Игровой способ выполнения упражнений

Игровой метод тренировки

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико- тактических приемов и ситуаций. Значение игры как многообразно общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах и истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потре6бностей – в самосознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении и т.д. Однако одна из главных функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею, и другим педагогически существенным признакам) от других методов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан лишь с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применена материале любых физических упражнений, при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

1. Черты, характеризующие игровой метод в физическом воспитании.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты:

а) сюжетно-ролевая основа. Деятельность занимающихся организуется на основе условного сюжета (своего рода фабулы, смысловой канвы поведения в игре, намечающей главные линии действий и взаимоотношений играющих) и самостоятельно — импровизированного выполнения ими тех или иных ролей (игровых функций), предусматриваемых сюжетом.

Игровые сюжеты и роли, обычно, так или иначе отображают определенные жизненные явления, ситуации, отношения, однако в одних случаях это отображение имеет конкретно – образный характер (как, например, в элементарных подвижных играх детей, образно – воспроизводящих фрагменты из трудовой деятельности, быта, охоты и т.д.), в других приобретает особую спортивно- игровую форму (спортивные игры).

б) отсутствие жесткой регламентации действий, вероятностные условия выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творческих начал. Игровой сюжет и правила игры, намечая лишь общие линии поведения играющих, не предопределяют жестко все конкретные формы их действий; как правило, они, наоборот, допускают возможность широкого выбора и комбинирования способов достижения игровых целей. Одним из своеобразных приемов использования элементов игрового метода, казалось бы, на не игровом материале может служить фартлек («беговая игра», когда в групповой кроссовый бег (либо бег, чередуемый с ходьбой) на местности вводятся эпизоды игрового соперничества по усмотрению любого из участников с установкой на внезапное опережение на отдельных отрезках дистанции; другой – пример – «охота на лис»; сюжетно- организованные по аналогии с охотничьим поиском состязания в ориентировании и передвижении на местности с применением радиосредств.

В играх, особенно с конфликтными ситуациями, ход и исход игры не заданы однозначно: возможны различные перипетии и исходы (в том числе выигрыш и проигрыш), зависящие от всей совокупности действий, взаимодействий и противодействий играющих, а также от других обстоятельств, включая и случайные. Отсюда – импровизированный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств.

Игровая деятельность в физическом воспитании строиться чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий (бег с маневрированием, передача мяча, ловля, броски с поражением предметной цели, преодоление естественных препятствий и т.д.). Вместе с тем для нее характерна высокая динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что является важным фактором развития координационных и других двигательных способностей.

в) моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения, как типа сотрудничества, противоборства, когда сталкиваются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений рельефно выявляются – а при определенных условиях, формируются ряд этических качеств личности.

г) особенности регулирования воздействующих факторов.

Исходя из сказанного, нетрудно сделать вывод, что игровой метод не представляет тех возможностей, для точной реализации заранее намеченной программы действий, и нормирования их влияния на занимающихся, какие имеются в методах строго регламентированного упражнения. Это связано с такими особенностями игровой деятельности, как неизбежная быстротечная изменчивость реальных игровых ситуаций, их вероятностный характер, многообразие способов достижения цели и др. Разумеется, это не значит, что педагогическое управление при использовании игрового метода вообще исключается. Речь идет лишь о том, что оно усложняется и приобретает особые формы. Программирование имеет здесь вероятностный характер (в расчете на ряд достаточно вероятных игровых вариантов, которые могут быть предусмотрены в плане игры, сюжетных разработках, тактических установках и т.д.). В определенной мере обеспечивается и регулирование нагрузки (например, путем изменения продолжительности и темпа игры, числа участников, размеров игровой площадки, а также посредством игровых снарядов и оборудования и другими способами), но точность формирования ее при этом, как правило, существенно меньше чем в методах строго регламе6нтированного упражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движения или избирательного воздействия на отдельные способности, сколь для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такое качество и способности, как ловкость (координационно – двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность.

В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий связанных с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных технико-тактических, психологических задач, возникающих в процессе игры. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями и подчинять личные интересы интересами команды, проявление высоких координационных способностей, быстроты реагирования, мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенствования различных сторон в подготовке спортсмена.

Игровой метод не обязательно связан с каким-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, а может быть применен на материале любых физических упражнений. Особенно широкое использование игровой метод находит при проведении занятий с детьми дошкольного и школьного возраста. Он является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека.

С помощью игрового метода решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, физических качеств, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся, эмоциональностью, что безусловно содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.д.

Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия.

Игровым методом можно проводить почти все упражнения основной гимнастики: подвижные игры, которые содержат бег, метание, удержание друг друга, прыжки, переноску предметов и другие действия. Кроме того, существуют специальные игры типии эстафет (командные игры), в которые включаются упражнения в беге, равновесии, перелезании, прыжках, лазанье, метании и др. Эти упражнении выполняются последовательно одно за другим как при преодолении полосы препятствий. Группа делится на 2-4-6 команд и выстраивается на исходном положении (в колоннах) перед предварительно поставленными в линию снарядами и местами для выполнения упражнений. Преподаватель объясняет, какие упражнения как делать. Выполнив все упражнения, учащиеся должны вернуться на свои места. Выигрывает команда, участники которой быстрее и правильнее выполняют все упражнения и вернуться на исходное место. Плохо освоенные упражнения в игру включать не рекомендуется. Основным критерием для определения выигравшей команды должно быть качество выполнения заданных упражнений.

Основные тренировочные характеристики игрового метода

Читайте также:
  1. Amp; Методичні вказівки
  2. Amp; Методичні вказівки
  3. Amp; Методичні вказівки
  4. Amp; Методичні вказівки
  5. Amp; Методичні вказівки
  6. Amp; Методичні вказівки
  7. Amp; Методичні вказівки
  8. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
  9. Cтруктуры внешней памяти, методы организации индексов
  10. FDDI. Архитектура сети, метод доступа, стек протоколов.
Название метода Основное назначение Упражнение метода Содержание Интенсивность Объем Интервал отдыха Количество занятий в неделю Место в большом цикле тренировки
ЧСС (уд/мин) % от соревновательной % от максимальной Продолжительность непрерывной работы Число повторений в одном подходе Число подходов, серий
Игро- вой ОФП и СПФ для всех спортс- менов а) общеразвивающие и специальные физические упражнения; б) избранный вид спорта; в) Спортивные подвижные игры Выполнение упражнений в виде игры До 180 60-100 а) 1-3 мин и более б) 3-5 мин в) 20 мин и более — — — 2-6 2-6 1-2 2-3 мин 3-5 мин 10-15 мин 5-6 2-3 1-2 Подготовительный период Специально- подготовительный этап То же и переходный период

Игровой метод весьма эффективен, и им следует широко пользоваться, особенно в подготовке юных спортсменов. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной воспитательной и тренировочной целями в форме игры, проводимой для увеличения нагрузок и более успешной адаптации0, для сохранения интенсивных упражнений и заданий в подвижных играх и их частей , элементов спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах. При этом игровые методы позволяют решать не только задачи тренировки, но также обучения и воспитания различных качеств.

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 292 ; Нарушение авторских прав

Источник

Игровой метод. Особенности его использования в физическом воспитании. Игровой и соревновательный методы в начальной школе

Игры и соревнования относятся к тем общественным явлениям, значение которых далеко не ограничивается сферой физического воспитания и физического развития. Они возникли давным-давно и получили свое развитие одновременно с общественной культурой. При помощи игр и соревнований удовлетворяются самые разные потребности самосознания, развития — как физического, так и духовного, межличностных контактов, развлечений и отдыха. Но, кроме прочего, они несут в себе и педагогическую функцию, то есть служат замечательным и немаловажным средством воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании

Особенности метода, именуемого игровым, заключаются в следующем:

1. Играющие организуют собственную деятельность соответственно условному либо образному сюжету (плану игры, замыслу). В подобном сюжете подразумевается, что цель игры будет достигаться на условиях постоянных перемен игровой ситуации, имеющих случайный характер. Сценарии, как правило, заимствуются из действительности, которая непосредственно окружает участников.

В игре находят свое образное отражение определённые прикладные действия и наблюдаемые в жизни отношения. Участники имитируют труд, бытовые хлопоты, охоту и многое другое. Сюжет игры может быть намеренно создан с ориентацией на нужды физического воспитания и существовать в виде условной схемы действия игроков между собой. Такой характер носят все современные спортивные игры.

2. Другая характерная особенность заключается в многообразии способов, которыми цель может быть достигнута. То есть выигрыш (достижение цели), как правило, не связывается с одним-единственным вариантом действий. Пути его всегда различны и многообразны, что по определению допускается игровыми правилами. Лимитируется в играх лишь самая общая линия поведения без учета конкретных действий.

3. Игровые методы обучения детей относятся к деятельности комплексного характера. Они содержат массу различных движений — от бега и прыжков до борьбы и схваток. Порой этому методу присущи оговоренные заранее строго определенные действия одного типа. Примером может служить «фортлек» (или «беговая игра»), где сочетается классический игровой подход с непрерывными физическими упражнениями. На практике это выглядит как чередование бега различной интенсивности и ходьбы. Подобные соревнования происходят в виде соперничества на местности между участниками.

Другие его преимущества

Занимающимся при игровом методе предоставлена широкая свобода. Самостоятельность их действий редко когда ограничивается. Напротив, требования к уровню инициативы, ловкости и находчивости в данном случае достаточно высоки. Каждый из играющих обладает простором творческих решений поставленных задач, а постоянная смена обстановки и возникновение всё новых и новых данных по сюжету подталкивают к решению быстро и очень активно, что способствует максимальной мобилизации как физических, так и умственных способностей.

В игре моделируются межличностные и межгрупповые отношения, характер которых достаточно напряженный. Большинству таких действий присуща высокая эмоциональность. Подобные соревнования способствуют моделированию и воспроизведению активных отношений между отдельными игроками и целыми группами, направленных как на сотрудничество (что относится к одной команде), так и на соперничество (речь идет об отношениях между противниками в парах и командах). Игра всегда является полем столкновения прямо противоположных интересов, местом возникновения и разрешения присущих ей конфликтов. Благодаря этому на всём ее протяжении эмоциональный накал существует на весьма высоком уровне и помогает ярко проявиться личностям участников со всеми их этическими качествами.

Игровому методу присуща возможность запрограммировать определенные действия с той или иной степенью вероятности, нагрузку при этом допускается регулировать.

Соревновательный метод

Основной его чертой считается возможность сопоставить силы на условиях организованного соперничества с единой целью — борьбой за максимально высокий уровень достижений, в идеале — за первенство.

Как и игры, состязания (соревнования) — одно из самых широко известных явлений общественной жизни. Важнейшее значение его в том, что подобным способом организуется и стимулируется деятельность в огромном количестве жизненных сфер. Это и производственный процесс (рабочая конкуренция), и искусство (система фестивалей и художественных конкурсов), и, конечно же, спорт с его олимпиадами и чемпионатами. Каждая из форм несет в себе строго определенный конкретный смысл.

Что ему присуще

Характерной чертой соревновательного метода является унификация. Что это такое? Под данным термином подразумевается доведение до определённого единообразия предмета состязания, а также некоторое регламентирование средств борьбы за достижение первенства и методов, которыми производится оценка результата. Это вполне объяснимо. Ведь если отсутствует общепризнанный эталон для сопоставления результатов, сравнение сил и достижений невозможно.

В ряде случаев процедура унификации затрагивает лишь определенный узкий круг соревнующихся (коллектив класса, группы и т. п.), но тем не менее принципы, характерные для любой формы использования соревновательного метода, присутствуют в любых спортивных состязаниях.

В основе указанного метода лежит рациональная организация самого процесса состязания. При этом спортсмену присуще испытание собственных сил не только в противоборстве с соперниками, но и в стремлении преодолеть самого себя и повысить собственные показатели или прежний результат.

Поговорим об игровой деятельности

Игровой метод в начальной школе можно рассматривать в качестве максимально продуктивного направления, существующего среди всех современных методик физического воспитания. В любой форме использование его всегда привлекательно для ребенка. Успешное и грамотное варьирование множества его существующих форм позволяет решить задачи физического воспитания максимально полно и всесторонне.

Дети, особенно относящиеся к данной возрастной группе, максимально активно интересуются всем тем, что находит свое выражение в движении. Вместе с тем им ещё непосилен процесс точного выделения и регулирования отдельных форм двигательной активности. Малышам свойственно быстро уставать, но при этом и быстро восстанавливаться. Сильнее всего развивается утомление у детей в ходе выполнения однообразных упражнений. Наиболее привлекательными же выглядят те из них, овладение которыми возможно в максимально короткий срок.

Данная черта как раз и является одной из особенностей игрового метода. Задачи решаются в сравнительно небольшой срок и подразумевают полную мобилизацию физических сил.

Как увлечь малышей

У детей с их наблюдательностью всегда проявляется образное предметное мышление. Исходя из этого, организовывать их деятельность следует соответственно, придерживаясь условного либо образного сюжета, благодаря чему выполнение упражнений происходит в непринужденной обстановке и не позволяет угаснуть интересу к занятиям.

После первоначального разучивания движений наступает момент необходимости их комплексного совершенствования. Именно здесь, как никогда, создаются все предпосылки для улучшения физических качеств. Игровой метод тренировки обеспечивает самые полные условия, в которых возможно развитие необходимых черт — выносливости, силы, ловкости и быстроты.

При проведении урока или тренировки игровым методом в обучении применяются также упражнения соревновательного характера. Чаще всего этот вид их затрагивает подготовку и вспомогательные элементы движений, где так или иначе присутствуют варианты соперничества.

Вспомогательные игры могут быть простыми, сложными, переходными либо командными. Как известно, всё поведение ребенка носит стихийный характер и по большому счёту существует именно в форме игры. В качестве метода ее в данном случае служит тот комплекс действий вспомогательного характера, цель которого — придать детской игре упорядоченность и подтолкнуть к достижению определенных педагогических и развивающих задач.

При этом следует не упускать из виду необходимость постоянного поддержания свободы движения и радостной непринужденной атмосферы.

Что дает игра

Методы игры можно условно отнести к подражательному, игровому и классическому. Приемы их вовсе не обязаны быть связанными с общепринятой спортивной игрой типа волейбола или футбола. Отрабатывать их можно, используя в качестве базы абсолютно любые физические упражнения.

Таким образом, главный смысл применения игрового метода со всеми присущими ему особенностями — не столько избирательное влияние на конкретные физические качества или обучение первоначальным движениям, сколько совершенствование всего комплекса движений в несколько усложненных рамках.

Главным образом речь идет о развитии быстроты, ловкости, самостоятельности, способности к ориентированию, инициативности. Настоящий педагог способен превратить его в отличное средство по воспитанию духа товарищества и коллективизма, обучению дисциплине и прочим важным качествам личности.

Игровые методы в школе, варианты применения самых разных спортивных снарядов, разнообразные формы подвижных игр позволяют воздействовать на физические качества игроков глубоко и всесторонне. Результатом таких занятий служит повышение интереса к физкультуре и спорту. Дети получают стимул к усвоению техники отдельных достаточно сложных упражнений и комплексов, стремятся преодолевать трудности и учиться решать поставленные задачи.

Соревнование как форма взаимодействия

Использование соревновательного метода на занятиях по физическому воспитанию детей может принимать формы как развернутые, так и самые начальные. Соревнования при выполнении отдельных элементов упражнений ведут к стимулированию интереса и двигательной активности. О развернутой форме речь идёт, когда занятия организованы в виде официальных состязаний или сдачи контрольных нормативов.

Само состояние соперничества в ходе соревнований, а также условия и обстановка при их проведении способствуют созданию особенного физиологического и эмоционального фона, усиливающего основное воздействие. Речь идёт о процедуре официального определения победителя, ритуале поощрения за достижения, признании их общественной значимости, конкуренции и отсеве слабых соперников в случае многоступенчатых соревнований. Комплексное сочетание всех подобных факторов позволяет по максимуму проявиться всем физическим возможностям организма.

Как правило, по сравнению с аналогичными нагрузками несоревновательного характера в состязательных условиях наблюдаются гораздо более существенные функциональные сдвиги. Чем более значимо в личном либо общественном плане конкретное состязание, тем выше психологическая напряженность. Факторы постоянного противоборства, столкновения интересов, борьбы и соперничества присутствуют здесь по определению. В условиях командных соревнований формируются и укрепляются отношения взаимной помощи и ответственность отдельных игроков перед коллективом.

О маленьких спортсменах

Не только школьные занятия физкультуры предполагают использование соревновательного метода. Применяется он и при подготовке спортсменов высокого уровня. На практике методики в данном вопросе могут быть разными:

1. С помощью соревновательного метода могут выполняться подготовительные упражнения с ориентацией на повышенные параметры нагрузки. То есть тренировка состоит в состязании на максимально возможное число повторов упражнений и элементов общей подготовки.

2. Могут быть организованы состязания, предполагающие выполнение эпизодических заданий, к которым не нужно специально готовиться, но при этом требуется мобилизоваться в психологическом плане достаточно сильно. Примером может служить соревнование по скорости освоения на ходу нового необычного движения или непривычных сочетаний элементов.

Как еще можно применять соревновательный метод

Возможно соревноваться в основном упражнении в частично видоизменённой форме (например, бег на дистанцию, аналогичную основной, или метание снаряда повышенной тяжести).

Можно делать акцент на качественной стороне упражнений со снижением уровня соперничества.

Отчего соревновательный метод имеет такое важное значение для формирования спортивных качеств и черт характера? Суть в том, что основан он на естественном стремлении человека к победе. Установки на улучшение собственных результатов и физических параметров в соревнованиях мобилизуют и задействуют все виды межличностных отношений, имеющих место в спорте. Перед участником ставится задача трудиться на пределе собственных возможностей и одновременно овладевать способностью управлять собой (порой в достаточно сложных условиях).

Что он дает

Таким образом, целый комплекс педагогических задач может быть решен с использованием соревновательного метода. Это относится и к воспитанию качеств морально-волевого и физического порядка, совершенствованию навыков, умений и способностей, рациональному использованию их в сложных условиях. По сравнению с другими методиками он выдвигает максимальные требования к физическим возможностям человеческого тела, благодаря чему те получают оптимальное развитие.

В то же время не следует забывать о потенциальной опасности формирования не одних лишь положительных черт характера. Обстановка постоянного соперничества порой может привести к усилению таких негативных качеств, как тщеславие, эгоизм и чрезмерное честолюбие. Именно потому так важно сочетать соревновательный метод с грамотным и высококвалифицированным педагогическим руководством. Лишь при выполнении данного условия можно не беспокоиться о достойном нравственном воспитании подрастающего поколения.

Что можно порекомендовать на практике

И игровой, и соревновательный методы ведут к эффективному повышению уровня подготовки и развитию физических качеств. Применяя их, постарайтесь не переносить механически множество приведённых в разнообразных сборниках и пособиях игровых моделей в собственную практику работы со школьниками. Любая из форм должна быть модифицирована и адаптирована к конкретному занятию в зависимости от поставленных на нём задач.

На уроках физкультуры для младших школьников в план игры целесообразно включение следующие форм, относящихся к игровому методу:

2. Шуточных заданий.

3. Подвижных игр.

4. Организации занятий согласно выбранному сюжету.

5. Использования тренажеров и игровых снарядов.

Одной из таких форм может стать круговая тренировка, где узловыми пунктами служат разные виды тренажеров.

Игровой метод — упражнения для примера

Силовые и скоростные качества хорошо воспитываются при помощи подвижных игр и упражнений, связанных с прыжками, эстафетой, использованием мяча и т. п. Широко известны такие игры, как «Передай быстрее», «Метание в щит», «Лучший прыгун», «Эстафета», «Количественная передача» и пр.

Гибкость воспитывается в играх «Удержи равновесие», «Перекаты под мостом», «Волна», «Эстафета вдвоём», «Гонка с гимнастическими палками», «Салки в беге», » Ловкий, гибкий» и т. п.

Уровень выносливости повышается при помощи следующих подвижных игр: салок, эстафет с возвращением, перекатывания мяча на скорость, «Займи свободное место», «Охотников», «Ласточки». Описание всех этих и множества подобных упражнений и форм проведения игровых занятий можно встретить как в специальной методической литературе, так и на просторах интернета.

Источник

Читайте также:  Технологические способы защиты ребенка от негативного воздействия ненужной информации
Оцените статью
Разные способы