- Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- План по самообразованию «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС»
- Использование ИКТ в процессе самообразования. консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования
статья на тему
В современной педагогике самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013-2014.docx | 327.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ как средства формирования навыков самообразования
Одним из постулатов современного образования является формирование у учащихся мотивов учения и стремления к самообразованию. Научить обучающихся учиться – вот одна из главных мыслей современных стандартов. Эта необходимость звучала в трудах мыслителей девятнадцатого столетия. Д.И. Писарев указывал, что «надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим результатам, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». Эта необходимость продиктована условиями рыночной экономики и мобильного социума, когда возросли не только возможности для проявления инициативы каждого члена общества, но и требования к человеку со стороны общества. Именно поэтому так важно формирование у школьников потребности в самосовершенствовании и умения владеть навыками самообразования.
В современной педагогике самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путём самостоятельной работы, это самостоятельное приобретение учащимися знаний с учётом их интересов и склонностей из различных источников дополнительно к тем, которые получены в учебных заведениях. Думается, что к данному определению стоит добавить и стремление восполнить недостающие знания, стремление к их корректировке.
Основные методы, способствующие развитию навыков самообразования, которые выделяют, — это чтение (углубленное и скоростное), работа с разными видами источников по добыче информации, работа над собой, составление планов по самообразованию. Важно, чтобы ребёнок относился к самообразованию как к системе личной учебной деятельности, а не к эпизодическому просмотру или прочитыванию отдельных учебников и учебных занятий, чтобы учение стало личностно-значимым, необходимым.
Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.»
Другими словами, активное использование современных информационных технологий на уроках – один из возможных путей решения и проблемы с формированием навыков самообразования. Задача педагога научить использовать их не только как способ развлечься в перемену или на скучной лекции, но и как возможность быть более мобильным в поисках информации и самообучении.
Самостоятельное составление презентаций позволяет учащимся не просто работать с информацией разных видов, а развивать навыки просмотрового чтения, умения видеть и выделять главное, развивает интерес.
Тестирование в режиме он-лайн позволяет осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. На сайтах egesha.ru и reshuege.ru существует добротная подборка тестового материала по разным предметам с разбивкой как по принципу тестов ЕГЭ, так и с заданиями одного формата. Проверка сразу после тестирования позволяет проанализировать результаты и скорректировать пробелы, что позволяет сформировать навыки самоконтроля, что является в свою очередь частью самообразовательных навыков.
Использование современных ЭОР на уроках математики незаменимы, решают задачи и дифференцированного и личностно-ориентированного плана.
Таким образом, можно видеть, что современные информационные технологии незаменимы в образовательном процессе. Заняли прочное место в образовательной нише. Их возможностями можно решать разные задачи, в том числе и такую важную, как формирование навыков самообразования. Мудрец говорил «Нельзя научить, можно научиться». Пусть же наши ученики учатся искать в Интернете не только игры и скачивать ролики, музыку и фильмы. Пусть информационные ресурсы помогут им быть мобильными, не бояться сложностей в поисках информации, самовоспитываться и саморазвиваться.
Источник
План по самообразованию «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС»
Марина Поздеева
План по самообразованию «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС»
План работы по самообразованию
на 2018 – 2019 учебный год
Тема: «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ
в условиях введения ФГОС»
Воспитатель: Поздеева Марина Николаевна, I квалификационной категории
п. Балезино, 2018 г.
Тема самообразования: «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС».
Сроки реализации: 01.09.2018 г. – 31.05.2019 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Цель: создать условия для совершенствования своей профессиональной компетентности, мастерства,повышения теоретического уровня по теме: «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях ФГОС».
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы по вопросам введения ФГОС ДО, интернет источников, обучение на курсах повышения квалификации по введению ФГОС ДО.
2. Накапливать личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
3. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
4. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
5. Систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиотеки.
6. Презентовать отчет по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.
Сформируются основы педагогического мастерства; умение анализировать научно-методическую литературу, умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Постепенно, компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ повышает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, даёт возможность качественно разнообразить воспитательно — образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
ИКТ, в скором времени, будет являться неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Поэтому каждый педагог, который работает в детском саду, должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои собственные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической работе.
Перспективный план работы
№ Содержание деятельности Сроки реализации
1 Подготовительный этап
1. Составление плана работы по самообразованию;
2.Изучение учебно-методической литературы:
— Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
— И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно — коммуникативные технологии в дошкольном образовании», 2013г.
— Е. В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
— Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.
— Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.
— Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
— Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов.
-Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
— Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
3.Изучение теоретического и практического материала по данной теме в журналах:
— «Ребёнок в детском саду»;
4.Изучение теоретического и практического материала в интернет ресурсах:
2 Основной этап
1. Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО»
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий.
3. Серия консультаций для родителей «Ребенок и компьютер»
4. Установить программу Microsoft Publisher, научиться в ней работать для создания буклетов, памяток, календарей.
5. Установить программу Movie Maker 2.6, научиться в ней работать для создания видеороликов с видео, фото, звуком.
6. Проект «Создание мультфильмов в ДОУ»
7. Разработка конспекта занятий для детей с использованием ИКТ, участие в открытом просмотре
8. Подготовка серии развлечений и праздников для детей с использованием ИКТ: «9 мая – праздник Великой Победы».
9. Создание буклетов, информационных брошюр, приглашений для родителей.
3 Итоговый этап
1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в группе.
2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).
3. Публикация в интернете презентации «Использование ИКТ — технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях введения ФГОС».
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.
Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (немецкий философ и социолог Георг Зиммель) Мы живем в XXI веке,.
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» В настоящее время диагностируется все больше детей с нарушениями физического и психического здоровья. Поэтому применение здоровьесберегающих.
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения.
Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС до «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет.
Индивидуальный план воспитателя по самообразованию «Использование инновационных технологий как условия реализации ФГОС» Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2018-2023г. г. Калимуллиной Гульсины Адгамовны, воспитателя.
Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» Методическая разработка для воспитателей:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения».
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС (из опыта работы) Казаковцева С. Л. ,воспитатель ГБОУ школа№93 дошкольного отделения Пушкинского района г. Санкт-Петербурга»Нравственно-патриотическое воспитание.
ИКТ в образовательном процессе ДОУ Цель: ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных.
Презентация «Семинар-практикум для педагогов Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении игровых технологий в образовательном процессе; развитие творческого.
Источник
Использование ИКТ в процессе самообразования.
консультация на тему
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iktsamoobrazovanie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Петушок»
Использование ИКТ в процессе самообразования.
воспитатель Носова С. С.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Все эти операции осуществляются на базе разнообразных средств информационного обмена. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является
информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе “Об образовании в Российской Федерации” и образовательном стандарте нового поколения.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а обновлению их возможностей.
Все шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования. Поэтому, воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый процесс, в котором участвуют дети, педагоги, родители и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, а так же использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе, разработка интегрированных занятий, проектная деятельность и активное использование сети Интернет.
Для обеспечения эффективной деятельности детей в своей работе использую современные информационно-коммуникационные технологии (сокращённо ИКТ). Использование данных технологий позволяет средствами мультимедиа в наиболее доступной и привлекательной игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога. Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование. Это связано с наличием материально-технической базы и достаточным уровнем компетентности педагога.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, поставила перед собой следующие задачи :
1. Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
- Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
- Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий особенно актуален в наше время. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Подключение к Интернет — сети позволило мне повысить свою компетентность через общение с коллегами на всероссийском уровне и поделится собственным опытом работы. Так же я получила возможность создать свою библиотеку электронных ресурсов : мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (конспекты НОД, подборка демонстрационного материала по многим образовательным областям).
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации на электронных носителях. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные планы по всем направлениям работы в группе.
Сеть Интернет предоставляет мне возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в веб — семинарах, интернет — конференциях.
Объединенная издательская группа Дрофа-Вентана-граф https://drofa-ventana.ru/ ;
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ — компетентности, что позволило мне создать собственный мини-сайт в «Социальной сети работников дошкольного образования nsportal.ru». На сайте опубликовала свое электронное портфолио, в котором размещена информация: о моих профессиональных интересах, увлечениях, достижениях. Очень быстро нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по интересам.
На сайте общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение. В настоящее время в разделе «Мои публикации» размещены личные методические разработки по НОД, по работе с родителями, материалы по теме самообразования.
Принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства.
Международный интерактивный образовательный портал «Лидер» http://miop-lider.ru/?mod=home ; Росмедаль
Официальный сайт Всероссийских и Международных конкурсов «Центр талантов «ТВОРЧЕСТВО-НАУКА»», где в номинации «Работа с родителями» с разработкой родительского собрания по теме «В каждой семье свои традиции»» я заняла 1 место;
Портал для работников образования «Профи педагог» http://www.profiped.com/ в VIII Всероссийском конкурсе в номинации Методическая разработка по ФГОС с разработкой ННОД детей в средней группе по формированию ЗОЖ с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Помоги зайчонку» заняла 1 место.
Участие в таких конкурсах способствует развитию моего творческого потенциала, коммуникативных способностей и повышению моей педагогической компетентности.
Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения усвоения изучаемого материала дошкольниками. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
В процессе деятельности мне помогает созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические игры, раздаточный материал для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу). Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флэш-карты, диски.
На сайте Инфоурок в разделе видеоуроки для дошкольников собрано около сотни учебных видео по различным темам, продолжительность в среднем 8 минут. https://infourok.ru/videouroki . Они бесплатны для скачивания.
Видео создаю не только в программе Microsoft PowerPoint, но и в программах видеомонтажа.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности,
но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиа техники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию присутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательные способности детей, повышает качество усвоения программного материала детьми.
Одним из показателей успешности педагога и эффективности его образовательной деятельности являются достижения его воспитанников. Дети моей группы, являются активными участниками интернет — конкурсов:
- Центр дополнительного образования «Радуга творчества», Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога», Всероссийское издание «Педразвитие». Всероссийский конкурс Лаборатория творческих конкурсов, Международное СМИ «Росмедаль».
- Участие в районных конкурсах.
Родителям очень интересно зайти в интернет и среди участников конкурса увидеть фамилию своего ребёнка, получить сертификат участника, грамоту или диплом победителя всероссийского конкурса. Все достижения детей заносятся в личное портфолио .
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. Родители нашей группы на собраниях с удовольствием познакомились с презентациями на темы: «Итоги учебного года 2016-17», «Посещение музея «Русская изба»» и видеороликами с детскими развлечениями.
В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель бывает часто занят с детьми и не всегда может уделить должное внимание родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями.
Для них в приемной оформлен родительский уголок, материалы к которому разрабатывала самостоятельно с использованием различных программ: Мicrosoft Word, Microsoft PowerPoint и др. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей.
Использование ИКТ в ДОУ эффективно в развитии личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, способствует повышению качества образовательного процесса .
Из этого можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:
- Способствует повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизирует на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дает стимул к проявлению творческих способностей.
- Повышает интерес детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, улучшает качество усвоения программного материала детьми.
- Повышает уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, повышает интерес к событиям в детском саду.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
- Недостаточна материально-техническая база ДОУ. Желательно, чтобы у каждого педагога был персональный компьютер, в каждой группе был проектор, интерактивные доски и т.д.
- Недостаточный уровень ИКТ — компетентности родителей
Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой смотрим в будущее. Поэтому мною выделены следующие перспективы работы:
- Активное участие в веб — семинарах и интернет — конференциях.
- Дальнейшее повышение ИКТ — компетентности.
- Поиск наиболее интересных методических новинок в сети Интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
- Пополнение методических материалов электронной библиотеки
- 100 % включение родителей в жизнь группы с помощью информации через использование ИКТ
Источник