Значение игрушки в жизни и развитии ребенка
Жанна Храмова
Значение игрушки в жизни и развитии ребенка
Значение игрушек в развитии ребенка.
Игрушка – это спутник малыша с самого его рождения. Конструктор, пирамидка, каталки и плюшевые мишки – любимая игрушка малыша приносит в его жизнь новые впечатления, делает ее радостней и интересней. Какое же влияние на ребенка оказывают игрушки, и как могут помочь родителям в воспитании и развитии детей.
Игрушки для развития детей: формирование психики.
Во время игровой деятельности происходит несколько важных механизмов в психики:
• Чувства и эмоции;
• Восприятие и ощущение.
История развития начинается с погремушки. Она издает звуки, мелькает перед глазами, чем именно и привлекает малыша. Рассматривая самую первую в своей жизни интересную вещь, малыш начинает учиться концентрировать свое внимание, у него возникает желание потрясти взять в руки, потрогать. Это начинает стимулировать малыша работать ручками, узнавать предмет, поворачиваться на звук и улыбаться при его приближении
Конструктор, пирамидка, с их помощью малыш учиться распознавать формы, цвета, размер. Это хорошие тренажеры для развития мелкой моторики, воображения и мышления. Так же они очень полезны в плане развития психики игрушки,имитирующие взрослые предметы: мебель, кукольная посуда, врачебные принадлежности. Ребенок начинает запоминать название каждого предмета, и учиться с ними обращаться.
Для эмоционального развития детям нужно иметь в качестве друга мягкую игрушку или куклу. В глазах ребенка она становиться живой, ее нужно уложить спать, накормить, вылечить.И так в процессе игры у дошкольника проявляются первые признаки эмпатии: любовь, забота, в это время он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в нравственном, так и эмоциональном плане.
Большое влияние на развитие воображения и мышления оказывают функциональные игрушки. Обратите внимание, как годовалый малыш долгое время возится с баночкой, выключателем или замком. Таких вещиц может быть огромное количество, для удобства их закрепляют на одной доске – бизиборде. Он вызывает интерес к неизведанному, и побуждает к размышлению. Взрослые же должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой лучше определиться, какую пользу игрушка принесет малышу. Ведь на самом деле среди разнообразия очень приобрести вещь, которая за место помощи и развития может привести к моральной дезориентации и разрушению психики. К примеру, куклы с искаженными лицами, страшные киборги, уродливые монстры с ярко прорисованными бородавками и шрамами, плюшевые фекалии, куклы – трупы.
Помимо психического развития, обязательно позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случает так же, игрушки станут хорошими помощниками.
Развиваем физическую форму.
Наверное цель всех мам, а в особенности пап — вырастить своих малышей ловкими, сильными и крепкими. Крошечные гантели, скакалки и хула – хуп — все это вам обязательно пригодится. На самом деле физическое развитие начинается намного раньше, когда малыш старается перевернуться на животик, поползти, сесть или старается сделать первый шаг. Его движения неточны и хаотичны, чувство равновесия еще дремлет, координация нарушена. Для того что бы ваш малыш развивался в физическом плане,вам помогут:
Каталки. Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от всего процесса ходьбы, что позволяет вам добиться автоматизма в этом деле, и развить координацию движения.
Занимаясь с ребенком всего несколько минут в день, вы сможете помочь ему освоить простейшие движения и тогда вы не успеете оглянуться, как малыш станет прыгать, бегать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Для того что бы малыш развивался гармонично, желательно чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи советуют проводить учебные занятия в игровой форме.
Обучение с помощью игрушек.
Обучающие игрушки самую ключевую роль в раннем развитии ребенка. С их помощью ребенок сможет легко освоить буквы, счет научиться разбираться во временах года, начнет определять время на часах и возможно воспроизводить первые музыкальные ноты.Для этого вам нужно:
Детские музыкальные инструменты.
Используя пособия и придумывая интересные сюжеты, ребенка легко научить важным вещам и подготовить его к школе. При этом не стоит забывать о том что, игрушка – это отличный инструмент для воспитания малыша.
Какое значение имеют игрушки в воспитании ребенка.
Медвежонок, зайчонок или кукла могут стать самыми настоящими вашими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если родители смогут сформировать к ним, отношения как к живым друзьям.
С такими игрушками у детей устанавливаются положительные эмоциональные отношения – это важнейший момент в воспитании – который нельзя игнорировать.
Одно дело, когда папа или мама просят свое дитя угомониться, другое – когда к всему процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравиться», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к более послушной девочке и заберет с собой любимого зайку, может стать очень весомым аргументом. Таким образом в воспитании нужно применять оценку поведения и конечно его регулирование через игрушки,чтобы сформировать:
Бережливость, организованность, аккуратность;
Умение побороть капризы и страхи;
Эмпатию, доброжелательность, сопереживание;
Первоначальное представление о зле и добре.
По большому счету, игрушечные «друзья» помогают вырастить ребенка и сформировать личность.
Выбор игрушек в зависимости от возраста.
В развитии способностей малыша большую роль играют конечно погремушки, черно – белые картинки, размещенные на бортиках кроватки, подвески. Но при покупке игрушек нужно учитывать, стремительный рост и взросление ребенка.
o В три месяца малыш не просто лежит в кроватке, он учиться переворачиваться, хватает различные предметы и конечно же пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек нужно учитывать обязательно возрастные особенности малыша.Для малышей в 3 месяца подойду: развивающий коврик, музыкальная карусель (мобиль, звуковые браслеты, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками.
o В 9 месяцев и до года когда малыш уже уверенно ползает, сидит и даже ходит, приходит время более сложных развивающих игрушек. Это могут быть различные конструкторы – каталки, сортеры, крупные пазлы. В этом возрасте рекомендуется стараться приобщать малыша к рисованию, пальчиковыми красками, а так же игре на музыкальных инструментах. Но конечно основное внимание желательно уделить развитию опорно – двигательной системе, стараясь предлагать ему каталки, прыгунки, лошадки – качалки.
o В 2-3 года ребенок начинает понимать предназначение окружающих предметов, так что скорее всего ему наверняка понравиться набор мебели, чемоданчик с врачебными инструментами, кукольная посуда.
o В 5 лет – это уже личность со своими предпочтениями и интересами. Теперь ему доступны многие виды игрушек, с которыми он сможет разыгрывать различные сюжеты. В этом возрасте девочки предпочитают играть — с куклами и их принадлежностями, ну а мальчики — с машинками и солдатами.Однако есть настольные игры которые будут интересны для обоих полов: домино, пазлы, лото.
Советы и рекомендации.
Часто перед родителями встает вопрос, как же выбрать игрушку для своего малыша, чтобы она понравилась и в тоже время увлекла, и оказалась полезной? Тут приходят на помощь советы детских психологов.
Старайтесь приобретать игрушки, соответствующие уровню развития и возрасту малыша.
Чем младше ребенок, тем крупнее должна быть игрушка или детали конструктора.
Временами убирайте разные предметы из зоны видимости. По прошествии какого – то времени они будут восприниматься как новые.
Предлагайте ребенку игровые пособия разной направленности. У каждого малыша должны быть скакалки, мячи, прыгалки, так же и игрушки,требующие внимания и сосредоточенности: конструктор, пазлы, мозаика.
Помогите малышу организовать игру. Подскажите, а лучше поучаствуйте в строительстве дома, или побудьте клиентом в детской парикмахерской, а может быть даже больным на приеме у доктора.
Игрушек не должно быть много. Из большого разнообразия ребенку сложно выбирать, в результате чего он перестает их замечать.
Обращайте свое внимание, какие пособия вызывают больший интерес у ребенка. Еще в раннем детстве возможно выявить таланты или даже наклонности будущих стилистов, скульпторов или художников.
Игра помогает детям получать навыки и развивать способности, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни малыша очень велико, но важнее для него любовь близких, внимание и забота. Только находясь рядом с ребенком, обучая и направляя, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека, личность с большой буквы.
«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра — это основной вид игры ребенка.
Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.
Консультация для родителей и воспитателей «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей: «Значение плавания в жизни ребенка дошкольного возраста» Умение плавать – это такой навык,.
Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.
Источник
Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника»
Лилия Димова
Консультация «Игра и игрушка — средство развития и воспитания дошкольника»
Игра – что может быть интереснее и важнее для ребенка? Игра – это не только удовольствие для малыша это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего он идет в детский сад. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Н. К.Крупская писала: «Для ребят дошкольноговозраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».1
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными. Конечно, следует учитывать специфику каждого вида игры. Она должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении, при условии правильного руководства взрослого. Содержание сюжета сможет оказать активное воздействие на дошкольника лишь в том случае, если уровень нравственного воспитания, общей воспитанности будет предметом постоянного внимания взрослого.Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельности и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра. 2 Таком образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условии которой взрослый может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, её общественную направленность.
Детские игры неразрывно связаны с игрушкой. Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например строительный материал, конструктор.
Каждая игрушка, с которой сталкивается человек, вызывает у него определенные ассоциации. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Для ребенка игра – это маленький мир, в котором он проживает свое дошкольное детство. Игрушка должна закладывать в душу ребёнка первоначальное понятие добра и зла, являться помощником в исследовании мира, источником радости, создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного его творчества. Какой он будем, с какими эмоциями и чувствами, во многом зависит от нас, ведь именно мы насыщаем его мир игрушками.
Родители, которые постоянно играют со своими детьми, наблюдают за их игрой, помогают малышам придумывать сюжет, подбирать игрушки, то эти ребята очень отличаются от своих сверстников в детском коллективе.
Они всегда найдут себе друзей, рядом с ними детям интересно. Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Игрушка – это главное для малыша. Но это вовсе не означает, что она должна нравиться папе и маме. Это может быть просто обувная коробка, которая превратится в паровоз, а простая одноразовая тарелка станет каруселью. Изготовление руками родителей фигурок из картона, дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые сказки, произведения художественной литературы, придумывать свои рассказы и сказки. Игрушки играют вспомогательную роль в стимуляции развития ребенка. Игровые материалы должны соответствовать развитию и индивидуальным потребностям ребенка. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности. Выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, подражанием товарищам.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.
Сюжетные, или образные, игрушки.
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки
Технические игрушки.
Эти игрушки все больше входят в жизнь.К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Спортивные игрушки.
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.
Музыкальные игрушки.
Погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки, бубны, губная гармошка и другие музыкальные инструменты.
Дидактические игрушки.
Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и другие. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
Строительные игрушки.
Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.
Таким образом, у каждой игрушки свое назначение.
Чем старше дети и более развиты, тем требовательнее они к предметам игры и игрушкам, тем больше сходства ищут с действительностью. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Для того чтобы воспитание детей в игре проходило успешно,необходимо создавать соответствующие условия: отвести играм достаточное время, организовать удобную, спокойную обстановку, подобрать игрушки. Детям должна быть предоставлена возможность играть в разное время дня. Дошкольник имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Игра выступает как средство всестороннего развития дошкольника. Посредством игры осуществляется:
Формирование моральных представлений.
Нравственное, патриотическое воспитание.
Положительное отношение к труду, интерес к разным профессиям.
Воспитание дружелюбия.
Углубление интереса к познанию окружающего мира.
Умственное воспитание.
Художественное развитие детей.
Эстетическое воспитание.
Воспитание бережного отношения к игрушкам, ответственность.
Таким образом, игры и игрушки стали признанным средством всестороннего развития и воспитания дошкольника.
Абраменкова В. Во что играют наши дети. – М. : Лепта Книга, 2008
Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка. – Мир психологии. № 4, 1998.
Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986
Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Игра дошкольника. –М: Детям XXI века, 2005
Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975
Крупская Н. К. Педагогические сочинения. – М., 1980, т. 6
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982
Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания Т. В. Истомина Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №35» «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания». Игра.
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство экологического воспитания» Дидактическая игра как средство экологического воспитания. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом воспитании детей.
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста» (Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.
Консультация для родителей «Игра как средство воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Чебурашка» муниципального образования город-курорт Анапа.
Консультация для родителей «Игра как средство нравственного воспитания» Консультация для родителей на тему: «Игра как средство нравственного воспитания» Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного.
Консультация для родителей «Ребенок и компьютер: вредная игрушка или средство развития?» Консультация для родителей «Ребенок и компьютер». Что же такое компьютер? Добро или зло? Чем является компьютер для ребенка? Игрушкой,.
Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» «Родное слово является основой всякого умственного развития.
Отчет по самообразованию «Игра как средство воспитания и развития дошкольников» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.
Источник