Идентификации личности это функция способ

Понятие идентификации личности в психологии

Определение слова идентификация в психологии связано с психическим процессом, при котором человек прибегает к отождествлению себя с другими людьми. Идентифицировать себя личность может для психологической защиты или для того, чтобы быстро адаптироваться в обществе. Процесс идентификации активно используют в психотерапии при борьбе с комплексами.


Определение идентификации

Идентификационный процесс является вполне нормальным явлением, при котором индивид всячески пытается приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем двигаться по самостоятельному пути развития. Человек всегда будет следовать идеалам и преодолевать сложности. Социальной идентификацией являются способы социализации человека в обществе с помощью принятия общественных норм и ценностей.

Идентификация личности происходит в бессознательном, при просмотре художественного фильма или же при прочтении романа. При просмотре кинокартины или прочтении какой-либо истории индивид испытывает сильные ощущения, переживая за героя, поэтому на подсознательном уровне он старается перевоплотиться в самого героя. В связи с этим поведение личности может иметь характеристику поведения героев книги. Так, к примеру, некоторые дети перенимают доброту и храбрость персонажей из детских книг, а девочки-подростки являются очень женственными и начинают вести себя, будто они леди из подросткового романа.

Уподобление персонажу книги может произойти лишь в случае, когда литература, как и сам персонаж запали в душу читателю. Если же при прочтении книги подросток не испытывает никакой радости, а иногда чтение происходит по принуждению, то ожидать, что он переймет какие-то качества, глупо.

В повседневном общении идентификация происходит также на бессознательном уровне. Человек хочет быть похожим на своего знакомого, близкого или же более успешного коллегу по работе. Идентификация происходит, когда человек отнес себя к определенному обществу.

Структура и виды идентификации

Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:

  1. Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
  2. Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
  3. Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.

Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.

В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.

Читайте также:  Способы развития компетенций учителя

Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.

Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.

Положительные и негативные стороны идентификации

Когда человек предпринимает попытки быть на кого-то похожим, усваивая общепринятые правила, данное явление считается абсолютно нормальным. Этот процесс берет свое начало с раннего детства и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Идентификация дарит личности ощущение единения с другим человеком и эмпатии. Личность может перевоплотиться и перенести на себя его обстоятельства.

Идентификация может способствовать или препятствовать реализации личности, в зависимости от определенного периода. Самым простым примером может стать компания достаточно агрессивных парней. Если в подростковом возрасте принадлежность к такой компании делает индивида более популярным и бесстрашным, то в возрасте подобные компании могут принести массу неприятностей.

К негативным свойствам идентификации можно отнести представление о каком-то человеке, как о продолжении собственной личности. Подобное проявление часто встречается у влюбленных пар и мам с новорожденными детьми, когда они не могут понять факт, что они не являются единым целым. Так, например, если матери не удалось в свое время достичь хороших результатов в спорте, то на подсознательном уровне она будет делать что угодно, лишь бы дочь посвятила этому свою жизнь. В данном случае стоит помнить, что каждая личность является неповторимой и особенной.

Огромную роль в жизни человека играет его идентификация. Именно поэтому неправильно говорить о том, что общество и родительское воспитание являются основополагающими в формировании личности.

Саморазвитие способствует идентификации личности. Попробуйте пройти курсы Викиум, которые способствуют познанию себя и улучшению собственных способностей. Начать можно с курса «Развитие мышления».

Источник

Идентификация — я это ты, ты это я?

Идентификация личности — это понятие в психологии, которое рассматривается, как отождествление индивида с другим, более значимым или целой группой, персонажем из литературного произведения, фильма и т. д. Часто психологи под словом “идентификация” имеют в виду защитный механизм, при котором человек бессознательно уподобляется тому, кто вызывает страх, тревогу.

Идентификация в психологии

Идентификация в психологии рассматривается, как процесс естественный, бессознательный или осознаваемый только частично. Идентификация позволяет быстро и успешно адаптироваться в социуме, способствует развитию личности и позволяет легко общаться.

Как механизм психологической защиты, идентификация происходит на бессознательном уровне. Человек прибегает к использованию проекций, связанных с другой, значимой личностью. Реализуется идентификация через присвоение чувств, личностных качеств, присущих другому человеку.

История открытия и изучения

Понятие “защитные механизмы” и “идентификация” ввел в психологическую науку Зигмунд Фрейд. Согласно его трактовке, идентификация является:

  • защитной реакцией, возникающей на фоне страха наказания за агрессивное поведение или сексуальное влечение;
  • бессознательным отождествлением субъкта с другим на фоне страха потери любви.

В психоаналитическом учении идентификация рассматривается как единственный механизм, способствующий формированию личности. Через бессознательную идентификацию ребенок воспроизводит родительский образ.

В бихевиоризме идентификацию рассматривают, как механизм формирования социальных ролей. Его связывают с необходимостью подкреплять вторичные потребности.

Механизм развития

Идентификация развивается в несколько этапов. Первый происходит в возрасте около 3 лет, когда ребенок начинает понимать, что он и мама — не одно целое, что на внимание мамы претендует еще один человек — отец. Соревноваться с ним за мать ребенок не может, поэтому ему необходимо развить в себе отцовские качества. Это позволит позже, уже во взрослом возрасте завоевать “мать” — женщину, которая станет спутницей.

Читайте также:  Человек осваивает среду двумя способами инструментальным

Второй этап развития идентификации происходит в подростковом возрасте. Период сепарации — это время, когда подросток все больше отдаляется от родителей и остается один на один с большим миром. Чтобы найти внешнюю опору, ему нужен другой человек или группа, с которой можно идентифицироваться.

В процессе идентификации человек получает новый опыт, приобретает качества, которые позже помогают ему определить собственный вектор развития. У маленького ребенка с помощью идентификации формируются личностные характеристики и поведенческие шаблоны, он начинает понимать свою половую принадлежность. Ориентир на значимый образ помогает преодолеть ощущение собственной слабости и неполноценности.

Структура и функции

Идентификация происходит постепенно. В структуре формирования этого механизма психологической защиты выделяют такие этапы:

  1. возникает связь с важным объектом на эмоциональном уровне, происходит “примерка” ощущений другого человека на себя;
  2. восприятие важного объекта, как себя самого — в личность интегрируются самые яркие черты другого (объекта для подражания), его стиль поведения, манера говорить, духовные ценности, убеждения, жизненные ориентиры, интересы;
  3. собственные личностные характеристики присваиваются значимому объекту. Дорогому человеку приписываются свои желания, чувства.

Идентификация выполняет адаптационную функцию — индивид “забирает” себе черты другого человека (или группы) чтобы быть похожим на него, почувствовать свою принадлежность к клану.

Идентификация — средство, помогающее погрузиться в мир другого человека, понять его мысли и чувства.

Согласно психоаналитическому подходу, у человека может сформироваться идентификация положительная или отрицательная. В первом случае объектом является тот, к которому субъект испытывает, преимущественно, положительно окрашенные эмоции.

В случае, когда происходит отрицательная идентификация себя , объект, чьи характеристики присваивает субъект, рассматривается как агрессор, человек, заставляющий испытывать страх и тревогу.

Существует также идентификация первичная и вторичная. Первичная формируется при взаимодействии человека в раннем возрасте с родителем того же пола. У девочки объектом становится мама, у мальчика — отец.

Вторичная идентификация формируется на базе взаимодействия ребенка с другими людьми, которые присутствуют рядом.

В психологии рассматриваются еще несколько подтипов идентификации.

Ситуативная

У взрослых это вид идентификации актуализируется при взаимодействии с другими, более значимыми взрослыми, например, во время рабочих совещаний у подчиненных или в момент знакомства с новым человеком. Дети задействуют этот защитный механизм во время совместной игры со сверстниками чтобы стать похожими на них. Функция этого вида идентификации — максимально походить на значимого в данный момент человека.

Групповая

Этот вид психологической защиты считается очень устойчивым. Он характеризуется тем, что человек разделяет моральные ценности, взгляды и устои референтной группы, находясь в ней и за ее пределами.

В некоторых случаях групповая идентификация проявляется только в отдельных ситуациях — когда человек находится внутри группы. Если он вне группы, его взгляды, поведения меняются, преобладают собственные.

Культурная

Идентификация происходит через отождествление с культурой определенного общества. Человек хорошо осознает собственный потенциал и принимает требования социума, частью которого он является.

Социальная

Человек осознает, что является важным элементом общества. Он считает, что его принадлежность к определенной группе очень важна, что он может репрезентировать ценности и защищать интересы сообщества.

Личностная

Человек отождествляет себя только с собой. Он осознает собственную уникальность и не боится демонстрировать ее. Этот тип идентификации отличается от других наличием у человека единой системы взглядов, убеждений, целей и интересов. Принадлежность индивида к какой-либо социальной группе не отменяет его устойчивых представлений о себе и не меняет набор его личностных характеристик.

Читайте также:  Выравнивание пола машинным способом

Коллективистская

Защитный механизм формируется у члена коллектива. Когда коллеги занимаются совместной деятельностью, они передают эмоции друг другу. Постепенно в коллективе формируется общий эмоциональный фон, взаимовыручка, сочувствие. Участники коллективного процесса стараются помогать коллегами, разделяют радость от достигнутых успехов и тяготы,связанные с неудачами друг друга

Половая

Формируется в первые годы жизни. В возрасте 2-3 лет малыш начинает проявлять интерес к собственному телу и соотносить себя с определенным полом.

Гендерная

Проявляется через осознавание гендерной принадлежности (она не всегда идентична половой). Гендерная идентификация дает возможность человеку понять, кем он себя чувствует (женщиной или мужчиной).

Стадии

Первый этап формирования идентификации, который происходит в раннем возрасте, очень важен для развития личности. На этом настаивал не только З.Фрейд, но и другие психологи-классики. В первые годы жизни идентификация протекает в условиях высокой эмоциональной нагруженности, но она же становится необходимым условием для дальнейшего отчуждения и формирования собственных представлений о себе, как о личности.

В процессе дифференциации ребенком себя и обособления от других, растет его самостоятельность, он начинает лучше понимать себя, как источник активности. Ребенок учится действовать не так как другие.

Юнг считал, что идентификация необходима для развития личности на том этапе, когда индивидуального пути еще нет. Как только появляется возможность идти по пути индивидуального развития, идентификация из фактора, стимулирующего развитие превращается в преграду для него. Идентификация на этапе, когда личность должна стать на собственный путь, провоцирует диссоциацию и мешает обрести целостность. Юнг считал, что идентификация — очень важный этап, предшествующий индивидуации.

По мере того, как человек взрослеет, значимость идентификации снижается, а отчуждения — наоборот, повышается и достигает максимального уровня в зрелые годы. Исключением становятся периоды, когда человек проходит кризис идентичности.

Методы

Экспериментальные способы исследования в большинстве случаев акцентируют внимание на конкретных аспектах — социальных ролях, гендерной или групповой принадлежности, особенностях личности. Подобные исследования позволяют выявить особенности проживания определенных идентичностей, поиска значимого объекта для идентификации в разных ситуациях и сферах деятельности.

Трудности появляются, когда необходимо изучить не частные характеристики, а составить целостное представление о личности и ее идентичности.

Чтобы исследовать максимально широкий спектр проявлений идентичности, понять с кем, чем и насколько идентифицирует себя человек, применяется несколько диагностических направлений:

  • Опросники для выявления уровня отношения к себе и удовлетворенности собой. Они просты в использовании, их легко стандартизировать и валидировать на репрезентативной выборке. Ограничением для получения объективных результатов опроса могут быть когнитивные искажения, связанные с восприятием себя, а также социально желательные ответы.
  • Психосемантические методы исследования — в них оценка собственной личности рассматривается через соответствие определенному набору критериев, не всегда социально одобряемых.
  • Проективные методики — они дают возможность исследовать идентичность и самосознание.

Понятие идентификации личности в психологии

Идентификация — отождествление себя со значимой личностью. Для ребенка это родители, родные, с которыми он проводит много времени, или друзья по играм. В подростковом возрасте объект идентификации — кумир, кино- или герой книг, значимая группа.

Идентификация — обязательное условие нормального развития психики и предпосылка к дальнейшему формированию личной идентичности.

Источник

Оцените статью
Разные способы