- Идеальный конечный результат и воронка ИКР в ТРИЗ
- Зачем понимать и изучать ТРИЗ?
- ИКР — идеальный конечный результат
- Воронка ИКР — если НЕ, ТО..
- Алгоритм Решения Изобретательских Задач
- Выводы
- ТРИЗ. Идеальность системы. Идеальный конечный результат (ИКР) + примеры задач
- Тест «Деятельность – способ существования людей. «
Идеальный конечный результат и воронка ИКР в ТРИЗ
Зачем понимать и изучать ТРИЗ?
ТРИЗ нужен тогда, когда человек не может решить задачу известными ему способами. Тоесть когда нужно включать креатив, творчество. До этой теории считалось, что подобный процесс «придумывания» решения задачи всегда носит интуитивный характер и во многом зависит от гения изобретателя. Но как показали исследования автора теории, существуют абсолютно логичные алгоритмы решения любой творческой задачи. Как по мне это еще один из примеров, что нет искусства, которое нельзя превратить в науку.
Итак, чаще всего, задача формулируется человеком в чрезвычайно общем, расплывчатом виде: сделать то-то, добиться того-то, повысить (или понизить) то-то. Пытаясь сразу найти решение, изобретатель невольно начинает перебирать без всякой системы всевозможные варианты (а что если сделать так. ). Мысль не направлена, поиски идут по случайным путям, а таких путей — великое множество. Правильный же алгоритм решения задачи и состоит в том, чтобы последовательно, шаг за шагом, перейти от общей, весьма неопределенной задачи к конкретным вопросам и точным действиям.
Введем еще одно фундаментальное понятие ТРИЗ в наш терминологический аппарат.
ИКР — идеальный конечный результат
Этот термин отправная точка любой разумной деятельности.
- «Система сама выполняет данную функцию».
- «Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)».
- «Функция не нужна».
Воронка ИКР — если НЕ, ТО..
Подобного понятия в книгах Генриха Альтшуллера я не встречал. Хотя вполне возможно, что он его по другому формулировал. Этот термин пришел мне в голову при работе над задачей одного интернет-магазина. В нем нет ничего революционно нового, но сама его формулировка и правильные вопросы направляют наше внимание в правильное русло. Итак, воронка ИКР — это лестница идеальных конечных результатов (от главного до менее идеальных). Например, как такая лестница может выглядеть в работе интернет-магазина:
ИКР 1. Каждый посетитель сайта совершает транзакцию (если НЕ, ТО..)
ИКР 2. Каждый посетитель сайта подписывается но новости компании (если НЕ, ТО..)
ИКР 3. Каждый посетитель сайта достигает микроконверсии, которая близко корелирует с совершением транзакции (если НЕ, ТО..)
Формулировка такой цепи в любой системе, помогает максимально эффективно подойти к использованию всех входящих ресурсов.
Алгоритм Решения Изобретательских Задач
- Поставить задачу.
- Представить себе идеальный конечный результат.
- Определить, что мешает достижению этого результата (то есть найти противоречие).
- Определить, почему мешает (найти причину противоречия).
- Определить, при каких условиях не мешало бы (то есть найти условия, при которых противоречие снимается).
- Задача — настроить систему аналитики и отчетности для собственника интернет-магазина, которая будет отвечать на все его вопросы, в одной программе.
- Идеальный конечный результат — собственник в одной программе видит исчерпывающую, в реальном времени обновляемую, информацию для принятия управленческих решений.
- Техническое противоречие — нет программы, которая способна создать общий отчет из разных источников информации.
- Причина противоречия — необходимая информация находится на разных языках программирования.
- Условие снятия противоречия — приведение собираемых данных к одному языку, позволит загружать и визуализировать их в одной системе.
Подобную задачу решают все аналитики, которые работает с программами Business Intelligence. На самом деле такой процесс решения может занять доли секунды в голове профессионала любой деятельности. Но цель примера — показать приблизительный путь мышления.
Выводы
У Генриха Альтшуллера есть несколько книг, которые детально расскрывают все эти темы (в Библиотеке указал их). Я же привел основной подход в таком компактном виде, чтобы он был простым, интересным и понятным даже школьнику.
Если ты хотя бы в упрощенном варианте понимаешь, что такое нейронная сеть и как она работает, то тебе станет еще проще понимать указанные выше алгоритмы. Например, такие известные соцсети, как Facebook и Youtube усовершенствуют свой алгоритм на предельно простой ИКР — все пользователи на Земле должны проводить в конкретной соцсети 24 часа в сутки всего своего времени. И вся выдача информации, система рекомендаций, оповещений — вся нейронная сетка работает на этот результат. Или же поисковые системы. У них также абсолютно простая метрика. Каждый пользователь должен получать исчерпывающую информацию по запросу с первой ссылки, которая стоит в результатах поиска.
Важно понимать, что эти алгоритмы применимы к абсолютно любой задачи: технической, управленческой, экономической — любой. Применяя такой простой алгоритм мышления, твой разум будет постепенно становится идеальной машиной для решения любой профессиональной задачи, а новые изобретения станут регулярным явлением в жизни.
Источник
ТРИЗ. Идеальность системы. Идеальный конечный результат (ИКР) + примеры задач
Идеального результата мы стараемся добиваться в любом виде деятельности, будь то бизнес, обучение, или же бытовые вопросы. Решая задачу из раза в раз, мы получаем все лучшие и лучшие показатели.
Есть такое выражение: «Прежде чем построить дом для себя, нужно выстроить минимум три дома для других». И это более чем верно. Повторяя действия, мы учитываем ошибки, промахи, и стараемся не допускать их вновь.
Идеальность системы ТРИЗ заключается в том, чтобы миновать строительство трех предыдущих домов и возвести первый, не допуская ошибок. Благодаря разработанным алгоритмам вы получаете идеальный конечный результат (ИКР).
Формула идеальности в ТРИЗ звучит так: системы нет, а ее функция выполняется. Например, контролёра нет, а функция проверки билетов выполняется.
Говоря простым языком это такие манипуляции, благодаря которым система сама, используя существующие ресурсы, решает поставленную задачу. Здесь прекрасно подойдет пословица «Лень – двигатель прогресса».
Понятие идеальный конечный результат включает в себя три основных аспекта:
— система сама решает поставленную задачу;
— задачи решаются в отсутствии системы;
— необходимости в задаче нет.
То есть в итоге мы получаем результат без затрат.
Результативность ТРИЗ зависит от правильно поставленных вопросов и, вполне естественно, найденных на них всех возможных вариантов ответов. Здесь хорошо играет свою роль принцип – если нет, то.
Например, при усовершенствовании работы сайта бассейна следуют такие вопросы:
— Каждый посетитель сайта заинтересован в плавании. Если нет, то…
— Каждый посетитель сайта записывается на пробное занятие. Если нет, то…
— Каждый посетитель сайта заключает договор на долговременное сотрудничество. Если нет, то…
И так далее. Постановка вопроса «Если нет, то…» заставляет искать решения, которые побудят посетителя сделать нужные нам действия.
Основатель теории ТРИЗ Генрих Альтшуллер выделял пять этапов решения любой задачи:
— правильная постановка самой задачи;
— предвидение идеального конечного результата;
— выявление противоречий, которые мешают прийти к желаемому;
— выявление причины противоречий, почему именно они мешают получить результат;
— выявление условий, при которых противоречие снимается.
Задача – настроить ведение отчетности посещаемости бассейна, учета медицинских осмотров и продаж бара в одном отчете.
ИКР – бухгалтер в одном отчете видит все произведенные операции за сутки.
Противоречие – не существует программы, способной собирать и анализировать информацию из различных источников.
Причина противоречия – различаются языки программирования.
Снятие противоречия – приведение всех используемых программ к единому языку программирования.
Можно много спорить от том, стоит, или не стоит заниматься изучением ТРИЗ. Подойдут ли предлагаемые методы в конкретной ситуации. А можно взять и попробовать.
Разложить по полочкам любую задачу, начать практиковаться с простейшей, решение которой итак лежит на поверхности. Попробовать и понять, что то, что вы считали единственно правильным решением, далеко таким не является.
ТРИЗ позволяет мозгу работать таким образом, чтобы вытащить из него все возможные ресурсы. Заставить работать так, чтобы задача решилась сама собой, без вашего участия.
Источник
Тест «Деятельность – способ существования людей. «
Деятельность – способ существования людей.
A 1 . Деятельность человека, в отличие от поведения животных
1) носит узко специализированный характер 2) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
3) предваряется целеполаганием 4) всегда носит индивидуальный характер
A 2. Правительство осуществляет реформу избирательной системы. Это пример деятельности
1) экономической 2 ) ценностно-ориентационной 3) познавательной 4) социально-преобразовательной
A 3. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой
1) люди приобретают знания о мире и о себе 2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности 4) средства должны соответствовать целям
A 4. В отличие от учебы, труд
1) осуществляется как индивидуально, так и сообща 2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) способствует познанию мира 4) предполагает использование специального оборудования
A 5. Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям
1) биологическим 2) духовным 3) социальным 4) естественным
A 6. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной 2) познавательной 3) ценностно-ориентировочной 4) социально-преобразовательной
7. Учебники, хрестоматии, сборники задач и упражнений для обучающихся в вузах студентов являются
1) объектами деятельности 2) субъектами деятельности 3) целями деятельности 4) средствами деятельности
A 8. Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с огурцами. Субъектом данной деятельности являются
1) советы и рекомендации родителей 2) грядки с огурцами 3) инструменты и дачный инвентарь 4) старшие подростки
A 9. Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Какая дополнительная информация позволит определить деятельность коллектива как творческую?
1) деятельность носила интеллектуальный характер 2) субъектом деятельности выступил коллектив авторов
3) в процессе деятельности были использованы труды других авторов
4) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов
A 10. Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) субъекта 2) средства 3) объекта 4) мотива
A 11. Военачальник планирует предстоящий парад войск. Субъектом данной деятельности являются (-ется)
1) войска 2) боевая техника 3) площадь для парада 4) военачальник
A 12. Старшеклассник под руководством учителя обществознания осуществляет индивидуальный исследовательский проект, выявляя на основании социологических опросов наиболее острые проблемы жителей микрорайона, прилегающего к школе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?
1) старшеклассник, проводящий опрос 2) методики обработки полученных данных
3) опросные листы, подготовленные старшеклассником 4) участие школьного сообщества в жизни социума
A 13. Что отличает познавательную деятельность?
1) получение практически полезного результата 2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека
3) необходимость совместных действий с другими людьми 4) направленность на получение новой информации
A 14. Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
1) средством 2) субъектом 3) мотивом 4) объектом
A 15. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников 2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение 4) компьютерные игры
В 1. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?» Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение.
1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира.
2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.
3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом.
4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования.
B2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект 2) цель 3) средства 4) индивид 5) объект 6) результат
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
В3. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?» Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается.
2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос.
3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается.
4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.
B 4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
B5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
В6 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). А) объекты деятельности б) результаты деятельности в) мотивы деятельности г) субъекты деятельности Д) структура деятельности е) цель деятельности
В7. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1)Биологические 2) физиологические 3) социальные 4) естественные 5) эстетические 6) органические
В8. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
В9.прочитайте текст и выполните задания Сознание и деятельность
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность.
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
. Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения. К.Х. Момджян
1.Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?.–2 б.
2.Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.- 2 б.
3.Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.- 3 б.
4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.- 3 б.
В10. Назовите три любые особенности учения как формы (вида) деятельности и проиллюстрируйте каждую из них примером
В11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах) деятельности, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов) деятельности.
Деятельность – способ существования людей. Ответы:
Источник