- Имитативный способ постановки звука это
- Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков методическая разработка по логопедии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Технология постановки звуков
- Технологии постановки разных групп звуков
- Содержимое публикации
Имитативный способ постановки звука это
Постановка звука достигается путем применения технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. В работах Ф. Ф. Pay выделяются три способа: подражанию (имитативный). с механической помощью и смешанный.
Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их вспомнить. Можно воспользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например, сонорные р и р, а также л, аффрикаты ч и ц, заднеязычные к, г, х более успешно ставятся другими способами.
Второй способ основывается на внешнем, механическом воз-действии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук: например, ребенок произносит несколько раз слог са, логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук. При данном способе ребенок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок он без механической помощи принимает необходимую позу, помогая себе шпателем или пальцем. Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение: логопед, объясняет ребенку, что нужно сделать, чтобы получить нужный звук, например поднять кончик языка (в тех случаях, если данное движение выполнено ребенком не совсем так, как это нужно для нормированного звука). При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.
Источник
Коррекция звукрпроизношения. Способы постановки звуков
методическая разработка по логопедии на тему
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ.
- ПО ПОДРАЖАНИЮ (ИМИТАТИВНЫЙ).
- С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ.
- СМЕШАННЫЙ.
1. П О ПОДРАЖАНИЮ. Основан на сознательных попытках ребёнка найти артикуляцию. При этом ребёнок использует акустические ощущения, зрительные опоры, тактильные и мышечные ощущения. Обязательно используется словесное пояснение логопеда (какую позицию должен принять тот или иной артикуляционный орган). При этом способе постановки обязательно используется большое зеркало , перед которым садятся логопед и ребёнок. Ребёнок должен видеть артикуляционный аппарат логопеда и свой. Логопед показывает ребёнку правильную артикуляцию, сопровождая словесными пояснениями. Постановка по подражанию возможна лишь тогда, когда необходимые артикуляционные позиции выработаны и достаточно их вспомнить. Обычно способ по подражанию используют при постановке шипящих звуков, парных звонких и парных мягких согласных. Для постановки звуков(Р-РЬ), (Л-ЛЬ), (Ч, Щ, Ц) используют другие способы.
2 . МЕХАНИЧЕСКИЙ . Звук ставится с использованием специальных артикуляционных зондов и шпателей.
Логопед просит ребёнка произнести звук. Произнести его несколько раз. И во время повторения, логопед при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук. Например, ребёнок произносит несколько раз слог \за\, логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол. Слышится уже шипящий, а не свистящий звук. При этом способе ребёнок сам не осуществляет поиск, его органы артикуляции подчиняются действиям логопеда. После длительных тренировок ,он без механической помощи принимает необходимую позу. В процессе постановки ребёнок может сам себе помочь зондом или шпателем принимать необходимую позу.
3.СОВМЕЩАЮТСЯ ДВА ПРЕДЫДУЩИХ СПОСОБА .
Ведущую роль играют подражания и объяснения. Механическая помощь применяется как дополнительная. Логопед объясняет ребёнку что нужно сделать, чтобы получить нужный звук. Например, поднять кончик языка. При этом показать, как можно использовать зонд или шпатель, чтобы помочь себе. При этом способе постановки ребёнок активен. Приобретённая им, с помощью логопеда, поза фиксируется в памяти. И в дальнейшем он воспроизводит позу без механической помощи.
Часто при постановке звуков используется опора на нормировано-произносимые звуки. Это только те звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком (с-ш, з-ж).
При постановке звуков, в качестве его исходной основы, следует обратиться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это естественная форма для реализации звука. Ставится не звук \ш\, а ставится звук в составе слога \ша\. Это важно, т.к. при постановке изолированного звука, переход к слогу часто затруднён.
Следующий этап работы над звуком называется автоматизация звука. Это включение звука в речь. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально-подобранными словами. Сначала простыми по фонетическому составу, затем более сложными. Слова не должны содержать нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в разных позициях. В первую очередь отрабатывается звук в начале слова перед гласным в ударной позиции. Затем слова в начале слога в безударной позиции. Далее берём закрытый слог в конце слова, если он глухой.
Далее берём позицию в середине слова в открытом слоге в ударной позиции, затем в безударной позиции.
В последнюю очередь работаем со слогом со стечением согласных. Для автоматизации используют приёмы отражённого повторения, т.е. вслед за логопедом и самостоятельного называния слов по картинке. Предлагают ребёнку вспомнить слова (не придумать!). Слова сразу же вводим в словосочетания и предложения.
Работу по автоматизации обычно ведут с одним звуком. Если у ребёнка сложная дислалия, то можно работать над 2 звуками, если они артикуляционно контрастны (ш ) и(р) или (с) и(р). Иначе может возникнуть явление интерференции (взаимоослабление)
Часто уже в процессе автоматизации ребёнок начинает свободно включать звук поставленный в спонтанную речь. И если он не смешивает его с другими звуками, то нет необходимости над ним работать.
Если у ребёнка нарушены фонематические процессы, то он будет смешивать поставленный звук с акустически артикуляционными исходными звуками. Поэтому ещё требуется дифференциация.
Дифференциация – это работа по разграничению с другими звуками.
Последовательность дифференциации звуков.
Цель: ВЫЯВИТЬ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ.
1. Сравнить артикуляционные уклады звуков с зрительной опорой и использованием кинестетических ощущений (положение губ, языка,зубов, голосовых складок, силу и направленность воздушной струи ).
2.Сравниваем характеристики звуков (гласный- согласный, твёрдый- мягкий, глухой –звонкий ).
3.Работаем над словами, где звук в прямом слоге, в начале слова, в ударной позиции. Дифференциация в слогах открытых, закрытых, интервокале (ара-ала), затем со стечением (бра, вла).
4.Затем – в середине слова, в ударной позиции.
5.Затем – конец слова, если глухой звук.
6.Затем – в предложении, во фразе.
7.Далее работаем со слогами, которые содержат оба дифференцируемых звука (рал- лар).
8.Затем в словах, которые содержат оба звука (р-л).
9.Используем скороговорки, тексты, стихи.
10.В спонтанной (самостоятельной, произвольной) речи.
Особое внимание уделяем тренировкам в произношении слов-паронимов (лак-рак). При этом важно включить каждое слово в минимальный контекст.
Используются такие приёмы работы по классификации слов: — отобрать картинки, в которых есть звук (ш) ,а затем (с). –разложить картинки в разные стороны (справа с \ш\, слева с \с\). – используется самостоятельный подбор слов, содержащий тот или иной звук, оба звука; . С детьми школьного возраста используется письменная речь: — чтение слов с дифференцируемыми звуками; -нахождением их в тексте; — записыванием; — проведением анализа;
При работе над дифференциацией одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо дифференцировать большее количество звуков одной артикуляционной группы, то их всё равно объединяют попарно. Например, при смешениях (Ц-Ч-Щ) звуки объединяют в следующие пары (ц-ч),.(ч-щ),(ц-щ). Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые производятся с детьми наиболее успешно.
Формирование фонематических процессов.
Основные методы были описаны Лалаевой Р.И., Соботович, Арфинской.
1 этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
-развитие распознавания звуков речи; -развитие стимулирующей функции рече-слухового анализатора (формирование чёткого образца звука); -формирование слухового контроля за качеством собственного произношения; -создание благоприятных условий для последующего формирования фонетических функций;
. Работа на этом этапе проводится в двух направлениях: 1.Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов. 2.Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильного и искажённого звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с видами нарушений соноров, традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука.
Многие родители по каким — то причинам не могут со своим ребенком посещать учителя — логопеда, а у ребенка есть нарушения звукопроизношения. Что — же делать? Попробуйте заниматься с ребенком дома. Мои.
выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э».
Предлагаю Вашему вниманию материал по постановке и автоматизации звуков «К», «Г».
Предлагаемый материал дает возможность познакомиться с традиционными методами постановки и способами автоматизации поставленного звука.
Как поставить звук Р.
Представляю вашему вниманию материал для постановки звука «Р», специальные артикуляционные упражнения, речевой материал для автоматизации данного звука в речи.
Источник
Технология постановки звуков
Технология постановки звуков
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф. Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной
артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.
Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т. к. слог – это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного
звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [А], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [И]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т. к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.
Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.
Источник
Технологии постановки разных групп звуков
Содержимое публикации
Статья из опыта работы
Тема: «Технология постановки разных групп звуков»
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): по подражанию(имитативный), механический и смешанный.
Имитативный– основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих.
Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.
Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог – это есественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [А], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [И]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения.
Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно.
Я думаю, что эта статья поможет разобраться как студентам ВУЗ, так и начинающим логопедам.
Источник