Инакомыслящий индивид активно использующий неформальные способы политического протеста 9 букв

Диссидент

Диссидент (отступник, инакомыслящий) — человек, политические взгляды которого радикально расходятся с господствующими в стране его проживания. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям со стороны официальных властей.

Содержание

История термина

В религиозном значении

В Англии XVI—XVII веков термин «диссиденты» или «диссентеры» (англ. dissenters ) применялся к членам протестантских групп, противостоявших официальной Англиканской церкви: пуританам, квакерам и т. п. Также они назывались нонконформистами.

В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий — так, великий коронный маршалок Фирлей предлагал установить мир между разнящимися в религии (pax inter dissidentes de religione), что и было осуществлено на конвокационном сейме 1573 г. в акте Варшавской генеральной конференции [1] .

Позднее слово «диссиденты» стало обозначать только некатоликов. Ещё до этого значение этого слова сузилось иным образом: после Брестской унии 1596 г. не принявших ее православных в Польше стали называть «дизунитами» (dyzunity), и название «диссиденты» осталось только за последователями протестантского исповедания, хотя вне Польши (в частности, в России) православных в Польше продолжали именовать диссидентами.

В политическом значении

В СССР и Восточной Европе

В 1960-е годы диссидентами стали именовать представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы, которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистско-ленинской идеологии, а апеллировало к советским законам (см. правозащитник) и официально провозглашаемым ценностям. [2] [3] . Термин сначала стал применяться на Западе, а затем и самими инакомыслящими.

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Эмигрировавший в Румынию лауреат нескольких литературных премий Василий Ерну в своей книге «Рождённый в СССР» отмечает, что «диссидент — продукт коллаборационизма между советскостью и антисоветскостью», а диссидентство — «творчество, своего рода общий язык, поддерживаемый обеими сторонами». [4]

Большинство жителей СССР не имело и не интересовалось информацией о деятельности диссидентов, не имевших возможности печататься в официальных СМИ. Сравнительно немногочисленный самиздат был почти незаметен на фоне миллионных тиражей официальных печатных изданий. Среди тех же, кто такую информацию имел, отношение к диссидентам было неоднозначным [5] . По свидетельству Якова Кротова, описывающего прихожан Александра Меня, [6]

…отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п.

В Российской Федерации

По поводу корректности применения термина «диссидент» в современной России существуют разногласия. Так, в дискуссии на Радио «Свобода» 19 октября 2007 Андрей Бабицкий говорит о «новых диссидентах», а Владимир Голышев ему оппонирует: «Несогласный — это человек, который сам себя идентифицирует через отрицание окружающего. Диссидент, он не отрицает, он себя выключает — это две большие разницы.» С этим не согласен Бабицкий (его поддерживают Александр Даниэль и Валерия Новодворская): «В советских условиях диссидентское движение было именно движением ненасильственного сопротивления, не просто неучастия.» Итог дискуссии подвёл участник диссидентского движения 1970-х годов Владимир Тольц: [7]

Источник

Олимпиада 10-11 классы по обществознанию

Школьный этап. 10 класс. (Время выполнения 1 час 20 мин.)

Уважаемый участник олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания школьного этапа Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний.

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом;

б) классическим избирательным правом;

в) пассивным избирательным правом;

г) консервативным избирательным правом.

1.2. Для традиционного общества характерны следующие черты:

а) преобладание государственной и общинной собственности;

б) рациональное восприятие мира;

в) стремление жить в гармонии с природой;

г) подчинение личности обществу

1.3. С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

г) соглашения ученых.

1.4. К отраслям публичного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.

1.5. Выберите термин, который отражает своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека:

1.6. Фискальной политикой называется:

а) политика распределения расходов;

б) политика установления налогов с населения;

в) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов;

г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения

1.7. Социальное развитие современной России НЕ характеризуется:

а) усложнением социальной структуры;

б) глубокой социальной дифференциацией;

в) стабильностью социальных статусов людей;

г) маргинализацией общества

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

2.1. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.

2.2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

2.3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

2.4. Переход от «общества досуга» к «трудовому обществу» — общемировая тенденция.

2.5. Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

2.6. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

2.7. Обобщенные итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. Индуизм, синтоизм, конфуцианство, иудаизм.

3.2. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ.

По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1 . Дыхание, питание, общение, движение, воспроизводство рода.

4.2. Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина — Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

— Экономия времени и денежных средств.

— Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

Читайте также:  Способы с нестандартными проблемами

Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм»

По 1 баллу за каждое верное соотнесение, всего 8 баллов.

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

6.1. В детскую поликлинику одного из районов Брянска подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось.

Гражданином какого государства будет являться мальчик? Свой ответ обоснуйте.

6.2. 17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.

По 1 баллу за верный ответ и до 2 баллов за обоснование, всего 6 баллов.

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!

Большое распространение в ___ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения _________ членства _____ и ___ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ___, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ____ на базе различных ___ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ____, на основе профсоюзных и иных ___ движений, отражающих интересы различных социальных ___.

По 1 баллу за каждую верно указанное слово, всего 12 баллов.

8. Сгруппируйте представленные ниже изображения, числовые данные, наименования хронологических периодов и заполните представленную таблицу, выполнив следующие задания:

9.1. Определите принцип группировки и отметьте его в заголовке первой колонки таблицы.

9.2. Дайте наименования остальным колонкам таблицы.

9.3. Заполните оставшиеся строки первой колонки таблицы

9.4. Заполните таблицу в соответствии с найденным принципом группировки, перенеся в нее текстовую информацию и порядковые номера иллюстраций .

I в. н.э., 1,5 млрд. чел., VII в н.э., 500 млн. чел., VI в. н.э., 2 млрд. чел.

3 балла за определение принципа группировки (заголовок первой колонки), по 2 балла за наименования других колонок. По 0,5 балла за каждую названную мировую религию и за каждую верно установленную содержательную позицию таблицы, всего 15 баллов

9. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы.

Индексы некоторых экономических показателей России

в 1992-2003 гг. (в % к предыдущему году).

9.1. ВВП России складывается из произведенной продукции промышленности и продукции сельского хозяйства.

9.2. На протяжении 1992 – 1998 гг. наблюдался устойчивый спад общего объема промышленного производства.

9.2. ______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

3. Совокупность социально-экономических и правовых мер , обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.

4. Официальное провозглашение государством, партией, международными, межгосударственными организациями основных принципов.

5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством; одна из форм материального обеспечения в старости, при болезни и потере трудоспособности и др.

7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

10. Возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, воспроизведению, выпуску, постановке и т.д.

12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Определение ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за каждое слово. 3 балла за определение, всего 15 баллов

11. Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

1. «Истинное общество есть опора и восполнение, а не граница личной жизни».

2. «Конкуренция в целом бессознательна. Конфликт же всегда осознан». (Р. Парк.)

3. «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает из безнаказанности». (Ш. Монтескье.)

4. «Правительство – изобретение человеческого ума, а потому люди имеют

право пользоваться им по своему усмотрению». (Э. Берк)

5. «Человечность есть цель человеческой природы». (И.Г. Гердер.)

6. «Важнейшим продуктом рыночного хозяйства является потребитель». В. Мич

7. «Технически мы живем в атомном веке, в то время как большинство людей эмоционально живет в каменном веке». (Э. Фромм.) За задание 5 баллов.

Максимальное количество баллов — 79

Ответы и критерии оценивания школьного этапа олимпиады по обществознанию для учащихся 10 класса

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

По 1 баллу за каждую позицию, всего 7 баллов

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. – Национальные религии. 3.2. – Проявления политической деятельности.

По 2 балла за каждый правильный ответ, всего 4 балла

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. – Общение – социальная потребность, остальное – первичные (физиологические) потребности человека.

4.2.Деньги, все остальное – виды ценных бумаг.

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

По 1 баллу за каждое верное соотнесение, всего 8 баллов.

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

По 1 баллу за верный ответ и до 2 баллов за обоснование, всего 6 баллов.

6.1.Мальчик является гражданином РФ. (1 балл) По закону «О гражданстве РФ» ребенок, родившийся на территории РФ, если оба его родители неизвестны, является гражданином РФ. Т.н. «принцип почвы». (2 балла)

6.2. Нет. (1 балл). По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. (2 балла). Всего 6 баллов.

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание: в списке слов больше, чем пропусков в тексте!

По 1 баллу за каждую верно указанное слово, всего 12 баллов

Большое распространение в 9 получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения 13 членства 21 и 7 партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических 18 , а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно 19 на базе различных 14 фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время 11 . Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается 16 единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются 1 , на основе профсоюзных и иных 2 движений, отражающих интересы различных социальных 10 .

Читайте также:  Лучший способ обследования сердца

8. Сгруппируйте представленные ниже изображения, числовые данные, наименования хронологических периодов и заполните представленную таблицу, выполнив следующие задания:

3 балла за определение принципа группировки (заголовок первой колонки), по 2 балла за наименования других колонок. По 0,5 балла за каждую названную мировую религию и за каждую верно установленную содержательную позицию таблицы, всего 15 баллов.

9. Проанализируйте представленную диаграмму и оцените сделанные утверждения. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграммы

9.1 Нет. Прирост ВВП не складывается из объема промышленного и сельскохозяйственного производства. Так, например, в 2002-2003 гг. он опережает рост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, а 1999 г. рост ВВП значительно отстает от роста промышленного производства и слегка отстает от роста сельскохозяйственного производства

Принимаются и другие примеры, грамотно иллюстрирующие сделанные выводы о верности или ложности утверждений, содержащихся в задании

9.2. Да. Так как индекс объема произведенной промышленной продукции в % к предыдущему году за данный период каждый раз менее 100.

По 2 балла за определение верности или ложности сделанных утверждений и до 5 баллов за объяснение, всего 14 баллов

10. . По 1 баллу за каждое слово. 3 балла за определение, всего 15 баллов

1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность.

6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм.

11. Цензура. 12. Легитимность.

Слово по вертикали: тоталитаризм — политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

Критерии оценивания эссе

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена собственная позиция с аргументацией.

Представлена собственная позиция без пояснения. ИЛИ Собственная позиция не представлена.

Уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ

Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.

Суждения и аргументы не приведены.

Школьный этап. 11 класс (Время выполнения 1 час 20 мин.)

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

а) результат соглашения между учеными;

б) свойство знания абсолютно соответствовать действительности;

в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям;

г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

1.2. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:

а) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;

в) обладать властью над другими членами группы;

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы

1.3. Определите, какие из ниже перечисленных показателей характеризуют эффективное использование трудовых ресурсов в рыночной экономике

а) 100% занятость населения;

б) 100% занятость трудоспособного населения;

в) наличие фрикционной безработицы;

г) наличие структурной безработицы;

д) наличие циклической безработицы.

1.4. Выделите признаки, отличающие общественно-политическое движение от политической партии:

а) борьба за политическую власть;

б) непостоянство состава;

в) наличие программы и устава;

г) фиксированное членство;

1.5. Критериями общественного прогресса не может выступать:

а) переход общества от простых, менее развитых форм к более развитым, сложным;

б) развитие производительных сил;

в) прогресс науки и техники;

г) усиление господства человека над природой;

д) возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;

1.6. К отраслям частного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 8 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

2.1. Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках.

2.2. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

2.3. Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

2.4. Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

2.5. Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

2.6. Наличие писаной конституции является основным отличительным признаком правового государства.

2.7. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

По 1 баллу за каждый правильный ответ, всего 7 баллов

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.

3.2. Повседневная ссора, развод супругов, забастовка, революция.

За каждый правильный ответ 2 балла, всего 4 балла

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. Либеральные партии, консервативные партии, оппозиционные партии, социал-демократические партии.

4.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

По 1 баллу за каждую верно указанное слово, всего 11 баллов

«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим _____, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. _____ , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место – в _____ , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. _____ – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах _____ , мы приходим к понятию _____ массы. Всякое _____ – это _____ единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства — это _____ особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как _____ , оно становится общим социальным признаком человека без _____ , безликого «общего типа». (Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ.)

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

6.1. 16-ти летний гражданин пришёл устраиваться на работу в автослесаную мастерскую. При этом он предоставил целый ряд необходимых документов: паспорт, приписное свидетельство воинского учета и заявление о приеме на работу. Однако хозяин отказался принимать его на работу, заявив, что без прохождения медицинского обследования и предоставления соответствующей справки не имеет права заключать с ним договор.

Прав ли хозяин автослесарной мастерской? Свой ответ обоснуйте.

6.2. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте.

Читайте также:  Все способы исследования кишечника

За верный ответ – 1 балл; за правильное обоснование — 2 балла, всего 6 баллов.

7. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Денежно-кредитная, государственные расходы, налогообложение, установление, политика, экономические средства, регулирование, бюджетная, установление, политика, норма обязательных резервов, государственное регулирование экономики, учетная ставка процента, денежная эмиссия.

По 2 балла за каждое составленное понятие (7 понятий для составления) и по 1 баллу за каждую установленную связь, всего 21 балл.

8 . Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения. Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.

Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки, приведенной ниже таблицы, определив сущность представленных позиций;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

1. Девиантное поведение представляет угрозу стабильности общества. 2. Оно является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. 3. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. 4. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. 5. Отклоняющееся от старых, отживших, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. 6. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. 7. Принятие на себя роли девианта может привести человека к социальной изоляции. 8. Преодолевая традиции, девиантное поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. 9. Девиантное сознание не позволяет человеку овладеть положительными социальными ролями и полезными видами деятельности. 10. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

По 1 баллу за определение позиции по вопросу о социальном значении девиантного поведения и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующей позиции предложение, всего 12 баллов.

9. Разделите представленные ниже изображения на три группы в зависимости от представляемого ими типа культуры. Запишите в первой колонке названия типов культуры, а во второй – порядковые номера изображений, представляющих каждый тип.

По 2 балла за каждый названный тип культуры и по 1 баллу за каждое верно отнесенное к соответствующему типу изображение, всего 16 баллов.

10. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

Соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Философское направление, основанное на убежденности в способности человеческого разума познавать законы природы и общества.

Наука о прекрасном в природе и искусстве.

Инакомыслящий индивид, активно использующий неформальные способы политического протеста в борьбе против господствующей идеологии.

Философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.

Бессмысленное разрушение объектов материальной культуры, произведений искусства, исторических памятников.

Восприятие окружающего мира, проникнутое унынием и неверием в лучшее будущее.

Терпимое отношение к той или иной религии, допущение государством свободы вероисповедания.

Публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей.

Предписания социального и нравственного характера, которым церковь придаёт божественный авторитет

Распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

Определение ______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По 1 баллу за каждое слово, 2 балла за определение, всего 15 баллов.

11. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

11.1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?

Всего за задание 9 баллов.

12. Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». И. Бердяев

«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой». Ф. Бэкон

«Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р. Эмерсон

«Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».

Изборник, 1076 г.

«Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична». Латинское изречение

За задание 5 баллов.

Максимальное количество баллов — 120

Ответы и критерии оценивания школьного этапа олимпиады по обществознанию для учащихся 11 класса

1. 1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. – г; 1.2 – г; 1.3. – в,г.; 1.4. – б; 1.5. – г; 1.6. – в,д.

По 1 баллу за каждую позицию, всего 8 баллов

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

По 1 баллу за каждую позицию, всего 7 баллов

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. – ранние формы религиозных верований. 3.2. – виды социальных конфликтов.

По 2 балла за правильный ответ, всего 4 балла

4. . Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4.1. – Оппозиционные партии, так как, это тип партии по отношению к правящему режиму, а остальные – по идеологическому признаку. 4.2. – Восприятие, так как это форма чувственного познания, а остальное формы рационального познания.

5. 5. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

По 1 баллу за каждое верно указанное слово, всего 11 балла.

«Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим 6 , которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. 17 , ее составляющие, существовали и раньше, но каждый из них занимал свое место – в 13 , в городе. Теперь они появились все вместе, массы внезапно стали видны. Раньше они занимали задний план сцены, теперь они вышли на авансцену. 6 – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах 15 , мы приходим к понятию 4 массы. Всякое 16 – это 9 единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства — это 8 особого достоинства. Масса – это множество людей без особых достоинств. То, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как 19 , оно становится общим социальным признаком человека без 1 , безликого «общего типа».

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

За верный ответ – 1 балл; за правильное обоснование — 2 балла ,всего 6 баллов.

6.1. Хозяин прав (1 балл). По Трудовому кодексу РФ несовершеннолетние в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (обследования) и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию). (2 балла).

6.2. Права девушка (1 балл). После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства. (2 балла).

7. Из предложенных слов и сочетаний слов составьте ряд экономических понятий. Составьте схему, отражающую соотношение между этими понятиями.

Экономические средства государственного регулирования экономики

Источник

Оцените статью
Разные способы