Иллюстрация как способ выражения

Содержание
  1. Рисунок — это иллюстрация? А фото? Объясняем, что такое иллюстрация
  2. Что такое иллюстрация?
  3. Получается, что фотография — это тоже иллюстрация?
  4. А рисунок — это тоже иллюстрация?
  5. Получается, что любая нарисованная картинка может быть иллюстрацией?
  6. А что значит рассказывать историю?
  7. Любая иллюстрация должна рассказывать историю?
  8. Комикс тоже рассказывает историю. Значит, и он — иллюстрация?
  9. А как быть с инфографикой? Она имеет отношение к иллюстрации?
  10. Часто встречаю термин «коммерческая иллюстрация». Это какая?
  11. В какой технике выполняют иллюстрации?
  12. Можете показать на примерах, как и где применяют иллюстрацию?
  13. А разве рисунки на обложках книг и журналов можно считать иллюстрацией?
  14. А есть критерии, по которым я могу отличить иллюстрацию от чего-то другого?
  15. Где я могу узнать больше об иллюстрации?
  16. Я хочу стать иллюстратором. Что для этого нужно?
  17. Скетчинг для дизайнеров
  18. Иллюстрация как способ выражения

Рисунок — это иллюстрация? А фото? Объясняем, что такое иллюстрация

Многие публикуют рисунки в интернете и называют себя иллюстраторами. Разбираемся, что такое иллюстрация на самом деле.

Что такое иллюстрация?

Слово «иллюстрация» произошло от латинского «ilustratio» («наглядное изображение»), поэтому мы привыкли называть так любое изображение, которое сопровождает или поясняет текст. Это определение хорошо передаёт значение слова, но оно уже не актуально для современного дизайна и иллюстрации.

Сейчас иллюстрация — более широкое понятие, связанное не только с текстом. Современная иллюстрация не сводится к пояснению текста, она может рассказывать самостоятельную историю или решать какую-то задачу, например коммерческую.

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.

Получается, что фотография — это тоже иллюстрация?

И да, и нет. Фотографию можно считать иллюстрацией, только если она поясняет текст. Вспомните любой учебник, по которому вы учились в школе, — например учебник истории. Обычно он состоит из параграфов текста и иллюстраций, которые поясняют его содержание. Там есть и рисунки, и фотографии, и гравюры — всё, чтобы помочь школьникам быстрее разобраться в теме. Другой пример — фото в газете. В этом случае фотография — это тоже иллюстрация, для неё даже есть отдельный термин — «фотоиллюстрация». В других случаях фотография — самостоятельный вид искусства и творчества.

А рисунок — это тоже иллюстрация?

Рисунок сам по себе — это не иллюстрация, но он может превратиться в иллюстрацию или стать её частью. Все зависит от того, как этот рисунок использовать. Поясним на примерах.

Допустим, вы нарисовали красную машину на белом листе бумаги. Это просто рисунок: до тех пор, пока в него не заложена некая идея, он не рассказывает историю и ничего не поясняет. Если ту же самую машину поместить на логистический сайт или в статью об автомобилях, то она превратится из рисунка в иллюстрацию. А всё потому, что у рисунка появится задача, которую он будет выполнять на сайте.

А если позже к этой красной машине вы дорисуете водителя и пассажира, который размещает свои чемоданы в багажнике, то получится сцена, которая рассказывает историю. А значит, такой рисунок тоже можно считать иллюстрацией, даже если он не поясняет определённый текст.

Получается, что любая нарисованная картинка может быть иллюстрацией?

Да, может. Но только в том случае, если она относится к тексту, дополняет его, или рассказывает историю, или выполняет другую задачу.

Просто картинка — это ещё не иллюстрация.

А что значит рассказывать историю?

Объяснить это не очень просто. Но попробуем через пример. Допустим, вы нарисовали картинку. Не важно, что вы изобразили, — но человек, который смотрит на картинку, должен увидеть историю, «прочитать» её, как читал бы текст.

Рассказывать историю иллюстрацией — это значит передавать какой-то смысл, пояснять некий контекст только силами изображения.

Любая иллюстрация должна рассказывать историю?

Совсем нет. Всё зависит от целей, для которых эта иллюстрация создаётся. Например, иллюстрация, которая сопровождает текст, должна пояснять или дополнять его. То есть она не рассказывает историю отдельно от текста.

Если же текста нет совсем, то иллюстрация — единственный способ коммуникации, и важно, чтобы она справлялась с этой задачей самостоятельно. Для этого иллюстрация должна быть более выразительной, причём буквально — чтобы выражать и доносить до зрителя заложенную в неё идею.

Комикс тоже рассказывает историю. Значит, и он — иллюстрация?

Тут нельзя ответить однозначно. Комикс — это рисованная история, то есть картинки, которые дополнены маленькими вставками текста. Формально, эти картинки — тоже иллюстрации.

Но, с другой стороны, комикс — это отдельный вид искусства, в котором есть свои правила. Например, есть комиксы про супергероев или японская манга, а есть корпоративные комиксы для бизнеса. Их создают по-разному и для разных целей. Поэтому не каждый комикс можно назвать иллюстрацией, и лучше ориентироваться на контекст, в котором он существует.

А как быть с инфографикой? Она имеет отношение к иллюстрации?

Да, инфографика имеет отношение к иллюстрации, но это не одно и то же. Инфографика — это графический способ донесения сложной информации, и он может включать в себя много разных элементов: например графики, текст, иллюстрации. То есть инфографика самодостаточна и может полностью заменить текст, а иллюстрация чаще всё-таки выступает как дополнительный элемент.

Инфографика — не иллюстрация, но при этом конкретная иллюстрация может быть частью конкретной инфографики.

Часто встречаю термин «коммерческая иллюстрация». Это какая?

Коммерческая иллюстрация — это то же самое, что и просто иллюстрация. Любая иллюстрация становится коммерческой, когда автору за неё платят.

Она создаётся на заказ и для определённой цели, по брифу или техническому заданию — например, если нужно проиллюстрировать статью в журнале, сделать иллюстрацию для рекламы, создать персонажа для сайта или обложку для книги.

Те времена, когда иллюстрацией считались только картинки в книгах (зачастую нарисованные самим автором), давно прошли. Теперь почти любое рисованное изображение, которое вы встречаете на сайте, в журнале или на упаковке продукта, — это коммерческая иллюстрация.

В какой технике выполняют иллюстрации?

Не имеет значения, в какой технике работает автор, — важно, для чего он рисует иллюстрацию. Это история не о том, как создавать изображение, а скорее о том, как его применять.

Коммерческая иллюстрация бывает традиционной по технике: тогда она нарисована карандашом, тушью, красками. И Digital — тогда для создания картинки используют программы, например Photoshop или Illustrator, ProCreate и другие.

Некоторые иллюстраторы используют смешанную технику: например, сначала рисуют карандашом, а после — обрабатывают изображение в программе. Есть и те, кто применяет технику коллажа, то есть использует части из разных фотографий, собирает из них единую композицию и накладывает текстуры поверх получившегося изображения. Техника может быть любой, она зависит от цели работы и предпочтений иллюстратора.

Можете показать на примерах, как и где применяют иллюстрацию?

Конечно. Мы уже рассказывали о том, как иллюстрацию применяют в бизнесе: её используют на сайтах и в приложениях, рекламе, рассылках и на упаковке продуктов. Теперь давайте посмотрим и на другие примеры.

Иллюстрацию используют в журналах. Например, The New Yorker размещает на обложке работы иллюстраторов со всего мира. Из российских журналов — Snob и «Финансовый директор».

Иллюстрации любят издательства. Ими не только разбавляют текст и объясняют непонятное, как раньше, но и оформляют обложки. Например, так делает издательство «МИФ». В социальной рекламе и обложках музыкальных альбомов тоже часто используют иллюстрации.

А разве рисунки на обложках книг и журналов можно считать иллюстрацией?

Давайте разбираться. Изображения на обложках книг и журналов выполняются для определённой цели, они рассказывают историю или передают настроение произведения. Значит да, их можно считать иллюстрациями. Но только те, на которых присутствует графическое изображение, рисунок.

Есть обложки, на которых использовано сочетание дизайна и красивой типографики, а никакого рисунка нет. Это уже не иллюстрация.

А есть критерии, по которым я могу отличить иллюстрацию от чего-то другого?

Чётких критериев нет, как нет и единого мнения среди профессионалов, что считать или не считать иллюстрацией. В итоге каждый иллюстратор сам решает, как назвать свою работу (иллюстрация это или что-то другое) и как её использовать.

Например, иллюстратор и преподаватель Виктор Меламед считает, что иллюстрация — это «история в картинках», и для неё «важна свежесть художественного решения». По мнению Алексея Курбатова, «иллюстрация — относительный термин»: например, он называет татуировку «иллюстрацией к человеку», а роспись на стене — «иллюстрацией к помещению».

Читайте также:  Ндс по способу платежа

Получается, что иллюстрацией может быть как сложная композиция со множеством деталей, так и базовый контур, дополненный парой декоративных линий.

Поэтому давайте остановимся на том общем определении, что мы дали в самом начале: иллюстрация — это изображение, выполненное в любой технике. Но оно должно передавать настроение, пояснять содержание или решать задачу того ресурса, на котором находится.

Где я могу узнать больше об иллюстрации?

Для начала подойдут лекции и интервью, в которых профессионалы дают советы новичкам и делятся опытом. Например, эти:

  • Лекция Алексея Курбатова «Что такое иллюстрация?».
  • Интервью с Ильёй Митрошиным о рисовании.
  • Вебинар о том, где брать идеи.
  • Вебинар о том, как создавать рекламные иллюстрации.

Я хочу стать иллюстратором. Что для этого нужно?

Все зависит от сферы, в которой вы хотите развиваться, и техники, которую будете использовать. Чтобы стать иллюстратором, желательно уметь рисовать. Но сейчас это не главное, потому что существуют техники иллюстрации, не связанные напрямую с рисованием. О некоторых мы рассказали в предыдущих карточках. Но вам совершенно точно понадобятся желание, хотя бы базовые знания о композиции, цвете и перспективе и много-много практики.

Начать двигаться в этом направлении можно, например, на нашем курсе «Скетчинг для дизайнеров». Там вы освоите композицию и принципы работы с цветом и перспективой, получите базовые навыки рисования и попробуете разные техники. Скетчинг сам по себе — это не иллюстрация, но это современное направление рисования, которое помогает развить визуальное восприятие. А это очень важно и для иллюстрации тоже.

Скетчинг для дизайнеров

Скетчинг — это навык быстрого рисования окружающих вещей, предметов и придуманных сцен. Для людей, работающих в сфере digital — это язык общения с коллегами и заказчиками. Навык скетчинга позволяет зафиксировать свои мысли, идеи и наблюдения в наглядной, всем понятной и выразительной форме.

Источник

Иллюстрация как способ выражения

О роли иллюстрации в книге, особенностях работы иллюстратора и его взаимодействии с автором

Вначале я хотел ограничиться темой автора и художника, но по мере погружения в удивительный мир книгоиздания, появилось желание рассказать об этом единственным в своём роде искусстве – Искусстве Книги.

Книга – это не просто текст и изображения. Книга, которую вы берёте в руки – произведение искусства книжной графики. А иллюстрация не только картинка в тексте, а и важный элемент художественного оформления, подчиняющийся общей идее книги. Даже самые простые издания имеют художественное оформление. Ведь размер и вид шрифта, нумерация страниц, поля и заголовки, межстрочные интервалы – это всё элементы оформления книги. Иллюстрация играет не последнюю роль в этом непростом виде искусства, а художники-иллюстраторы – народ совершенно особенный.

Глава I

У истоков книгоиздания. Элементы книги

С чего же все началось? Путь к созданию книги в привычном нам виде был долог. С появлением письменности потребовался материал для письма. У разных народов мира основой для письма служили, как правило, подручные материалы, их брали из того что видели и чем пользовались изо дня в день: пальмовые листья, глиняные и костяные пластинки, металл и камень, береста и шёлк – далеко не полный их перечень.

В III тысячелетии до.н.э. в Египте изобрели папирус – то-то радость была для египтян! Папирус удобно сворачивать в трубку, поперек он не гнулся в силу особенности изготовления. Это и определило вид древней книги на многие века – свиток. Египетские книги писались очень тщательно и изобиловали иллюстрациями. Писцы и создатели книг пользовались высочайшим авторитетом, а сами книги считались хранилищем тайны. Египтяне верили, что книги пишет сам бог Тот, покровитель письма. В папирусных свитках содержались рецепты зелий, заговоры, заупокойные тексты и древние магические ритуалы, которые тщательно переписывались и сохранялись из века в век. Только представьте – веками!

Папирус использовали в древнем Риме и древней Греции. Он привозился уже готовым, в свитках – своего материала для письма у римлян и греков не было. В Греции и Риме книги носили светский характер, они были, скорее, записями с устной речи, чем письмом. Потому были бедны в оформлении и редко с иллюстрациями.

В эпоху эллинизма (332г. до н.э. – 30г до н.э.) книга получила новый статус. Она стала объектом исследований, сделалась популярной, приобрела изящество и ценность. Рукописи переписывали, дарили, собирали, продавали. Примерно в эти века Египет запретил вывоз папируса за пределы страны, видимо спрос превзошел производство. И тогда был изобретён новый материал для изготовления книг – пергамент (недублёная кожа животных). Изобрели пергамент при пергамском царе Эвмене II (197—159 до н. э.). Пергамент не ломался на сгибах, писать на нём можно было с двух сторон. Может, поэтому пергамент быстро вытеснил папирус как материал для письма, хоть был недёшев. С изобретением пергамента появился прототип современной модели книги – кодекс. Это были небольшие раскрашенные подарочные книжки-игрушки. С них, видимо, и началось настоящее иллюстрирование книг. Ведь до появления кодекса иллюстрировали только научные книги и иногда пьесы.

Распространение эллинской культуры принесло книги в Европу, где кодекс вытеснил свитки как вид. Это было обусловлено заинтересованностью церкви – пользоваться кодексом удобнее во время богослужений. Книги из пергамента стоили дорого, изготовлялись долго и на тот момент позволить себе такую роскошь могла только церковь. Естественно, тематика книг была религиозной.

Во IIв н.э. в Китае изобрели бумагу, что стало сенсацией в книгоиздании. Ведь это изобретение значительно удешевило и ускорило написание книг. Старые тряпки, используемые как сырьё, намного дешевле шкур животных. Долгое время изготовление бумаги держали в строжайшей тайне, но всё тайное рано или поздно становится явным. С развитием науки, литературы, новых технологий создавались учебники, трактаты, велись исторические записи, писались научные труды и справочники. Потребность в книге многократно увеличилась.

И вот, наконец, долгожданный прорыв! Возникновение книгопечатания. Принцип был изобретён в Китае в 1045г неким Пи Шеном, но поскольку в китайском языке тысячи иероглифов, книжная печать оказывалась дороже рукописи и не получила распространения на родине. Спустя некоторое время в Корее переняли технологию, и в 1409г. вышла первая корейская печатная книга.

Заново печать была открыта Иоанном Гуттенбергом, сделавшим к 1440г. первый печатный станок. В Чехии первая печатная книга вышла в 1468 г. и в 1517 г. в Праге приступил к печатанию библии на белорусском языке знаменитый Георгий-Франциск Скорина. В России печатниками, выпустившими первую датированную книгу «Апостол» (1564), стали Иван Фёдоров и Пётр Мстиславцев. Первые печатные книги России были, естественно, религиозного содержания, и, поскольку потеснили бизнес переписчиков и стали угрожать влиянию бояр и духовенства, первые книгопечатники были обвинены в ереси и в 1568 году бежали в Заблудов, где снова организовали типографию! И снова начались трудности – на сей раз материального толка. Книгопечатание в те времена продолжало оставаться крайне затратным, и магнат Ходкевич больше не мог поддерживать типографию Фёдорова. И тогда Фёдоров снова переезжает, на сей раз во Львов, где продолжает дело жизни. Мстиславцев же чуть раньше перебирается в Вильно (Вильнюс), где тоже организовывает типографию.

Вот он, образец того, как упорные и влюблённые в дело люди творят историю – и действительно наступает новая эпоха. И вот как невыразимо ценна книга, которую вы держите в руках.

Книга приобрела привычный нам вид ещё в I в н.э. С тех времён основные элементы книги практически не изменились. Представьте, насколько продумано строение книги, что и по прошествии веков что-либо менять нет смысла!

Различают внешние и внутренние элементы книги.

Внешние элементы:

Книжный блок – непосредственно информационное наполнение книги, состоящее из листов бумаги, скреплённых определённым образом (текст, иллюстрации, другие составляющие)

Переплётная крышка . Служит для защиты блока от повреждений, верхняя несёт элементы художественного оформления(обложка), зависящие от назначения книги.

Корешок скрывает внутреннее устройство блока и предотвращает его разрушение, так же часто имеет художественные элементы.

Каптал – соединительная тесьма, дополнительно закрепляющая листы блока.

Читайте также:  Способы нахождения корней многочлена

Кант – края переплёта, выступающие за пределы блока.

Форзац – двойной лист плотной бумаги, одной стороной приклеенный к переплёту, свободный с другой. Бывает белым или с художественным оформлением.

Авантикул – страница перед титульным листом с частично вынесенной информацией с титульного листа.

Титульный лист – первый лист непосредственно книги, содержащий название, имя автора, издательство, год издания, дополнительные сведения по изданию. Бывает одинарный и двойной.

Внутренние элементы:

Иллюстрации (схемы, графики, рисунки, фотографии, гравюры и многое другое)

Декоративные элементы (буквицы, виньетки, орнаменты, рамки)

Книга – это совокупность внешних и внутренних элементов, которые объединены общей идеей оформления. Оформление же зависит от формата, объёма, жанра и других факторов.

«Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость – такими критериями должна обладать любая книга». Ян Чихольд «Облик книги»

«Цель настоящего книжного искусства заключается в том, чтобы оформление идеально соответствовало содержанию книги, а к новизне и неожиданности должна стремиться рекламная графика». Ян Чихольд «Облик книги»

Глава II

Виды и функции иллюстраций, их расположение в тексте

«…В принципе, книга самодостаточна, так что прекрасно может существовать без иллюстраций, как и без прочих элементов оформления». (Ясон)

Если вашу книгу решило выпустить издательство, совсем обойтись без оформления не удастся. Цель издательства – продажа вашей книги не без выгоды для себя, а для удачных продаж оформление играет решающую роль, особенно при издании новых авторов. Если вы решили издать своё произведение самостоятельно, тем более поинтересуйтесь хорошим оформлением.

Иллюстрация – это изобразительное толкование литературного (или научного) произведения. Иллюстрации – самостоятельный вид изобразительного искусства, оно своеобразно, специфично и требует тонкого профессионального подхода.

«Я думаю, что иллюстрации – обязательный элемент оформления книги. Это же книга, а не кирпич, инструмент и продукт культуры, так сказать.

У книги должна быть обложка, заголовок, номера страниц, прочие элементы, ну и художественное оформление, конечно! Если не иллюстрациями, то хотя бы вставками-виньетками, буквицей и прочими элементами художества». (Thinnad)

«Мне кажется, книге нужны иллюстрации, будь то карта или портрет персонажа. После прочтения интересно посмотреть на визуальное воплощение идеи. Если, конечно, исполнение хорошее». (Dead December)

Главное назначение иллюстрации – визуальное воплощение идеи автора литературного произведения. Это самое воплощение будет полным, если присутствуют три основных функции иллюстрации:

— информативность;

— эмоционально-психологическая нагрузка;

— эстетичность.

Информационный эффект иллюстрации зависит от того, как полно, точно и быстро читатель сможет понять, что изображено. Иллюстрация должна быть понятна и удобна для восприятия. Сложность восприятия мешает читателю и попусту тратит его время. Иллюстрация способна не просто пояснять текст, а расширять и дополнять его. Художественная иллюстрация включает в себя не только композиционное построение, но и множество деталей, характеризующих героев, антураж, время и место действия. Всё вместе это даёт читателю представление о сюжете, героях, раскрывает более полно замысел автора.

«…иллюстрации, причём хорошие, тесно связанные с текстом – один из важнейших признаков культуры издания. (Natasha)

«Мне кажется, что иллюстрации лишними уж точно не будут. Но наличие иллюстрации возможно скажется на восприятии читателями текста. Визуализация определенных моментов, места действия или внешности героев, возможно, поможет читателю представить. Это тонкий момент, и зависит от индивидуальных предпочтений читателей». (Alizeskis)

«Мне кажется, что книге совершенно необходимы иллюстрации. Причем они нужны, как читателям, так и самим писателям. Читателям, чтоб лучше представлять героев, а автору. да в общем, с той же целью. Мне грустно, что сейчас во «взрослых» книгах почти нет иллюстраций». (Литта)

Эмоционально-психологическая функция иллюстрации – основная в художественном произведении. При знакомстве с книгой читатель получает эмоциональные впечатления не только от самого текста, но и от сопровождающих его картинок, от оформления всей книги.

«Пожелания иллюстраторам: вы хотя бы книжку прочтите!» (Илья)

Иногда неинтересно оформленная книга с неудачными иллюстрациями, несмотря на хороший текст, не находит своего читателя. Бывает, что художественное оформление книги не соответствует стилю автора, сюжету, жанру, возрастной группе читателей. Это, конечно, ошибка не автора, и даже не художника, а редактора. Значение иллюстрации в книге нельзя недооценивать.

«Одну – спасут, другую – похоронят». (Геннадий Добрушин)

Эстетическая функция иллюстрации важна и для произведения, и для всего издания. Иллюстрация сама по себе предмет искусства, а вместе со шрифтом, виньетками, полями, буквицей создаёт единый ансамбль, формирует эстетику книги. Книжная иллюстрация в первую очередь создаётся для текста и ради него, художнику не следует об этом забывать. Самовыражение, конечно – здорово, но картинка должна быть в союзе с текстом, а не конфликтовать зрительно с ним. Иллюстрация не только сама по себе должна быть высокохудожественной, но и вписываться в композицию всего издания, делать его эстетически ценным.

«Мне кажется, что иллюстрации – это небольшие остановки во время чтения. Можно остановиться, рассмотреть, подумать. И потом, книги с иллюстрациями и держать в руках приятнее, и читаются они как будто быстрее». (Alisha)

«В мире огромное число книг без иллюстраций, что автоматически делает их неинтересными (это не совсем мое мнение, тут я сошлюсь на авторитетную Алису из Страны Чудес). Ну правда – без картинок читать можно, но с картинками – приятно. И красиво.

Конечно, найдется аргумент против — что у каждого читателя свой образ сложился, а иллюстратор его нарушает своим видением или, наоборот, искусственно моделирует читательское мнение и т.д. Ну и пусть! В конце концов – не у всех же есть фантазия». (Serpens)

Иллюстрации бывают двух видов – научно-познавательные (карты, схемы, графики и т.д.) и художественно-образные (художественная литература).

Элементов художественного оформления книги много. Эти элементы должны подчиняться выбранному стилю оформления, гармонично сочетаться – тогда книга станет произведением книжного искусства.

1. Обложка – самый значимый элемент оформления книги, первое что видит читатель, взяв книгу в руки. Обложка предназначена для первого ознакомления с произведением и несёт в себе максимально полную информацию о нём. Обложка бывает мягкая и твёрдая.

1а. Солидные серийные издания часто снабжены суперобложкой – бумажной обложкой, очень тщательно оформленной.

2. Фронтиспис – иллюстрация в книге, помещаемая на левой стороне разворота титульного листа. Чаще всего это портрет писателя, ключевая сценка или один из героев произведения. На титульном листе часто бывает небольшой рисунок в едином стиле оформления книги, или виньетка.

3. Заставка – изображение для украшения или выражения темы, расположенное в верхней части начала главы или раздела.

4. Буквица – элемент декора книги. Стилизованная начальная буква абзаца, зачастую очень сложного рисунка, отображающего жанр произведения.

5. Концовка – небольшая картинка в конце текста, часто это виньетка – декоративный элемент оформления в виде фрагмента орнамента, иногда служит заставкой к главам, разделам, украшает уголки листа, рамки или включена в оформление титульного листа.

Виды иллюстраций:

1. Полосная иллюстрация – иллюстрация, расположенная на весь лист без текста и занимающая целиком печатные полосы, но не выходящая на поля.

2. Полуполосная иллюстрация – занимает половину полосы.

3. Разворотная – на две полосы.

4. Оборочная – небольшой рисунок, окружённый со всех сторон текстом.

5. Рисунки на полях. Сейчас практически не используются.

После того, как редакция определит жанр иллюстраций, художественный или технический редактор решает вопрос, как иллюстрация расположится в тексте. Существуют три основных способа размещения: закрытое, открытое и блочное.

Иллюстрации различаются по типу размещения в книге.

Закрытые иллюстрации чётко ограничены краями или специальной рамкой (обычно черной), которые должны быть не больше размеров полосы набора.

Закрытое изображение как правило статично, оно как окно притягивает взгляд. Чем больше в иллюстрации деталей, тем сильнее «затягивает». Чёрную рамку сейчас используют редко, она мешает восприятию материала. Вместо рамки могут быть декорированные поля, белые поля, виньетки по углам.

Открытые иллюстрации лишены каких бы то ни было ясных границ и свободно помещаются на листе. Картинки и текст оказываются неразличимыми, перетекающими одно в другое. Такие иллюстрации тесно связаны с текстом и создают особую пространственную среду. Открытые иллюстрации предоставляют художнику большую степень свободы. Сейчас очень популярны.

Блочное иллюстрирование . Размещение иллюстраций отдельным блоком, «тетрадкой». Самый распространенный пример – вклейка блока полноцветных иллюстраций, выполненных на дорогой мелованной бумаге. Сейчас используется в основном в альбомах, посвящённых искусству, журналах.

Читайте также:  Способ пластической операции это

Глава III

Совместная работа автора и художника. Рождение книги

«Иллюстратор, как и автор, создает персонажей и мир, в котором они живут. Его работа — усиливать эффект от написанного и ему неплохо было бы помнить, как сильно рисунок может повлиять на текст». (Dead December)

«Основное требование к художнику, безусловно, наличие таланта. Кроме этого важно умение прислушиваться к мнению автора, принимать его в расчет даже больше чем свое видение и готовность переделывать до бесконечности. Потому что автору очень хочется увидеть героев такими, какие они у него в голове. Разумеется, последнее требование не распространяется на фан-арт и прочее не оплачиваемое творчество. В этом случае как раз очень интересно, какими видит героев художник». (Литта)

При иллюстрировании прежде всего необходимо помнить, что иллюстрация – не самоцель, а должна вытекать из общего плана оформления издания, подчиняться этому плану, обусловленному содержанием книги. Поэтому издательства не любят работать с непрофессиональными иллюстраторами – слишком много работы с рисунками при подготовке к печати, а это лишние деньги.

Автору стоит сразу определиться с иллюстрациями – хочет он их или нет. Иногда автору в общем-то всё равно, если он, конечно, не детские книжки пишет. Тогда стоит прислушаться к мнению редактора – он плохого не посоветует.

«Ну, детской – естественно. Взрослой – я считаю, что нужна. Она несет информацию, помогает представить героев и ситуации». (Almond)

Автору стоит тщательно выбирать иллюстратора. Им предстоит вместе пройти долгий путь. Художник не только должен быть хорошим рисовальщиком, но и ответственным в плане сроков. Чтобы сотрудничество оказалось плодотворным, автору следует заранее подготовиться к разговору с иллюстратором – чётко выразить пожелания, составить техническое задание, показать примеры иллюстраций, стиль которых ему нравится. Помимо предоставления текста произведения, хорошо завести привычку разговаривать с художником, отвечать на его вопросы, обсуждать эскизы. Талантливый иллюстратор сразу «схватит» настроение произведения, но чтобы «попасть в точку» ему нужно выяснить ещё много деталей.

«Иллюстратор – по сути, соавтор. Поэтому в работе он должен максимально совпасть с авторским видением. И не обижаться, когда его поправляют.

Не думаю, что автор добавит в свое произведение иллюстрации, которые ему не нравятся. Когда мы держим в руках иллюстрированную книгу и начинаем ругать бездарные, на наш взгляд, иллюстрации, то должны понимать, что ругаем заодно и автора.

Какими качествами должен обладать художник, чтобы стать иллюстратором?

Развитая фантазия и эмпатия, в первую очередь. И способность отказаться от своего мнения, а значит — умение сжиться со своей несвободой. Все-таки он иллюстрирует текст, а не пишет свою картину.

Вообще-то, иллюстратор должен уметь все (в идеале): я имею в виду техники рисования, потому что сколько авторов – столько предпочтений». (Alisha)

С момента знакомства и до сдачи оригинал-макета будущей книги в печать, автор, художник и редактор работают вместе.

«Любые иллюстрации должны быть согласованы с автором, чтобы расхождения (куда ж без них) были минимальны, незначительны. В противном случае будет просто представлен ещё один взгляд на события и персонажей – ничем не лучше взгляда читателя, но навязываемый. Ну и, конечно, изображения должны быть красивы, эстетичны, не вызывать отторжения, неприязни (к сожалению, часто встречала иллюстрации, на которые и самому смотреть-то не хочется (либо просто плохо нарисованы, либо изображённое вызывает отвращение), и стыдно, если кто-то, проходящий мимо, увидит эту страницу в книге) и должны соответствовать атмосфере описываемой сцены, персонажа, книги в целом». (Эйро)

Иллюстратор включается в работу над книгой с самого первого этапа – разработки плана иллюстрирования. Материал для иллюстрирования весьма разнообразен. После определения редакцией жанра иллюстраций, художественный или технический редактор решает вопрос, как они должны соотноситься с текстом. Этот процесс называется вёрстка – составление макета издания, включающего все элементы оформления книги и текст, согласно требованиям типографии. Прежде чем начинать вёрстку книги, необходимо полностью подготовить все материалы – текст и иллюстрации, а также другие компоненты книги (аннотацию, посвящение, благодарности) и обязательно файл обложки в развороте.

Вёрстка сама по себе процесс трудоёмкий, а вёрстка иллюстраций считается самой сложной. Ведь облик книги будет во многом зависеть от правильного расположения иллюстративного материала. Приёмы его вёрстки повторяют виды иллюстраций и способы размещения: открытая, закрытая, глухая, на полях, полосная, полуполосная. Правила вёрстки сложны и разные для книги, журнала, газеты. Это связано с техническими особенностями печати для этих изданий.

Каждого автора, особенно начинающего, интересует какие этапы проходит рукопись в книжном издательстве, прежде чем стать настоящей книгой. Когда знаешь, легче ориентироваться по времени в сроках этапов и объёме работ.

1. Автор выбирает издательство, или несколько, и отсылает им свою рукопись, оформленную строго в соответствии с требованиями издательств. Это делается в надежде, что издательство возьмёт на себя расходы по изданию книги. Если автор издаёт книгу за свой счёт, ничего отсылать не надо – идёт прямо в издательство.

2. Автор заключает Договор с издательством на издание книги. Если книга издаётся за счёт автора, в договоре оговаривается список услуг, оплачиваемых автором, такие как, набор текста, сканирование иллюстраций, обработка фотоизображений, корректура, литературное редактирование, печать книги, доставка тиража, реализация книги и т.п. и оплачивает стоимость издания книги в издательстве. Если книга издаётся за счёт издательства, то заключается лицензионный договор, основная составляющая которого – распределение доходов и авторские права на издание.

3. Автор представляет в издательство рукопись книги вместе с набором иллюстративного материала (как правило, в файлах на любом электронном носителе. Текст в форматах RTF, DOC; иллюстрации – в JPG, TIF).

4. Все материалы попадают в редакционный отдел издательства для подготовки оригинал-макета книги. Все работы по корректуре и литературному редактированию книги должны быть выполнены до вёрстки оригинал-макета.

5. Когда готова черновая вёрстка книги, автор получает макет по электронной почте (как правило, в формате PDF) или на электронных носителях и, ознакомившись с вёрсткой (расположением текста и иллюстраций на страницах), осуществляет свою, авторскую корректуру книги.

6. Затем в издательстве в оригинал-макет книги вносятся авторские исправления и осуществляется окончательная вёрстка издания.

7. Автор рассматривает варианты дизайна обложки (как правило не более трёх вариантов на выбор) и утверждает выбранный вариант.

8. Автор утверждает внесённые исправления в оригинал-макет книги и утверждает вёрстку (как правило, собственноручно подписывая книгу в печать, подтверждая согласие с оригинал-макетом).

9. Типография осуществляет печать тиража (либо, если книга издаётся большим тиражом, печать части тиража) и автор получает первый экземпляр книги.

10. Автору доставляется тираж книги, либо автор забирает часть тиража и заключает с издательством Договор на реализацию оставшейся части тиража книги.

Как видите, выпустить книгу не так и просто. Наверное, так же непросто, как и написать.

Заключение

Почему нужно беречь книгу

Книга – величайшее достояние человеческой культуры. Она неповторима.

К сожалению, в современном мире компьютеров бумажная книга стала терять свою ценность. Текст на компьютере можно назвать книгой только условно. Я могу загрузить в электронное устройство сотни безликих книг, но ни одна не доставит мне столько же эмоций, сколько пахнущий типографской краской новый томик любимых стихов или первое издание лучшего писателя-фантаста, которое со мною с юных лет. Только держа в руках настоящую книгу, можно погрузиться в ее мир, прочувствовать и понять ее историю, оценить громадный труд не только автора, но и всех тех, кто подарил ей жизнь. Книга стоит того, чтобы сохранить её неповторимый мир. Она заставляет нас уважать себя и окружающих, обогащает душу и согревает сердце.

В современном мире бумажная книга не может, не должна исчезнуть!

Я уверен, вы как и я, мечтаете открыть и свою книгу – дверь в прекрасный и удивительный мир ваших историй и образов, оставить свой след в жизни. Успехов в творчестве, друзья и до новых встреч!

Боннар А. Греческая цивилизация / А.А. Боннар. — М., 1961. Т. 1 — 3

Борухович В.Г. История античной литературы / В.Г. Борухович. — М., 1977.

Лапидус Н.И. Античная литература/ Н.И. Лапидус. — Мн., 1986.

Ян Чихольд «Облик книги».

Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. — М.: Книга, 2008.

Источник

Оцените статью
Разные способы