Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма укреплением здоровья

«Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укреплением здоровья и повышением физической подготовленности»
методическая разработка по физкультуре

Составить кодекс юного велосипедиста на основе имеющихся знаний и жизненного опыта. Развивать творческое мышление, воображение в процессе игры. Воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
Внеклассное мероприятие с использованием интерактивной доски. 509.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие с использованием интерактивной доски

«Велосипед как средство здорового образа жизни»

Задачи : Составить кодекс юного велосипедиста на основе имеющихся знаний и жизненного опыта. Развивать творческое мышление, воображение в процессе игры. Воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Оборудование : конверты с заданиями, клей, карточки, ножницы, дорожные знаки, карточки-слова, магнитофон, проектор, компьютер и интерактивная доска, презентация-проект для SMART Boart «Велосипед как средство ЗОЖ »

Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски:

№1. «Электронное перо» — подчеркивание правильных ответов.

№2. «Открой и узнаешь» — ответ на вопрос спрятан за прямоугольником на экране.

№3. «Затемнение экрана» — решение или ответ спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана.

№4 «Множественное клонирование» — фигурка велосипедиста для задания 2 группы.

№5 «Переверни и собери» — пазлы велосипедов.

  1. Казакова О.В.. сбоева Н.А.. Гаврилкина Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 2 класс. Изд. 5-е переработанное и дополненное М. «ВАКО», 2007, 368 с. – (В помощь школьному учителю)
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение, 2006 г.Плешаков А.А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. – Самара, Издательство «Самарский дом печати», 2005 г.
  3. Кульневич С.В., Лакоцепина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов пед. уч. Заведений. – Ростов-на –Дону: ТЦ «Учитель», 2004 г.

I. Вступительная часть

Учитель : Добрый день, юные друзья и уважаемые гости! Предлагаю принять участие в деловой игре. Тема игры на доске: «Велосипед — не только средство передвижении, но и средство здорового образа жизни». В игре принимают участие три команды. Подсчет правильных ответов будет вести счетная комиссия в составе четырех человек.

Учитель : Сегодня наша задача — написать и утвердить «Кодекс юного велосипедиста». Активные участники нашей игры, давшие наибольшее количество правильных ответов, получат почетное право подписаться на составленном документе и получат наивысшую оценку. Но сначала нам предстоит уточнить три момента:

а) Что такое кодекс?

б) Что такое здоровый образ жизни?

в) Почему велосипед является средством здорового образа жизни?

II. Работа в группах

1 группа — работа со словарем; 2 и 3 группы — устное обсуждение, выступает представитель от каждой группы.

Задания группам написаны на доске и на карточках, которые помещены в конверт с цифрой 1. Учитель открывает задание на доске по очереди выступления групп.

Задания для 1 группы: Что такое кодекс? Найдите в толковом словаре значение этого слова.

Задание для 2 группы: Почему велосипед является средством здорового образа жизни? Инструкция:

1. Почему люди ездят на велосипеде?

2. Какие части тела укрепляет езда на велосипеде?

Задание для 3 группы: Что такое здоровый образ жизни?

Обсудите в группе, подготовьте выступление.

1. О чем необходимо заботиться с раннего детства?

2. Что не купишь ни за какие деньги?

После выступления представителя от каждой группы ведущий подводит итог.

Учитель : Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а так же улучшает работу сердца, удлиняет продолжительность жизни человека при условии соблюдения всех правил езды. А еще велосипед является экологически чистым видом транспорта и по статистике ООН одним из распространенных. Только в Японии и Китае по данным последних лет 120 млн. педальных машин. А всего на Земле 400—500 млн. велосипедов. Это намного больше, чем легковых автомобилей. Каждый человек с раннего детства должен заботиться о своем здоровье. Здоровье позволяет нам интересно жить и лучше учиться. Поэтому вас учат вести здоровый образ жизни. Сегодня о пользе физкультуры и закаливания знает каждый.

Учитель : Наступило время игры. Что, прежде всего, должен знать велосипедист? Нам поможет ответить на этот вопрос правильно выполненное задание.

III. Пазл велосипеда и рассказ о нем

Учитель достает конверт с цифрой 2. По одному ученику от каждой группы выходит к доске и поочереди на время собирают пазл определённой модели велосипеда (исходный рисунок спрятан за штокой).

Задание 1 группе: В конверте — пазл трехколесного велосипеда.

1. Соберите модель велосипеда, наклейте на лист.

2. Составьте рассказ по плану:

а) Устройство вашей модели велосипеда.

б) С какого возраста можно управлять велосипедом.

Задание 2 группе

В конверте — пазл велосипеда «Школьник». (Инструкция та же, что и у 1 группы.)

Задание 3 группе

В конверте — пазл спортивного велосипеда. (Инструкция та же.)

После обсуждения и выступлений в Кодексе делается запись:

(Учитель открывает шторку на экране)

На первое место ставиться рисунок велосипеда той команды, которая справилась быстрее и т.д.

IV. Правила езды на велосипеде

Учитель : Чтобы избежать неприятностей и травм во время езды на велосипеде, вам предстоит выполнить еще несколько практических заданий. Учитель достает концерт с цифрой 3.

Задание 1 группе: Подберите одежду для велосипедиста. Объясните свой выбор. (На доске изображения девочки и мальчика и различные виды одежды.)

Задание 2 группе: Велосипедист — ваш ровесник. Выберите для него места катания. (На доске — слова «стадион», «сквер», «дорога», «тротуар», «двор». На фигуре велосипедиста утилита множественного клонирования. Ребята расставляют изображение велосипедиста на картинку со своим ответом. Затем с помощью учителя группируют одетых кукол, чтобы затем скопировать их и занести на страницу с кодексом).

Задание 3 группе: Из этих дорожных знаков выберите те, которые предназначены велосипедистам. Дайте их характеристику. (На доске знаки: «Движение велосипедов запрещено», «Велосипедная дорожка», «Движение запрещено» и другие известные детям знаки)

После обсуждения в Кодекс заносятся записи:

И ставятся человечки в соответствующей одежде (копируются со страницы 7).

И ставятся карточки со словами «стадион», «парк», «сквер», «двор».

И ставятся карточки с дорожными знаками.

V. Игровые ситуации

Учитель : Итак, мы составили четыре правила для велосипедиста. Но в жизни бывают разные ситуации, и надо уметь находить правильное решение, оказавшись в них.

Учитель достает конверт с цифрой 4.

Задание 1 группе: Разыграйте: Вы катаетесь на велосипеде и увидели старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: «Езжай сюда, будем кататься в моем дворе!». Ваши действия. Объясните их.

Задание 2 группе: Разыграйте: Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваша одноклассница и просит: «Покатай меня, пожалуйста, на велосипеде!» Ваш ответ? Ваши действия? Объясните их.

Задание 3 группе: Разыграйте: Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать свое мастерство и отпустил руки с руля, снял с педалей ноги. Чем может закончиться такая езда?

После обсуждения в Кодексе делается запись:

5. Запрещается: перевозка пассажиров; езда по дороге и пересечение дорог; езда «без рук и ног».

Учитель : Мы сегодня написали «Кодекс юного велосипедиста», опираясь на ваши знания и ваш жизненный опыт. А сейчас утвердим Кодекс голосованием. После голосования слово предоставляется счетной комиссии (оцениваются ответы).

Источник

Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью

Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и подготовленности

Просмотр содержимого документа
«Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью»

Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Автор: Огородников Александр Анатольевич.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятия физическими упражнениями имеет большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей ифилософов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует движения» . «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».

Физическое развитие — комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Физическое развитие, с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата [1] . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.

Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.

Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.

Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.

Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой засчет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.

Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.

Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.

Ловкость — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.

Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.

Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическая подготовленность и физическая готовность

Понятие «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Оценка физического состояния организма и физической подготовленности

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле

где АД — артериальное давление,

П — частота пульса.

У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечнососудистой системы.

Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания — ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту — удовлетворительная реакция, более 20 — неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечнососудистой системы.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» — так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.

Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 — 105; а при росте более 175 см — больше 110.

Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам.

Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку — стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант — стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.

Источник

Читайте также:  Носочки для детей спицами простой способ
Оцените статью
Разные способы