Имитационный способ обучения фонетике
Автор: Богачева Татьяна Валерьевна
Организация: МБОУ СШ №5
Населенный пункт: г. Архангельск
- урочная, факультативная или кружковая деятельность;
- количество человек;
- возраст обучающихся;
- уровень подготовки;
- изучение первого или второго иностранного языка.
Исходя из указанных выше аспектов, учитель будет использовать тот образовательный маршрут, который наиболее подходит для его группы обучающихся. Как правило, в образовательный маршрут входит УМК, который отражает уровень подготовки и возраст обучающихся, дополнительные пособия, а также методы и приемы, направленные на формирование знаний, умений и навыков по изучаемой дисциплине «Английский язык».
Согласно мнению советского методиста Бим Инессы Львовны, основная цель обучения фонетике имеет ряд задач, которые учитель должен учитывать при выборе педагогической стратегии:
- формирование умения слушать и слышать, развивать фонематический слух;
- формирование навыков произношения, то есть довести до определенной степени автоматизма владения артикуляторной базой изучаемого языка и способами интонирования;
- развитие внутренней речи (внутренние проговаривание), как психофизиологическую основу для внешней речи.
Для каждой категории обучающихся, начиная с дошкольного возраста, применяются различные методики, которые мы с вами рассмотрим ниже.
Залогом успеха в овладении навыками устной иноязычной речи является грамотное произношение английских звуков, которое формируется за счет правильного положения губ и языка, участвующих в процессе артикуляции. «С позиций практической методики и методики обучения произношению важны такие принципы, как сознательность, коммуникативный характер обучения, системность в изучении языкового и речевого материала, рациональный учет родного языка учащихся, учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, ситуативно-тематическое представление материала» [4, с.144].
В методической литературе, посвященной вопросам обучения фонетике, можно выделить два метода обучения иностранному языку:
- Имитационный метод «простое» невдумчивое повторение различных звуков вслед за учителем или диктором.
- Аналитико-имитативныйметод подразумевает осмысленное повторение звуков с опорой на фоновые знания в области фонетики (положение губ, знание звуков родного языка, базовых правил английской фонетики).
На современном этапе именно аналитико-имитативный метод используется для преподавания разных иностранных языков, поскольку сочетает в себе комплексный подход, описанный выше.
В общеобразовательных школах обучение английскому языку начинается со 2 класса. Обучающиеся начинают своё знакомство с английским алфавитом и правилами чтения. Работа со звуками начинается в классе, где дети вместе с учителем или диктором произносят новые звуки. Для более результативного обучения обучающихся английской фонетике учителю можно использовать классификацию звуков данную В.М. Филатовым в пособии «Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе». В рассматриваемой классификации все звуки поделены на 3 группы:
- Звуки, близкие звукам родного языка по артикуляционным и акустическим свойствам: [p], [b], [g], [s], [z], [m] и др. При изучении данных звуков действует перенос из родного языка, поэтому длительной работы над этими звуками не требуется.
- Звуки, отличные от родного языка существенными признаками: [t], [k], [l], [h] и др. При их изучении учитель должен вести пристальный контроль, поскольку перечисленные звуки, обучающиеся произносят исходя из норм родного языка.
- Звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [r], [w], [ɧ], [θ], [ð] и др. Для данных звуков необходимо формировать новую артикуляционную базу у обучающихся, поэтому ещё одной задачей учителя является обучение детей правильной артикуляции.
Наиболее эффективным способом постановки артикуляции считается фонетическая гимнастика, которая помогает в лёгкой, игровой форме овладеть базовыми, артикуляционными навыками.
Следующим этапом в обучении фонетике является работа со словами, состоящими из одного и двух слогов, в которых присутствует изучаемый звук. После освоения базовых принципов произношения, обучающиеся переходят к работе над короткими фразами бытового характера с различным интонационным рисунком (повествовательные, вопросительные, побудительные предложения).
В современных УМК по английскому языку для начальной школы «Enjoy English» издательства «Титул», «Spotlight» издательства «Просвещение», «Радужный английский» издательства «Дрофа» изучению правил чтения отводится два года, поскольку материал в данных учебниках выстроен по следующей шкале – от простого к сложному. По мере изучения фонетических явлений в качестве повторения и закрепления материала на своих уроках учитель должен использовать фонетические разминки для начальной школы – это пословицы, поговорки, короткие трёхстишия, а также разнообразные фонетические упражнения.
Ещё одной новомодной тенденцией является раннее обучение детей иностранным языкам, а при работе с дошколятами аналитико-имитативный метод совершенно не подходит, поэтому при работе с ними педагоги используют принцип аппроксимации – приближение к правильному произношению. В некоторых случаях этот принцип используется и в школах, которые занимаются обучением детей с ОВЗ.
В пособиях по теории и методике обучения представлены различные методы и приемы обучения детей иностранному языку. Ниже мы рассмотрим несколько методов, которые на практике доказали свою эффективность.
I. Игровые технологии – это универсальная методика применимая на разных ступенях обучения, начиная с дошкольников и заканчивая старшеклассниками.
Дошкольники и начальная школа:
- Фонетическое лото– это универсальная игра, благодаря которой можно задействовать всех обучающихся. На доске учитель вывешивает в разном порядке карточки с английскими буквами и звуками, а задача учеников найти букву и звук или звуки, которые она передаёт.
- Игра «Спелые фрукты» из пособия И.В. Вронской «Методика раннего обучения английскому языку». Красная шапочка хочет принести своей бабушке не только пирожки, но и спелые фрукты, в которых есть звук [æ]. Учитель называет и показывает картинки с изображением фруктов, а дети должны найти слова, содержащие загаданный звук (pear, apple, apricot, pineapple, grape etc.).
- Игра «Змейка» всем детям раздаются карточки с перепутанными словами из фраз (диалогового характера). После один из учеников выходит к доске и прикрепляет своё слово, а следующий ученик должен продолжить фразу, прикрепив на доску следующие слово по смыслу. Итак, до тех пор, пока не будет собрана вся фраза.
Примеры фраз: What is your name?; Nice to meet you etc.
Благодаря этой игре дети не только повторяют правильные грамматические и лексические структуры, но и тренируют свои фонетические навыки.
- Игра «Past tense mistake!» на закрепление фонетических и грамматических навыков. Вначале всем ученикам предлагается придумать предложения в прошедшем времени и записать их на небольших листках. Глагол должен быть записан с ошибкой. К примеру, предложение с ошибкой Last week I aet nice ice cream. Затем все листочки собираются и кладутся в одну коробочку и класс делится на две команды. Каждый участник по очереди должен вытянуть листочек, вслух прочитать предложение, а потом дать правильный вариант и объяснить, почему именно его вариант правильный. За каждый верный и аргументированный ответ команда получает по одному баллу. Команда, набравшая большее количество баллов побеждает. [1, с.29]
- В игре «Wise men» обучающимся предлагается работа с английскими пословицами и идиомами, которые отлично помогают тренировать фонетические навыки. Прежде чем преступить к этой игре, учитель делит класс на несколько групп по 3-4 человека. После того, как группы сформированы учитель выдаёт каждой команде карточку с заданием: «составьте 4 пословицы (идиомы) из предложенных слов». Время работы 5-7 минут. По желанию учителя временной регламент может быть также изменён, как и количество пословиц или идиом данных ученикам для работы.
Старшая школа – постановки спектаклей по произведениям английских классиков.
Таким образом, по средству игры у обучающихся активизируются речевые и аудитивные (слуховые) умения, отрабатываются навыки правильного произношения английских звуков, а самое главное -преодолевается языковой барьер.
II.Мультимедийные технологии также востребованы среди педагогов, поскольку за счет яркой аудиовизуальной картинки у обучающихся формируется образ и понимание того, что изучается на уроке. Единственным ограничением является время использования. При работе с дошкольниками и детьми из начальной школы время на мультимедиа отводится – 5 минут, а в средней и старшей школе не более 10 минут от урока. Из-за временного регламента мультимедийные технологии используются только на одном из этапов урока.
- Дошкольники и начальная школа – аспект изучения и отработки фонетических навыков может быть реализован по средствам различных заданий. Например, фонетическая разминка — спеть песенку с героями мультика; выбрать все слова звуком [ʌ] и отметить их красным цветом; просмотреть видео и выполнить задание после него; работа с флэшкартами.
- Средняя и старшая школа – спектр и вариативность заданий также обширна, но не нужно забывать про временной регламент.
2. Составление диалога из предложенных предложений и чтение его по ролям.
3. Создание интерактивных игр при помощи сервисов Web 2.0 и др.
III. Творческая форма рефлексии в зависимости от возраста обучающихся для закрепления фонетического материала можно использовать «метод словосочетаний» и «синквейн».
- Метод словосочетаний подразумевает составление коротких словосочетаний или небольших предложений, чтобы быстрее запомнить новые слова. Этот метод применим на протяжение всего курса обучения английскому языку.
- Синквейн – небольшое стихотворение, придуманное обучающимися по следующей схеме:
1-я строчка – одно существительное (тема стихотворения);
2-я строчка – два прилагательных (описание темы стихотворения)
3-я строчка – три глагола (описание действий)
4-я строчка – фраза из четырёх слов, описывающих всё стихотворение.
Исходя из структуры стихотворения, данный метод может быть использован в том случае, если у обучающихся уже сформировано представление о частях речи в английском языке и имеется словарный запас. Таким образом, категория обучающихся будет ограничена только средней и старшей школой.
Несмотря на обилие методов и приемов, используемых в преподавании английской фонетики, учитель должен подобрать те, которые будут учитывать все особенности его обучающихся и способствовать эффективному формированию основных речевых и аудитивных (слуховых) компетенций.
Список литературы
- Белоусова Т.Ф., Третьяков А.А. Языковые игры на уроках английского языка // Таврический обозреватель. №5. 2015. С.28-31.
- Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М: Русский язык, 1977. – 288 с.
- Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку / И.В. Вронская. – СПб: Каро, 2015. – 336 с.
- Сорокина Е.В. Аналитико-имитативный подход при постановке коррекции русского произношения иностранцев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования язык и специальность. №4. 2013. С.144-148.
- Филатов В.М. методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе / Под ред. В.М. Филатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 416 с.
Источник
Имитационный способ обучения фонетике
На этом этапе материальная звуковая оболочка еще не слилась с мыслями органически, заключенными в образце. Она еще сама по себе привлекает внимание учащихся. Следовательно, задача первого этапа заключается в автоматизации слухопроизносительных навыков, направив усилия учащихся на элементарный обмен мыслями.
Здесь превалируют устные формы работы над языковым материалом. Однако в процессе чтения и письма характер работы над произношением не меняется. Громкое чтение — типичное для этого этапа – создает дополнительные возможности для развития слухо — произносительных навыков. Письмо также часто сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего слухопроизносительным навыкам уделяется необходимое внимание.
Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые является наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке. Например, такой звук, как [ ð ] встречается в первых же уроках, поскольку необходим для произнесения артикля.
В обучении произношению оправдал себя аналитико — имитативный подход. Учитывая, что единицей обучения является фраза, учащиеся повторяют пример за учителем или записью. Если учащиеся не допустили ошибок в произношении, они переходят к работе над следующими примерами. Если же преподаватель заметил какие-либо недочеты, звуки, подлежащие специальной отработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила. Это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом. Это имитативная часть.
Такой подход к обучению фонетическим навыкам на начальном этапе обеспечивает одновременное усвоение учащимися и фонетических, и грамматических, и лексических, и интонационных особенностей английского языка в нерасчлененном виде. При такой постановке обучения оказывается просто ненужной тренировка изолированного звука, так как звуки практически никогда не функционируют в изолированном виде.
Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к правильному) характер. Фактически, это правила-инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в произнесении звука. Например, чтобы произнести звук [e], нужно, произнося русское «е», растянуть губы в улыбку, рот почти закрыть, губы напрячь.
Опыт показывает, чем короче, лаконичнее объяснение, тем оно эффективнее. Например:
— полугласный звук [w] получится правильным, если вы представите, что целуете кого-то;
— носовой [ŋ] можно сравнить со звоном колокола (бим-бом, дин-дон).
Изобретательность учителя подсказывает ему другие оригинальные и легко запоминающиеся правила-инструкции.
Замечено, что неординарно сформулированные правила-инструкции запоминаются учащимися на всю жизнь; нередко уже давно утрачены и звуки, и все остальное, а меткое объяснение учителя остается в памяти и через десять лет после окончания школы. Однако наиболее рационально воспользоваться психологической особенностью учащихся младших классов — прекрасными имитационными способностями — и шире использовать эффективный прием обучения — имитацию.
При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно чередоваться с демонстрацией «эталонов», которые учащиеся слышат от учителя или в записи. Затем следует интенсивная тренировка в произношении, которая опять таки происходит на основе «эталонов». Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация.
Для того чтобы слушание было действительно активным, оно должно предваряться задачами, помогающими привлечь внимание учащихся к нужному качеству звука, интонемы. Оно стимулирует выделение из потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, как он узнал звук.
Упражнения в активном слушании являются обязательной составной частью упражнений в развитии слухопроизносительных навыков; они шлифуют слух и подводят учащихся к упражнениям в воспроизведении
Источник: http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=0&func=chapterinfo&chapter=7494&story=5962
- Вы верите, что всего за несколько часов можно понять, как поставить правильное произношение, не изучая долго и нудно теоретическую фонетику, а всего-лишь поймав «фокус» языка?
- Вы верите, что за несколько часов можно понять всю систему английских времен, которую безуспешно учат годами в школе, институте или на курсах?
- Вы верите, что вместо скучных учебников можно заниматься по Вашим любимым фильмам и сериалам, испытывая при этом восторг и наслаждение от занятий английским?
Мы не только верим, а и твердо убеждены, так как уже сотни людей прошли по этому пути и поделились с нами своми успехами и достижениями!
Получите бесплатно материалы — подпишитесь на рассылку!
Получите результат немедленно — приступайте к занятиям прямо сейчас!
Источник