Идеальная школа будущего способы ее осуществления

«Вступление Какие формы примет и должна, принять школа будущего? Каковы те идеальные очертания, в которые она необходимо . »

Идеальная школа будущего и способы ее осуществления1

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей, Из-за них вы

слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?

Какие формы примет и должна, принять «школа будущего»? Каковы те идеальные

очертания, в которые она необходимо должна вылиться, если при построении ее будут руководствоваться одними только истинно педагогическими соображениями, если будут стремиться построить только такую школу, которая служила бы целям истинного воспитания и образования молодого поколения, а не преследовала какие-либо совершенно чуждые делу воспитания и образования цели узко-религиозного, политического или какого-нибудь иного характера? Вот вопросы, которые не могут не интересовать каждого мыслящего человека.

Пытаясь объективно и беспристрастно ответить на них, мы не можем не прийти к тому заключению, что весь прогресс в развитии школы может заключаться только в прогрессирующем освобождении ребенка от внешнего и внутреннего гнета для доставления ему возможности свободного и беспрепятственного гармонического развития всех сторон его природы, всей его индивидуальности в ее целом. Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного развертывания всех дремлющих в нем творческих сил жизни – такова та идеальная цель, к осуществлению которой должна стремиться школа и степенью, и размером осуществления которой только и может измеряться высота самой школы. Идеальная школа будущего будет школой свободного ребенка, и в этом отношении она, будет глубоко отличаться от школы прошлого и от школы настоящего времени.

В книге «Как создать свободную школу?» мною была сделана попытка подробно охарактеризовать эту идеальную школу, названную мною там «Домом Свободного Ребенка».

Она будет разнится от существующей как по методу своего создания, так и по принципам, положенным в ее основу. В существующей школе дети не принимают почти никакого участия в строительстве самой школы, школа будущего будет создаваться при участии самих детей, и чем шире будет это участие, чем больше будет их активная творческая роль в строительстве самой школы, тем школа будет свободнее и совершеннее.

Что же касается основных принципов, положенных в основу школы, то и в этом отношении мы должны отметить коренную и существенную разницу. Современная школа своей исходной точкой берет развитие интеллекта, хотя и это развитие совершается в ней крайне односторонне и является больше культурой памяти, чем гармоническим развитием интеллекта. Идеальная же школа или, вернее, то идеальное воспитательное и образовательное учреждение, которое я назвал «Домом Свободного Ребенка» и которое должно заменить современную школу, своею исходною точкою будет брать развитие воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактом душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие, и вместе с тем является венцом и высшей точкой развития душевной жизни. Только заботы о нормальном развитии воли могут обеспечить наиболее полный и здоровый рост и развитие и интеллекта, и чувства, и вообще всех других сторон в душевной жизни личности.

В упомянутой мною выше книге я пытался дать общую характеристику «Дома Свободного Ребенка». Настоящий очерк посвящен более детальному уяснению вопросов, стоящих в связи с практическим осуществлением этих воспитательно-образовательных учреждений.

Новые пути воспитания и образования детей. Пг.; М., 1923.

Здесь я попытаюсь дать примерную картину тех способов, какими могли бы быть проведены в жизнь идеи, долженствующие быть положенными в основу «Дома Свободного Ребенка».

Нижеследующее, конечно, не претендует на полноту, так как сколько бы я ни писал по этому вопросу, всегда останется сказать что-нибудь новое. Вопросы жизни не могут быть обсуждены исчерпывающим образом.

I. «Учебный план» или «план жизни»?

Прежде всего необходимо обратить внимание на следующий пункт, который, должен быть ясно и точно формулирован.

Когда речь заходит о школе, то с этим словом обыкновенно связывают понятие об учебном заведении. Каждое учебное заведение неизбежно предполагает при этом, конечно, тот или другой «учебный план», последовательно и неуклонно проводимый и осуществляемый в этом учебном заведении. Само собой понятно при этом, что у многих, кто читал или слышал о «Доме Свободного Ребенка», как о той форме, в которую должна будет вылиться новая «свободная школа» будущего, могло возникнуть представление о нем, как о новом виде учебного заведения и могло родиться желание познакомиться с тем новым учебным планом, который положен в его основу.

И, действительно, с таким предложением нарисовать учебный план того нового учебного заведения, которое называется «Дом Свободного Ребенка», ко мне обращались нередко.

Чтобы не стать с самого начала в фальшивое положение, я должен, поэтому, прежде всего, резко подчеркнуть разницу между «Домом Свободного Ребенка» и так называемыми учебными заведениями.

«Дом Свободного Ребенка» не учебное заведение, это – воспитательно-образовательное учреждение, и это надо твердо помнить и никогда не упускать из виду.

В учебном заведении, как это показывает и само название, на первом плане стоит учеба, учение, тогда, как в «Доме Свободного Ребенка» на первый план выдвинуто воспитание, имеющее в виду цельную личность человека, причем интеллектуальное образование, или учение, входит сюда только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент.

Вот почему, что касается «Дома Свободного Ребенка», то здесь речь может идти не об учебном плане, а о плане жизни, и этот план жизни я и постараюсь обрисовать в общих чертах.

II. «Дом Свободного Ребенка» как «педагогическая община» На «Дом Свободного Ребенка» мы должны смотреть, как на маленькую педагогическую общину, состоящую из детей, руководителей и родителей, – общину, которая стремится в своем строе возможно более приблизиться к типу идеального общества, которая стремится возможно полнее осуществить в своей жизни идеи свободы, братства и справедливости, так как, чем полнее будут осуществлены эти идеи, тем более благоприятной средой в воспитательном и образовательном отношении будет являться та община, которую мы назвали «Домом Свободного Ребенка».

Конечно, если последний устраивается в деревне (что желательней всего) и если дети там проводят все свое время, никто не будет оспаривать возможности придания ему характера педагогической общины. Иначе обстоит дело, когда «Дом Свободного Ребенка» устраивается в городе и когда дети проводят там не все время, а только часть дня, когда большую часть времени они проводят в своей семье. Что касается подобного случая, который мы, главным образом, имеем в виду при последующем изложении, то может возникнуть сомнение относительно возможности придания «Дому Свободного Ребенка» характера педагогической общины. И, так как этот пункт очень важный, существенный и определяющий во всем строе жизни «Дома Свободного Ребенка», то я считаю необходимым остановиться на нем и ясно и точно определить, что следует разуметь под понятием педагогической общины.

Под словом «община» я понимаю общность дела. Везде, где группа людей соединяется сознательно для одного общего дела, мы имеем общину, причем от характера этого дела и от шпроты захватываемых им сторон жизни зависит характер и широта самой общины. Понятие общины привыкли соединять с понятием экономических, хозяйственных интересов, но оно гораздо шире и может охватывать не только экономическую сторону жизни, но и все другие стороны ее. «Дом Свободного Ребенка» я назвал педагогической общиной, т.е. такой общиной, которая является свободным соединением членов ее для общего всем им педагогического дела, т.е. дела воспитания и образования.

Чем яснее каждый из членов будет сознавать, в чем заключается это дело, тем деятельнее он может работать над созданием, поддержанием и дальнейшим развитием общины, тем прочнее будет сама община и тем более благотворное влияние она будет иметь на своих членов. Надо стремиться поставить дело таким образом, чтобы даже самый маленький ребенок чувствовал себя членом общины и чувствовал, что от его деятельности зависит преуспевание и развитие общины. Надо приложить все свои усилия к тому, чтобы каждый ребенок, входящий в «Дом Свободного Ребенка», ясно и отчетливо понимал, что это за учреждение и зачем он сюда приходит. Чем яснее для детского сознания будет поставлена цель учреждения «Дома Свободного Ребенка», тем правильнее и быстрее, без всяких уклонений в сторону, будет развиваться и само это учреждение.

Но какова же эта цель и как бы мы ее формулировали, чтобы она была понятна, ребенку? Конечно, надо стремиться таким образом поставить «Дом Свободного Ребенка», чтобы он сам, всем строем жизни, создавшимся в нем, ясно и без слов, говорил каждому входящему в него ребенку о цели своего существования; но так как действительность всегда ниже тех идеальных целей, которые ставят себе люди, то надо, чтобы эти идеальные цели ясно стояли перед глазами всех и чтобы действительность не затемняла их истинного значения. Вот почему неустанное напоминание об этих целях всем, и взрослым, и детям, в данном случае, является неизбежным.

Что же мы ответим ребенку на вопрос о цели учреждения «Дома Свободного Ребенка»?

Скажем ли мы ему, подобно тому, как мы говорим детям, которых отдаем в гимназию, что мы привели его сюда для того, чтобы учиться? Нет, мы ему не скажем этого. Мы ему скажем, что он пришел сюда для того, чтобы жить здесь полной жизнью, что он пришел сюда для свободного труда, для свободной игры, для свободного общения со своими товарищами и с теми взрослыми, которые могут с ним поделиться своими знаниями и вообще теми духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины, путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты, путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над той маленькой общиной, в состав которой он вступил, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее.

Мы ему скажем, что это учреждение, в которое мы его привели, есть дом счастья, радости, свободы, но вместе с тем, и серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам, что, работая вдумчиво и внимательно здесь над задачами жизни, возникающими в этой маленькой общине, он приучится работать на более широком поприще над теми же задачами жизни, только в более увеличенном масштабе. И вот для того, чтобы иметь впоследствии возможность работать наиболее плодотворным образом для своего народа и человечества, и он сам, и все остальные дети и взрослые, которые работают в этом учреждении, должны приложить все свои усилия к тому, чтобы собрать сюда и воплотить здесь все то лучшее, что только создало человечество в области форм производительного труда, в области науки, искусства, в области форм идеальных отношений между людьми. Может быть мы ему скажем не буквально в этих словах, а приноравливаясь к его пониманию, но смысл того, что мы должны были бы ему сказать, несомненно, исчерпывается всем вышеперечисленным.

Чем яснею и чем глубже дети (а также, конечно, и руководители, и родители) сознают тот идеал, к осуществлению которого должна стремиться педагогическая община, названная нами «Домом Свободного Ребенка», и чем в большем размере будет проведен в жизнь общинный принцип, тем более благоприятной средой явится этот последний в смысле общественного воспитания детей, в смысле развития у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу.

В виду этого, с целью пробуждения у детей сознательного отношения к «Дому Свободного Ребенка» и все большего проникновения их той мыслью, что «Дом Свободного Ребенка»

– педагогическая община, что они – дети – равноправные члены этой общины, наравне со взрослыми (руководителями и родителями), что они – маленькие творцы тех форм жизни, которые создаются в этой общине, – большую роль играют детские собрания, а также и общие собрания всех членов «Дома Свободного Ребенка», и взрослых, и детей. Надо только обращать внимание на то, чтобы в этих собраниях возможно меньше было внешнего, показного, чтобы они были свободным, искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни.

Читайте также:  Способы образования форм времен глагола

Придание собраниям такого характера, конечно, будет зависеть в очень сильной степени от педагогического такта взрослых руководителей «Дома Свободного Ребенка».

Что касается характера той педагогической общины, который должен стремиться стать «Дом Свободного Ребенка», то относительно этого я считаю необходимым подчеркнуть еще раз следующее. Чтобы быть идеальной в воспитательном отношении общиной, «Дом Свободного Ребенка» должен охватывать по возможности вое стороны жизни человека. Следовательно, он не должен быть только местом учения, но местом жизни, он не должен быть только школой, он должен быть также мастерской, местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка.

«Дом Свободного Ребенка», если даже он возникает и в городе, должен представлять из себя маленькую хозяйственную единицу, и дети должны принимать деятельную роль в ведении хозяйства в нем.

Он должен также представлять и маленькую трудовую ассоциацию, в которой как дети, так и взрослые, несут тот или другой труд на пользу всей общины, причем в этом труде значительное место занимает труд физический, столь необходимый, наряду с умственным трудом, для цельного и гармонического развития ребенка. В этом общественно-необходимом производительном труде, исполняемом для всей общины, каждый принимает участие в мере своих сил, способностей и уменья.

Общественно-необходимый производительный труд должен играть в «Доме Свободного Ребенка» первостепенную и основную роль, и только тогда, когда на это обстоятельство устроителями «Дома Свободного Ребенка» будет обращено должное внимание, только тогда последний станет идеальной средой в образовательном и воспитательном отношении. Только тогда, когда в «Доме Свободного Ребенка» создастся серьезная трудовая атмосфера, только тогда мы можем быть уверены, что развитие тех детей, которые получают в нем образование и воспитание, пойдет нормальным, здоровым путем.

Наконец, я должен отметить и еще одну очень важную сторону, на которую должны будут обратить свое внимание устроители «Дома Свободного Ребенка». Надо прилагать все старания к тому и быть постоянно проникнутым этим стремлением, чтобы жизнь «Дома Свободного Ребенка» по возможности носила характер цельности, единства и гармонии. Стремление внести цельность, единство и гармонию в жизнь «Дома Свободного Ребенка» должно воодушевлять всех участников этого учреждения, но особенно тех лиц, которые являются его руководителями, которые играют в нем наиболее активную роль.

Руководители должны действовать солидарно друг с другом, взаимно как бы дополняя один другого. Чем больше будет солидарности и единства в действиях руководителей, чем больше будет каждый из них в курсе того, что делается другими, тем успешнее пойдет дело в «Доме Свободного Ребенка». Если среди руководителей этого учреждения нет единства и полной солидарности, по крайней мере по самым основным вопросам, то и жизнь его будет вряд ли в состоянии приобрести тот цельный и гармоничный характер, при котором она могла бы иметь для детей наибольшее значение в воспитательном и образовательном отношении.

Среди взрослых членов «Дома Свободного Ребенка» должны царить, сверх того, взаимный контроль и свободная искренняя критика друг друга. Каждый должен открыто высказывать о замеченных им недостатках других, и надо не только не бояться этого высказывания, но радостно идти ему навстречу. Такая взаимная искренняя самокритика должна будет только способствовать установлению более тесных и дружеских отношений среди взрослых членов «Дома Свободного Ребенка». Тот, кто боится подобной критики, для того на первом плане не интересы дела, а ложное самолюбие, и он должен прежде всего побороть это самолюбие, и тогда только он может считать себя годным для работы в подобном учреждении. «Не бояться критики, а желать ее», – вот что должно быть девизом лиц, работающих в «Доме Свободного Ребенка».

III. Совместное воспитание и образование обоих полов В «Доме Свободного Ребенка» мальчики воспитываются совместно с девочками, причем и те, и другие одинаково принимают участие во всех работах и занятиях дома.

Совместное воспитание мальчиков и девочек есть лучшее средство к установлению товарищеских отношений между обоими полами, основанных на взаимном уважении друг к другу. Только путем совместного воспитания, начатого с самого раннего возраста и продолжающегося непрерывно вплоть до достижения полной физической и духовной зрелости, можно надеяться достигнуть установления между обоими полами здоровых, нормальных, естественных отношений и можно с успехом бороться против половой распущенности с той и другой стороны.

В раннем пробуждении чувственности в сильной степени виновато было отчасти и раздельное воспитание полов. Отдаляя мальчиков от девочек, тем самым искусственным образом подчеркивали их половое противоположение друг другу и обостряли и с той, и с другой стороны преждевременный интерес к вопросам пола.

«Дом Свободного Ребенка» должен будет обратить особенное внимание на правильное сексуальное воспитание детей. Чем больше ему удастся наполнить жизнь детей серьезными, захватывающими их интересами, сделать ее полной и содержательной, чем более ему удастся привлечь детей к интенсивному занятию физическим трудом, тем более ему удастся и предупредить преждевременное половое развитие детей и отклонить его от нездоровых, ненормальных путей удовлетворения чувственных побуждений.

Что касается вообще вопроса о половом воспитании, то в этом отношении следует отметить о полном забвении в современном воспитании того обстоятельства, что детям предстоит в будущем некогда стать отцами и матерями.

Надо как можно раньше говорить об этой миссии отцовства и материнства, чтобы с самых ранних лет пробудить в этом отношении самые возвышенные представления. На почве этих возвышенных представлений, на почве рано заложенного стремления стать впоследствии, когда придет время, идеальным отцом или идеальной матерью, и дать начало новому поколению, могучему, сильному, благородному, совершенному физически, не отягченному никакими болезнями, благодаря нашему ненормальному образу жизни, совершенному духовно и морально, – на почве этого стремления можно было бы успешно бороться с ранним развитием чувственности, со склонностью к противоестественному удовлетворению половых влечений, можно было бы предохранить мысли ребенка от всего низменного, пошлого и циничного в этой области.

Постараемся, чтобы в детях с самых ранних лет создалось то возвышенное отношение к вопросу о половых отношениях и браке, которое рисует нам Ницше, и чтобы всякое другое отношение внушало им отвращение. «Брак, – говорит он устами Заратустры, – так называю я волю двух создать третьего, который больше тех, что создали. Браком называю я взаимное уважение мужчины и женщины, как желающих одной и той же воли. – Да будет это смыслом и правдой брака твоего. Но то, что называют браком, многое множество, эти лишние, – ах, как я назову его? – Ах, эта бедность души вдвоем! Ах, эта грязь души вдвоем! Ах, это жалкое самодовольство вдвоем!» А в другом месте он прибавляет: «Дальше себя должен ты строить.

Но сперва ты должен построить самого себя правильно в отношении тела и души»1.

Положив в основу это развитие в детях с того возраста, с какого это только окажется возможным, сознание святости и важности будущей миссии отцовства и материнства, которая впоследствии выпадает им на долю, будем на этом фундаменте строить свой план сексуального воспитания, будем тогда последовательно и систематично сообщать им те сведения, которые здесь являются безусловно необходимыми, и будем содействовать развитию в них целомудрия и здоровых привычек.

Только исходя из этого фундамента, мы избегнем ложных шагов и ошибок, которые так легко возможны в этой области. Без этого же фундамента раннее половое просвещение детей, на которое так сильно рассчитывают многие современные педагоги, вряд ли может принести ожидаемые от него плоды, а во многих случаях может даже породить чисто отрицательные результаты.

В половом воспитании, – и это надо всегда помнить, весь центр тяжести не в тех знаниях, которые мы сообщаем детям, не в том направлении, которое принимает в вопросах пола их воля. Если это направление воли имеет благородный характер, если с самых ранних лет в них живет стремление стать идеальными отцами и матерями будущих поколений и готовность работать над собою в этом отношении, если творческие способности их направлены на создание из самих себя совершенных в этом отношении существ, то мы можем быть спокойны, и тогда никакое половое просвещение, как бы оно подробно ни было, не может им принести вреда.

Без этого же фундамента, воспитатель, ограничивающийся в области полового воспитания одним только сообщением детям научных сведений по вопросам пола или, так называемым, половым просвещенцем, может натолкнуться и на нечто совершенно для себя неожиданное, может даже порою дать толчок и пробудить те или другие дурные влечения и чувства, дремлющие в зачаточном виде в том или другом ребенке. Вот почему в этом отношении надо быть очень осторожным.

IV. Распределение времени в «Доме Свободного Ребенка» Чтобы ясно представить себе план жизни в «Доме Свободного Ребенка», попробуем наметить примерное распределение того времени, которое дети проводят в этом учреждении.

Это время будет дробиться на пять частей, причем я не берусь намечать наперед ни относительной величины каждой из этих частей, ни их следования друг за другом. Какие же это части?

1) Часть времени будет посвящена общественно-необходимому труду; 2) часть времени будет посвящена удовлетворению детской любознательности или содействию детям в удовлетворении их научных запросов; 3) часть времени будет посвящена систематическому, но свободному занятию производительным трудом в смысле овладения философией производительного труда вообще, в смысле достижения в этой области способности с наименьшими усилиями достигать наибольших результатов и притом достигать при помощи таких способов и приемов труда, которые не только не вредили бы здоровью и не вели бы к тем или другим физическим недостаткам, но, напротив того, вели бы к здоровому и гармоническому развитию тела; 4) часть времени будет посвящена свободному занятию искусством, и 5) наконец, часть времени будет посвящена отдыху, в течение которого совершается завтрак, и свободным физическим упражнениям (подвижным играм) и вообще всякого рода играм детей. Дальше мы рассмотрим в отдельности каждую из указанных форм занятий детей, но прежде я должен сделать еще по этому поводу несколько замечаний.

В связи с вопросом о распределении времени в «Доме Свободного Ребенка» стоит вопрос о том, будет ли там существовать расписание занятий и как и кем оно будет составляться. Расписание занятий, несомненно, будет существовать, причем оно будет детализироватьНицше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. Ю. Антоновского. III издание. С. 74.

ся, как для отдельных групп детей, так, по всей вероятности, даже и для тех или других отдельных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Имеет очень существенное значение и сам метод составления расписания: он должен быть таков, чтобы в установлении расписания принимали участие и сами дети, так, чтобы проведение его являлось бы для них сознательным осуществлением ими самими поставленной для себя цели, воплощением плана, который они сами выработали, а не плана, извне навязанного им взрослыми.

При составлении расписания детям придется принимать в расчет, что те или другие руководители могут бывать в «Доме Свободного Ребенка» только в такие-то или такие определенные часы. И вообще, как сложится расписание в подробностях, будет зависеть от тех или других конкретных условий, от материальных средств, от платности или бесплатности труда руководителей, от количества времени, которое они могут отдавать «Дому Свободного Ребенка», и т.д.

Нам думается, что было бы очень полезно, если бы расписание не имело формы твердо и на очень продолжительное время установленного порядка занятий и если бы дети перед отходом из «Дома Свободного Ребенка» устанавливали бы для себя план следующего дня.

Читайте также:  Способ покраски 7 букв

Этому мог бы посвящаться последний час или полчаса, которые они там проводят. Если было установлено расписание на неделю, то перед отходом просматривался бы определенный ими порядок следующего дня и в него вносились бы, сообразно с изменившимися обстоятельствами, необходимые поправки, и, кроме того, обсуждались бы те или другие непредусмотренные общим расписанием подробности и частности.

Кроме того, мы считали бы в высшей степени полезным, если бы дети, прежде, чем расстаться друг с другом, прежде, чем уйти из «Дома Свободного Ребенка», подводили бы как бы итог прожитому вместе дню. Без такого заключительного аккорда прожитый день является чем-то неполным, незаконченным, и то, что его наполняло, не может получить все то значение, которое оно имело для личности или группы личностей, все равно как неполным и незаконченным является какое-нибудь общественное собрание без резюме председателя, подводящего итог прениям и отмечающего, что достигнуто в смысле освещения того или другого вопроса.

Перед расставаньем посвящать последние минуты общей беседе, в которой бросается ретроспективный взгляд на протекший день и, так сказать, сообща оценивается его плодотворность и, вместе с тем, намечается план завтрашнего дня, – что может быть полезное этого – в смысле повышения чувства собственного достоинства, в смысле развития сознания в каждом ребенке, что он является сам сознательным творцом своей жизни и в смысле развития в нем способности стать таким творцом собственной жизни еще в большей степени тогда, когда он сделается взрослым человеком. Конечно, чем моложе дети, тем труднее, быть может, осуществима развиваемая мною здесь мысль. Но, во всяком случае, ее следует попытаться осуществить с того возраста, с какого только окажется возможным.

V. Общественно-необходимый труд Общественно-необходимый труд играет существенную роль в жизни «Дома Свободного Ребенка» и потому требует особого внимания и заботливости со стороны тех, кто является руководителями в этом учреждении. Общественно-необходимый труд это – здоровая основа этой жизни. Без нее вся эта жизнь может принять извращенное направление.

«Дом Свободного Ребенка» должен представлять ряд мастерских, вокруг которых будет группироваться все остальное. Чем больше будет таких мастерских и чем разнообразнее они будут по характеру охватываемых ими деятельностей, тем лучше. Эти мастерские следует поставить таким образом, чтобы они могли по возможности более полно обслуживать «Дом Свободного Ребенка», как образовательное и воспитательное учреждение. Чем полнее обслуживает «Дом Свободного Ребенка» сам себя, тем дешевле будет стоить его устройство, а это очень важно в смысле возможно более широкого распространения подобных учреждений.

Мастерских удастся устроить тем больше, чем больше будет детей в «Доме Свободного Ребенка» и притом самых различных возрастов, начиная от самых маленьких и кончая самыми большими. Вот почему, когда «Дом Свободного Ребенка» только что зарождается и когда в нем поэтому преимущественно маленькие дети, он в отношении мастерских будет обставлен гораздо хуже, чем тогда, когда он существует уже несколько лет, когда в нем самый разнообразный контингент детей.

Что касается вообще общественно-необходимого труда, то он должен быть правильно организован. Каждый день должны выясняться совместно с детьми все те работы, которые следует предпринять на следующий день в смысле общественно-необходимого труда и распределяемы по группам детей или между отдельными детьми. Во всяком случае, выяснение подобных общественно-необходимых работ должно происходить не реже одного раза в неделю.

Если распределение работ устанавливается на целую неделю, то все-таки полезно было бы накануне пересматривать работы следующего дня, чтобы вносить необходимые поправки, соответственно с изменившимися обстоятельствами. И вообще говоря, надо добиваться того, чтобы общественно-необходимому труду дети посвящали каждый день известную часть времени, чтобы без такого труда день являлся бы чем-то неполным и незаконченным, чем-то, как бы лишенным своего оправдания.

И при этом хорошо будет, если даже самые маленькие дети будут вносить в этот труд свою хотя бы и ничтожную лепту. И их не потребуется к этому принуждать, потому что это идет навстречу их естественному стремлению к деятельности, которую они проявляют с тем большею охотою, чем больше видят в ней смысла и чем больше сознают, что их работа необходима для других.

Чтобы быть возможно более ясным, я попробую перечислить, в виде иллюстрации, те виды общественно-необходимого труда, которые могут иметь место в «Доме Свободного Ребенка».

Из них для «Дома Свободного Ребенка», который возникает в городе, мы можем отметить следующие:

1. Поддержание помещения и вещей, находящихся в нем, в сохранности, чистоте и опрятности (уборка комнат, расстановка вещей по местам и т.д.). Составление инвентаря всего имущества. Запись материалов, расходуемых для работ.

2. Изготовление завтрака (покупка провизии, ведение книги расходов по кухне, взвешивание количества необходимой провизии соразмерно с количеством детей, мытье посуды, стирка полотенец и т.д.).

3. Изготовление для «Дома Свободного Ребенка» тех или других необходимых предметов (столы, табуретки, скамеечки, подставки для галош, вешалки, дощечки для подачи пищи на стол и для кухонных операций, полки для книг и для посуды, или для необходимых материалов для работы, ящики для хранения в них вещей или провизии, лестницы для цветов и т.д.).

4. Изготовление тех или других необходимых орудий для работ (киянки, верстаки, стеки для занятий с глиной, станок для сшивания книг и т.д.).

5. Изготовление игрушек для детей (кубики, материалы для цветов и т.д.).

6. Изготовление простейших необходимых учебных принадлежностей и пособий (пеналы, глобус, электрофор, электрическая машина, волшебный фонарь, камера абскура, различные геометрические фигуры и т.д.).

7. Изготовление предметов для украшения «Дома Свободного Ребенка» (картины, рамки для картин, орнаменты, скульптурные работы).

8. Шитье полотенец, передничков для детей, запасной одежды, вязание чулок.

9. Клейка из картона коробочек для хранения припасов для научных коллекций.

10. Уход за растениями, за аквариумом, за террариумом, за животными, если таковые будут.

11. Переплет книг для библиотеки «Дома Свободного Ребенка» и поддержание библиотеки в порядке и т.д., и т.д.

В том случае, если «Дом Свободного Ребенка» устраивается не в городе, а за городом, в более идеальной естественной обстановке, среди природы, среди лугов, лесов и полей, сверх всех вышеперечисленных видов общественно-необходимого труда, могут быть организованы все виды земледельческих работ, заведена ферма (молочное хозяйство), уход за скотом, птицами, устроена кузница и т.д. Но практически это не везде и не всегда осуществимо, и трудно сказать, когда это сделается осуществимым для широких масс населения. Вот почему я в своем очерке беру менее благоприятный случай и предполагаю, что «Дом Свободного Ребенка» устраивается в городе. В этом последнем случае коррективом к отсутствию идеальной естественной обстановки могло бы служить устройство для детей на летнее время, часть весны и осени земледельческой педагогической колонии.

При невозможности осуществления «Дома Свободного Ребенка» в деревне во всяком случае следует предпочитать окраины города центру, так как на окраинах меньше чувствуется сутолока городской жизни и легче найти такое помещение, которое располагало бы обширным двором, и быть может даже садом. При этом, если даже подобный сад имеет миниатюрные размеры, то и такой миниатюрный сад способен сыграть большую роль в воспитании и образовании ребенка. В некоторых местах Западной Европы это поняли и там существует движение в пользу школьных садов. При интенсивной культуре, при применении всякого рода искусственных минеральных удобрений даже маленький клочок земли может принести очень много.

VI. Свободные занятия детей научными предметами Я перехожу теперь к вопросу об изучении детьми тех или других научных предметов.

Как оно будет поставлено в «Доме Свободного Ребенка»? Прежде всего это будет свободное изучение. Оно будет лишено принудительной формы урока, как тяжелая барщина, тяготеющего над детьми в современных школах. В «Доме Свободного Ребенка» не будет уроков, там будут иметь место свободные занятия детей научными предметами.

И содержание этих научных занятий будет несколько иное, чем то, которое приходится наблюдать в современных школах. Прежде всего они не будут оторваны от жизни вообще и в частности от жизни детей, от настоящей, действительной, непосредственно ими переживаемой жизни, с ее хотя бы и повседневными, но глубоко их захватывающими интересами.

Они будут далее находиться в тесной связи с прикладным знанием, с производительным трудом.

Ребенок по натуре сшей утилитарист и практик, только в более поздний возраст начинает просыпаться чисто теоретический интерес к знанию, и чем более глубокие корни будут пущены этим теоретическим интересом в практике жизни, тем он сам окажется жизненнее, живучее, устойчивее и плодотворнее.

Наконец, и на что мы должны обратить особенное внимание, эти свободные занятия детей научными предметами не только не будут исключать искусства, поэзии, но будут иметь тенденцию впитать в себя как можно больше элементов искусства. Ребенку не свойственно абстрактное мышление; мир его знаний стремится захватить в себя как можно больше элементов поэзии. Сухое знание без нежной, тонкой дымки поэзии не может глубоко захватить ребенка и не может оставить в его душе прочные следы. И мы не видим в этом большого вреда. Было бы хорошо, если бы не только для ребенка, но и для взрослого науки преподносились в более живой, поэтической форме. Вреда для науки от этого не последует, но тем глубже она будет проникать в человеческую душу и впитываться этою последней.

Попробуем наметить, хотя, конечно, в самых общих чертах, те возможные отрасли знания, которые первоначально найдут себе место в «Доме Свободного Ребенка». Если я дальше их и перечисляю каждую в отдельности, то это не значит, что и для детей они с самого же начала и всегда будут являться как нечто строго обособленное и изолированное. Наоборот, руководители «Дома Свободною Ребенка» всегда будут стремиться поставить дело так, чтобы научное знание являлось для детей, как нечто цельное и единое и чтобы они пришли к живому сознанию той связи, какая существует между различными явлениями в мире и соответствующими им отраслями знания. Вот почему в тех беседах, которые будут иметь место в «Доме Свободного Ребенка», в один и тот же час дети будут, быть может, касаться вопросов, принадлежащих самым разнообразным областям знания.

Вообще надо заметить, что чем моложе дети, тем желательнее, чтобы число лиц, руководящих их свободными научными занятиями, было по возможности меньше, так как только это даст возможность установить необходимую цельность знания и избегнуть преждевременной специализации научных интересов ребенка. Чем многостороннее может раскидываться его научный интерес в детстве, тем устойчивее будет впоследствии его интерес к той или другой отрасли знания и тем более разовьется в нем привычка, какую бы специальную науку он ни изучал, всегда искать и стремиться устанавливать связь этой науки с другими науками, – одним словом, занимаясь частностями, никогда не упускать из вида целого.

Желательнее поэтому, чтобы лица, руководящие занятиями маленьких детей, были скорее энциклопедистами, чем специалистами в той или другой области знания. По мере того, как начнет развиваться и дифференцироваться научный интерес ребенка, начнет увеличиваться и число его необходимых сотрудников в деле завоевания себе знания, в числе этих необходимых сотрудников появятся и всякого рода специалисты; но и тут, при выборе между специалистами, следует отдавать предпочтение тем, которые, наряду с основательным знанием своей специальной науки, не лишены понимания ее связей со всеми другими областями знания, т.е. обладают хотя бы до некоторой степени тем, что можно назвать философским образованием.

Сделав эту оговорку, перейдем теперь к перечислению тех областей знания, которые найдут себе место первоначально в «Доме Свободного Ребенка», причем это перечисление делается нами только для того, чтобы показать, что, и строя на совершенно другой основе, чем на какой строит современная школа, и исходя из совершенно других более сообразных с природой ребенка условий, вполне возможно сообщить ему не меньший, а быть может даже и больший цикл знаний, и при том знаний, которые станут жизненным достоянием последнего и которые он всегда и во всякое время сумеет использовать для жизни.

Читайте также:  Тесто приготовление механическим способом

Прежде всего отметим: I математику, которая первоначально найдет себе место в «Доме Свободного Ребенка» в двух своих формах: в виде арифметики и геометрии. При этом надо иметь в виду, что арифметика (счет) изучается не на особых уроках, а в связи со всеми видами производительного труда, которые практикуются в «Доме Свободного Ребенка». Одним словом, она изучается практическим путем. Особые беседы по арифметике имеют в виду только помочь детям обобщить добытое путем опыта из жизни. В этом смысле устроителям «Дома Свободного Ребенка» надобно будет хорошо продумать и организовать систему тех практических житейских работ, которые могли бы быть предложены детям в этом учреждении.

Из числа таких занятий, связанных непосредственно с жизнью ребенка в последнем, можно указать, между прочим, следующие:

1. Составление инвентаря «Дома Свободного Ребенка», пополнение его.

2. Запись покупки материалов для работ и их выдачи. Распределение материалов между несколькими детьми. Произведение расчета количества материала, необходимого для той или другой работы. Счет времени, в какое производится та или другая работа. Сравнение в этом смысле продолжительности работ у разных детей и взрослых. Расчет среднего времени, необходимого для той или другой работы и т.д.

3. Покупка провизии для завтрака (запись купленной провизии, расчет количества провизии, необходимой для приготовления завтрака, взвешивание ее и т.д.).

4. Изготовление самими детьми мер и орудий измерения (аршин, весы, гири и т.п.).

5. Последовательные антропометрические измерения детей (рост, вес, объем груди, величина головы, лицевой угол, длина рук, ног и т.д.).

Геометрия, подобно арифметике, изучается первоначально тоже чисто практическим путем. Из числа таких практических работ, которые в этом смысле могли бы быть организованы, я могу, например, указать следующие: 1) составление плана квартиры и окружающей местности; 2) черчение планов предполагаемых работ; 3) сравнительное геометрическое изображение результатов вычислений, указанных выше; 4) клейка из картона различных геометрических фигур для игрушечных строительных построек детей. Материал и темы для этих игрушечных построек детей могут быть скомбинированы таким образом, чтобы при этом могли практически и возможно шире усваиваться различные геометрические истины, и т.д.

II. Физика и химия. Беседы с детьми о различных физических и химических явлениях, привлекших их внимание, т.е. тех явлениях, с которыми им приходится встречаться в обыденной жизни. Совместное производство с ними тех или других опытов, разъясняющих смысл этих явлений, вообще доставление им широкой возможности к свободному экспериментированию для изучения физических и химических свойств различных тел.

К физике может быть отнесено также производство метеорологических наблюдений:

измерение температур, влажности, направления ветра и т.д.

Дети с участием руководителей соединенными усилиями создают постепенно и физический кабинет и химическую лабораторию, мало-помалу пополняя и ту, и другую, по возможности, самодельными приборами и теми материалами для опытов, занятие которыми для них безопасно.

III. Астрономия. Изредка по вечерам дети собираются в «Доме Свободного Ребенка» или в каком-либо другом условленном месте, чтобы наблюдать звездное небо, знакомиться с различными созвездиями на нем, с движением луны и ее фазами и т.д. Эти по временам происходящие вечерние собрания в разные времена и месяцы года, дающие возможность изучить звездное небо в различных его положениях, будут полны для детей великой таинственности и будут подернуты светлой поэтической дымкой.

Часы и минуты наблюдений неба и тихой задушевной беседы о тех грандиозных процессах, которые совершаются где-то там, далеко в мировых пространствах, будут, вероятно, одними из лучших и никогда не забываемых для детей. Это будут не только часы расширения знаний для ребенка, но часы, наполняющие его душу на всю жизнь поэтическим воодушевлением, поднимающие его высоко, высоко над миром обыденной жизни, вызывающие в нем торжественное, благоговейное отношение к жизни вообще и сообщающие его настроению ту печать возвышенности и благородства, которая делает его навсегда чуждым всего мелкого, низменного и пошлого. Эти часы поднятия к небу будут, вероятно, вместе с тем и теми часами, в которые и дети, и взрослые, все вместе, будут особенно интенсивно чувствовать свое духовное родство и соединяющие их узы солидарности и братства.

Беседы о том, что пришлось видеть вечером, будут потом продолжаться и днем, а предметом дневных наблюдений и изучения станет солнце.

Чем старше дети, тем чаще могут производиться указанные мною астрономические наблюдения, но они могут иметь место и для маленьких детей.

Если позволят средства, то дети сообща с руководителем устроят маленькую астрономическую обсерваторию, на которой будет стоять изготовленный ими самими, насколько это окажется возможным, телескоп. С более взрослыми детьми можно было бы заняться составлением астрономического календаря, карты звездного неба и т.д.

IV. Естествознание в «Доме Свободного Ребенка» изучается в связи с кухней, в связи с уходом за растениями, которые будут иметься в нем, за животными, за аквариумом, террариумом, в связи с экскурсиями, которые будут предприниматься настолько часто, насколько возможно (хорошо было бы, если бы можно было даже предпринимать их каждый день: действительное изучение природы только и возможно среди природы); в связи с собранными детьми за лето коллекциями разных предметов из области всех трех царств природы, в связи о занятиями в саду, если при «Доме Свободного Ребенка» будет сад, в связи о теми физиологическими явлениями, которые детям приходится наблюдать на самих себе и на других детях и взрослых. Обязательно надо как можно раньше знакомить детей с гигиеной, с уходом за больными, с перевязкой ран, с помощью в несчастных случаях (в случае ожога, пореза, ушиба, и т.д.), с приготовлением простейших лекарств (при этом есть повод для употребления аптекарских весов).

Совместно с руководителем дети составляют календарь природы, где для каждого дня года отмечается все то, что пришлось наблюдать детям в этот день из жизни природы. Подобный календарь природы, веденный систематически в течение многих лет, может иметь громадное образовательное значение для детей.

V. География. Совместное и свободное изучение с детьми родины, например, если школа в Москве, то Москвы и ее окрестностей, Московской губернии. С этой целью предпринимаются с детьми экскурсии, в которых дети являются как бы маленькими путешественниками, изучающими ту местность, в которой они живут. Совместно с руководителем составляется общий дневник этих экскурсий, причем, при желании, и каждый ребенок может вести самостоятельно свой дневник. Это живое изучение родины даст возможность конкретно усвоить различные географические понятия.

К этому присоединяются рассказы руководителей об их путешествиях и вызванные ими рассказы детей о тех путешествиях, в которых им самим пришлось принять участие.

Подобные рассказы, умело использованные, дадут возможность широко раздвинуть горизонт географических познаний ребенка.

Кроме всего этого, географические сведения могут быть сообщаемы попутно в связи с теми продуктами, которые приходится употреблять для хозяйственного обихода «Дома Свободного Ребенка» и т.д.

Впоследствии, когда дети станут старше, в целях географического изучения, если будут позволять средства, могут, быть с ними предпринимаемы и более или менее отдаленные путешествия по России и за границей.

VI. Технология. Как часто дети задают вопрос: как и из чего это делается? И между тем этот вопрос в большинстве случаев оставляется взрослыми почти без всякого ответа. Жажда технологических познаний у детей необычайная; технология составляет, несомненно, один из предметов их общего интереса. И этому интересу должна пойти навстречу та система образования, которая считается с естественными стремлениями детей. Вот почему технология обязательно составит один из предметов изучения для детей в «Доме Свободного Ребенка».

Руководители «Дома Свободного Ребенка» будут заботиться о том, чтобы дети имели возможность знакомиться с различными техническими производствами тех предметов, которые им постоянно приходится употреблять в обыденной жизни. С этой целью они будут посещать с ними те мастерские и заводы, которые доступны их пониманию. С этой же целью будут изготовляться коллекции по разным производствам, модели различных машин и орудий, употребляемых при этом, и т.д.

VII. Родной язык изучается свободно детьми не в виде особого предмета обучения, а в связи с текущими запросами жизни в «Доме Свободного Ребенка» и в домашней жизни детей. Каждый час их свободных занятий в пределах той или другой области знания является вместе с тем необходимо и часом изучения родного языка. Каждая беседа детей с руководителем по тому или другому вопросу жизни, науки или искусства есть вместе с тем для детей и усвоение родной речи и совершенствование в ней.

Совершенным абсурдом являются те уроки родного языка, которые приходится наблюдать в современной школе. Детей заставляют списывать из различных хрестоматий, заставляют их излагать прочитанные ими отрывки из этих хрестоматий, т.е. чужие мысли и т.д.

Ничего подобного не будет иметь места в «Доме Свободного Ребенка»: все, так называемые, занятия детей родным языком в нем будут сводиться к устному и письменному изложению детьми своих наблюдений, опытов, своих мыслей и соображений по тому или другому вопросу, своей свободной фантазии. «Дом Свободного Ребенка» будет избегать всяких хрестоматий и в особенности какой-нибудь одной в качестве руководства. Дети сами будут составлять свою собственную хрестоматию, т.е. собрание тех отрывков из поэтических и художественных произведений, которые им особенно почему-либо понравились.

В качестве живой формы для изучения родного языка могло бы служить также ведение детьми, с участием взрослых, журнала. В этом журнале регистрировались бы, как наиболее выдающиеся факты из жизни «Дома Свободного Ребенка», так находило бы себе место и душевное настроение его членов, т.е. те впечатления, которые на них производит жизнь в последнем, те чаяния и надежды, которые они связывают с этой жизнью и т.д. Наконец, в этом журнале могли бы находить себе место плоды свободной творческой фантазии детей.

Живой формой для изучения родного языка могло бы послужить также установление переписки детей «Дома Свободного Ребенка» с другими детьми. Это могло бы произойти таким образом. «Дом Свободного Ребенка» вступает в сношения с какими-либо другими учреждениями, преследующими цели, аналогичные целям «Дома Свободного Ребенка», и дети «Дома Свободного Ребенка» свободно и естественно вступают в переписку с детьми других учреждений, причем и те и другие описывают порядки у себя, те впечатления, которые дает им жизнь в этом учреждении, и т.д. Это полезно в смысле пробуждения у детей более сознательного и вдумчивого отношения к тому учреждению, в котором они получают свое воспитание и образование, и желания поставить это учреждение как можно выше и лучше во всех отношениях. Эта же переписка может пойти и на пользу изучения географии.

VIII. Иностранные языки. Будут ли изучаться в «Доме Свободного Ребенка» иностранные языки? Да, но не прежде, чем дети сами сознают необходимость их изучения и почувствуют потребность в этом.

Разве можно считать нормальным, как это делают многие неразумные родители, пичкать детей с самого раннего возраста одним, а иногда даже и двумя иностранными языками.

Память детей при этом загружается чрезмерно в ущерб другим сторонам их умственного развития. Но и многие из школ в этом отношении не отстают от неразумных родителей. Есть школы, которые считаются образцовыми и в которых изучение языков, как тяжелый гнет висит над маленькими детьми.

Источник

Оцените статью
Разные способы