Художественный образ способы его создания

Лекция № 10. Художественный образ и способы его создания в оригинале и переводе

В центре изучения худож. лит-ры в целом и каждого худож. поизв-я в отдельности стоит понятие образа. Образное мышление обычно определяют, как способность предавать и воспринимать общее через единичное, а сам образа как «воспроизведение типических явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме.» худож. образ – это не всегда обобщенное, типизированное изображение человека. В худож. произведении через описание конкретных людей и событий может быть создан обобщенный образ целой эпохи, образ общества, образ природы и т.д.

Худож. образ создается с помощью языка. Наряду с языком, взятым во всей совокупности его единиц и их аранжировки, образ в худож. тексте создается и с помощью композиции, и с помощью апелляции к фоновым знаниям читателя, и с помощью ряда других средств. Однако центральное место среди них занимает слово. Слово, будучи средством создания худож. образа, обнаруживает свою стилистическую способность – образность (Пример Скребнева Златокудрая дева затрепетала – Рыжая девка затряслась). Сказанное не означает, что любое слово в художественном тексте всегда образно. Однако, практически любое слово «работает» на создание того или иного образа. Даже будучи стилистически нейтральным, слово всегда «отягощено» ассоциативными связями.(Пример со стихотворение про осень)

Помимо слов, созданию образа служит ритмическая организация текста, его фонетическая аранжировка.

Сравним следующие тексты:

v [Он] услышал стоявший вокруг него невообразимый шум. Гудели автомобили, трезвонили трамваи, что-то возбужденно кричали какие-то люди, откуда-то доносились глухие, похожие на барабанный бой удары и непонятный скрежет.

v [Его] оглушил шум: гудки машин, звон трамваев, крики, глухие, похожие на барабанный бой удары, какой-то скрежет.

В денотативном плане эти тексты практически совпадают, в них описана одна и таже сцена, перчислены одни и теже звуки. Однако воспринимаются они героем по-разному. А точнее – описаны два состояния, в которых находится воспринимающий эти звуки герой. Первая ситуация типична, в ней нет никакой спешки, герой как бы осмысливает происходящее вокруг. Во втором примере все выглядит по-другому.

Созданию образа в значительной степени способствует композиция произведения. Последовательность передачи информации влияет на то, как читатель воспринимает события, как формируется его отношение к персонажем. Понятно, что если автор заранее готовит читателя к тому или иному поступку своего героя, заранее объясняя его мотивы и даже, возможно, доказывая правомерность этого поступка, то и отношение к этому герою и его поступку будет иным, чем в случае, когда читатель шокирован неожиданностью и кажущейся немотивированностью того же самого поступка.

Вообще худож. произведение тем и отличается от реальной жизни, что в нем информация о персонажах, их характерах и мыслях, истории их жизни, равно как и происходящие события не только придуманы автором, но и отобраны, аранжированы таким образом, чтобы они служили реализации авторского замысла, т.е. созданию худож. образа. Если в реальной жизни какое- то событие происходит ясным солнечным днем, то это – дело случая. Если же то же самое описано в худож. произведении, то это уже – выбор автора. Он мог вообще не упоминать погоду, если она «не работает» на образ. В отличии о реальной жизни, в худож. тексте нет случайностей, есть лишь средства создания образа.

При воссоздании образа средствами переводящего языка пер-ку не нужно «придумывать» образ. За него это уже сделал автор, который уже отобрал нужные ему языковые средства, определил композицию текста, описал систему взаимодействия и взаимоотношения персонажей. В пре-де нужно просто все это сохранить.

В каждом языке, у каждого народа имеется своя, только ему присущая система образного отражения мира, свои фоновые знания, приводящие к появлению тех или иных ассоциаций. Механический перенос их из одного языка в другой может не только разрушить образ, но и создать другой, противоречащий авторскому замыслу. Более того, в переводящем языке может и вовсе не оказаться тех средств, которыми пользуется автор. Все это требует от переводчика тщательного анализа оригинала, выявление функции каждой единицы языка и композиции в создании образов и нахождения функциональных соответствий им в переводящем языке.

«Чувствительность» литературного текста (а точнее – худож. образа) к фонетическим, лексическим, синтаксическим средствам серьезно усложняет работу пер-ка, поскольку нужно не просто найти лексическое соответствие, а еще и учесть его коннотативное значение, возможные фонетические ассоциации, длину, сочетаемость и т.д. при пер-де с русского языка с его развитой системой деривационных суффиксов (в особенности уменьшительно- ласкательных) необходимость передать подобные оттенки вызывает большие трудности. Но при пер-де с иностранного языка на русский совсем не просто решить, дожжен ли день (или денек?) быть серым или сереньким?

Сохранение композиции текста также оказывается задачей отнюдь не механической. Получатель пер-да должен в каждый момент располагать точно таким же объемом и характером информации, каким располагает читатель оригинала.

Читайте также:  Опарный способ приготовления теста преимущества

В романе агаты Кристи «Убийство Роджера Аккройда» читатель только в самом конце узнает, что все события описаны самим убийцей, от лица которого и ведется повествование. При этом рассказчик в многих случаях совершенно правдиво описывает события. Однако каждый раз слова доктора могут быть поняты двояко, а автор так выстраивает контекст, что как бы подталкивает читателя к их неверному пониманию. Если пер-к этого не заметит и снимет двусмысленность, рухнет вся композиция текста. Читатель либо раньше времени поймет, кто же настоящий убийца, либо будет озадачен в конце, обнаружив, что развязка противоречит тому, о чем ему рассказывали раньше.

Обобщая все сказанное, можно еще раз напомнить, что в тексте пер-да, как и в тексте оригинала, не может быть ничего случайного. Каждое слово, любая аранжировка элементов всегда работают либо на сохранение образа, либо на его разрушение.

Источник

Создание художественного образа в литературе

Многие литературные персонажи вошли в нашу повседневную жизнь.

Если хотят назвать человека скупым, то говорят: «Плюшкин». А ленивого человека мы называем «Обломов». Когда речь заходит о сыщике, то сразу возникает образ Шерлока Холмса.

Это говорит о том, что авторам этих персонажей удалось создать яркий образ.

Понятие художественного образа

Художественный образ — это герои, жизненные ситуации и обстоятельства, которые ярко отражают и дополняют характеры, события и дух времени произведения.

В драме образ связан с конкретным персонажем, которого играет артист театра.

В лирике создается образ лирического героя.

Что касается прозы, то тут все сложнее.

Приемы создания ярких художественных образов

Писатели используют разные методы, к наиболее эффективным относятся следующие:

  • Необычное описание персонажей. Это довольно популярный метод, им пользуются чаще остальных.
  • Раскрытие характера героя через поступки.
  • Нестандартная окружающая персонажа обстановка.
  • Что говорят о герое другие действующие лица произведения?
  • Анкетирование своего героя. Представьте, что вы берете у него интервью, ваша цель узнать интересную информацию о нём.
  • Как можно ярко представить все детали вашего героя: как он выглядит, где живёт. Считайте, что вы оператор и ваша цель-всё подробно снять.
  • Так как характер человека проявляется в различных ситуациях, то пусть ваш герой окажется в разных жизненных перипетиях. Они могут быть комичными и трагичными, даже нелепыми.
  • Использование прототипа.
  • Показать прогресс в развитии персонажа, либо регресс, когда герой скатывается на самое дно.
  • Нельзя создавать добрых и плохих персонажей. В любом злодее должно быть хоть что-то положительное. А в добром герое-отрицательное.
  • Читатель должен ассоциировать себя с героем. Мы сопереживаем тем, кто похож на нас.
  • Не помешает изобразить чудачества главных героев.
  • Детали также очень важны. Например, ручка в виде чёрного пуделя на тросте Воланда в «Мастере и Маргарите» сразу подсказывает нам, что герой прибыл к нам из потустороннего мира.

Прототип литературного героя

Обычно писатели используют прототип, чтобы наиболее убедительно описать персонажа. Но настоящие мастера слова обобщают образы и создают свои образы.

Так, Леонардо да Винчи никак не мог найти подходящий образ для написания Иуды. Для поиска натуры он посещал притоны Флоренции.

Грибоедов в «Горе от ума» показал высший свет. Современники легко угадывали, кто стоит за каждым персонажем пьесы.

Любил брать из жизни прототипы Тургенев, например, образ Герасима в «Муму».

На написание «Робинзона Крузо» Д. Дефо вдохновил случай, произошедший в 1704 году. Тогда в Лондон приплыло судно, доставившее полудикого моряка Александра Селькирка, который четыре года прожил на необитаемом острове.

Достоевский тоже использует прототипы, но существенно перерабатывал героев (образы Ставрогина, Версилова).

Толстой любил объединять черты нескольких прототипов для создания яркого персонажа. Как он писал: «взял Таню, перетолок её с Соней и сделал Наташу».

Часто происходит и обратный процесс: литературный прототип рождает своих двойников в жизни.

Прогресс и регресс литературного героя

Герои не меняются только в «мыльных операх» и приключенческих фильмах. В литературных произведениях герой постоянно эволюционирует. Берётся точка отчета и герой либо развивается и становится лучше, либо катится по наклонной. Главное чтобы он не стоял на месте.

Чаще всего писатели помещают героев различные обстоятельства, где и проявляются их характеры.

Характер литературного персонажа

Для создания яркого и запоминающегося героя необходимо наделить его основным характером. А далее уже вкрапывать другие черты.

«Всё дело в характерах», — писал Достоевский.

Для Толстого главное было показать душевную жизнь, выраженную в сценах.

Писатели применяют два метода для описания характера героев.

Первый метод использовали Гоголь, Щедрин и Бальзак. Его суть: выделить основную черту характера, страсть героя.

Второй метод использовали Л.Н. Толстой и Достоевский, раскрывая героев через психологические противоречия.

Чехов избегал описания душевных переживаний героев, стараясь, чтобы они были понятны из поступков героев.

Но из всех писателей именно Достоевский уделял характерам героев много времени и сил. Они претерпевали у него существенным изменениям. И за написание романов Достоевский брался только после тщательного осмысления характеров героев.

Имена литературных персонажей

Писатели уделяли много внимания именам героев.

Так, Бальзак не зря назвал своего героя Гобсек ( от французского gober le sec, что значит «сцапать сухим»).

У Мольера имя героя Тартюфа аллегорично восходит к слову truffe — обман, плутня.

Читайте также:  Легкий способ быть счастливым

Гоголь любил наделять своих героев характерными фамилиями: Земляника, Хлестаков, Манилов, Ноздрёв.

Литературный тип

Задача этого приёма показать множество характеров и жизненных ситуаций и привести их к единообразию. То есть создать обобщённый образ, отвлекаясь от мелочей и несущественных деталей.

Как создавали яркие образы писатели?

Чехов часто говорил, что в его голове «целая армия людей» , которая так и просится наружу, нужна лишь команда.

Горький советовал «изображать людей живыми, а это — главное».

У Тургенева был свой авторский метод создания персонажей. Сначала он встречал прототип будущего героя, затем старался детально изучить его, потом помещал героя в необычные обстоятельства.

Иногда писатели так живо представляли своих героев, что начинали переживать вместе с ними. Гёте плакал над Ифигенией, Флобер переживал все страдания Эммы Бовари.

В тоже время Бальзак старался сохранять дистанцию между собой и литературными персонажами. Он даёт оценку Гобсеку, но при этом не становится скупым.

Личные приёмы создания литературных персонажей

От себя хотелось бы добавить, что нужно найти свой, наиболее комфортный приём изображения персонажей.

Бывает, что встречается яркий прототип и он берётся за основу художественного образа. Бывает наоборот, сначала придумывается обобщенный художественный образ, а уже потом он наделяется конкретными чертами от прототипов.

Источник

Обзор проблемы «Средства создания художественного образа»
статья на тему

Обзор посвящен теоретическому аналазу понятия «Художественный образ», рассмотрению средств создания художественного образа.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_sozdaniya_hud_obraza.docx 27.93 КБ

Предварительный просмотр:

«СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА».

Силина Ольга Викторовна,

Студент Института педагогики и психологии г. Архангельск

  1. Художественный образ: определение понятия, свойства.
  2. Средства создания художественного образа.
  1. Художественный образ: значение понятия, свойства

Все мы в школе не раз писали сочинения на тему «Образ такого-то героя в таком-то произведении». И вот мы сидим, пытаемся что-то сочинить, написать… или просто списываем с готового сочинения, надеясь, что у учителя нет такой же книги с готовыми сочинениями. А было бы гораздо проще написать то сочинение, понимай мы тогда, что есть это такое «художественный образ», с помощью каких средств он создается. Попробуем разобраться в этом явлении.

Для начала обратимся к определению понятия .

Анализируя понятия из разных словарных источников [1, 3, 8, 10], можно сказать, что художественный образ – индивидуализированное изображение человеческой жизни, и в то же время это обобщённая её картина.

Но на данном этапе говорить о полноте определения ещё рано.

Очень большую роль, по мнению многих исследователей в данной области в изображении играет вымысел. Без творческого воображения художника не было бы единства индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В то же время вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя.

Произведения искусства вызывают у воспринимающих их палитру чувств. некоторые относятся к нему как к чему-то лично затрагивающему, непосредственно к нему относящемуся. Это – эстетическое чувство, связанное с представлением об идеале. А кто-то отнесется к тому же произведению с меньшей отзывчивостью, оно его никак не затронет. Хотя, мы не можем утверждать, что у данного человека нет этих эстетических чувств, у него скорее другие представления об идеале.

Итак, обобщив выше написанное:

Художественный образ — конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

Художественный образ располагает особыми свойствами , присущими только ему одному. Многие исследователи называют такие как:

1) типичность (по А. И. Николаеву, — отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего [4]).

2) органичность (живость) — естественность его воплощения, простота выражения и необходимость включения в общую образную систему [11].

3) ценностная ориентация — художественный образ может иметь разную философскую или религиозную подоплеку, навязанную мировоззрением автора [11].

4) недосказанность — это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество [11].

  1. Средства создания художественного образа

Н.А. Дмитриева, А.А. Беляев и др. ученые указывают на то, что художественный образ создается на основе одного из средств : изображение, звук, языковая среда, или комбинации нескольких. Он неотделим от материального мира. Например, смысл, внутреннее строение, четкость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит [2, 11].

Кратко рассмотрим каждое средство создания художественного образа.

Изображение . В проштудированных словарях изображение трактуется как процесс и как некий образ чего-либо, предмет. Для нас важен момент толкования данного явления во втором его понимании, а именно как изображение чего-либо, представленное в виде продукта изобразительного искусства (картина, гравюра, скульптура, фотография). Здесь художественный образ создается с учетом всех аспектов зрительного восприятия, т.е. с помощью форм, линий, фактур, цветов, светотени, пластики и прочее – что называется изобразительными средствами. А так же с помощью выразительных средств, связанных с построением сюжета, ассоциаций, которые пытается донести автор до зрителей (так называемый сюжетно-ассоциативный комплекс) [1, 2, 11].

Звук . Мы будем придерживаться следующего определения понятия звук — в широком смысле — упругие волны , распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств человека и животных [11].

Нас же интересует звук не сам по себе, а именно музыкальный звук, а точнее совокупность музыкальных звуков, построенная в определенную композицию и передающая определенную «историю», задумку, чувства человека создавшего ее – сама музыка. Музыкальный звук обладает определенной высотой, тембром (окраска звука), громкостью (сила звука), длительностью (условная продолжительность звука) [11].

Именно на сочетании свойств звуков и определенном ритмичном их построении, и строится музыкальный художественный образ, передающий эмоции и замысел композитора.

Языковая среда . Литературоведы средствами создания художественного образа обозначают так называемые тропы. Н.Д. Тамарченко, пишет, что в риторике и классической поэтике тропами называются выражения и высказывания в переносном значении. Среди риторических фигур к тропам причисляются метафоры, метонимии, синекдохи, аллегории, гиперболы, литоты и т. п. [9].

Метонимия — это простейший вид иносказания, предполагающего замену имени его лексическим синонимом («секира» вместо: «топор»). Или смысловым результатом (например, «золотой» век русской литературы» вместо: «русская литература XIX века»). Метонимия (перенос) лежит в основе любого тропа. Метонимичными, по М. Р. Львову, являются «связи по смежности».

Синекдоха — это такая метонимия, при которой происходит замещение имени более узким или более широким по семантике наименованием (например, «носач» вместо «человек» (с большим носом) или «двуногие» вместо: «люди»). Замещаемое имя опознается по его характерному признаку, который называет замещающее имя.

Аллегория — это образное иносказание, предназначенное для рациональной расшифровки (так, Волк и Ловчий в известной басне И. А. Крылова «Волк на псарне» легко дешифруются образами Наполеона и Кутузова). Образ в аллегории играет подчиненную роль. Он чувственно воплощает в себе какую-либо значимую идею; служит однозначной иллюстрацией, «иероглифом» абстрактного понятия.

Сравнение — это такая метонимия, которая раскрывается в двух компонентах: сравниваемом и сравнивающем. А грамматически образуется с помощью союзов: «как», «будто», «словно» и т. п.

Сравнение помогает увидеть предмет с новой, неожиданной точки зрения. Оно высвечивает в нем скрытые или незамеченные до той поры черты; дает ему новое семантическое бытие. Так, сравнение со свечками, «дарит» есенинским березам стройность, мягкость, теплоту, и слепящую красоту, свойственную всем свечам. Более того, деревья, благодаря такому сравнению, понимаются живыми, даже предстоящими Богу (поскольку свечи, как правило, горят в храме).

Метафора, по справедливому определению А.А. Потебни, есть «сокращенное сравнение». Она обнаруживает только один — сравнивающий компонент. Сравниваемый — домысливается читателем. Метафора — скрытая аналогия. Этот троп генетически вырастает из сравнения, но не имеет ни его структуры, ни грамматического оформления (союзы «как», «будто» и др. не применяются) [7].

Олицетворение — это персонификация («оживление») неживой природы. Благодаря олицетворению земля, глина и камни приобретают антропоморфные (человеческие) черты, органичность.

Эпитет — это не простое, но метафорическое определение. Он возникает путем сопряжения разнородных понятий (примерно по следующей схеме: кора + серебро = «серебристая кора»). Эпитет размыкает пределы традиционных признаков предмета и добавляет к ним новые свойства (так, эпитет «серебристая» придает согласующемуся с ним предмету («коре») следующие новые признаки: «светлая», «блестящая», «чистая», «с чернью») [11].

Гипербола в литературном словаре определяется как — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: «Я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими (приукрашенными, преувеличенными) [5].

Литота — 1. Обратная гиперболе стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п. По существу литота чрезвычайно близка гиперболе по своему выразительному значению, почему ее и можно рассматривать как вид гиперболы (что и делали старые риторики, делившие гиперболу на увеличение и/или уменьшение). 2. Стилистическая фигура нарочитого смягчения, выражения путем замены слова противоположным, но отрицательным по значению: «неплохо» вместо «хорошо», «не возражаю» вместо «соглашаюсь» [4, с. 505—506].

Таким образом, художественный образ сложное и многогранное явление, которое обладает специфичными свойствами и определяется в первую очередь личностью своего создателя, его мироощущением. Средства, которыми создается образ, также многообразны и сложны. Правильное их использование, поможет автору в полной мере передать тот образ, который возник в его замысле.

Ориентироваться в средствах создания художественного образа необходимо и простому обывателю. Они помогут ему при восприятии какого-либо произведения искусства, при попытке описать, понять художественный образ, заключенный в нем.

Источник

Читайте также:  Все способы ускорения обмена веществ
Оцените статью
Разные способы