Индивидуализация юридических лиц способы гражданско правовое значение

Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг (ст.ст. 1128 — 1145)

Глава 63. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг

§ 1. Фирменное наименование

Статья 1128. Право на фирменное наименование

1. Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории [. . .].

2. Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава и подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц.

3. Не может быть зарегистрировано фирменное наименование юридического лица, похожее на уже зарегистрированное настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц.

Статья 1129. Использование фирменного наименования юридического лица в товарном знаке

Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке.

Статья 1130. Действие права на фирменное наименование

1. На территории [. . .] действует исключительное право на наименование, зарегистрированное в [. . .] в качестве обозначения юридического лица.

На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на территории [. . .] действует в случаях, предусмотренных законом.

2. Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица и с изменением его фирменного наименования.

Статья 1131. Отчуждение права на фирменное наименования

1. Отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица допускается только в случаях реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом.

2. Обладатель права на фирменное наименование может разрешить другому лицу использование своего наименования (выдать лицензию). Однако, при этом в лицензионном договоре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение.

§ 2. Товарный знак

Статья 1132. Условия правовой охраны товарного знака

1. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.

2. Обозначения, регистрация которых в качестве товарного знака не допускается, порядок регистрации товарных знаков, их аннулирования и признания недействительными, а также случаи, в которых может быть допущена правовая охрана незарегистрированных товарных знаков, определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара.

3. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством.

Статья 1133. Право пользования товарным знаком

1. Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком.

2. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, использование в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации.

Статья 1134. Правовая охрана товарного знака на территории [. . .]

На территории [. . .] правовая охрана предоставляется товарному знаку, зарегистрированному патентным ведомством [. . .] или международной организацией в силу международного договора [. . .].

Статья 1135. Срок действия права на товарный знак

1. Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в патентное ведомство, если законом о товарных знаках не предусмотрено иное.

2. Право на товарный знак действует в течение десяти лет с момента регистрации.

По заявлению обладателя права на товарный знак, поданному в патентное ведомство в течение последнего года действия товарного знака, может быть зарегистрировано продление срока действия товарного знака на десять лет. Продление возможно неограниченное число раз.

Статья 1136. Последствия неиспользования товарного знака

При неиспользовании товарного знака без уважительной причины непрерывно в течение пяти лет его регистрация может быть аннулирована по требованию любого заинтересованного лица.

Выдача лицензии на пользование товарным знаком считается его использованием.

Статья 1137. Переход права на товарный знак

1. Право на товарный знак в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части может быть передано правообладателем другому лицу по договору.

2. Передача права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

3. Переход права на товарный знак, в том числе его передача по договору или в порядке правопреемства, должны быть зарегистрированы в патентом ведомстве.

Статья 1138. Разрешение на использование товарного знака

1. Право на использование товарного знака может быть предоставлено обладателем права на товарный знак другому лицу в отношении всех указанных в свидетельстве классов товаров и услуг либо их части по лицензионному договору (статья 1039).

2. Лицензионный договор, разрешающий лицензиату использование товарного знака, должен содержать условие о том, что качество товаров или услуг лицензиата будет не ниже качества товаров или услуг лицензиара и что лицензиар имеет право осуществлять контроль за выполнением этого условия.

3. При прекращении действия права на товарный знак действие лицензии прекращается.

4. Переход права на товарный знак к другому лицу не влечет за собой прекращения лицензионного договора.

Статья 1139. Форма и регистрация договоров о передаче права на товарный знак и о предоставлении лицензии

Договор о передаче права на товарный знак или о предоставлении лицензии должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в патентном ведомстве.

Несоблюдение письменной формы и требования о регистрации влечет за собой недействительность договора.

Статья 1140. Ответственность за нарушение права на товарный знак

Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано прекратить нарушение и возместить владельцу товарного знака понесенные им убытки (статья 15).

Лицо, неправомерно использующее товарный знак, обязано уничтожить изготовленные изображения товарного знака, удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак или обозначение, сходное с ним до степени смешения.

При невозможности выполнить требования, установленные частью второй настоящей статьи, соответствующий товар подлежит уничтожению.

§ 3. Наименование места происхождения товара

Статья 1141. Условие правовой охраны наименования места происхождения товара

1. Правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации, за исключением случая предусмотренного пунктом 3 статьи 1142 настоящего Кодекса.

Наименованием места происхождения (указанием происхождения) товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов.

Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта.

2. Не признается наименованием места происхождения товара и не подлежит регистрации для целей его правовой охраны в соответствии с правилами настоящего параграфа обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в [. . .] во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это, однако, не лишает лицо, чьи права нарушены недобросовестным использованием такого наименования, возможности их защиты иными способами, предусмотренными законом, в том числе, на основании правил о недобросовестной конкуренции.

3. Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется патентным ведомством.

На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения товара.

Порядок и условия регистрации и выдачи свидетельств, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельств определяются законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.

Статья 1142. Право пользования наименованием места происхождения товара

1. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот.

2. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами, как совместно, так и независимо друг от друга, для обозначения товара, отвечающего требованиям, указанным в пункте 1 статьи 1141 настоящего Кодекса. Право пользования наименованием места происхождения товара принадлежит каждому из таких лиц.

3. Лицо, добросовестно использовавшее географическое обозначение, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее, чем за шесть месяцев до даты его первой регистрации, сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным ведомством, но не менее семи лет, считая с даты указанной регистрации.

Читайте также:  Способы чистки трубы дымохода

4. Отчуждение, иные сделки об уступке права пользования наименованием места происхождения товара и предоставление пользования им на основании лицензии не допускается.

Статья 1143. Сфера действия правовой охраны наименования места происхождения товара

1. В [. . .] предоставляется правовая охрана наименований мест происхождения товаров, находящихся на территории [. . .].

2. Правовая охрана находящегося в другом государстве наименования места происхождения товара предоставляется в [. . .], если это наименование зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в патентном ведомстве [. . .] в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 1144. Срок действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство.

Срок действия свидетельства может быть продлен по заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на десять лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием. Продление возможно неограниченное число раз.

Статья 1145. Ответственность за неправомерное пользование наименованием места происхождения товара

1. Лицо, имеющее право пользования наименованием места происхождения товара, а также организации по защите прав потребителей могут потребовать от того, кто незаконно использует это наименование, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и т.п. документации незаконно используемого наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.

2. Лицо, обладающее правом пользования наименованием места происхождения товара, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков (статья 15).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Лекция 3

Сайт: MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ)
Курс: Правовые основы в деятельности организации
Книга: Лекция 3
Напечатано:: Гость
Дата: Пятница, 19 Ноябрь 2021, 15:13

Оглавление

1. Средства индивидуализации юридического лица

Средство индивидуализации — это обозначение, идентифицирующее (выделяющее) предмет индивидуализации и позволяющее отличать его от подобных ему предметов.

Предметом индивидуализации являются участники гражданского оборота и производимая ими продукция (работы, услуги).

Право на средство индивидуализации — исключительное право. Это единственное право из числа интеллектуальных прав, которое закрепляется на средство индивидуализации (личных неимущественных и иных интеллектуальных прав на средство индивидуализации не существует).

В зависимости от предмета индивидуализации Гражданский кодекс различает четыре средства индивидуализации (перечень закрытый):

1) фирменное наименование — предметом индивидуализации являются юридические лица в форме коммерческих организаций. Примеры: ПАО «КАМАЗ», ООО «Ромашка», ФГУП «Почта России» и т.п.;

2) товарный знак — предметом индивидуализации являются товары определенной группы. Если предметом индивидуализации являются производимые работы или оказываемые услуги, средство индивидуализации может именоваться знак обслуживания. Примеры: «КАМАЗ», «Известия», «Вдова Клико», форма бутылки «Кока-Кола» и т.п.;

3) коммерческое обозначение — предметом индивидуализации являются предприятия как объекты прав. Примеры: «Парикмахерская «Ручеек», «Столовая N 26» и т.п.

4) наименование места происхождения товара — предметом индивидуализации являются товары, произведенные в границах определенного географического объекта. Примеры: «Гжель», «Нарзан», «Шампанское» и т.п.;

Предпосылки правовой охраны средств индивидуализации первоначально были связаны с пресечением недобросовестной конкуренции. Средство индивидуализации связано в представлении потребителя с особыми свойствами товара (качество, износостойкость, вкус, полезность и т.д.). Поэтому при имитации чужого средства индивидуализации затрагиваются интересы двоякого рода: 1) интересы потребителей, которым предлагаются товары с худшими характеристиками, и 2) интересы правообладателя, который несет репутационные издержки и имущественные потери в результате оттока потребителей . В настоящее время исключительное право на средства индивидуализации подлежит защите и тогда, когда интересы потребителей формально не пострадали (например, товар под поддельным обозначением оказался по качеству выше, чем товар под зарегистрированным знаком). Это обусловлено абсолютным характером защиты всякого исключительного права. Но тесная связь правовой охраны средств индивидуализации с пресечением недобросовестной конкуренции сохранилась и проявляется в запрете на правовую охрану обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение (в том числе, например, в части обозначений, сходных с официальными наименованиями государственных органов).

Главная цель предоставления обозначению правовой охраны — не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).

2. Наименование юридического лица

Юридическое лицо, как и любой другой участник гражданских правоотношений, должно быть индивидуализировано. В первую очередь индивидуализация происходит путем присвоения юридическому лицу наименования (у гражданина — имя, у юридического лица — наименование).

Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическому лицу принадлежит исключительное право на использование своего фирменного наименования (ст. ст. 1473 — 1476 ГК).

Законодательство устанавливает сравнительно немного требований, касающихся наименований юридических лиц. Общее требование, распространяющееся на все виды юридических лиц, сводится к тому, что наименование юридического лица должно включать указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК). Организационно-правовые формы юридических лиц исчерпывающим образом определены в Гражданском кодексе. Например, коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и т.д. (п. 2 ст. 50 ГК). А хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества и товарищества на вере; хозяйственные общества — в организационно-правовой форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью (п. п. 3, 4 ст. 66 ГК). Таким образом, если создается, предположим, акционерное общество, то в наименовании данного юридического лица должно содержаться соответствующее указание (должны быть слова «акционерное общество»).

Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. В предусмотренных законом случаях такое же требование предъявляется к наименованию коммерческих организаций. Так, Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено, что наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация». Более того, субъекты, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций, не могут использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» (ст. 7).

Благодаря существованию таких требований участники гражданского оборота получают информацию о предусмотренных уставом данного юридического лица целях его деятельности (о специальной правосубъектности).

Закон (абз. 2 — 4 п. 1 ст. 54 ГК) устанавливает ограничения на использование в наименованиях юридических лиц слов «Российская Федерация», «Россия» и производных слов. Включение этих слов в наименование юридического лица допустимо, если а) это предусмотрено законом или иными правовыми актами, б) получено разрешение на использование этих слов в наименовании юридического лица. Соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции РФ, если организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное количество филиалов и представительств на территории России, занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров и т.д.).

Субъекты РФ могут вводить определенный порядок использования в наименовании юридических лиц официального наименования субъекта РФ (нередко устанавливаются правила, аналогичные тем, что установлены на уровне Российской Федерации).

В наименованиях юридических лиц недопустимо использование полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти (например, «Минюст», «Минфин», «Антимонопольный комитет» и т.п.). В виде исключения такое использование может быть предусмотрено только законами и иными правовыми актами.

Введение указанных ограничений обусловлено не только опасением, что то или иное юридическое лицо в своей деятельности может скомпрометировать публично-правовое образование (хотя и это учитывается), — прежде всего они включены в законодательство с целью не допускать заблуждения участников гражданского оборота по поводу того, кто стоит за тем или иным юридическим лицом. Если, предположим, в название акционерного общества включено слово «Российское. » (или что-то подобное), то большинство субъектов (как отечественных, так и зарубежных) полагают (часто подсознательно), что акции такого общества полностью или в решающей части принадлежат государству.

Не случайно многие банки, в которых в той или иной степени участвует Российская Федерация, называют государственными банками. Хотя государственный банк в России один — Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

3. Товарный знак

Товарный знак — это обозначение (словесное, изобразительное, объемное, звуковое и др.), служащее для индивидуализации определенной группы товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Читайте также:  Правила безопасности при разработке угольных месторождений подземным способом

Из числа общих критериев правовой охраны средств индивидуализации особый интерес представляет такой критерий, как различительная способность товарного знака. Имеется несколько проявлений различительной способности:

а) принципиальная возможность вызывать у потребителя ассоциации с товаром. В определенной степени для товарного знака требуется индивидуальность — не обладают различительной способностью «простые геометрические фигуры, линии, числа». Однако было бы ошибочно приравнивать различительную способность к оригинальности обозначения. Напротив, считается, что различительной способностью обладают самые простые слова в силу их обычности и способности к запоминанию (пример: товарный знак «Добрый»). Не обладают различительной способностью как раз «отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово». Так, в свое время в России по данному основанию не было зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение «XC90» одного известного производителя автомобилей.

Принципиальная невозможность вызывать у потребителя ассоциации с товаром — это умозрительное предположение. Практика может опровергнуть такое предположение. Поэтому часто «линии, цифры, отдельные буквы» приобретают различительную способность в результате их использования, когда рядовой потребитель может уверенно указать, какие именно товары идентифицируют эти буквы и цифры. Тогда обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак;

б) возможность вызывать у потребителя ассоциации с конкретным товаром. Недопустимо регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые характеризуют товары определенного вида в целом. Так, для молочной продукции нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака слово «молоко» (но можно зарегистрировать слова «птичье молоко» для конфет). Очевидно, что закрепление монопольного права на такие обозначения только за одним правообладателем противоречило бы требованиям добросовестной конкуренции. Теми же причинами вызвана невозможность регистрации в качестве товарных знаков общепринятых символов и терминов, а также обозначений, представляющих собой форму товаров.

К данному основанию примыкает драматичная ситуация, когда конкретное обозначение, бывшее когда-то новым (и даже оригинальным), из-за слишком большой популярности вдруг становится собственным именем всего класса товаров. Примерами обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида, являются следующие обозначения: целлофан, термос, ланолин, вазелин, сахарин, целлулоид, эскалатор, примус, граммофон, магнитофон, линолеум, нейлон и др.

Правовая охрана предоставляется товарному знаку в случае его государственной регистрации. Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков, правообладателю выдается свидетельство на товарный знак. Помимо возникновения исключительного права на товарный знак государственной регистрации подлежат переход исключительного права, залог исключительного права и предоставление права использования товарного знака по лицензии.

Способами использования товарного знака являются:

действия с материальным носителем. Это размещение товарного знака на самих товарах, на этикетках или упаковках товаров, которые ввозятся на территорию Российской Федерации либо вводятся в гражданский оборот (производятся, продаются, предлагаются к продаже и т.п.);

действия, не связанные с материальным носителем. Это размещение товарного знака на вывесках и в рекламе; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в сети Интернет, в том числе в доменном имени, и т.п.

Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно (в отношении всех или части товаров, на которые было закреплено исключительное право) вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. При этом закон не содержит требования к правообладателю лично производить товары, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.

Ограничения исключительного права на товарный знак.

1. Из числа общих ограничений исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности к товарному знаку применяется одно единственное — исчерпание права. Это означает, что свободное использование товарного знака без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускается только в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Таким образом, даже использование товара, маркированного товарным знаком, для личных нужд без лицензионного соглашения (например, ввоз на территорию России легально приобретенного автомобиля, смартфона или баночки газированной воды) является нарушением исключительного права на товарный знак, а сам такой товар считается контрафактным.

2. Специальным ограничением исключительного права на товарный знак по объему правовой охраны является ограниченность права определенной сферой. Для товарных знаков этой сферой является действие исключительного права в отношении группы однородных товаров. При государственной регистрации товарного знака устанавливается исключительное право заявителя только на определенные товары определенных классов. Соответственно, и свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право на товарный знак только в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Классификация товаров проведена в Международной классификации товаров и услуг (далее — МКТУ).

Если правообладатель выпускает под своим товарным знаком, например, шампунь, то нарушением его исключительного права является выпуск под сходным обозначением, например, мыла. Шампунь и мыло принадлежат к одному классу по МКТУ и образуют группу однородных товаров. Таким образом, применение МКТУ позволяет применять формальный подход при установлении факта нарушения исключительного права. Но, например, автомобили и автомобильные дверные ручки относятся к разным классам товаров по МКТУ (автомобильные ручки попали в класс мебели). Это, конечно, абсурдно. Поэтому существует иной подход, применяемый в спорных ситуациях, — определение однородности товаров с позиций потребителя. При этом «решающее значение придается существованию принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности соответствующих товаров одному и тому же производителю». Так, например, российская практика признала, что пиво и орешки (формально относящиеся к разным классам МКТУ) являются однородными товарами.

Привилегия не учитывать однородность товаров при защите исключительного права дается правообладателям общеизвестных товарных знаков, которые подлежат внесению в особый государственный реестр.

Товар, на котором отсутствует незаконно используемое обозначение, даже если внешний вид этого товара ассоциируется с определенным производителем (и этот внешний вид не зарегистрирован в качестве товарного знака), не является контрафактным.

Поскольку нарушение исключительного права на товарный знак связано с незаконным использованием зарегистрированного обозначения, уничтожению подлежит, строго говоря, именно обозначение. В соответствии с общей нормой п. 4 ст. 1252 ГК контрафактные материальные носители подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если не предусмотрены иные последствия. Эти иные последствия как раз и предусмотрены в отношении товарных знаков: в тех случаях, когда введение контрафактных товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель не может требовать их уничтожения, а вправе только предъявить требование об удалении незаконно используемого обозначения с товаров, этикеток или упаковок (п. 2 ст. 1515 ГК).

4. Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение — это обозначение (словесное, изобразительное, объемное и др.) предприятия, принадлежащего юридическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, или индивидуальному предпринимателю.

За рубежом коммерческое обозначение иногда называют «право на вывеску». В России коммерческое обозначение возникает только в отношении имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, который зарегистрирован в ЕГРП в качестве недвижимой вещи (ст. 132 ГК, ст. 1 Закона о регистрации прав на недвижимость). Коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации одного или нескольких предприятий, принадлежащих правообладателю. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Специальное условие правовой охраны: известность коммерческого обозначения в пределах определенной территории.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. После возобновления использования исключительное право возникает вновь.

Содержание исключительного права на коммерческое обозначение: указание на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет и другие аналогичные способы использования.

Нарушением исключительного права является использование лицом коммерческого обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с коммерческим обозначением другого лица, чье право на спорное коммерческое обозначение возникло раньше.

Ограниченность исключительного права определенной сферой. Такой сферой является территория, на которой коммерческое обозначение стало известно по факту его использования.

Особенности защиты исключительного права на коммерческое обозначение. Правообладатель вправе требовать запрета на использование нарушителем спорного обозначения на территории действия своего исключительного права.

Особенности оборотоспособности исключительного права. Права на коммерческое обозначение переходят к другим лицам только в составе предприятия.

5. Наименование места происхождения товара

Наименование места происхождения товара — это словесное обозначение (историческое, официальное, производное и др.) определенного географического объекта (от населенного пункта до страны) в отношении товара, если особые свойства товара связаны с факторами, присущими данному географическому объекту.

Читайте также:  Как классифицируются текстильные материалы по способу производства

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (например, хлеб «Бородинский»). Тем более не являются охраняемыми наименования товара определенного вида, хотя и вошедшие в другие языки без перевода: например, слово «сулугуни» как вид сыра не может получить правовую охрану, на это может претендовать обозначение типа «грузинский сулугуни».

Специальные условия правовой охраны:

— характерность для географического объекта природных климатических, сырьевых условий и (или) наличие особых навыков, умений производителей, обусловливающих особые свойства производимого товара. Данное условие указывает на то, что при утрате географическим объектом особых природных или людских факторов прекращается правовая охрана наименования места происхождения товара;

— личное производство заявителем товара, обладающего особыми свойствами. Это условие предопределяет невозможность распоряжения исключительным правом на наименование места происхождения товара, а также объясняет прекращение исключительного права в связи с прекращением правообладателя как субъекта гражданского права;

— как сами наименования мест происхождения товара, так и исключительные права на эти наименования подлежат государственной регистрации и вносятся в специальный государственный реестр.

Обладателями исключительного права могут быть любые лица, которые в границах одного и того же географического объекта производят товар, обладающий особыми свойствами. В связи с этим отсутствует понятие приоритета в отношении наименования места происхождения товара.

Специфические случаи нарушения исключительного права (незаконное использование наименования места происхождения товара):

— использование зарегистрированного наименования лицами, не имеющими свидетельства о государственной регистрации, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара;

— использование зарегистрированного наименования в переводе (например, «пармезан» вместо «Parmigiano-Reggiano»);

— использование зарегистрированного наименования в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и т.п.

В остальном правовая охрана наименования места происхождения товара схожа с правовой охраной товарного знака.

6. Место нахождения

Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное образование). Например, город Екатеринбург. Но само место государственной регистрации определяется не произвольно. Регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и т.п.). Если нет такого органа, то регистрация осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица.

Знание места нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по общему правилу исполнение обязательства (купли-продажи, подряда и пр.), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в месте нахождения этого юридического лица (п. 1 ст. 316 ГК). Место нахождения юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей права (административного, налогового и т.д.).

Место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе (только город) и в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 54 ГК).

Адрес юридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера дома и офиса или квартиры.

С недавнего времени налоговая служба при создании юридического лица требует обязательно указывать конкретный номер офиса.

Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Значение адреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия (ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по адресу юридического лица.

Незнание адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев ведет к невозможности исполнения обязательства и реализации многих других субъектных прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и т.д.) также требует знания адреса юридического лица.

Учитывая значение адреса юридического лица, требуется, чтобы он указывался в Едином государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК). При создании юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий адрес, или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

На практике очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах) указываются «юридический адрес», «фактический адрес», «почтовый адрес» и т.п. Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных случаях суд может отступить от этого правила, если, предположим, отправитель сообщения действовал недобросовестно).

Из изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу юридического лица, было реально получено им. Сообщение считается доставленным даже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК). Например, корреспонденция возвращается с пометками «организация выбыла», «юридическое лицо не находится по указанному адресу» и т.п.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает, что неблагоприятные последствия возлагаются на это юридическое лицо. Если, например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое лицо) считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (подробно см. ст. 406 ГК).

7. Филиалы и представительства юридического лица

Юридическое лицо может иметь филиалы и представительства (ст. 55 ГК). Филиалы и представительства характеризуются рядом следующих признаков:

1) это обособленные подразделения юридического лица;

2) они располагаются вне места нахождения юридического лица;

3) они не являются юридическими лицами, т.е. не имеют своего (принадлежащего им) имущества, не могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и т.д. У подразделения юридического лица имущество находится лишь в техническом управлении. Филиалы и представительства не являются субъектами гражданского права;

4) филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых юридическим лицом, создающим эти обособленные подразделения. Такие положения главным образом рассчитаны на регулирование внутренних отношений. В положениях определяются цели и предмет деятельности филиала или представительства, полномочия руководителя и пр.; в положении юридическим лицом устанавливаются «правила поведения» своего подразделения;

5) руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом (уполномоченным органом юридического лица) и действуют на основании его доверенности. Доверенность необходима для представительства перед третьими лицами, т.е. требуется для того, чтобы руководитель подразделения мог выступать от имени юридического лица (во внешних отношениях);

6) представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц.

Филиалы и представительства различаются функциями.

Представительство представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (его руководитель от имени юридического лица заключает договоры, принимает исполнение, предъявляет иски и проч.).

Филиал занимается той же деятельностью, но от представительства он отличается тем, что, кроме того, он выполняет все функции юридического лица или их часть. Например, руководитель представительства образовательного учреждения от имени соответствующего юридического лица заключает договоры об оказании образовательных услуг, выступает представителем в суде и т.п. Руководитель филиала того же образовательного учреждения имеет те же полномочия, но филиал оказывает и образовательные услуги (в том же объеме, что юридическое лицо, или в меньшем).

Указание в государственном реестре, в учредительных документах юридического лица имеющихся у него филиалов и представительств, с одной стороны, требуется для обеспечения публичных интересов (с точки зрения контроля государства за деятельностью юридического лица, сбора налогов и сборов и т.д.), а с другой — призвано обеспечить интересы участников гражданского оборота. Вступая в отношения с юридическим лицом, которое представляет руководитель филиала или представительства, субъект осознает, что «за филиалом или представительством стоит» юридическое лицо.

Источник

Оцените статью
Разные способы