- Виды познавательной деятельности
- Содержание:
- ↑ Обыденное (житейское) познание
- ↑ Научное познание
- ↑ Философское познание
- ↑ Художественное познание
- ↑ Социальное познание
- Художественное и научное познание: связь и различие
- познание художественное
- Полезное
- Смотреть что такое «познание художественное» в других словарях:
Виды познавательной деятельности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды познавательной деятельности« из раздела кодификатора (1.3 Виды знаний)
В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
Содержание:
↑ Обыденное (житейское) познание
Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.
К ним относятся знания:
- о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);
- о безопасности (строительство дома);
- о материальном благополучии (работа, бизнес);
- о самореализации (карьерный рост, образование).
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.
Здравый смысл — способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.
Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.
↑ Научное познание
Научное познание — это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.
Особенности научного познания:
- опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность;
- осуществляется профессионально подготовленными людьми;
- опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.
- в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;
- универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
↑ Философское познание
Философское познание — теоретическое познание, которое заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.
↑ Художественное познание
Художественное познание — это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки.
Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.
В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.
В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.
↑ Социальное познание
Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.
Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.
Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.
Особенности социального познания:
- объект и субъект совпадают – это общество, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;
- общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
- общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.
Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.
Источник
Художественное и научное познание: связь и различие
Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.
Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.
Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.
Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.
«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.
Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».
Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».
Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.
Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.
Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.
Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.
Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.
Статья на тему Художественное и научное познание
Источник
познание художественное
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин . 2009 .
Полезное
Смотреть что такое «познание художественное» в других словарях:
познание художественное — свойственно искусству; отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его… … Большая психологическая энциклопедия
познание: форма — сюда относятся: познание научное, познание обыденное, познание художественное и познание религи … Большая психологическая энциклопедия
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — 1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно выразительно окрашенный (примером такого… … Философская энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь
Познание — Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным… … Википедия
Познание — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и… … Педагогический терминологический словарь
познание — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой… … Словарь терминов логики
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Социология: Энциклопедия
ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — специфическая форма освоения действительности в иск ве. Методологической основой понимания сущности О. х. является ленинская теория отражения, раскрывающая общие закономерности и способы адекватного постижения мира. Процесс О. в иск ве, включая… … Эстетика: Словарь
Источник