о правильности выбо­ра средств самотренировки.

Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать вли­яние физических упражнений на организм, правильно планировать и регулировать нагрузку и предупреждает состояние переутомления.

Результаты индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью фиксируются занимающимся в дневни­ке самонаблюдения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каково отрицательное влияние малоподвижного образа жизни?
  2. Назовите формы самостоятельных индивидуальных занятий.
  3. Как осуществляется индивидуальный контроль при занятиях физи­ческими упражнениями?
  4. Назовите объективные и субъективные показатели индивидуально­го контроля.
  5. Как контролируется уровень физической подготовленности занима­ющихся?

Источник

Тесты по физической культуре

1. Измерить длину тела можно с помощью:

2. Главная опора человека при движении:

Б) внутренние органы

3. Что такое физическое развитие?

*А) Уровень, антропометрических показателей (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д)

Б) Мышцы, которыми человек может управлять

В) Физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость)

4. Утренняя гимнастика – это….

*А) Важный элемент двигательного режима, где сосредоточен комплекс физических упражнений

Б) Метод быстрого просыпания

В) Один из методов похудения

5. Вид спорта, известный как «королева спорта»

*А) Легкая атлетика

Б) Стрельба из лука

В) Художественная гимнастика

6. Вид спорта, где больше проявляется гибкость:

*В) Фигурное катание

7. Вид спорта, где больше проявляется дыхательная функция:

8. Где нельзя измерить пульс:

А) В области шеи

*В) В области пупка

9. Где больше проявляется физическое качество «сила»?

*А) Лазание по канату

Б) синхронное плавание

В) Бег на короткие дистанции

10. Отличительные внешние признаки утомления организма человека:

*А) Отдышка, потливость

Б) Повышенный пульс

В) Головная боль

11. Что такое закаливание?

А) Переохлаждение или перегрев организма

*Б) Повышенная устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям

В) Выполнение утренней гигиенической гимнастики

12. Что не включают в утреннюю гигиеническую гимнастику?

*В) Бег на длинную дистанцию

13. При развитии гибкости следует стремится к:

А) Гармоничному увеличению подвижности в основных суставах

*Б) Достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах

В) Оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставах

14. Что означает в баскетболе термин «пробежка» при выполнении броска в кольцо:

А) Выполнение с мячом в руках одного шага

Б) Выполнение с мячом в руках двух шагов

*В) Выполнение с мячом в руках трех шагов

15. С какой целью планируют режим дня:

А) С целью организации рационального режима дня

*Б) С целью четкой организации текущих дел, их выполнение в установленные сроки

В) С целью высвобождения времени на отдых и снятие нервных напряжений

16. Чем награждались победители олимпионики?

А) оливковой ветвью и лавровым венком

Б) лавровой ветвью и оливковым венком

В) оливковой ветвью и золотым руном

*Г) лавровым венком

17. Какие упражнения неэффективны при формировании телосложения:

А) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы

Б) упражнения, способствующие снижению веса

В) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки

*Г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений

18. Индивидуальные способы контроля за уровнем физической подготовленности:

А) по внутренним ощущениям

Б) по особенностям ночного сна и пробуждения

*В) тесты по оценки развития выносливости в работе статического и динамического характера

Г) по показаниям артериального давления

19. Главной причиной нарушения осанки является:

Читайте также:  Для остановки венозного кровотечения используют все способы кроме

А) привычка к определенным позам

*Б) слабость мышц

В) отсутствие движений во время школьных уроков

Г) ношение сумки, портфеля на одном плече

20. Какие мероприятия необходимо включить перед выполнением физических упражнений, требующих максимально мышечного усилия?

А) кроссовый бег на длинную дистанцию для повышения функциональной готовности

Б) контроль за функциональным состоянием организма, правильный выбор физических упражнений, контроль за правильным выполнением упражнений

В) психологический настрой

*Г) провести тщательную разминку, выполнить подводящие упражнения

21. Как правильно организовать занятие, чтобы избежать травмы при самостоятельных занятиях физическими упражнениями?

А) найти подходящее место и напарника

Б) учитывать точность, направление, амплитуду того или иного движения

*В) проверить инвентарь, соответствие одежды, учитывать уровень физической и технической подготовки, места и время проведения занятий

22. Чем характеризуется утомление?

А) отказом от работы

*Б) временным снижением работоспособности организма

В) повышенной ЧСС

Г) пониженной ЧСС

23. Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных возможностей организма будет зависеть:

А) от технической и физической подготовленности занимающихся

*Б) от особенностей реакций систем организмов в ответ на выполняемые упражнения

В) от состояния здоровья и самочувствия занимающихся во время выполняемых упражнений

Г) от величины физической нагрузки и степени напряжения в работе определенных мышечных групп

24. Основные источники энергии для организма:

А) белки, витамины

*Б) углеводы, жиры

В) углеводы, минеральные элементы

25. Под физическим развитием понимается:

*А) процесс изменения морфо-функциональных свойств организма человека, протекающий на протяжении всей жизни

Б) процесс физической подготовки, направленный на развитие физических качеств

В) процесс изменения морфо-функциональных свойств организма человека, протекающий под влиянием занятий физическими упражнениями

Г) педагогический процесс по формированию правильной осанки и развитию мышц, обеспечивающих ее продвижение

26. Бег на какую дистанцию называют – спринтерский бег?

27. Сколько человек в игре волейбол, играют на площадке?

28. Сколько очков засчитывается в игре баскетбол, за бросок в кольцо со второго шага?

29. Что такое пауэрлифтинг?

*А) силовое троеборье

Б) легкоатлетическое десятиборье

30. При метании соблюдается:

*Б) коридор метания

В) полоса метания

31. Длина волейбольного поля?

32. Что в спортивных играх называют словом – аут?

*Б) мяч вышел за линию поля

В) выполнение обманных движений

33. Выполнение гимнастических упражнений с предметами называется:

Источник

«Методика индивидуального контроля за физическим развитием и физической подготовленностью детей»

«Методика индивидуального контроля за
физическим развитием и физической
подготовленностью детей»

для педагогов дополнительного образования

Автор: методист спортивного отдела Буданов Ю. В.

Методика индивидуального контроля за физических развитием
и физической подготовленностью детей.

Методика проведения спортивных занятий не может быть рассчитана на какого-то абстрактного среднего ученика. Педагог должен знать уровень физической подготовленности каждого отдельного воспитанника , а также группы в целом. Только при этом условии можно осуществлять дифференцированный подход при физическом воспитании детей. Систематический контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся дает возможность управлять учебным процессом и вовремя вносить соответствующие коррективы в свою работу.

Систематический контроль позволяет определить готовность занимающихся к изучению программного материала , дает возможность отследить динамику развития , внести коррективы в учебную программу и пересмотреть выбор средств физического воспитания.

Характеристика основных физических средств.

В основе физического здоровья лежат здоровый образ жизни, развитие двигательных качеств. Таких качеств, определяющих физическое развитие ребенка или подростка, несколько. Это:

общая выносливость 5. гибкость

скоростная выносли- 6. быстрота

Общая выносливость- способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению.

Скоростная выносливость- способность противостоять утомлению при

достаточно длительных нагрузках силового характера. Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

4. скоростно-силовая выносливость

3. силовая выносливость

ловкость ( координационные способности)

Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая сила — способность к максимально быстрому ( взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела.

Читайте также:  Синергетик для труб способ применения

Ловкость — способность выполнять координационно сложные двигательные действия.

Все двигательные качества как и лежащие в их основе физиологические механизмы , развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь. Это очень важно , знать .и учитывать при организации учебных и тренировочных занятий с детьми и подростками. Кроме того, их развитие имеет прямую и обратную связь с совершенствованием всех систем и функций организма.

.Контроль за физической подготовленностью учащихся рекомендуется проводить три раза в учебном году ( в сентябре, в конце декабря, в мае).

После сентябрьского тестирования педагог определяет уровень физической подготовленности детей на начало учебного года. Результаты анализируются : определяется уровень подготовленности детей в каждом двигательном умении. На основании анализа педагог планирует и включает в содержание занятий необходимые упражнения, направленные на развитие той или иной двигательной способности, намечает общую стратегию в создании системы домашних заданий, определяет нагрузки , повышающие уровень двигательной подготовленности, подбирает подвижные игры с направленным физическим развитием.

Второе тестирование по тем же упражнениям рекомендуется проводить в конце декабря. Результаты сравниваются с данными на начало учебного года и по каждому показателю определяется разница в уровнях подготовленности . Педагог вновь корректирует планы работы на занятиях и в системе домашних заданий.

В ходе майского тестирования по общей сумме набранных очков каждому занимающемуся по таблицам определяется соответствующий уровень физической подготовленности за год.

При такой системе планирования , контроля за физической подготовленностью по различным способностям педагог должен ориентироваться на предварительную работу с занимающимися с таким расчетом , чтобы к моменту контроля дети — как на предшествующих занятиях, так и в системе домашних заданий- готовились выполнить соответствующий тест -упражнение.

Таким образом, складывается примерный график проведения контрольных занятий по тестированию и определению двигательных способностей занимающихся в течение учебного года.

Для удобства данные контроля за физической подготовленностью занимающихся необходимо фиксировать в специальном рабочем журнале.

Для воспитания у занимающихся сознательного отношения к креплению своего здоровья, к личному уровню физической готовности , педагог постоянно должен внедрять в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше , чем вчера, а завтра буду делать лучше , чем сегодня». Это очень важно, ибо уровень двигательных способностей, как правило, прямо отражает уровень здоровья детей.

Требования к тестированию.

Тест — проба — качественное и количественное испытание для выявления состояния исследуемого.

Для исправления физических недостатков важно определить, на каком уровне по отношению к должным возрастным величинам находятся физические качества учащихся.

Подготовка к осуществлению процедур тестирования является обязательным элементом, на занятии педагог объясняет занимающимся суть и порядок тестирования , смысл и содержание каждого из тестовых упражнений , технику их выполнения, возможные погрешности.

Должна быть проведена предварительная работа с занимающими- ся, чтобы к моменту контроля они как на предыдущих занятиях, так и в системе домашних заданий готовились выполнить соответствующий тест-упражнение.

Чтобы получаемая с помощью тестирования информация была правильной и достоверной, надо выполнять следующие требования:

Максимально точно измерять все параметры.

Комплексное тестирование повторять не реже 2-х раз за учебный год (сентябрь, май)

Тест проводить по возможности всегда в одно и тоже время, натощак.

Предварительно обучить занимающихся правильному выполнению тестов и самим поупражняться в точном измерении параметров тестирования.

Перед тем, как приступить к тестированию учащихся, необходимо провести разминку. Она предупреждает возможные травмы ( растяжение мышц, излишняя усталость) из-за неразогретости мышечно-связочного аппарата , улучшит показатели . Разминка должна включать в себя упражнения , близкие по структуре к упражнениям теста.

Примерный комплекс разминки:

Ber — в течение 30 сек., выполнение бега с спокойном темпе на носках.

Наклоны — в течение 30 сек. выполнение ритмичных наклонов вперед, к правой и левой ноге.

Приседания — в течение 30 сек. выполнение пружинящих приседаний с полной амплитудой в спокойном темпе.

Растяжка — в течение 30 сек. , стоя в глубоком выпаде.

Прыжки в течение 30 сек. на правой , на левой , на обеих ногах.

Источник

Оцените статью
Разные способы