Импортозамещение как способ обеспечения продовольственной безопасности

Доктрина продовольственной безопасности может быть не выполнена

За последние 10 лет доля семян иностранной селекции в российском сельском хозяйстве заметно выросла, говорится в докладе «Селекция 2.0» Высшей школы экономики (ВШЭ) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), с которым ознакомились «Ведомости». Там сказано, что доля посевных площадей кукурузы, засеянных зарубежными семенами, выросла с 37 до 58%, подсолнечника – с 53 до 73%, а по семенам сахарной свеклы, которые в 90-е гг. практически не завозились, зависимость составляет 98%.

В январе 2020 г. президент Владимир Путин утвердил новую Доктрину продовольственной безопасности на ближайшие 10 лет. Помимо пороговых значений обеспеченности страны отечественной сельхозпродукцией и продовольствием (зерном, мясом, рыбой и т. д.) в ней была установлена и минимальная доля семян, выведенных в России, – 75%.

Авторы доклада считают, что достичь этого показателя будет сложно. С каждым годом зависимость от иностранных семян только увеличивается, говорит директор Института права и развития ВШЭ – «Сколково» Алексей Иванов. Исследование показало, сказал он, что это связано с «системным застоем в отрасли»: созданием сортов семян еще с советских времен занимаются государственные научно-исследовательские институты (НИИ), которые финансируются из госбюджета, и у них нет стимула для повышения конкурентоспособности селекционных достижений. При этом Россия на эти цели тратит недостаточное количество средств – около $10 млн в год, сетует Иванов. К примеру, в Австралии, которая входит в топ-10 мировых экспортеров пшеницы, частные инвестиции в селекцию этой культуры, по его словам, составляют около $100 млн в год. Еще одна проблема – селекционеры еще и мало зарабатывают.

Государственные НИИ ежегодно получают в виде роялти за использование своих достижений около 120 млн руб., что составляет всего 0,015% от рынка товарной пшеницы, напоминает Иванов. Это, по его словам, аномально низкий показатель: в развитых странах (Австралии, Франции, Германии, Великобритании) этот показатель в среднем составляет 1%. Чтобы снизить зависимость от импорта семян, в России надо или внести структурные изменения в отрасль, развивая частный селекционный бизнес, либо закрыть страну для поставок зарубежных семян, говорится в докладе. Минсельхоз оценивает текущую обеспеченность семенами собственной селекции в 62,7%, утверждает его представитель. Достичь 75% уже к 2024 г., по его словам, поможет Федеральная научно-техническая программа (ФНТП) развития сельского хозяйства 2017–2025 гг.: ее подпрограммы уже позволили создать три новых гибрида сахарной свеклы и 10 сортов картофеля. Также ведомство совместно с Минобрнауки разработало проекты для зерновых, масличных, овощных и лубяных культур. Поможет и господдержка в виде компенсации 70% затрат на покупку семян, созданных по ФНТП, добавляет он.

Наименьшая зависимость от зарубежных семян сохраняется в пшенице: на российские сорта сейчас приходится 98%, отмечают авторы доклада. У нее здесь практически нет конкурентов, потому что это одна из наиболее сложных культур, объясняет председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. По его словам, международные компании до последнего времени серьезно ею не занимались, но эксперименты с пшеницей уже начались во многих странах мира. Серьезное конкурентное предложение с их стороны может появиться через несколько лет, говорит он. Иванов предупреждает, что при сохранении действующей системы работы селекционной отрасли уже через 10 лет можно ожидать, что Россия отстанет от других стран и российские аграрии начнут переходить даже на импортные семена пшеницы. Впрочем, Минсельхоз этих опасений не разделяет.

Источник

Импортозамещение как основа обеспечения продовольственной безопасности России

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и методическим вопросам обеспечения экономической безопасности. Авторы рассматривают импортозамещение как основу экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность — залог политической и социально-экономической стабильности любого государства. Не исключение составляет и Россия. Однако наша страна на протяжении многих лет является крупнейшим импортером продовольствия из-за непродуманной аграрной политики и слабой финансовой поддержки сельского хозяйства. В современных условиях на фоне экономического кризиса, введенных в отношении России экономических санкций и ответных мер в виде продовольственного эмбарго вопрос преодоления импортозависимости и как следствие, обеспечения продовольственной безопасности становится особенно актуальным.

Читайте также:  Сто способ коварного соблазнителя с переводом

Продовольственная безопасность России является составной частью системы экономической безопасности страны, и с этой точки зрения обеспечивает экономическую устойчивость и независимость государства, а также его способность предоставить минимально необходимый набор качественных продуктов питания для своих граждан. При этом продовольственную безопасность нельзя рассматривать только в рамках экономической безопасности, поскольку она находится в тесной взаимосвязи с другими составляющими национальной безопасности.

C точки зрения требований экономической и продовольственной безопасности каждая отдельно взятая страна должна обладать собственным производством необходимых продуктов питания. Но в силу географического расположения государства поставлены в неравные условия, что не позволяет вести натуральное хозяйство. Это обстоятельство заставляет импортировать если не готовую продукцию, то хотя бы сырье для ее производства.

К сожалению, большая часть импортного продовольствия ставит под угрозу здоровье граждан, так как основная его масса при относительно низкой цене не отвечает экологическим стандартам. Многие консерванты, красители и вкусовые добавки запрещены к продаже в Западных странах, разрешены в России и в странах «третьего» мира. Тем самым продукты питания превращаются из пищи в оружие геноцида.

Немаловажно то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества — ставит в зависимость все сферы безопасности России.

По данным Росстата общая доля импорта продовольственных товаров во внутреннем потреблении в первом квартале 2015 г. составила 32 % [1]. Это в полтора раза выше порога про­довольственной безопасности. По мнению академика РАН А. Аганбегяна ситуация с отдельными продуктами в стране близка к критической. Россия не в состоянии обеспечить население в необходимом объеме молоком, говядиной, маслом и фруктами. Так, по данным Института комплексных стратегических исследований в 2013 г. доля импорта фруктов и ягод достигала 70 %, сухого молока и сыров 50 %, говядины и свинины 30 %. Эти значения означают реальную угрозу продовольственной безопасности особенно в условиях обострения политической и экономической ситуации. Затраты на импорт сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия — это по существу не­ реализованные внутренние инвестиции в аграрную сферу эконо­мики, поддержка иностранного, а не отечественного товаропроиз­водителя, хотя сельское хозяйство привлекательно для инвесторов, поскольку на 1 руб. федеральных средств привлекается 5-6 руб. ча­стных инвестиций. В этой связи государству необходимо срочно перейти к разработке и внедрению реальных механизмов импортозамещения на рынке продовольственных товаров.

Импортозамещение в агропромышленном комплексе, по мнению некоторых исследователей, целесообразно рассматривать с точки зрения функционального подхода, как стратегию экономического развития отрасли по рационализации импорта путем стимулирования и поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, создания на территории страны новых производств, в том числе и с участием иностранного капитала, для организации производства и (или) увеличения производства продукции, которая прежде завозилась из-за рубежа. При этом, для уменьшения импорта могут быть использованы различные методы и формы государственного регулирования поступления продовольственного импорта в страну (например, сочетание высоких импортных пошлин с налоговыми льготами местным производителям).

В качестве целей импортозамещения можно обозначить следующие:

1. Создать условия для обеспечения продовольственной безопасности страны и отдельных ее регионов.

2. Обеспечить превосходство экспорта над импортом в аграрном секторе.

3. Содействовать эффективному функционированию внутреннего продовольственного рынка.

Следует отметить, что при решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей как страны, так и отдельных ее регионов. Очевидно, что полная замена импортных продовольственных товаров на отечественные невозможна, прежде всего в силу географических и климатических особенностей нашей страны. Тем не менее Россия как обладательница богатейших плодородных земель и водных ресурсов может и должна замещать импортное продовольствие, которое возможно производить в наших природных условиях.

При этом, процесс импортозамещения должен осуществляться в соответствии с критериями экономической, социальной и стратегической целесообразности. Экономическая целесообразность импортозамещения заключается в том, что отечественное производство позволяет предоставить рабочие места своим гражданам и сохранить прибавочную стоимость, которая не попадает в страну, если приобретать продукцию за рубежом. Социальная целесообразность импортозамещения заключается в росте престижа отечественных продуктов среди населения, а стратегическая — в предотвращении попыток давления со стороны иностранных государств, обусловленного высокой импортозависимостью России.

Читайте также:  Применение как способ реализации норм административного права характерно для кого

Со времени введения Россией продовольственного эмбарго прошло чуть более года и об успехах политики импортозамещения говорить пока преждевременно. При этом, по данным РБК в 2014 г. поставки продовольствия (без учета сельхозсырья) в стоимостном выражении сократились на 9% (с $39 млрд до $35,4 млрд), а в весе – на 7%. В четвертом квартале 2014 г. падение импорта продовольствия значительно ускорилось и составило 24,6% (с $11,7 млрд до $8,8 млрд). Во многих случаях провал импорта может говорить об импортозамещении, но лишь в теории. В 2015 году снижение импорта ожидается на уровне 35-45%. Очевидно, что за такой короткий период сложно значительно увеличить производство отечествен­ной сельскохозяйственной продукции. Это невозможно не только из-за непродолжительности периода и особенностей ведения сель­ского хозяйства, но из-за того, что большая часть необходимого оборудования импортируется, а для стабильного производства больших объемов необходимы масштабные инвестиции в создание новых производств с длительным сроком окупаемости.

Кроме того, ускоренное импортозамещение за счет дополнительно­го производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий. При этом, согласно новой редакции Госпрограммы развития сельского хозяйства, общий объем финансиро­вания ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» сокращается почти вдвое. Но, даже если бы инвестиции были выделены в необходи­мом объеме, следует учитывать, что сельское хозяйство — сравни­тельно инерционная отрасль с медленным оборотом капитала и вы­сокими рисками его освоения.

Чтобы успешно осуществить импортозамещение, а не перерас­пределение значительных импортных потоков сельскохозяйст­венной продукции между экспортерами, потребуется сравнительно длительный период. Отечест­венное сельское хозяйство не сможет относительно быстро от­реагировать даже на повышение внутреннего спроса на сельско­хозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, вследствие и ряда других причин [2]:

1) высокая зависимость отдельных подотраслей сельского хозяйст­ва от поставок по импорту семян, генетического материала, техно­логий, технологического оборудования, ветеринарных препаратов, невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки;

2) неразвитость кооперативного движения, которое, например, в странах Европейского союза является своеобразным локомотивом развития сельского хозяйства;

3) хронический дефицит новой сельхозтехники и оборудования из-за отсутствия доступа у большинства товаропроизводителей к дешевым кредитам при одновременно высокой закредитованности тех, кто их получал;

4) неразвитость инфраструктуры агропродовольственного рынка и невозможность доступа к ней большинства товаропроизводителей;

5) дефицит финансовых и производственных ресурсов.

Для содействия импортозамещения в сельском хозяйстве России на 2014-2015 годы Правительством Российской Федерации утверждена «дорожная карта», которая содержит комплекс мероприятий (в том числе по разработке нормативных правовых актов), направленных на достижение показателей импортозамещения, установленных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Реализация мероприятий в этой программе позволит по замыслам Правительства обеспечить к 2020 году увеличение производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снижение зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6% до 7,7%, молока и молочной продукции с 23,6% до 16,6%, овощей и фруктов с 14,6% до 10,1% [4].

Однако, чтобы дать адекватные ответы на современные вызовы — экономические санкции, требуется начать разработку дополнительных мероприятий по ускорению восстановления отечественного агропромышленного производства и внести соответствующие корректировки в планы правительства на ближайшую и дальнюю перспективы.

В связи с этим интересны рекомендации, предлагаемые А.И. Новиковым [5]. Во-первых, необходимо использовать кластерный подход. Под кластером понимается ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой. Для российской действительности эта теория остается непроработанной. На практике это проявляется в недостаточной интеграции фирм, слабом использовании современных производственных технологий, неэффективной антимонопольной политике. Во-вторых, представляет интерес формирование полюсов роста или экономических ядер. Для реализации стратегии на основе «ядер» необходимо реализовать следующие мероприятия:

Читайте также:  Способы заражения хеликобактером пилори

1) смена парадигмы управления агропромышленного комплекса в направлении четкой структуризации элементов экономического механизма;

2) увеличение зон регулирования и участия региональных бюджетов в капиталах интегрированных компаний;

3) повышение статуса региональной агропромышленной политики и т.д.

Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т.д.) осуществляет постоянную поддержку сельского хозяйства. Это дает возможность не только улучшить продовольственное обеспечение населения страны, но и экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания.

Основной формой государственной поддержки агропромышленного комплекса должны стать федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие товарное производство тех видов продукции, которые необходимы для насыщения продовольственного рынка и достаточно конкурентоспособны. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства является широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий в растениеводстве, животноводстве, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. За счет этого может быть получен основной прирост производства продовольствия.

Таким образом, необходимость формирования и развития системы импортозамещения продовольственных товаров в России объективно обусловлена и является важнейшим фактором достижения продовольственной безопасности.Только то­гда рациональное использование огромного аграрного потенциала может снять практически все вопросы надежного обеспечения оте­чественным продовольствием, что позволит России занять достой­ное место на мировом агропродовольственном рынке.

Ссылки на источники

  1. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
  2. Алтухов А. Продовольственная безопасность в условиях зарубежных санкций [Текст] / А. Алтухов // Аграрная политика: проблемы и решения. — 2014. — № 12. — С. 19-29.
  3. Антамошкина Е.Н. Аграрная политика и продовольственная безопасность России [Текст] / Е.Н. Антамошкина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2013. — № 6. — С. 45-53.
  4. Григорьева М.А. Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России / М.А. Григорьева // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 113-116.
  5. Новиков А.И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия [Текст] / А.И. Новиков // Вестник Владимирского Государственного Университета. Серия: Экономические науки. — 2014. — № 2 (2). — С. 90-94.
  6. Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / В. М. Радченко, А. В. Котельников ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежский гос. пед. ун-т». Воронеж, 2006.
  7. Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. — №12. – С.8-12.

Научный руководитель: Волкова М.Н.

Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru

Алтухов А. Продовольственная безопасность в условиях зарубежных санкций [Текст] / А. Алтухов // Аграрная политика: проблемы и решения. — 2014. — № 12. — С. 19-29.

Антамошкина Е.Н. Аграрная политика и продовольственная безопасность России [Текст] / Е.Н. Антамошкина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2013. — № 6. — С. 45-53.

Григорьева М.А. Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России / М.А. Григорьева // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 113-116.

Новиков А.И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия [Текст] / А.И. Новиков // Вестник Владимирского Государственного Университета. Серия: Экономические науки. — 2014. — № 2 (2). — С. 90-94.

Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)» / В. М. Радченко, А. В. Котельников ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Воронежский гос. пед. ун-т». Воронеж, 2006.

Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. — №12. – С.8-12.

Источник

Оцените статью
Разные способы