Императивный способ общения характеризуется

Императивное и манипулятивное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:17, доклад

Описание работы

Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).

Работа содержит 1 файл

Императивное и манипулятивное общение.pptx

Выполнила ст.группы ДЭБ-201

Руководитель: Бажданова Ю.В.

    • Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).
    • Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Между общением и деятельностью, как видами

человеческой активности, существуют различия.

Два основных вида
социальных контактов

    • В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.
    • Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
    • Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
    • Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
    • В социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения:
    • Императив
    • Манипуляцию
    • Диалог.


межличностное и массовое

    • — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
    • В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
    • Императивное общениеотличается тем, что один из партнёров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям.
    • К такому типу общения не редко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всём своих детей. Они говорят, когда надо встать с постели когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д.
    • При этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной.

    • Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнёра к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.
    • Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести:
    • отношения в армии, где всё определено воинским уставом;
    • отношения между начальником и подчинённым;
    • все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям.

Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.

    • Это отношение между друзьями, супругами,

детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

    • — это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
    • Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
    • Манипулятивноеобщение сходно с императивным.
    • Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над повидение и мыслями другого человека.
    • Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений.
    • Широко распространён манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.
    • Мы сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажите комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу.
    • Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определённый вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
      При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Петей только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих.
    • Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководстваваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.
    • Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, черезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим.
    • Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычайно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющейся даже тогда, когда этого не требуется.
    • Иперативную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение.
    • Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
    • Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
    • Под манипулятивными техниками понимаются всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия (например, техника «запускания» слуха), которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной.
    • Обычно, когда рассматриваются манипулятивные техники, главный акцент делается на так называемый «элемент надувательства», используемый вами по отношению к оппоненту.
    • Рассмотрим некоторые техники:
Читайте также:  Способ детерминированного факторного анализа это метод

техник в деловом общении

    • Провоцирование ваших защитных реакции оппонент стремится вызвать у вас своеобразное чувство вины в связи с позицией, которую вы занимаете в беседе. Партнер может допытываться, выражать сомнение, как бы предполагая, что ваша позиция не совсем разумна или неконструктивна.

    • Провоцирование вашего замешательства и дезориентации. Основной замысел такой техники — опрокинуть, расстроить, нарушить ваши планы, вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб вашим интересам.

    • Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество. Ваш оппонент тем или иным образом демонстрирует вам высокий уровень понимания ваших проблем, текущих потребностей, однако одновременно выражает сожаление, что не может помочь или оказать вам услугу;
    • Игра на вашем чувстве безысходности. Основная цель подобных техник — подвести человека к тому, чтобы он сам поверил в «единственный» выход из создавшейся трудной ситуации, когда трудности множатся, материальные проблемы возрастают.

    • Игра на чувстве жадности. Основной замысел этой техники — убедить оппонента воспользоваться открывшейся необыкновенной возможностью, чтобы отважиться принять рискованное предложение, сулящее огромные выгоды в будущем.

    • Намеренное «затягивание» времени обсуждения. Общий замысел подобных техник — поддержать у вас состояние уверенности, что соглашение может быть достигнуто в любой момент.

    • Провоцирование вашего интереса к партнеру. Содержание этих техник — произвести такое впечатление на оппонента в ходе беседы, чтобы он сам захотел развивать отношения с другой стороной.

Источник

Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие

В социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения:

2) диалогическое общение.

– это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Особенности: 1) в данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной;

2) конечная цель общения – принуждение партнера (не завуалирована);

3) в качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

– это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Особенности: 1) как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;

2) партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения

. Человека, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его (субъект-объектное воздействие).

– это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Читайте также:  Сено способы его заготовки

Особенности: 1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения)

4) содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности

, где достаточно эффективно использование императивного общения (В.П. Дуброва). К таким сферам и ситуациям относятся:

– иногда отношения «администрация – врач»;

– работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.

Сферой «разрешенной манипуляции» является взаимоотношения между врачом и пациентом при неизлечимых заболеваниях, цель которой активизировать направленность личности на здоровье.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста, позволяет установить терапевтический яльянс в диаде «врач — пациент» в лечебном процессе.

Императивное общение (подавление)

Такое общение обычно называют авторитарным или автокра­тическим, или даже директивным. По воздействию на партнера, на собеседника оно относится к группе деструктивных видов об­щения. Основной целью императивного (от лат. imperativus

— по­велительный, не допускающий выбора) авторитарного общения является подчинение, когда один из партнеров подчиняет себе другого, контролирует его поведение, действия, мысли, а также принуждает действовать в выгодном для себя направлении.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели партнера не имеют значения, он рассматривается как безликий человек, средство достижения цели другого, как механизм, который не может самостоятельно работать, поэтому его нужно включать, им нужно управлять. Причем представитель императивного контакта не скрывает своих намерений, принуж­дая другого действовать по принципу: «Я сказал!». Авторитарный тренер обычно предпочитает убеждению принуждение. В качестве средств влияния используются приказы, указы, распоряжения, инструкции, угрозы и предписания. Обычно такой представитель авторитарного стиля демонстрирует дистанцию, соблюдает иерар­хию даже при игровом взаимодействии, противопоставляет себя другим, не считаясь с партнерами, создавая довольно-таки на­пряженную атмосферу общения.

С психологической точки зрения авторитарный стиль взаимо­действия неблагоприятен. Самое слабое место такого стиля обще­ния — нежелание и неумение отмечать успехи других, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. Если подобный лидер ока­зался руководителем групповой дискуссии, то, как правило, ее участники не проявляют инициативу, творчество, чаще всего они пассивны в высказываниях и тем более в принятии решений. При тренинге педагогического общения такой стиль нецелесообразен, так как он является причиной повышенной психологически-стрес- совой нагрузки, вредной для здоровья, провоцирует конфликт­ные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения в группе изнутри.

Тренеру важно помнить, что агрессивное поведение может, быть при­знаком закомплексованности. Некоторые люди вследствие комплексов становятся зажатыми и прячутся в своих раковинах. Другие же реагируют гораздо более открыто и агрессивно. В ходе занятий попытайтесь осто­рожно определить, в чем кроется причина такого поведения. Некоторые могут быть недовольны каким-то новшеством, предлагаемой вами идеей или новым методом работы. По возможности попытайтесь выявить ис­тинную причину проблемы во время обеденного перерыва, т.е. нефор­мального общения.

Манипулирование в межличностном взаимодействии

Профессиональная жизнь людей зачастую напоминает детскую игру по перетягиванию каната. Однако у целого ряда людей эта незатейливая процедура становится тонко рассчитанной психо­логической манипуляцией, инструментом для достижения влас­ти, продвижения по служебной лестнице — и все это для того, чтобы «перетянуть власть на свою сторону».

Что же такое манипуляция? В Оксфордском словаре англий­ского языка манипуляция (manipulation

) в самом общем значении

определена как обращение с объектами со специальным намере­нием, особенной целью, как ручное управление, как движение, производимое руками. В переносном смысле манипуляция опреде­ляется как акт влияния на людей или управления ими или веща­ми с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. В контексте межличностных отношений термин «манипуляция» стал использоваться лишь в конце XX в. Многие манипуляторы действуют по принципу «Раз­деляй и властвуй». Проблема усугубляется тем, что они не только не могут сохранить собственные отношения с людьми, но и губи­тельно действуют на взаимоотношения других.

Объектом манипулирования, как правило, является межлич­ностное взаимодействие, а предметом — психологические аспек­ты механизмов и технологий влияния. В этом контексте результа­ты манипулирования можно рассматривать в переносном значе­нии, как стремление «прибрать к рукам», «приручить», «заарка­нить», «поймать на крючок» другого, т.е. прослеживается попыт­ка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Специалисты по психологии манипулирования выделяют три су­щественных признака психологической манипуляции:

она содержит идею «прибирания к рукам» (кого-то или чего- то);

ее обязательное условие — создание и сохранение иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;

Читайте также:  Нелинейный способ начисления амортизации норма амортизации

искусность, мастерство манипулятора в выполнении приемов и техник воздействия.

Особенность манипулирования состоит в том, что манипуля­тор стремится скрыть свои намерения, и то, как они будут истол­кованы, зависит от того, кто попытается понять манипулятивные ходы и действия партнера. В литературе выделяются три позиции, которые занимают люди по отношению к процессу манипуляции.

Большинство людей многократно ис­пользуют эту роль: то, как руководитель, ищущий благосклонно­сти вышестоящего начальства; то, как подчиненный, избегаю­щий ответственности за недоделки в работе; то, как специалист по воспитанию других.

Позиция жертвы манипуляции.

Также весьма распространенная позиция. Практически любой человек может вспомнить ситуации, когда он вскрывал неискренность, «двойную игру» со стороны своих руководителей, коллег, деловых партнеров, когда некор­ректно использовались его естественные потребности человека и появлялись досада, душевная травма, разочарование из-за того, что он попался на чью-то удочку, кому-то излишне доверился, понес моральный или психологический ущерб.

Позиция внешнего наблюдателя.

Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься моде­

лированием и реконструкцией его деталей и характера: интерпре­тировать информацию, домысливать ситуацию за участников, восстанавливать необходимые фрагменты, действия, чтобы вы­брать свой сценарий и схему поведения.

В тренинге педагогического общения любая акция манипули­рования имеет несколько групп признаков, позволяющих выде­лить ее из числа действий, действительно направленных на эф­фективное взаимодействие.

В их число входят:

собственно психологическое, суггестивное воздействие на другого человека;

отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения своих целей;

стремление получить односторонний выигрыш;

скрытый, закамуфлированный характер самого воздействия и его направленности;

игра на слабостях партнера, изощренная апелляция к ин­стинктивной агрессивности и провоцирование биологически на­пряженных потребностей человека (страха смерти, сексуального влечения, физической боли, телесных повреждений, любви к ближним, неуверенности и низкой самооценки и т.п.);

использование силы, давления, уверенности в себе;

побуждение, мотивационное привнесение;

мастерство в осуществлении манипулятивных действий.

Таким образом, манипуляция — это вид психологического

воздействия, блестящее исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипулятивное об­щение сходно с императивным. Манипуляцию и императив объ­единяет стремление добиться контроля над поведением и мыс­лями другого человека. Отличие сохраняется лишь в том, что при манипулятивном общении собеседник не информирует партне­ра о своих истинных целях и намерениях — они скрываются или подменяются другими. Особенно это распространено в деловой коммуникации.

В современных условиях прецеденты нарушения принципа пси­хологической безопасности людей, в том числе и через манипу­лирование, характерны для разных видов деятельности, в том числе и педагогической. Поэтому необходимы общественный резонанс, восстановление системы духовных ценностей, авторитетные экс­пертные заключения профессионалов о дестабилизирующем воз­действии манипуляторов, их некорректных действиях и поведе­нии, а также нужна более широкая пропаганда ярких, харизмати­ческих личностей, добившихся общественного признания за счет своего лидерского потенциала и таланта взаимодействия с други­ми людьми.

Типы межличностного общения

Межличностное общение подразделяется на следующие типы:

    Формальный (контакт масок). Люди прибегают к искусственно транслируемой строгости, вежливости, учтивости, заинтересованности, безразличия, чтобы скрыть свои подлинные эмоции и отношение к партнеру по взаимодействию.
    Оппонент, прибегающий к формальному типу общения, не стремится проанализировать и учесть особенности собеседника.

В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.

  • Примитивный. Оценочное восприятие собеседника с применением ярлыков. Потенциальных партнеров по коммуникации делят на «полезных» и «бесполезных». Люди, выстраивающие взаимодействие в рамках примитивного общения, ориентированы на «полезных» оппонентов, благодаря которым можно достигнуть поставленных целей. Людей из второй группы при этом игнорируют или в грубой форме отказывают в общении. После того, как цель достигнута, «полезные» оппоненты переходят в категорию «бесполезных».
  • Функционально-ролевой. Общение в рамках социальных ролей (продавец — покупатель, заказчик — исполнитель и т.д.). Взаимодействие происходит с учетом регламентированных норм и средств общения. Личность собеседника стоит на втором плане после соц. роли.
  • Деловой. Взаимодействие ориентировано на достижение цели в виде зафиксированной договоренности.
    При этом учитывается как деловой интерес (в большей степени), так и особенности партнера по общению, его характер и эмоциональный фон (в меньшей степени).
  • Духовный. Общение ради самого общения. Чаще всего такое взаимодействие происходит между близкими людьми (родственниками, друзьями, влюбленными). Духовное общение подразумевает высокий уровень взаимопонимания и наличие сформировавшихся представлений о собеседнике (портрета личности).
  • Светский. Взаимодействие в рамках «кодекса», строгое соответствие нормам вежливости и обсуждение только тех тем, которые получили одобрение в светском обществе. Для данного типа общения характерна закрытость и отказ от транслирования альтернативных позиций.
  • Манипулятивный. Взаимодействие, направленное на получение выгоды от оппонента. Человек, придерживающийся манипулятивной стратегии взаимодействия, использует определенные средства (лесть, демонстрация благосклонности, шантаж, обман и т.д.).
  • Источник

    Оцените статью
    Разные способы