Икт как способ повышения мотивации

«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»

Елена Окольникова
«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»

Тема выступления «Использование информационно – коммуникативных технологий для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования»

Выполнил: воспитатель Окольникова Елена Михайловна

«Если вы входите к детям, от которых входите к детям, от которых трудно добиться слов, начните показывать картинки, и они заговорят, а главное, заговорят свободно…»

Внедрение инновационных технологий призвано улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний. Одним из инновационных направлений являются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать и грамотно использовать возможности ИКТ в своей практической деятельности для расширения возможностей традиционных методов в воспитательно-образовательном процессе, для создания единого информационного образовательного пространства, создания разработок интегрированных занятий, проектной деятельности, активного использования сети Интернет.

Необходимо соблюдать требования к ИК технологиям для дошкольников:соответствие возрасту;исследовательский характер;занимательность;высокий технический уровень;легкость для самостоятельных занятий ребенка, широкий спектр навыков и представлений.

Я обозначила проблему: как использовать информационно-коммуникативные технологии для повышения мотивации обучения дошкольников.

Как известно, мотивация – это побуждение к действию, это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность через труд удовлетворять свои потребности.

Мотивация дошкольников – это побуждение, от которого зависит достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.

Зачастую у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

— различный интеллектуальный уровень развития детей в группе;

— обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

— неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;

— неполноценная вовлеченность дошкольников в отношения с детьми и взрослыми.

Вследствие этого, организация процесса воспитания и образования детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку воспитанников.

Цель моей работы:повышение мотивации обучения дошкольников в процессе непосредственно-образовательной деятельности посредством использования ИКТ.

Задачи:

— создать положительную эмоциональную обстановку для повышения мотивации к обучению;

— создать условия для развития интеллекта, памяти, внимания, логического мышления, расширения кругозора,

— сделать процесс НОД познавательным, интересным, насыщенным, занимательным.

Использование ИКТ при проведении непосредственно – образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволяет достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Формы ИКТ, которые я использую в работе со своими воспитанниками:

• глобальная сеть Интернет (иллюстративный материал, текст, анимации, аудио и видеоматериалы);

• информационные носители (CD, DVD, флэш–накопители и т. д.);

• аудиовизуальное оборудование (компьютер, ноутбук, ЖК-телевизор);

• мультимедиа (обучающие, развивающие компьютерные программы и игры, презентации).

Применение компьютера в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации процесса образования, развития творческих способностей и созданию благополучного эмоционального фона.

В своей работе использую следующие компьютерные игры, программы:

развивающие игры — игры, направленные на формирование и развитие у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития;

обучающие игры — это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач ;

игры-экспериментирования — цель и правила игры скрыты в сюжете или способе ее управления. Для достижения успеха в решении игровой задачи, ребенок должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи;

компьютерные диагностические игры — игры, развивающие, обучающие, экспериментирования, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач, стилю игрой действий смогут многое сказать о ребенке.

игры-забавы — в таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микро мультика».

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности деятельности, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Читайте также:  Основными способами организации межкомпьютерной связи являются

Достоинства применения компьютерных слайдовых презентаций в процессе образования детей:

•полисенсорное восприятия материала;

•возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

•объединение аудио-, видео — и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

•возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

•активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

•компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Хотелось бы отдельно выделить мультимедийные мини-игры, направленные на развитие мыслительных операций. Данные игры состоят из 2-5 слайдов с 4-6 картинками на каждом, необходимо выбрать, либо исключить определенную картинку, которая является ответом на вопрос. Для развития и поддержания интереса, при правильном ответе ребенка, появляется слайд с улыбающимся, например, насекомым или животным и одобрительными аплодисментами, при неправильном ответе – печальный и советом не расстраиваться и подумать еще раз.

Требования, необходимые для создания мультимедиа игр:

•Ясность изображения замысла и композиции;

•Простота и доступность речи героев;

•Соблюдение гигиенических требований.

Использование информационно-компьютерных технологий эффективно на всех этапах непосредственной образовательной деятельности. Например, с интересом и радостью дети повторяют движения за мультипликационным человечком на экране под музыку в момент проведения мультимедийной физкультминутки, что положительно сказывается на эмоциональной обстановке в детском коллективе.

Во время НОД с использованием информационно-компьютерных технологий у ребёнка формируется:

•кратковременная и долгосрочная память;

•внутренний план действий.

Но не стоит забывать о вопросе возможного негативного воздействия компьютерной техники на организм ребенка. Признавая, что компьютер — мощный ресурс, направленный на развитие интеллекта детей, необходимо тщательно организовывать непосредственно-образовательную деятельность, соблюдая правила использования современных ИКТ:

— Обеспечение гигиенически-рациональной организации рабочего места (использование новых компьютеров, достаточный уровень освещенности; соответствие мебели росту ребенка; нахождение экрана монитора на уровне глаз ребенка или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.);

— Использование одного компьютера для одновременного занятия двух и более детей;

— Использование компьютера на подгрупповых и фронтальных занятиях возможно только при наличии специального оборудования: мультимедийной установки или большого телевизора;

— Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. с соблюдением СанПиН.

Вместе с тем, педагог должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических правил действия с каждой из них).

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

-обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

-психологически облегчает процесс усвоения материала;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор детей;

-возрастает уровень использования наглядности на занятиях;

-повышается производительность труда педагога и воспитанника.

Заключение

Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования и воспитания подрастающего поколения.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого воспитанника некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования Актуальность: В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном.

Выступление на августовской встрече: «Введение ФГОС как условие повышения качества образования» Скоро пройдут августовские встречи по нашей стране. В этом году они в основном будут посвящены теме связанной с введением ФГОС, результатам,.

Источник

Использование ИКТ как способ повышения мотивации к изучению предмета.
статья по биологии на тему

Из опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_ikt_na_urokakh_biologii_kak_sposob.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Лыжа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА.

МБОУ «ООШ» с.Усть-Лыжа

1. Некоторые виды ИКТ, которые целесообразно использовать на уроках биологии 4

2. Мой опыт использования ИКТ на уроках биологии. 6

3. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для ученика 8

4. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя 8

5. Эффективность использования в школьной практике электронно-методических материалов 9

Список использованных источников 11

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

1. Некоторые виды ИКТ, которые целесообразно использовать на уроках биологии.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации . Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

  • Презентации на уроках изучения нового материала;
  • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе изучения нового материала;
  • Проведение практических работ.
  • При подготовке учащихся к ЕГЭ,ГИА
  • Подготовка разноуровневых контрольных работ, тестов.
  • Выполнение наглядного материала при оформлении класса.

Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:

  • Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и химии, и биологии.
  • При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе должен быть персональный компьютер.
  • И, конечно, самое главное — желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

2. Мой опыт использования ИКТ на уроках биологии.

Сегодня я использую ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом:

1.Компьютер – средство наглядности;

Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в кабинете биологии имеется хорошая медиатека учебных пособий:

  • Электронный атлас для школьника «Анатомия 8-9 классы»;
  • Электронные наглядные пособия «Биология «6-9 класс»;
  • «Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11кл.;
  • Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология»;
  • Мультимедийное учебное пособие «Анатомия и физиология человека»;
  • Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 класс»;
  • Учебное электронное издание «начальный курс географии 6 класс»
  • Мультимедийный компакт диск «Природа России»

В работе я использую не только готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, а также создаю собственные презентации не только для конспекта урока, но и для внеклассных мероприятий, классных часов. При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики .

2.Компьютер – беспристрастный экзаменатор;

Осуществление контроля посредством ИКТ — использование онлайн тестов http://onlinetestpad.com/ru-ru/OnlineTests/Default.aspx , создание собственных тестов. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов” и “напиши правильный ответ”.

3.Компьютер – экскурсовод, лаборатория;

Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. Лабораторно-практические работы мы с учащимися проводим в виртуальной лаборатории, благодаря диску «Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11кл.», В ходе каждой лабораторной работы ученик поэтапно выполняет задания, и результаты сводятся в итоговую ведомость учета знаний.

Не всегда есть возможность провести на улице предусмотренные программой экскурсии. Тогда можно их провести виртуальную экскурсию, используя диск «Экология» [ДИСКИ, 3].

4. Компьютер – источник информации. (Использование internet-ресурсов)

В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация — творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.

В своей работе широко пользуюсь следующими интернет-ресурсами:

— «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», http://window.edu.ru/

— «Социальная сеть работников образования» http://nsportal.ru/

3. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для ученика

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и: — способствует повышению познавательного интереса к предмету; — содействует росту успеваемости учащихся по предмету; — позволяет учащимся проявить себя в новой роли; — формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; — способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

4. Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя

Используя ИКТ на своих уроках, я нахожу ряд преимуществ, которые помогают мне в работе, а именно: — экономия времени на уроке; — глубина погружения в материал; — повышенная мотивация обучения; — интегративный подход в обучении; -возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; -возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; — привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Среди программных средств чаще всего использую Power Point , Excel, программные продукты по предметам.

5. Эффективность использования в школьной практике электронно-методических материалов

Использование в школьной практике электронно- методических материалов эффективно в плане изучения предметов, так как :

1. Реализуются новые цели образования: — организация самостоятельной продуктивной деятельности; — формирование информационной грамотности и компетентности; — индивидуализация процесса; — ценностно-смысловое определение учащихся.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет: -расширения возможностей доступа к образовательной информации; -совершенствования организационных форм и методов обучения,воспитания; -формирования умения самостоятельно приобретать знания; -визуализации представленной информации; -ориентации на развитие интеллектуального потенциала обучающихся; -развития творческого потенциала учащихся; -незамедлительной обратной связи; -одновременного использования нескольких каналов восприятия учащихся

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний. Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Список использованных источников

1Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990г

2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие — М: народное образование, 1998. 5

Источник

Читайте также:  Все способы развития своего бизнеса
Оцените статью
Разные способы