Игровые методы речевого развития дошкольников
Виктория Пучкова
Игровые методы речевого развития дошкольников
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.
Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету».
В детском саду наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку — дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета.
Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.
Очень интересным приемом наглядного метода является рисование.
Для дошкольника рисование — малоизведанный и привлекательный мир. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, хвастаются, узнают свои «произведения искусства» среди множества других и даже через длительное время. Детские рисунки можно использовать для составления картин, тем самым развивая речь дошкольника. Например, дети должны придумать рассказ «Елочка-кормушка». Но сначала воспитатель просит их нарисовать свои украшения для елки, чтобы они понравились разным животным и птицам. После этого дети составляют рассказ по своим рисункам.
Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.
Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.
Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.
Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия — это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.
Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.
«Только веселые слова»
Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит «Клоун», второй: «Радость», третий: «Смех»и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные, например: только зеленые слова, только круглые и т. д.
Эта игра не только вызывает интерес у детей и развивает мышление, но и помогает обогатить словарный запас ребенка.
Педагог и дети играют в паре (или дети между собой). Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, допустим «Мокрый». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Сухой».
Благодаря этой игре дети усваивают слова с противоположным значением – антонимами. Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить эту игру. Находить «Антонимы в сказках и фильмах». Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название — антоним, а дети должны угадать истинное название.
Девушка-великан (Мальчик с пальчик)
Прекрасная лебедь (Гадкий утенок)
Трусливая швея (Храбрый портняжка)
Великан-уши (Карлик Нос)
Ледяной король (Снежная королева)
Ржавый замочек (Золотой ключик)
Больной Ойздоров (Доктор Айболит)
Иван Безобразный (Василиса Прекрасная)
Рязанские художники (Бременские музыканты)
Суп из пилы (Каша из топора)
Ребенку предлагается какая-либо ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения, например: Если на земле исчезнут:
-все деревья и т. д.
Можно предложить ребенку другие ситуации, например: если бы у тебя была:
-шапка-невидимка и т. д.
Эти игры можно применять как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Большую роль в общении играет владение интонацией, мимикой, жестами, позой, которые сопровождают речь. По движениям можно определить эмоциональное состояние ребенка.
И очень важно не только понять состояние ребенка, но и помочь ему выразить свои чувства, помочь справиться с тревожностью, неуверенностью, боязнью насмешки, особенно если это касается какого-то недостатка речи. Легче и естественней, без особых усилий, это можно сделать в игровой ситуации.
Игра- основное занятие детей, важнейшая из всех деятельностей. Пальчиковые, жестовые игры неоценимы в речевом развитии детей!
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.
Один из эффективных игровых методик речевого развития: методика «Расскажи стихи руками» Алябьевой Е. А. Одновременно решается множество задач,а именно:
• работа над звукопроизношением;
• расширение словарного запаса;
• совершенствование выразительности речи;
• развитие эмоциональной сферы.
Рассказывание стихов с помощью рук вызывает у детей живой интерес, повышает их эмоциональное состояние. Чтобы выработать у ребенка легкую, выразительную, живую речь, интонационно богатый голос, необходима систематическая работа.
Алгоритм действия по методике:
1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;
2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;
3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.
Две проказницы мартышки (оттопырить уши пальцами)
Полистать любили книжки (одну руку положить раскрытой ладонью вверх, пальцами другой изобразить перелистывание книги,
Потрясти их, полизать (изобразить потрясание книгой, раскрыв ладони, языком изобразить лизание)
И как будто почитать (ладонь одной руки раскрыта, пальцем другой как бы прослеживается текст).
Ловко принялись за дело
И очки они надели (изобразить надевание очков: сначала сделать круги из пальцев, а затем указательными пальцами обеих рук провести за ушами, изображая дуги очков,
К носу книжку поднесли,
Вдруг подальше отвели-
Ничего в очках не видно (закрыть глаза руками)
И мартышкам так обидно! (изобразить собирание слёз в ладонь)
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.
Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари Инструкция по использованию:* Под цифрой 1 раскрывается близкая к тексту интерпретация варианта Джанни Родари. Под цифрой 2: пример использования.
Игровые методы обучения дошкольников Игровые методы обучения дошкольников. Игра — это естественный путь обучения маленьких детей. Рассматривая проблему взаимосвязи игры и.
Игровые методы обучения младших дошкольников основам ПДД Безопасность жизнедеятельности являлась базовой потребностью человека во все времена. Однако в наши дни изменился состав основных угроз.
Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте Игровые методы подготовки старших дошкольников к обучению грамоте. Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего.
Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог I КВ. кат. Мерясева И. В Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Составила: учитель-дефектолог.
Мастер-класс «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей и певческого голоса детей» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер – класс по теме: «Игровые методы и приемы развития музыкальных способностей.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания Игровые упражнения на развитие речевого дыхания Навыки правильного дыхания надо начинать с простейших игровых приемов, например: Задуть.
Подвижные игры и игровые упражнения как средство речевого развития младших дошколят В современном мире наиболее актуальной является проблема развития речи дошкольников. Родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети.
Специфика связного речевого высказывания дошкольников с III уровнем речевого развития В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая.
Консультация «Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста» ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Примеры речевого развития у детей раннего возраста. «Задержка языкового развития (по другой терминологии —.
Источник
Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи
комарова татьяна
Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи
Цель: Представить игровые приемы на занятиях по развитию речи.
Формировать речевые способности детей путем использования различных игровых приемов.
Задачи: Рассмотреть практическое применение игровых приемов на занятиях по развитию речи.
Развитие речи у детей это одна из главных задач дошкольного образования.
Речь, это, прежде всего, социальное явление, средство общения. Затем речь становится средством познавательного развития, планирования действий. Речь, развиваясь, становится разнообразной, образной, обогащённой всё новыми словами и оборотами.
Для детей к трем годам речь становиться полноценным средством общения. Они уже понимают окружающих, сами говорят и могут выразить свои требования и желания. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие на развитие устной речи детей дошкольного возраста – очень сложная задача для педагога.
Для успешной педагогической работы необходимо с первых же дней расположить к себе детей, для этого используем следующие методы и приемы.
Словесные — беседа, чтение стихов, потешек, прибауток, сказок с использованием наглядности, использование художественного слова.
Наглядные — рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, демонстрация фильмов, презентаций, слайдов и т. д.
Практические (игровые) — игровой персонаж, сюрпризный момент; пальчиковые игры ; сюжетно ролевые игры; игры – драматизации; хороводные игры ; дидактические игры и упражнения.
Остановимся подробней на применении практических (игровых) приемах на занятиях по развитию речи.
Практические (игровые) приемы — это способ совместно (педагога и детей) развивать сюжетно — игровой замысел путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие детей.
Какие же задачи можно решить в игре?
-Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
-Владение речью как средством общения и культуры;
-Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.
Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли, учатся преодолевать стеснение.
Еще К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Рассмотрим, какие игровые приемы можно использовать с целью развития речи дошкольников.
Чтобы привлечь внимание детей и активизировать познавательный интерес мы используем следующий игровой прием: неожиданность (сюрпризный момент)появления предметов или персонажей: Это может быть «письмо» «посылка», «чудесный мешочек». Занятия организуем так, чтобы дети могли активно действовать с предметами, сопереживать и помогать персонажам. Также, мы часто используем ситуацию, где ребенок учится, обучая любимую игрушку – игровой персонаж («Поможем Зайчику», «Научим медвежонка» и т. д.). Главное, что эта игрушка становится как бы членом детского коллектива. И ее, как и детей, то же учат на занятиях. Только учение дается Зайчику с трудом, и, выручая любимца, дети учатся правильно употреблять в речиформы повелительного наклонения некоторых глаголов: «Запомни! Повтори! Посмотри!».
Например, дети помогают мышонку, чтобы его не могла заметить кошка.Я говорю: «Если мы не предупредим мышонка,то шуршащие листья привлекут внимание кошки: «Тише, тише, не шурши!» — шепчут малыши мышонку, а сами не замечая этого, закрепляют произношение звука «ш» в словах и фразах.
На занятиях по развитию речи, когда идет знакомство с тем или иным звуком, рассказываем детям «сказку веселого язычка».Произношение звука связываем с конкретным образом: звук «з» — песенка комара, звук «с» — течет водичка, «р» — мотор самолета и т. д.
Речевое дыхание укрепляем, когда используем игры и упражнения: «Футбол», «Султанчики», «Дуем на листочки», «Сдуваем с руки снежинки» и т. д. Эти упражнения можно использовать в индивидуальной работе и в режимных моментах.
Также на речевых занятиях закрепляем, обогащаем и активизируем словарь детей, используя дидактические игры: «Скажи какой?», «Назови одним словом» (на употребление обобщающих слов, «Что напутал Незнайка?», «Магазин» (упражнение на классификацию предметов, «Кто, что делает?» (эта игра учит детей называть те или иные глаголы, обозначающие действия). В игре «Профессии» учим образовывать существительные от глаголов и наоборот. (Учит — …учитель; строит — …строитель; грузит — …грузчик; сторожит — …сторож; летает — …лётчик; танцует — …танцор; поёт — …певец; продает — …продавец и т. д.)
В игре «Скажи наоборот» упражняем в употреблении слов-антонимов.
Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, а также употребление существительных в дательном падеже проводим игру «Что чем делают?»Например: ребенок берет картинку –лопата и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать».
В занятия по развитию речи мы включаем специальные дидактические игры и игры-упражнения с грамматическим содержанием. Так, упражняя детей в образовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, проводим дидактическую игру «Чей малыш?». Для этого использовали игрушки или картинки домашних и диких животных.
В игре «Угадай игрушку» учим детей подбирать прилагательные и согласовывать их с именами существительных. «Он круглый, синий, с жёлтой полоской», «Он мягкий, серый, пушистый с коротким хвостом».
Чтобы научить детей образовывать формы существительных множественного числа родительного падежа,играем в игру: «Чего не хватает Маше, чтобы пойти на прогулку».
Еще одним игровым приемом на занятиях по развитию служат игры – драматизации.
Игры — драматизации сопровождают ребёнка с самого раннего возраста, развивают творческие способности ребёнка, умение чётко проговаривать слова и звукоподражания, артистичность, пластичность речи.
Используем те сказки, рассказы,которые очень хорошо известны детям: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Кто сказал мяу». Малыши, разыгрывая сюжеты литературных произведений, знакомятся с художественным словом, обогащают свой словарный запас, у них развивается эмоциональная речь. Дети подражают поступкам, манерам и речи своего героя. Стеснительным детям помогаем, проговариваем тексты вместе с ними.Для игр-драматизаций у нас есть специальные атрибуты: шапочки, маски, костюмы.
С целью развития речи применяем в своей работе пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Мы со своими детьми используем такие пальчиковые игры,как: «Семья», «Пальчик-мальчик», Чижик – пыжик» и др.
Пальчиковые игры — представляют собой некую инсценировку стишков, потешек, небольших сказок. В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Вместе с тем, мы способствуем развитию памяти, умению интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты.
Также их можно разнообразить играми с прищепками или массажными мячиками су-джок. Это достижение восточной медицины. Его точечное воздействие благоприятно оказывает влияние на всю поверхность ладоней, активизируя речевой центр. Игры с этими мячиками логично сопровождать речью, стихами. Такие занятия можно включать в ежедневную утреннюю гимнастику и после дневного сна, так они не занимают много времени и дети могут выполнять их самостоятельно и под руководством воспитателя.
Таким образом, использование игровых приемов помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.
Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике Использование различных техник и приемов рисования пластилином в педагогической практике. Пластилин был придуман в 1897 году в Англии преподавателем.
Игры разные бывают… Фотоотчет об игровых занятиях в детском саду Такого успеха не ожидал ни кто. В современное время у наших детей есть всякие игрушки. Они сами ходят, поют, летают, разговаривают. У.
Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» — именно благодаря.
Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.
Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.
Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер — класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.
Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.
Источник