Стратегия ИДЕАЛ как метод решения проблем
методическая разработка на тему
Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить?, Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. В повседневной жизни большинство людей используют одну-две стратегии, то есть делают какие-то определенные шаги, которые, по их мнению, помогут в достижении цели. Человек, владеющий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в повседневной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему я действую именно так именно в этой ситуации.
Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_ideal.docx | 19.63 КБ |
strategiya_ideal.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить?, Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. В повседневной жизни большинство людей используют одну-две стратегии, то есть делают какие-то определенные шаги, которые, по их мнению, помогут в достижении цели. Человек, владеющий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в повседневной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему я действую именно так именно в этой ситуации.
Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Тема моего мастер- класса «Стратегия «Идеал» как метод решения проблем
— Психологи Дж.Брэндсфорд разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ». Каждая буква – это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации
Чтобы сохранить аббревиатуру, нужно было пойти на некоторую адаптацию формулировок. Это было обусловлено также необходимостью учета возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию. Вот как эта стратегия выглядит в адаптации И.О. Загашева.
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
— Как же это все работает?
1 этап. Интересно, в чем проблема?
Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.
2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».
• Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.
• Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы. Оговорить количество вариантов
3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
Это – этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит.
Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.
4 этап. А теперь сделаем выбор!
На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?
Здесь учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план решения проблемы.
Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы, составьте устный рассказ и т.д.
Давайте рассмотрим пример использования стратегии «ИДЕАЛ» при работе с текстом сказки «Болтливая старуха»
Жили-были старик со старухой. Старуха была страсть какая болтливая: утаить ничего не могла. Чего только ни услышит, в ту же минуту деревня знает.
Поехал старик в поле пахать и выпахал клад денег, много золота — целый воз. Привез клад домой. И думает: Как теперь быть? Дойдет слух до нашего помещика, и прощайся с деньгами: все отберет. Говорит жене: — Старуха, никому не сказывай!
А старуха-то пошла к соседке и говорит:
— Соседка, старик клад нашел, только ты никому не сказывай.
Теперь, используя метод «ИДЕАЛ», попробуем разрешить данную проблему. Опыт показывает, что для того, чтобы младшие школьники лучше вникли в суть работы, им нужна какая-то наглядная опора, поэтому их можно попросить изобразить на небольших листах бумаги данную проблемную ситуацию.
И — «Интересно, в чем проблема?»
давайте определим ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.
(Выслушиваю предложения из зала, каждая формулировка должна быть зафиксирована на доске.Это делается для того, чтобы у ребят был впоследствии выбор: на какой остановиться.)
Итак, остановившись на одной из формулировок, мы можем перейти ко второму этапу.
НАПРИМЕР: Как старику сохранить деньги?
Д -«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»(фокус группа записывает на листах )
( крепим на доске 7-8 вариантов), не обсуждаем, какими-бы абсурдными на первый взгляд они не казались
Избавиться от старухи
Разделить клад и часть отдать барину
Спрятать и брать потихоньку
Сделать так, чтобы старухе не поверили
После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу, обозначенному буквой «Е».
Е -«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Это – этап первичной оценки. Действительно, ведь есть совершенно несуразные варианты, которые были предложены, что называется, ради смеха. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.
Этап «А».«А теперь выберем один вариант!»
Вот на этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
После обсуждения некоторых вариантов – сколько позволит время, – переходим к этапу «Л».
Л -«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?».
На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта. Младшие школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения. Подростки и старшеклассники ограничиваются перечислением пунктов плана.
— Фокус группа в течении 1-2 минут продумает как это будет происходить и чем сказка закончиться (работают вместе)
-Данная стратегия направлена на развитие не только предметных, но и метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся, о чём свидетельствует следующий слайд:
— учащиеся самостоятельно формулируют проблему;
— определяют способы её решения;
— самостоятельно составляют план решения проблемы.
— извлекают информацию при работе с текстом информационным или
— учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;
— учатся сотрудничать друг с другом;
— оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом
— формируют устойчивый познавательный интерес к чтению;
— развивают чувство ответственности за произнесённое и написанное
Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.
Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И нтересно, в чем проблема? Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы Е сть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Л юбопытно, как это осуществить на практике?
И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему .
Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения проблемы .
Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение.
Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике?
Болтливая старуха И нтересно, в чем проблема? Как старику сохранить деньги?
Болтливая старуха Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы
Е сть ли хорошие решения ? Болтливая старуха
Болтливая старуха А теперь сделаем выбор! Сделать так, чтобы барин не поверил старухе
Метапредметные результаты ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Личностные результаты
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей.
Родительское собрание на тему: «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о.
Решение проблем здоровьесбережения в начальных классах
Отчёт о работе по здоровьесбережению в начальной школе.
Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.
Единственный способ помочь активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса — создание общероссийского ресурса, способного объединить в масштабах страны в е.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Цель с которой проводится собрание — формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами .
Статья «Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения».
Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе.
Стратегия «ИДЕАЛ»
laquo;Технология развития критического мышления и её применение в воспитательной деятельности. Стратегия «ИДЕАЛ» как путь к самореализации&rdquo.
Источник
6 стилей достижения цели: найдите свой
Коуч Кэти Каприно рассказывает, как понимание своего подхода к достижению цели помогает в карьере и жизни
За 11 лет коучинга, пять лет в качестве терапевта и 18 лет корпоративной жизни я встречала огромное разнообразие типов личности. Но внимательно изучая рабочий процесс и работы специалистов, я пришла к выводу, что есть шесть доминирующих стилей поведения — шесть ключевых способов, которыми люди предпочитают пользоваться для достижения цели.
Я обнаружила также, что эти шесть стилей отвечают за то, чего люди на самом деле хотят, в чем нуждаются и о чем мечтают в работе и личной жизни. Предпочтительный стиль поведения влияет на то, с какими людьми мы легко ладим, какое влияние мы оказываем, к каким результатам стремимся и кому позволяем помогать нам. Если наш доминирующий стиль действий не уважают, не ценят или вовсе не допускают, мы часто чувствуем себя непонятыми, недооцененными, отвергнутыми, опустошенными и неудовлетворенными.
Это очень важно, но мы зачастую не в состоянии понять, каков наш стиль. Поэтому мы гонимся за работой, которая нам не подходит, и за карьерой, которая не оправдывает ожиданий.
Я обнаружила, что предпочитаемые стили действий закладываются с рождения, но развиваются на протяжении всей нашей жизни и опыта. Кроме того, наш стиль определяет наше понимание жизни, успеха и счастья, и у нас часто случаются болезненные столкновения с людьми, у которых другой стиль действий.
Каждый человек может руководствоваться разными стилями в разных ситуациях, но все же для каждого есть основной стиль, характеризующий его личность. (Для иллюстрации того, как эти стили отличаются, давайте предположим, что у всех описанных ниже людей есть одна цель — совершить в этом году путешествие из одного города в другой.)
Борец
Этого человека сильно мотивируют успехи и достижения, постановка целей и выполнение всего, что требуется, чтобы достичь этих целей. Борец упорно работает, последовательно преодолевая свои проблемы, и для достижения целей не стесняется получать помощь извне, консультацию и поддержку от других людей. Люди этого стиля добиваются своих целей как можно быстрее и эффективнее, чтобы поставить «галочку» в списке дел.
Сильные стороны этого стиля: способность непрерывно и активно двигаться к цели, не позволяя внешним препятствиям и отвлекающим факторам вставать на пути.
Потенциальные ограничения этого стиля: Борец иногда ставит собственно достижения выше других важных аспектов поведения и человеческого опыта — таких как сопереживание, сострадание, взаимосвязанность и терпение. Он часто бывает чрезмерным перфекционистом и стремится сделать больше, чем необходимо, больше, чем требуется, чтобы получить 5 с плюсом. Борцы готовы разбиться в лепешку для достижения того, что они считают важным.
Путешествие будет выглядеть следующим образом: Борец будет активно планировать поездку, выберет дату, найдет лучшего компаньона для путешествия. Поездка пройдет эффективно и быстро, без особых вопросов, беспокойств или обсуждений. Главное — прибыть в пункт назначения.
Искатель
Мотивация Искателя — развитие, обучение и рост, а ключевые цели — поиск возможностей для развития и обучения. Искатели могут часто менять направление, поддаваться идее «плыть по течению», для них нормально пересматривать мечты и цели на основе какого-то нового «материала», возникшего в их жизни в любой момент времени.
Сильные стороны этого стиля: Искатель, используя самые разные ресурсы (включая чутье и интуицию), прислушивается к разуму, телу и духу при достижении целей. Он проявляет гибкость на пути к цели и в получении полноценного жизненного опыта.
Потенциальные ограничения: Искатели делают такой сильный акцент на интуиции и внутреннем чутье, что иногда не в состоянии следовать практичным целям, которые будут поддерживать их. Также зачастую они не могут следовать проверенным методикам и подходам на пути к цели. Иногда они слишком сильно полагаются на позитивное мышление как стратегию, вследствие чего не могут предпринять конкретные шаги для достижения определенных целей.
Путешествие: поездка Искателя может в конечном итоге завершиться в другом городе или вообще не состояться. Искатель может решить заехать куда-то по дороге, остаться на неделю дольше, чем первоначально планировалось, из-за того, что он с кем-то познакомился или узнал что-то новое. Искатель больше всего заботится о росте и обучении и поэтому, получая некую новую информацию, оценивает, является ли первоначальная цель наиболее желательной.
Исследователь
Исследователя мотивирует процесс изучения, исследования и оценки. Он рассматривает массу углов и точек зрения, чтобы найти наилучшие цели и наилучшие пути для их достижения. Исследователю нужно разобраться в идеи или концепции, снять с них шелуху, заглянуть вглубь и увидеть альтернативные подходы и варианты.
Сильные стороны этого стиля: Исследователь обладает способностью находить новые пути достижения цели, а также новые способы осмысления того, как мы движемся к ней. Он может найти такие повороты, которые заставят поменять правила игры и предыдущие решения.
Потенциальные ограничения: потребность Исследователя в данных, проверке и исследовании может стать препятствием на пути эффективности. Иногда жизнь преподносит ситуации, где невозможно просчитать возможные результаты, где можно полагаться только на веру. Исследователю трудно смириться с этим, его страшит такой подход.
Путешествие: поездка этого человека будет сопровождаться большим количеством расследований, исследований, опросов, обсуждений и экспериментов, даже если само путешествие еще не началось, и даже план действий не намечен.
Тихоход
Тихоход обязательно добьется своей цели, но будет подходить к процессу очень медленно, методично и в какой-то степени неуклюже. Он похож на гигантскую черепаху с твердым надежным панцирем. И когда возникнут события или ситуации, которые хоть как-то угрожают Тихоходу, он заберется под панцирь и посидит там, пока угроза не минует. Тихоход будет спокойно брести к своей цели, а если другие хотят как-то ускорить этот процесс, то пусть побегают вокруг.
Сильные стороны этого стиля: у Тихохода сильный, устойчивый и надежный способ, позволяющий переместиться из точки А в точку Б, и его не так-то просто сбить с дороги или отвлечь от цели.
Потенциальные ограничения: иногда Тихоход застревает по дороге, если случается что-то, что, по его мнению, угрожает его статус-кво. Изменения очень страшат Тихохода, и его опасения должны быть минимизированы, прежде чем он сможет двигаться дальше.
Путешествие: поездка Тихохода будет медленной, неуклонной и очень хорошо спланированной. Успехи могут появиться не сразу (если возникнет что-то, что испугает Тихохода), но он не сдастся, пока не достигнет намеченной цели.
Бунтарь
Человек с этим стилем действий чувствует желание бросить вызов всему — он задает вопросы, нарушает привычное мышление, не принимает никакие советы, не признает авторитеты и любые рекомендации. Он приходит в восторг от возможности перевернуть цель или убеждение с ног на голову, и спросить, почему она такая. Он действует, опираясь на собственные ответы на важные вопросы, и считает себя наивысшим авторитетом в том, что является правильным или неправильным способом достижения цели.
Сильные стороны этого стиля: Бунтарь не верит на слово, поэтому он часто выдает совершенно новые решения в силу своего скептицизма и сомнений в том, что находится перед ним.
Потенциальные ограничения: Бунтарь может расходовать больше энергии, чем это необходимо или полезно в конкретной ситуации, исчерпав свою (и чужую) энергию и ресурсы, прежде чем необходимые действия будут приняты.
Путешествие: процесс планирования поездки и участие в ней для человека этого стиля будет полон вопросов и проблем, которые необходимо решить. В том числе: почему именно сейчас? Почему это? Стоит ли оно того? Что я получу от этого? Кто должен приехать? И кто сказал, что это хорошая идея?
Миссионер
И, наконец, Миссионер стремится к цели только тогда, когда она вызывает восхищение, имеет более глубокий смысл и назначение, обеспечивает желаемое преобразование — для него самого, для других, для общества или мира. Миссионерам нужен более глубокий смысл и значение в работе и целях, они жаждут результатов, которые принесут пользу всем участникам.
Если в деле нет некой формы отстаивания идеи или повода для позитивного роста, Миссионер не будет полностью удовлетворен или мотивирован, чтобы довести его до конца. Миссионеры не стремятся к личной выгоде — их мотивируют преобразование аспектов мира для достижения большей пользы.
Сильные стороны этого стиля: когда Миссионер мотивирован, он может быть весьма убедительным и убежденным, может зажечь всех вокруг своим пламенем, прокладывая путь к желаемой цели.
Потенциальные ограничения: у Миссионера довольно сильное «воинственное» восприятие, и иногда он может быть недальновидным в своих взглядах и подходах и оттолкнуть других людей, которые не прониклись пропагандистским аспектом цели.
Путешествие: учитывая веру Миссионера в преобразования, его невозможно остановить. Он способен справиться с волокитой, сделать невозможное возможным, сдвинуть горы, развернуть реки и добраться до места назначения, когда все остальные не добились успеха.
Почему нужно знать ваш доминантный стиль, чтобы построить счастливую карьеру?
- Осознание доминирующего стиля поведения поможет вам выбрать правильную работу и карьеру, а также правильный путь, где ваш стиль пригодится и где его будут уважать.
- Понимание того, что мотивирует вас, поможет вам принять лучшее решение с точки зрения того, к какой карьере, каким отношениям и какому образу жизни вы стремитесь.
- Понимание того, как различаются люди своими стилями действий, поможет вам лучше ладить (или руководить) с теми, чьи стили отличаются от вашего, и более терпимо относиться к разнообразию стилей.
- Видя потенциальные слепые пятна вашего доминантного стиля, вы сможете обойти трудности и подводные камни, присущие вашему стилю, а также окружить себя людьми, у которых есть стили, дополняющие ваш.
- Понимая, как вы предпочитаете действовать, вы будете знать, что нужно сделать в любой новой ситуации, чтобы достичь желаемого (в том числе, как построить счастливую карьеру).
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Источник