- Импровизация как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией. консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации.
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации.
Импровизация как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией.
консультация
Импровизацию в хореографии, можно назвать «танцем в нпстоящем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_i_vospitateley.docx | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей
Импровизация как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией .
Что такое импровизация?
Импровизация (от лат.- неожиданный, внезапный) – сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова – мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки.
Импровизацию в хореографии мы можем назвать еще и «танцем в настоящем».
К.С.Станиславский считал, что если действия актера в роли подлинны и если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе импровизацию.
Воображение как необходимый элемент импровизации.
Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. Воображение проявляется где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия — суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача — развивать не столько
воображение дошкольника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Возникает закономерный вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать?
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность так же невозможна, как и вечный двигатель. Ибо мы, в т.ч. и дети, обладаем определенным опытом, навыками, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легко, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением сиюминутности процесса творчества. Успех импровизации зависит от настроением и самочувствия каждого, поэтому целесообразно игры и этюды с элементами импровизации проводить не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение «не разогрето», а во второй его половине.
Импровизация в игре и танце.
Важнейшим направлением в развитии воображения дошкольника является обогащение любой игры включением в нее творческих элементов.
Именно в игре можно начинать формировать у детей способность находить собственные решения, действовать в плане образных представлений.
Игровая ситуация увлекает ребенка, дает возможность самостоятельной деятельности. Так, например, в связи с изменением игровой ситуации он должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действия приводит к благоприятному результату.
Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ
У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.
Консультация «ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ»
1. Что такое импровизация2. Воображение как необходимый элемент импровизации3. Импровизация в игре и танце.
Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Значение танцевальной деятельности в эстетическом развитии ребйнка.
Статья на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
Одна из важных задач в области образования – эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиватьс.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях оригами
Важной педагогической задачей занятий оригами является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков.Занятие оригами интерес.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой.
Для чего необходимо развивать творческие способности дошкольников на занятиях ритмикой.
Статья «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Источник
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества
Кольцовская Ирина, к.п.н.
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества
Кольцовская Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель, г. Дзержинска Нижегородской области
МКДОУ «детский сад № 80»
«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества»
В настоящее время можно констатировать недостаточность разработанных технологий развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Сегодня в практике существуют противоречия между:
— необходимостью в настоящее время развивать творческую личность ребенка и ориентацию дошкольного образования в массовой практике, в основном на репродуктивную деятельность,
— необходимостью обновления музыкально-педагогических технологий и ориентацией музыкально-педагогического процесса в практике МДОУ, в основном на организованную деятельность, прежде всего, на музыкальные занятия.
Эти противоречия высвечивают проблему творческого потенциала подрастающего поколения, т. к. в настоящее время недостаточно изучены вопросы о возможности развития творческого потенциала у дошкольников средствами музыкальных импровизаций.
В этой связи возросла потребность в инновационных педагогических технологиях музыкального образования, которые направлены на раскрытие и развитие творческого потенциала дошкольников.
Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. При этом, как отмечает Н. А. Ветлугина, под творческой деятельностью детей понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство.
Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, О. П. Радынова, А. И. Кантинене, рассматривают детское музыкальное творчество как вид деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). Песенное творчество – это импровизация попевок, несложных мотивов, которые сопровождают игры.
В последние десятилетия большое распространение в психолого-педагогической науке и практике получила личностно — ориентированная образовательная парадигма, рассматривающая ребенка как творца, субъекта собственной деятельности, самореализации, самораскрытия, самостановления. (А. В. Брушлинский, ПВ. Зинченко, Э. В. Ильенков, А. Маслоу,и др.)
Известный психолог Маслоу А.писал: “Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать”.
В. Озеров дает, возможно одно из наиболее полных определений термина «импровизация»: Импровизация – от лат. Improvisus — непридвиденный, неожиданный, внезапный. Метод творчества в музыке и некоторых других видах искусства, предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом.
Развитие творческих способностей детей представлено во многих современных образовательных программах.К таким программам можно отнести: Программу Э. П. Костиной «Камертон», Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Т. С. Комаровой; А. В. Антонова, М. Б. Зацепина; программу «Гармония» К. В. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан; программу «Синтез» К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан, и другие.
Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты развития творческой личности исследовались многими учеными, исследование, посвященного разработке песенных импровизаций детей дошкольного возраста, направленные на раскрытие творческого потенциала, до настоящего времени не проводилось.
Основная цель: обосновать и практически разработать систему музыкальных импровизаций, содействующую обеспечению качества музыкального образования.
Песенное творчествосостоит из нескольких этапов:
Первый этап, представляет собой первичные проявления песенного творчества, который включает в себя речевой этап (по теории В. Б. Асафьева, и вокализацию стихов (техника А. Д. Демченко).
Второй этап — песенные импровизации.
Песенные импровизации разделяются:
1. Импровизации в виде творческого задания, где предполагается обязательное участие взрослого, который задает задание, в ходе которого ребенок должен импровизировать. Различаются виды вокальной импровизации: диалогическая, импровизация на эмоционально – образную ситуацию, на определенный жанр, настроение, лад, ритм и. т. д.
2. Собственно песенные импровизации, без участия взрослого, которые предполагают самостоятельное сочинение песни «здесь и сейчас».
Импровизация рассматривается как средство накопления музыкального песенного опыта, формирования интонационного “словаря”, осмысления законов формообразования. Например, в программе «Камертон» Э. П. Костиной, усложнение песенных импровизаций происходит в соответствии с четко поставленными задачами.
Экспериментальная деятельность первого года позволила выявить положительные результаты. Увеличение показателей выбранных методик говорит, об эффективности разработанной педагогической системы музыкальных импровизаций, содействующая обеспечению качества музыкального образования.
«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом «Радость творчества», я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.
Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.
Источник
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации.
Лариса Рыжова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации.
Согласно ФГОС ДО, среди основных целей и задач образовательной области художественно-эстетического развитияочень важным является: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворения потребности детей к самовыражению, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Раскрывая каждую из этих задач, мы понимаем, что в их основе – творческое развитие детей дошкольного возраста.
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других» писал Б. В. Асафьев.
Задача современного образования — выявить и развить творческие способности в доступной и интересной детям деятельности.
О. П. Радынова считает критериями успешности детского творчества не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие в нём эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности. Ведь обычно детское творчество, в том числе и танцевальное, не имеет большой, художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности, охвата событий и решению проблем. Но оно, несомненно, значимо в мире детской игры и является крайне важным для самого ребёнка.
Одним из приёмов развития творческих способностей в танцевальной деятельности детей дошкольного возраста является импровизация. От латинского improvisius – неожиданный, внезапный, — сочинение стихов, музыки и т. д. в момент исполнения. Импровизацией в танцевальном творчестве мы можем назвать «танец в настоящем», «сиюминутная хореография».
Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть, что любовь к движению у них безусловна, для них это удовольствие. Они открыты, свободны, искренни. При правильной работе педагога, они могут стать отличными импровизаторами, способного передать в движении, пластике свои мысли, чувства. Если у ребёнка развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств, и если ребёнок владеет двигательными навыками в достаточной степени, то он может импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ или танец.
У детей способность импровизировать существует подспудно и её можно и нужно развивать. Дети обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементарную импровизацию. Это зависит от индивидуальных особенностей детей: одним – легче, другим – труднее. Успех импровизации порой зависит от настроения, самочувствия каждого, поэтому необходимо проводить игры и этюды импровизации во 2-й половине занятий, когда воображение их «разогрето».
Для того, чтобы дети научились выражать себя средствами искусства,педагог должен:
— планировать время в течение дня, когда дети смогут создавать свои произведения;
— создать атмосферу принятия и поддержки;
— оказать помощь в овладении необходимыми для занятий техническими навыками;
— предлагать такие задания, чтобы дети не создавали стереотипные произведения, отражая их замысел;
— поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и в выборе необходимых для этого средств;
— организовывать события, мероприятия, на которых дошкольники могут представить свои произведения для детей других групп, для родителей;
— образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых мотивов, возможность заниматься самыми разными видами деятельности;
— работать всем педагогам и специалистам, а также родителям в тесном контакте.
Танец – это передача опыта в пластике движения, владение телом. Танец предполагает мир, созданный по некоторому идеальному образцу, а в импровизации мир ещё не создан, он может стать любым. Известный хореограф А. Гришон, анализируя импровизацию, как мощное терапевтическое средство,утверждает: «Импровизация – это возможность быть любым».
Одна из основ импровизации – идея ответственности за всё, «что происходит на сцене», это возможность стать творцом в танце.А это значит: вписываться в ритм, соответствовать стилю танца, разнообразить движения, украшая танец, соответствовать форме, быть искренним и выразительным. Для того чтобы выполнять все эти условия, надо научиться понимать себя в движении.
Регулярные упражнения в танцевальной импровизации позволяет сформировать у ребёнка правильную осанку, красивую походку, развивать такие двигательные качества и умения, как ориентирование в пространстве, координацию движений, гибкость, пластичность, будут способствовать развитию умения чувствовать характер музыки в движениях. Свободные движения под музыку обогатят двигательный опыт ребёнка дошкольного возраста, разовьют его эмоциональную сферу, фантазию, воображение, коммуникативные качества, заложат базу умений и навыков для дальнейшей самостоятельной творческой деятельности дошкольника.
Возбудителем творческой фантазии является музыка. Она направляет творческую активность. Поэтому необходимо очень внимательно и осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должна иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, побудить к творческому использованию выразительных движений.
Дети, услышав музыку, с удовольствием копируют лишь то, что видели своими глазами, им трудно представить абстрактный образ, поэтому малышам необходимо предлагать те композиции, этюды, творческие задания, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребёнок должен их представить в воображении. При этом необходимо поощрять оригинальность, непохожесть, поиск детей, комментировать их действия.
Ребёнок должен хорошо представить себе, для чего он разучивает ряд специальных упражнений, таких сложных, непонятных на первый взгляд.
Практика показала, что развитие активного творческого воображения и фантазии у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр. Игры-путешествия, игры-импровизации, ассоциативные игры, творческие задания вызывают у детей огромный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослыми переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями.
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом их выполнения является появление продукта, отличается новизной, уникальностью, оригинальностью.
При использовании импровизации на занятиях можно описать ситуацию, но ничего не показывать, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя творческую индивидуальность. В основе организации таких игр лежит технология Карла Орфа, которая предлагает в качестве основного метода двигательную импровизацию под музыку, а также предложенный педагогом яркий, захватывающий детское воображение, сюжет.
От изображения животных необходимо перейти к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих чувств, характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферы ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.
Одной из действующих форм развития детского творчества в музыкальной педагогике могут стать ассоциативные игры.
Ассоциативная игра имеет в своей основе ассоциации: ощущение-представление. Её можно рассматривать как форму обучения и творческого развития,в котором два начала: познавательное и игровое. Познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно; дети овладевают знаниями, играя.
Формами реализации игрового действия могут выступать:
— разнообразные манипуляции с предметами, инструментами;
— осуществление поиска и находки нужного предмета, звука, действия;
— загадывание и отгадывание звуковых загадок, пантомима;
— исполнение определённой роли при создании коллективного произведения, танца, композиции;
— особые игровые движения.
Обязательным элементом является результат.
Основными задачами ассоциативных игр является:
— развивать ассоциативное мышление, творческое воображение, умение продуцировать неординарные идеи, образы;
— развивать умение передавать эмоции, чувства, образы с помощью звуков, движений, красок, мимики;
— учить детей распознавать и анализировать звуки окружающей среды;
— учить создавать звуковые, мимические этюды на заданную тему.
В игровой деятельности используются образные движения, жесты, пантомима, мимика, этюды, которые затем помогают в создании танцевального сюжета.
Итак, всё вышеперечисленное формирует у ребёнка свободу в творческом мышлении, помогает ему понять мир в самых разных проявлениях. Через музыку и движения у дошкольника развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется духовный мир. Кроме того, музыкально-ритмические и танцевальные движения с элементами творчества выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребёнка и его самоощущение как индивидуальности.
Таким образом, импровизация в процессе движения под музыку способствует творческому развитию способностей ребёнка дошкольного возраста.
Творческое развитие — необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования Тема моей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования» Целью выше.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство Искусство, в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Плодопитомнический детский сад» МБДОУ.
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.
Педсовет «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в коммуникативной деятельности» Теоретические материалы к педсовету «Развитие творческих способностей воспитанников в коммуникативной деятельности» Терминологический.
Развитие творческих способностей детей посредством музыки, фольклора. Фотоотчет В мае 2017 года во Дворце Детского Творчества «Химмашевец» состоялся гала-концерт фестиваля-конкурса сценического искусства для дошкольников.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики «Самое лучше, что есть в жизни- это свободное движение.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Театр- это самый популярный и понятный вид искусств для детей, который прививает устойчивый интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует.
Эссе на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Источник