Идеология как способ правления

ИДЕОЛОГИЯ КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ

Допустим, мы имеем задачу, как сейчас говорят, эффективного управления конкретным приложением.

Начав с конкретного приложения, будь то некий технологический процесс или руководство войсками в реальном боестолкновении, всегда можно найти некие как общие, так и различные аспекты проблемы управления. И в различении аспектов сказать о том, что именно тот или иной способ, есть «самый-самый» в том или ином случае, невозможно.

Изменение любого параметра задачи вновь поставит вопрос о поиске самого эффективного управления. А тогда что с чем сравнивать? КАК найти нечто, позволяющее одинаково хорошо управлять различными приложениями? Ведь если мы этого не можем сделать, то можно лишь ПРЕДПОЛАГАТЬ, что вот этот молодцеватый полковник артиллерии сможет решить задачу захвата власти во Французской республики, исходя из его ПРЕЖНИХ успехов. Но ведь они из совсем другой области!

ВИДЫ ИДЕОЛОГИЙ

Всё вышеизложенное в предельном виде обозначим как «задача построение общей теории управления самого широкого вида приложений». Многие считают, что есть такая теория. Да есть. Для определенного вида процессов. Но отнюдь не неограниченных видов приложений.

Впрочем, полную теорию, конечно, строить мы не будем. А вот самые общие аксиоматические границы найдем. Итак, для начала надо как-то определить используемые первичные понятия в самом простом виде.

Управление как исходное понятие придется определить доступными уже нам языковыми конструкциями

Предполагается, что таковые имеются, иначе никто не смог бы даже прочитать и понять данный текст. Управление есть процесс взаимодействия двух сущностей: управляющей и управляемой. Это пока лишь интуитивно понятное определение. Но вначале всегда так. Мы можем лишь на примерах показать, ЧТО собственно может быть сопоставлено тем или иным обозначениям.

Пример управляющей сущности — это будильник, сигнал которого мощностью в полватта при ничтожных затратах энергии поднимает человека, мощность которого на пару порядков больше. Это крик грузчика «майна», после которого десяток тонн груза поднимаются на пару десятком метров. И пр. и пр.

Общее требование в том, чтобы затраты энергии управляющей сущности были как можно меньше, а возможности использования энергии управляемой — как можно больше. В пределе первое стремится к нулю, второе к бесконечности. И вот уже из этих простейших определений, можно сделать весьма важные выводы.

Во первых, ЛЮБОЙ управляющий будет стремиться к положению, когда он лишь ЗАПУСКАЕТ работу подчинённых. Типа: «легким мановением руки на русских двинул он полки». Раньше был такой термин: » милостиво повелеть соизволил». Теперь проще: » Я дал указание решить вопрос..», но суть та же.

Имеем: кто бы ни был управляющим, логика управления поведет его к состоянию, когда подчиненные должны знать, что и как делать в любой возможной ситуации управляемого процесса, уметь принимать все необходимые промежуточные решения, типа «чтобы через полчаса стало тепло, сухо и медведь..», а руководитель лишь кивком головы РАЗРЕШАЕТ работать. И достаточно быстро у подчиненных возникнет мысль: «если мы всё делаем САМИ, зачем нам нужен начальник?»

Вывод: любое управление в обществе стремится к состоянию, когда управляющий будут лишь разрешать ВСЕМ делать своё дело.

После чего, по сути, он становится совершенно ЛИШНИМИ. Он переходит в ИНОЕ состояние, если осознает достигнутый уровень абсолютного управления. То есть, он освобождается от необходимости управлять ПРОЦЕССОМ и получает возможность управлять РЕЗУЛЬТАТАМИ процесса! Выходит, как иногда говорят на следующий уровень игры.

Большинство остается, увы.. и им требуются все доступные методы удержания власти ради самой власти. И тогда, как показывает практика, иерархическая структура власти — самый эффективным способ контроля и сохранения уже существующего порядка вещей. До срока.

Если технология управления обществом уже отработана в достижении более-менее приемлемых им целей, то вопрос ухода любителей просто властвовать решается рано или поздно. Приходят те, кто власть рассматривает лишь как метод, но уже не цель. Иначе, может видеть общество как нечто ЦЕЛОЕ, единый развивающийся организм. И соответственно, ставить цели для этого организма. Вот тогда возникает новое общество, состоящее снова из управляющего и управляемых. Первый(управляющий) тогда может ставить цели, которые имеются, но не осознаются пока управляемыми как необходимые или хотя бы возможные. Цикл должен будет повториться.

Читайте также:  Топ мачтовый способ бомбометания

Это отнюдь не значит, что всё так и будет происходить само собой

Но лишь волей понимающих логику процесса субъектов. На практике, перемены в целеполагании, иначе идеологии государства становятся возможными, когда механизмы действующей системы управления-власти становятся понятны достаточно большой группе людей, тем самым переводя их из управляемой страты в потенциальных управителей. Так, городскими буржуа средневековой Европы постепенно становился всё менее востребован механизм феодального, монархического властного регулирования в решении подавляющего числа и насущных и долгосрочных проблем.

Отсюда можно сделать ещё один вывод, что маркером изменения устройства государства во многом может служить уменьшение числа людей, относящихся к существующей государственной власти как к отвратительно действующему, но единственно возможному и необходимому регулятору общественной жизни во всех аспектах.

2. Сегодня, в России, как и в начале 20-го века, можно видеть три основных типа возможной организации общества. Точнее, чья идеология будет признана определяющей, ни в коем случае не отрицающей, а именно определяющей целое и прочие как необходимые, но лишь части целого. Это именно вопрос идеологии, вопрос что будет признано способом самоопределения ВСЕГО общества и соответственно вида управления им. Без идеологии нет ни государства, ни общества, есть лишь некий симулякр.

Первая — правые, это привычная иерархическая чиновничья «вертикаль» родом из самодержавно-феодальной России позапрошлого века, которая движима основным рефлексом «держать и не пущать», иначе — распределять и регулировать «за долю малую», но ничего не создавать.

Вторая, определяемая, скорее, как центристы, — либерально-буржуазная фракция, где каждый сам по себе преумножает частный капитал, создавая, впрочем, и общественно полезный продукт, который опять же присваивается частным порядком, однако, как показала практика, нуждается в каком-либо регуляторе экономической деятельности не смотря на то, что это напрочь отрицает теория экономикса.

И наконец левый, социалистический путь, который и был выбран по итогам Октябрьской революции почти век назад. На котором попытались отказаться от буржуазного способа получения общественно полезного продукта. Но неудачно.

И по аналогии можно сказать, что наследникам феодального устройства общества сегодня ничего не угрожает, пока представители двух других сил остаются непримиримыми противниками. Но бесконечно так продолжаться не может.

Источник

Идеология: что это простыми словами, примеры, виды, функции

Что такое идеология?

Идеология – это целостная система идей и ценностей, дополняющих, объясняющих и аргументирующих друг друга. То есть, даже если какая-то идея не выглядит разумной, в рамках идеологии она становится таковой (а точнее, выглядит таковой для её сторонников). Любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей.

Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач.

Автором термина «идеология» является французский философ Антуан Дестют де Траси (1754-1836). Однако он вкладывал в этот термин совершенно другой смысл, обозначая им нейтральную и беспристрастную науку, изучающую природу человеческих идей. Идеология в современном понимании наукой являться не может. Тем не менее всегда существуют политические силы, заинтересованные в том, чтобы их систему идей изучало как можно большее количество людей.

Как создаётся идеология?

Сами по себе идеи не собираются в стройную и непротиворечивую систему. Поэтому над созданием идеологий обычно работают целые коллективы, состоящие из идеологов, политиков и учёных. При этом в расчёт принимаются интересы, идеалы и представления народных масс, являющихся потенциальными сторонниками создаваемой системы. При создании идеологии политические теории и программы объединяются с идеалами и ценностями, объясняющими их важность.

Читайте также:  Способы расчета питания для грудных детей

Наряду с достоверными, очевидными и логичными идеями в состав идеологии обычно вводятся также сомнительные или заведомо ложные идеи и представления, выгодные её создателям. При этом сторонники должны разделять все ценности без исключения. Иначе они рискуют стать отступниками, поскольку нельзя быть приверженцем лишь части идей и отрицать при этом другие.

В чём суть идеологии?

Как уже было отмечено, идеология не является и не должна считаться наукой. Задача любой науки состоит в том, чтобы находить истину, тогда как задача идеологии заключается в том, чтобы навязывать целевой аудитории определённую систему взглядов. Идеология сильно упрощает действительность. Она создаёт такую картину мира, воспринимать которую большинству людей, не обладающих критическим мышлением, будет легко и приятно.

Идеи и концепции, предлагаемые идеологией, часто невозможно воплотить в действительность. Но при этом они настолько красиво изложены и так удачно аргументированы, что увлекают миллионы людей. Именно поэтому идеология является инструментом как консерваторов (сторонников существующих порядков и действующей власти), так и сторонников радикальных перемен.

Любая идеология утверждает, что именно она даёт достоверное представление о мире. Наибольшее внимание уделяется объяснению важных исторических событий, оценке прошлого и настоящего, а также прогнозам о том, как будет устроен мир в будущем. При этом каждая идеология стремится к максимальной популяризации, и в качестве инструмента для достижения данной цели использует пропаганду.

Виды и примеры

Чтобы немного лучше понять, что такое идеология, стоит разобраться со способами классификации и рассмотреть несколько примеров. Классифицировать идеологии можно по большому количеству разных признаков, но чаще всего используются такие основания как:

  • носители (групповые, корпоративные, национальные идеологии);
  • масштабы притязаний (локальные, глобальные);
  • отношение к действительности (консервативные, прогрессивные);
  • предполагаемый способ воплощения идей (революционные, реформистские);
  • сфера интереса идеологии (социально-политические, экономические, национально-этнические).

Очевидно, что в качестве оснований классификации могут выступать и другие признаки, но именно перечисленные используются чаще всего. В частности, одной из наиболее удобных и наглядных является классификация по сферам, на которые распространяется идеология. В ней принято выделять четыре группы:

  • Экономические (капитализм, социализм, коммунизм).
  • Социально-политические (консерватизм, либерализм, анархизм).
  • Национально-этнические (национализм, расизм, шовинизм).
  • Прочие (феминизм, меритократия, гуманизм, трансгуманизм).

Также бывает удобно разделять все идеологии на две большие группы: традиционные и нетрадиционные. Рассмотрим их подробнее.

Традиционные идеологии

К традиционным относят идеологии, полностью оформившиеся к середине 19-го века. В качестве наиболее показательных примеров можно привести следующие из них:

  • Либерализм. Выше всего ценятся права и свободы человека. В идеале каждый должен иметь возможность делать всё, что не входит в конфликт с правами и свободами других людей. Государство вообще никак не должно вмешиваться в жизнь граждан, кроме разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между ними.
  • Социализм. Основная идея данной идеологии заключается в равномерном распределении благ между гражданами, независимо от их возможностей и способностей. При этом получать ресурсы для распределения предполагается с помощью общественных средств производства.
  • Консерватизм. Это идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам. Очевидно, что в разных обществах консерватизм может принимать разные формы. Но при этом он всегда нацелен на то, чтобы сохранять традиционные ценности, мораль и институты, сопротивляясь переменам.

На основе этих трёх идеологий были созданы и другие, среди которых стоит отметить такие как:

  • неолиберализм (свободная торговля, дерегулирование экономики, политика невмешательства со стороны государства и полный переход на частное производство);
  • неоконсерватизм (осовремененный консерватизм, принимающий достижения прогресса, но отстаивающий традиционные ценности);
  • ленинизм (учение, созданное Владимиром Лениным на основе марксизма, который в свою очередь является формой социализма);
  • сталинизм (авторитарная идеология, согласно которой только сильный лидер может привести большую страну к процветанию, а к диссидентам должны применяться жёсткие репрессии).

Нетрадиционные идеологии

В эту группу входят идеологии, оформившиеся в 20-м веке. Их существует огромное количество, но в качестве наиболее значимых можно назвать такие как:

  • национализм – превозношение нации как высшей ценности и основной формы общественного единства, которая должна быть положена в основу государственности;
  • фашизм – крайне правая идеология, построенная на националистских идеях, антилиберализме, расизме, вождизме и реваншизме, допускающая геноцид как способ достижения целей;
  • феминизм – идеология, направленная на преодоление сексизма и расширение прав женщин;
  • экологизм – система идей, направленных на максимально бережное отношение к природе;
  • милитаризм – государственная идеология, цель которой заключается в наращивании военной мощи и оправдании захватнических войн;
  • пацифизм – идеология, проповедующая полный отказ от насилия и противодействие милитаризму;
  • фундаментализм – это собирательное название консервативных религиозных, политических, философских, моральных и социальных течений.
Читайте также:  Народный способ лечения тромбофлебита

Отдельно стоит отметить глобализм и антиглобализм. Глобализм – это обобщённое название разных идеологий, направленных на установление во всём мире той или иной формы политического или экономического устройства. В разное время глобалистские течения были характерны для Третьего Рейха, СССР, США, Китая. На данный момент глобалистские идеи входят в государственные идеологии США, Китая и России.

Антиглобализм – это общественно-политическое движение, выступающее против отдельных аспектов глобализации. В частности, сторонники данного движения критикуют транснациональные корпорации и некоторые всемирные организации (в первую очередь ВТО).

История термина

Как явление и как способ манипулирования общественным мнением идеологии существовали ещё в античные времена. Но термин для их обозначения появился только в начале 19-го века. Как было отмечено выше, автором термина считается Антуан Дестют де Траси, который назвал так науку, изучающую природу человеческих идей. Наука не прижилась, а вот слово стали использовать для обозначения любой хорошо продуманной системы идей, преследующей определённые цели.

В 19-м веке к идеологиям относились преимущественно негативно. Их воспринимали как манипулятивные инструменты, продвигающие интересы определённых групп людей. Заметно улучшить отношение к ним сумели Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые использовали термин «идеология» для обозначения общественного сознания, основанного на представлении социального класса о самом себе.

Исследователи, не разделявшие марксистских взглядов на природу идеологии, по-прежнему настаивали на том, что это лишь инструмент для достижения политических, экономических и социальных целей. Особую точку зрения имел австрийский социолог Карл Мангейм, который считал что идеология – это образ мышления господствующих социальных групп, а в мышлении угнетённых слоёв преобладает утопия – система красивых, но невоплотимых идей.

В настоящее время многие философы и политологи настаивают, что в современном мире идеологии не нужны и причиняют лишь вред. Их основной аргумент заключается в том, что при современном уровне развития общества и научно-технического прогресса нет необходимости манипулировать общественным сознанием при помощи идеологических инструментов.

Структура идеологии

Любую идеологию можно представить в виде трехуровневой модели:

  • Уровень мировоззренческих установок. На данном уровне идеология существует в виде абстрактных теорий и тезисов. Здесь формулируются принципы мироустройства и нравственные постулаты.
  • Уровень социально-политической философии. На данном уровне изучается сущность власти, государства, права, собственности, справедливости. Также здесь формулируются желаемые социальные, политические и экономические принципы.
  • Уровень практических действий.На этом уровне составляются планы и программы реальных действий, направленных на реализацию заявленных идей и ценностей (либо, наоборот, на консервацию существующей реальности).

Функции идеологии

Как мы уже выяснили, идеология это не просто система идей, а инструмент, выполняющий определённые функции. Среди этих функций в первую очередь стоит отметить следующие:

  • Мобилизующая. Здесь подразумевается мобилизация народных масс на решение определённых задач. Она вдохновляет и даёт силы тем, кто уже заинтересован, а также склоняет колеблющихся.
  • Социализирующая. Объединение и сплочение людей, формирование общей культуры и социально-политического сознания.
  • Нормативно-регуляторная. Одна из основных задач идеологии заключается в том, чтобы устанавливать правила поведения, нормы морали и нравственности.
  • Контролирующая. Если в обществе господствует определённая идеология, сами представители этого общества будут следить за тем, чтобы все соблюдали действующие правила.
  • Санкционирующая.Нередко идеология служит инструментом, позволяющим государству санкционировать те или иные политические действия, добиваться народной поддержки.

Существуют и другие важные функции, которые в той или иной мере выполняет идеология: воспитательная (формирование у молодёжи нужных взглядов), познавательная (объяснение мироустройства), оценочная (формирование понимания того, что хорошо, а что плохо), консолидирующая (сплочение общества) и прочие функции.

Источник

Оцените статью
Разные способы