«Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей»
консультация по логопедии на тему
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характером которой определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igr.deyatelnost_kak_sr-vo_rech_akt-ti_detey.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
для консультационного центра
« Игровая деятельности как средство повышения речевой активности детей »
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра, характером которой определяются речевые функции, содержание и средства общения.
Я хочу представить вашему вниманию свой опыт использования игровой деятельности как средства повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Целью моей работы в данной области являлось обеспечить развитие познавательной и речевой активности детей, формирование культуры речевого общения посредством организации игровой деятельности детей.
Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Обогащением активного словаря детей и его активизацией, совершенствованием диалогической и монологической речи;
2. Обеспечением развития у ребёнка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей.
3. Обеспечением развития речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
4. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
5. Пробуждением чувства доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников.
Младший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности.
Формирование речевой активности детей посредством игры я обеспечивала, основываясь на принципах :
целостного представления о мире;
психологической комфортности;
учета индивидуальных способностей детей;
творчества;
вариативности.
В своей работе я использовала следующие современные технологии:
— игровую;
— личностно-ориентированного взаимодействия;
— здоровье сберегающую;
— информационно-коммуникационные (ИКТ, презентация).
Игра взаимодействует со всеми образовательными областями, так как любая из них может проходить в игровой форме.
Весь воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей детей, потому что я уверена, что все мои дети талантливы.
Во время игровых занятий я помогаю детям развивать все 10 видов интеллекта, описанных ученым и психологом Тони Бьюзеном, автором методики запоминания и организации мышления.
Для решения поставленных задач я выделила основные направления моей деятельности:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей повышению речевой активности посредством игры.
2. Организация работы с детьми через игровую деятельность.
3. Взаимодействие с родителями дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда в моей группе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Она является содержательно-насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Я создала условия для вариативной игровой деятельности, наполнила игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, многофункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.
На мой взгляд, повышению речевой активности детей способствует не только создание развивающей пространственно-предметной среды, но и использование различных видов игр во всех режимных моментах: во время утреннего приема детей, во время умывания, прогулок с детьми и других
В своей работе я использую следующие формы игровой деятельности:
• сюжетно-ролевые игры
• театрализованные игры
• дидактические игры
• подвижные игры
• игры-забавы, игры- развлечения
• строительно-конструктивные игры
Разнообразные по виду и содержанию игры позволяют осуществить различные подходы к ребенку, отыскать пути гармоничного развития.
Мною был разработан перспективный план развития речи посредством игры на год, который основан на принципе «от простого к сложному». Поставленные задачи решаются в ходе занятий, проводимых в игровой форме, вызывающих у детей большой интерес и не приводящих к их переутомлению.
Особое место в развитии детей занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия.
С помощью дидактических игр я побуждаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в разных ситуациях.
Мною были разработаны дидактические игры:
1. «Веселый паровозик» — каждый вагончик – самостоятельная дидактическая игра для индивидуальной и групповой работы с детьми по развитию речи.
2. «Волшебное дерево» — обучает детей умению правильно употреблять предлоги в речи.
Немаловажное значение имеют театрализованные игры, способствующие развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Для уголка театрализованной деятельности мною совместно с родителями детей были изготовлены различные виды театров: кукольный, настольный, театр на фланелеграфе, пальчиковый и другие. Инсценирование сказок дети могут осуществлять как самостоятельно, так и с моей помощью, тем самым развивая мелкую моторику, речь, воображение, память.
Подвижные игры в младшем дошкольном возрасте имеют сюжетную основу. Они побуждают детей к подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Сюжетно-ролевая игра, позволяющая детям проявлять наибольшую творческую самостоятельность, оказывает положительное влияние на развитие речи. Зачастую, дети самостоятельно придумывают сюжет игры и игровых персонажей, подбирают предметы для игры, распределяют роли и выполняют игровые действия. Например, ребенок может отправиться в открытый космос, построив из стульев ракету, поехать к морю на поезде, который соорудит из дивана.
Для обеспечения сюжетно-ролевых игр в группе созданы тематические игровые зоны: «Парикмахерская», «Магазин» «Больница», «Автомастерская», «Столовая», уголок Ряженья.
Для развития речевой активности детей мною дополнительно были проведены:
- Педагогический фестиваль для воспитателей детского сада с использованием презентации – Игра-путешествие «В зимнем лесу».
- Физкультурно-речевой досуг «Зимние забавы малышей».
- Литературная гостина «Прощание с осенью», на котором дети рассказывали стихотворения с использованием мнемотаблиц, изготовленных дома совместно с родителями.
- Развлечение «День смеха»
Совместно с музыкальным руководителем были проведены развлечения:
- «Лисичка в гости к нам пришла»
- «Проделки лисички-сестрички»
- «Праздник бантиков»
Организуя работу по повышению речевой активности посредством игры, я старалась действовать в тесном контакте с родителями моих воспитанников, потому без взаимных усилий было бы очень трудно, ведь именно родители – первые учителя и воспитатели, и сила их воздействия на детей велика.
Во взаимодействии и сотрудничестве с родителями, построенного на принципе совместной деятельности, можно добиться полноценного развития ребенка, правильного его воспитания.
Все это помогло мне максимально создать условия для вовлечения родителей непосредственно в образовательную деятельность, научить их находить новое в привычном, познакомить их с основными принципами и способами образовательного процесса.
Подводя итог своей работы могу с уверенностью сказать, что игровая деятельность способствует:
- Формированию речевых навыков, обогащению активного словаря и связной речи у детей.
- Росту проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры.
- Появлению интереса к использованию детьми различных атрибутов и предметов заместителей в игре.
- Развитию у детей свободного общения со взрослыми и другими детьми.
- Развитию умения передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Повышению уровня воспитательно -образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Источник
Повышение речевой активности детей дошкольного возраста средством игровой деятельности
Олесова Варвара
Повышение речевой активности детей дошкольного возраста средством игровой деятельности
Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации
Какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям младшего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.
Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т. д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
В своей работе по развитию речи детей младшего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;
Развитие голосовых реакций и собственно речевой активности. Важным разделом логопедической работы является стимуляция голосовых реакций, звуковой и собственно речевой активности ребенка. Необходимо не просто стимулировать, но и активизировать любые доступные ребенку голосовые, звуковые реакции и речевые высказывания (слова и фразы). Для этого нужно создавать педагогические условия, обеспечивающие поэтапное развитие и совершенствование лексической стороны речи, а также усвоение грамматических категорий.
Для повышения эффективности работы используются игры, создаются игровые ситуации, где отрабатываемый лексико-грамматический материал включается не только в речевую практику детей, но и во все виды их деятельности.
Объект исследования: процесс руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ.
Предмет исследования: условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ.
Цель – формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста,в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:
• развитие связной диалогической речи;
• развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом
• расширение и активизация словарного запаса;
• закрепление навыков ведения диалога;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
• развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
• Проанализировать литературные данные по проблемам формирования игровой деятельности детей, в том числе умственно отсталых дошкольников.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования предметно-игровой среды Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Б. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А. Валлона, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Подъякова, Д. В. Менджерицко, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина и других.
Теоретическим фундаментом исследований в области развития речи дошкольников являются представления о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы.
Одни игры создаются самими детьми под руководством воспитателя — это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила — это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры.
• Первая группа — это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер — ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
• Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
• Вторая группа — это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого програмного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания дошкольников.
В понятие «творческая игра» входят сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивные и театрализованные. В данных играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество в этой группе игр проявляются с особой полнотой.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры ребенка дошкольного возраста, ей присущи все основные черты игры в наибольшей полноте. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры.
В сюжете используется два вида действий: оперативные и изобразительные «как будто», соответствующие действиям взятой роли.
Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы: общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослым; частный мотив – интерес к событиям, действиям с предметами, стремление к совместной деятельности, желание стать субъектом своей деятельности.
С возрастом игры меняются, возрастает богатство сюжетов.Условно все сюжетные игры можно разделить на три группы в зависимости от сюжета: бытовые игры, игры на тему труда, игры с общественной тематикой.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры,подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Можно выделить следующие виды дидактических игр: игры – путешествия, игры – поручения, игры – предположения, игры – загадки, игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
• дидактическая задача;
• игровая задача;
• игровые действия;
• результат (подведение итогов).
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все игры детей развиваются под руководством взрослых, воспитателя. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.
Таким образом, детские игры – это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.
Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.
Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.
Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.
Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.
Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.
Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.
Источник