Индивидуально-ориентированная система обучения.
презентация по теме
Описание системы ИОСО. Автор Ярулов А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno_-_orientirovannaya_sistema_obucheniya.pptx | 297.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начальная школа. Индивидуально – ориентированная система обучения.
1. О системе ИОСО. 2.Основная идея ИОСО. 3. Сравнительная характеристика ИОСО и традиционной школы. 4.Календарно-тематический план при ИОСО. 5. Индивидуально-ориентированные учебные планы. 6. Проблемы и пути их решения. 7. Табло учета. 8. Требования к ответам при ИОСО. 9. Вопросник для сдачи теории. План.
Индивидуальная – направлена на развитие индивидуальных способностей человека. Ориентированная – ориентирует учителя на индивидуальную работу с учащимися при общей работе в классе; — Ориентирует на интеграцию с другими образовательными технологиями – используются все методы и приемы, которые есть в наличии; Индивидуально – ориентированная система обучения — ИОСО.
— Ориентирует на обучение любой категории детей. Система – организация учебных занятий. Обучение – учебный процесс.
Выбор уровня сложности учебного материала. Каждый ребенок в силу своих психологических особенностей, умственных способностей выбирает уровень сложности самостоятельно. . Основная идея ИОСО. Оценка «3» Оценка «4» Оценка «5» Норматив. Сдал на «3» – ты успешен! Требования выше, чем норматив. Более высокие требования с творческими заданиями.
Систематичное и последовательное изучение материала . Ребенок имеет право на опережающее обучение материала – когда все темы сданы, он переходит к новым темам, не дожидаясь остальных; или отставание –сдает тему пока не получит оценку . Ученик должен сдавать все темы, без исключения. Если он не сдал параграф 15, то не может сдавать параграф 16 . Выбор темпа при прохождении учебного маршрута.( может сдавать одну тему 2 или 3 раза, но при этом не должен выбиваться из графика. Например все темы раздела нужно сдать 20 числа. Поэтому, сдавая одну тему несколько раз , ученик должен планировать свою работу – когда он будет сдавать другие темы)
ИОСО Традиционная система обучения. 1. Главная роль – учащимся. 1. Главная роль — учителю. 2. ИОУП –разные уровни на 3,4,5. 2. Чаще всего о дин для всех уровень. Воспроизвел без ошибок –отлично; допустил ошибку – хорошо и.т.д. 3. Все дети успешны, нет «2». 3. Существуют «2». 4. Понимающая среда для каждого в отдельности. Обратная связь. 4. Работа со всем классом . Не всегда обратная связь. 5. Все должны знать на «3», сдаются все темы подряд. 5. Все должны знать на «3», но сдаются не все темы.(болел – не сдает тему). 6. Контроль учащимися друг друга, независимо от уровня развития. 6. «5» всегда контролирует «3». 7. Возможность пересдачи без снижения оценки. 7. Часто оценка снижается. Сравнительная характеристика.
В начальной школе КТП вывешивается в классе, для того, чтобы учащиеся знали какие темы будут изучать. Тем самым они могут планировать свою деятельность. Ребенок читает тему, форму занятия и зная чем он будет заниматься на уроке, перестает волноваться и думать о том, как избежать опроса и т.д. Календарно-тематический план при ИОСО.
№ Раздел Кол-во Ча сов Цели. Фор ма изу — чения Тема. Дата Оборудование. 1. Сложение и вычитание с 1 Научить складывать и вычитать однозначные Комб . урок. Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. 1.04 2010 Учебник Карточ — ки ИОУП. 2. переходом 1 числа с переходом применение Решение задач. 5.04 3. через 1 через десяток. изучение Задача в два действия. 6.04 4. 5. десяток. 1 1 Научить решать задачи в два действия. усвоение применение Решение задач в 2 действия. Контрольная работа. 7.04 8.04 Рабочий лист для каждого КТП урока математики для 1 класса.
ИОУП – это основа ИОСО. Имеют три уровня сложности, соответствующие оценкам 3, 4, 5. Уровень сложности ребенок выбирает для себя сам. Но учитель мотивирует на выбор более высокого уровня. Индивидуально-ориентированный учебный план. ИОУП.
ИОУП должен быть у каждого ученика. Ученик имеет право сдать не более одной темы за урок. Ребенок имеет право на пересдачу без снижения оценки. В начальной школе выполнение заданий должно быть поэтапное, сначала уровень «3», далее – «4» и только потом — на «5». ИОУП.
Тема: Отечественная война 1812 года. ИОУП для 4 класса. Окружающий мир. Уровень первый. Оценка «3». Уровень второй. Оценка «4». Уровень третий. Оценка «5». 1. Кто был у власти во Франции в те годы? 2. О чем мечтал Наполеон? 3. Когда французская армия вторглась в Россию? 4. Почему русская армия отступила? 5. Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? 6. Где произошло решающее сражение? 7. Почему Кутузов решил отдать Москву врагу? 8. Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном? 9. Знаешь ли ты начальные строки стихотворения Лермонтова о Бородинской битве? Напиши их.
Сложение вида … + 6. Задание на «5» от Дюймово чки . Задание на «5» от Гномов. Задание на «5» от Смешари ков Задание на «5» от Шрека . Задание на «5» от Дяди Степы. Задания. Дополнительно: 12-6-3= 14-7-4= 15-5-10= 16-6-6= 20-10-5= По образцу: 9+6=9+1+5=15 8+6= 7+6= Без образца: 6+9= 6+6= 9+5= С измененными условиями: Составь 3 примера на вычитание с использованием чисел: 12,13,14, 6. С самоконтролем: Реши задачу: У Клавы 7 кукол, а у Киры на 2 больше. Сколько всего кукол у девочек? Контрольное . Состав чисел: 11 13 Вычисли: 6+9= 8+6= 2+9= 7+4= ИОУП для первого класса. Математика.
В первом классе ребенок выполняет задание от сказочных персонажей, которые расположены по росту и каждый ученик знает, что чем выше персонаж , тем больше усилий придется потратить для выполнения. Задача учителя ориентировать на выполнение самого трудного(контрольного). При этом начинать надо с самого простого и двигаться к цели. Выполнение заданий ИОУП.
Такие индивидуально-ориентированные учебные планы называются – «План Накоплением». План «Право выбора» –когда ученик сразу выбирает себе цель работы, например сразу на «5». В таком плане количество заданий каждого уровня увеличивается: на «3» –до 8-10; на «4» – до 6-7; на «5» –до 3-4. Структура ИОУП.
Побальная система. Для того чтобы получить оценку нужно набрать определенное количество баллов: На «5» — 100 баллов; На «4» – 80 баллов; На «3» – 60 баллов. Структура ИОУП.
Тема урока: Что такое карта и как ее читать. 10 баллов. 20 баллов. 30 баллов. 40 баллов. 50 баллов. Цель: 1.Знать условные знаки. 2. Уметь пользоваться картой. Прочти текст. 1 . Ответь на вопросы после текста. 1.Объясни значение условных знаков на карте. Какие еще знаки ты знаешь ? 1 . Расскажи алгоритм работы с картой. Докажи практически. 1 . Составь карту нашего поселка. ИОУП – Побальная система. Окружающий мир. 2 класс.
«3» «4» «5» Задания прошлой темы, прошлого урока. 1. Задание по образцу. 2. Задание для восстановления знаний. Задания сегодняшней темы, урока. 1. Задание по образцу. 2. Задание без образца. 3. С измененными условиями. 4. С самоконтролем. 5.Контрольное. Задания новой темы, завтрашнего урока. 1. Задание по образцу. 2.Задание без образца. Взаимосвязь между уроками.
Проблема. Пути решения. Плохая дисциплина. Соревнование, взаимоконтроль – пока не сделал сам, не можешь проверять и контролировать другого. Активность не всех учащихся. Табло учета, смена видов деятельности. Нет этапа для проведения физминуток . Наблюдение за учащимися и проведение по мере необходимости. Подбор заданий разного уровня. Отличное знание материала самим учителем, повышение квалификации, поиск новых методик. Трудно сконцентрировать внимание детей на одной теме. Ролевые игры, разные виды деятельности при минимальном объеме заданий. Проблемы и пути их решения.
№ Ф.И ученика. 1 тема из раздела. 2 тема. 3 тема. 4 тема. 5 тема. 1. Анашкин Кежик . + + + + + + + 2. Бондарева Наташа. Изучил тему и сдал учителю. Принял тему у одноклассника. Табло учета. + + +
«3» – учитель должен предоставить возможность пользоваться конспектом, но не читать по нему, а иногда делать заметки. «4» – частичная опора на конспект, разрешается заглянуть 1-2 раза. «5» – без опоры на конспект, полный самостоятельный ответ. Требования к ответам ИОСО.
№ Наименование вопроса. При само проверке. При взаимо проверке. Итоговая проверка. 1. Зачем… 2. Почему… 3. Что это… 4. Из чего состоит… 5. Частью чего является… 6. Какими признаками обладает… Вопросник по пройденной теме.
За каждый правильный ответ ставится «+», сумма которых переводиться в баллы. Например: из 15 вопросов — 15-12 верных ответов, соответствуют оценке «отлично»; 11-9 – «хорошо»; 8-6 – «удовлетворительно»; 5 и ниже – пересдача. Вместо вопросника возможно использование тестирования по теме.
Что такое конституция? О чем говорится во Всеобщей Декларации прав человека? О чем говорится в Конвенции о правах ребенка? Кто является главой нашего государства? Чем занимается Правительство Российской Федерации? Какие государственные символы ты знаешь? Как выглядит государственный флаг РФ? Что изображено на гербе РФ? Что ты знаешь о государственном гимне? Назови государственные праздники России. Какие народы России ты знаешь? (не менее 5). Напиши. О каких традициях и обычаях народов России ты знаешь? Напиши. Что ты можешь рассказать про свой родной край? Напиши мини сочинение на тему: Мой край. Контрольная работа. Окружающий мир. 4 класс. 4 четверть. Раздел «Современная Россия».
1. Создание календарно-тематических планов по предмету в новой форме. 2. Выбор варианта урока: изучение нового материала; усвоение нового материала; применение изученного материала. 3. Подготовка ИОУП к каждому уроку. 4. Составление табло учета прохождения коллективного учебного маршрута. 5. Составление вопросника по разделам, для сдачи теории, или создание тестов. Что нужно сделать для начала работы?
Удачи ! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения .
Из опыта работы.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа расчитана на ученика, находящегося на индивидуальном обучении и обучается по коррекционной программе 8 вида.
Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, .
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возмо.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о.
Источник
Индивидуально ориентированный способ обучения
В отечественной педагогической литературе описываются два подхода к преобразованию традиционного обучения: технологический и поисковый. Первый нацелен на репродуктивное обучение (освоение знаний, умений и навыков как результат образования личности). Второй подход предполагает формирование опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций субъектов учения. В границах первого подхода осуществляются поиски таких дидактических средств, которые обеспечивали бы превращение обучения в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. При этом педагогические цели выступают в качестве главных, а построение образовательного процесса предполагает заранее планируемые и периодически контролируемые результаты.
Второй подход, зародившийся в недрах гуманистически ориентированных моделей обучения, ориентирует на то, что центр тяжести переносится с деятельности «преподавание» на деятельность «учение», которая должна носить индивидуализированный характер. По сути своей такое обучение можно назвать личностно ориентированной технологией (или гуманистической). Однако и в этом случае регулярный контроль и оценка знаний не исключаются.
Как нам представляется, возможен и третий подход, который объединяет два предыдущих и потому может быть назван синтетическим. По целям обучения данный подход можно отнести к технологическому направлению, а по средствам организации образовательного процесса — направленного на личность обучающегося.
Такая технология обучения может рассматриваться как инновационная, поскольку, с одной стороны, она реализует технологически выстраиваемый учебный процесс с его направленностью на заранее заданный результат с постоянным контролем формируемых знаний и умений, а с другой — вбирает в себя преимущества гуманистического подхода, реализующего идею индивидуально ориентированного обучения, основанного на принципе свободы выбора.
К числу основных характеристик индивидуально ориентированного обучения некоторые зарубежные авторы (Дж. Джонсон) относят:
- определение мотивации и первичную диагностику (тестирование первичных знаний);
- отсутствие жестких регламентаций в отношении пространства (использование разнообразной среды учебы);
- подвижные временные рамки (отсутствие временных регламентаций);
- выбор содержания;
- чередование форм индивидуальной работы;
- оценка — разнообразие ее форм (от тестирования до самостоятельного оценивания).
Считается, что если данные характеристики задействованы в обучении, то в нем осуществляется индивидуализация.
Используя названные характеристики в качестве ориентира организации учебного процесса, можно представить особенности инновационной технологии обучения следующим образом:
- подвижные временные рамки, которые дают возможность ускорить или замедлить процесс обучения;
- выбор минимального образовательного стандарта по определенным направлениям с вариантами его расширения;
- виртуально-тренинговое обучение, позволяющее каждому студенту выбирать оптимальный режим и форму работы;
- выбор места при отсутствии жестких регламентаций в отношении пространства и меньшей эксплуатации лекционных аудиторий;
- чередование множества форм индивидуальной работы (персональные видеолекции, самостоятельная работа с учебной литературой или оригинальными пособиями, овладение профессиональными умениями с помощью тренинговых программ и т.п.), через которые студент должен проходить при освоении тематических разделов-модулей;
- регулярный контроль (включая первичное тестирование) и разнообразие форм оценивания усвоенных знаний, умений и навыков.
Идея индивидуализации обучения получает практическое завершение в индивидуальных графиках, составляемых на основе принципа вариативности по отношению к учебному содержанию, форме, месту и индивидуальному темпу освоения знаний и умений. Индивидуальные графики служат основой планирования самими студентами учебных работ.
Таким образом, мы можем говорить о новой технологии, которая реализует идею индивидуализации обучения. Однако практическое осуществление такой технологии предполагает теоретическое обоснование некоторых ее характеристик.
Прежде всего, необходимо обосновать индивидуальный темп работы обучающихся, т.е. индивидуальную скорость усвоения ими новых знаний. Для этого можно использовать метод измерения, предложенный когнитивной психологией, согласно которой система познания имеет сложную многоуровневую сетевую структуру. В этом контексте процесс усвоения знаний можно рассматривать как связывание нового элемента (новой информации) с уже известными узлами сети. Индивидуальный темп оценивает временные характеристики этой связи: какое количество новой информации студент может усвоить в единицу времени.
Каково значение информации об индивидуальной скорости усвоения нового знания?
Во-первых, это позволяет осуществлять прогноз успехов в учебной деятельности студентов.
Во-вторых, получить нормативные значения темпа усвоения знаний для разных возрастных групп (с первого по пятый курсы) студентов и рассчитать нормативные нагрузки для разных курсов.
В-третьих, определять объем знаний, которые могут быть усвоены студентами за определенное время обучения, т.е. произвести дозирование знаний с помощью так называемого «балансового метода» и, следовательно, решить проблему информационной перегрузки.
«Балансовый метод» позволяет уравновесить время, отпущенное на обучение, с объемом предлагаемых для усвоения знаний. Его достоинство состоит в том, что он позволяет научно обосновать реальный объем учебных курсов с учетом установленных временных норм и психофизиологических возможностей обучающихся. Особенно это важно в связи с использованием модульного принципа обучения, когда характеристика темпа усвоения знаний выступает ведущей при определении размера модуля.
Наконец, информация о темпе усвоения знаний позволяет по рассчитанному объему обосновывать содержание программ по различным дисциплинам с помощью сравнительно- тезаурусного метода и осуществлять прогноз времени по его освоению.
В заключение отметим, что описанная технология индивидуально ориентированного обучения обладает значительными возможностями в повышении качества учебного процесса, однако требует нестандартных подходов к организационным решениям и готовности педагогических коллективов к их осуществлению.
Источник