Литература. Термины и понятия. Авторская позиция.
Авторская позиция — авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров, событий, явлений, изображённых в произведении.
Способы выражения авторской позиции.
- Прямое высказывание автора:
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
- Авторскую позицию могут выказывать и герои произведений.
Например, слова о человеке, сказанные Сатиным в пьесе «На дне» — это позиция А.М. Горького: « Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»
Отношение автора к герою выражается не только в прямых высказываниях, но и косвенно:
- через портрет (портрет Плюшкина из поэмы «Мёртвые души» Гоголя»: «… это странное явление, этот съежившийся старичишка…», «это был скорее ключник, чем ключница»…)
- особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», отрицательно характеризует действующих лиц),
- через своеобразие речевой характеристики героя (Очумелов, герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»: «По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?»)
- через раскрытие его мыслей и чувств (А. Болконский после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»)
- Через заглавие произведения («Горе от ума» А.С. Грибоедова),
- эпиграфы («Береги честь смолоду…» в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина), образы природы,
- через мир вещей (в комнате Манилова – героя «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя: «… В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»; «…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею… )
- в драматическом произведении — ремарки (в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: Осип «схватывается» с постели; Хлестаков «выпроваживает» слесаршу; городничий «заливается и помирает со смеху» , «вскрикивает, подпрыгивая от радости». )
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Художественные способы выражения авторской позиции горький
Особыми в ранних рассказах Горького являются и способы выражения авторской позиции: для ранних романтических рассказов Горького характерно наличие образа повествователя. В самом деле, это один из самых незаметных образов, он почти не проявляет себя прямо, но взгляд именно этого человека очень важен для писателя. Горький называет повествователя не прохожим, а проходящим, подчёркивая его неравнодушное отношение ко всему, попадающему в сферу его восприятия и осмысления. В судьбе и мировоззрении этого «проходящего» проявляются черты самого Горького, в судьбе его героя во многом отразилась судьба писателя, в юности в своих странствиях познавшего Россию. Это даёт многим исследователям права говорить о повествователе Горького в этих рассказах как об автобиографическом герое.
Макар Чудра лишь скептически выслушивает возражение автобиографического героя – в чём именно их несогласие, остаётся как бы за кадром повествования. Но конец рассказа, где повествователь глядя во тьму, видит, как красавец-цыган Лойко Зобар и Рада, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой», проявляет его позицию. В этих словах – восхищение их красотой и бескомпромиссностью, силой и непреодолимостью их чувств, понимание невозможности для романтического сознания иного разрешения конфликта – но и осознание бесплодности такой позиции: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Радой.
Более сложно выражена позиция автобиографического героя в «Старухе Изергиль». Создавая образ главной героини композиционными средствами, Горький даёт ей возможность представить романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и романтический антиидеал, воплотивший доведённый до апогея индивидуализм и презрение и нелюбовь к людям (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя сама старуха Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о её собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Несмотря на уверенность Изергиль, что она всю жизнь стремилась, скорее, к полюсу Данко, читатель сразу обращает внимание на то, с какой лёгкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей. Во всём – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. О прекрасной чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка или молодая, полная сил женщина; перед нами же глубокая старуха, «время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Изергиль уверена, что её жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры. Но всё в образе Изергиль напоминает читателю о его – в первую очередь её индивидуализме, сближающимся с индивидуализмом Ларры, её нервность, её рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизнь: «И все они – только тени».
Принципиальная дистанция между позицией героини и повествователя формирует идеологический центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей её красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. В самом деле, автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтический рассказах Горького.
Но только ли с романтизмом связано творчество Горького? Когда писатель принёс Короленко рассказ «Старуха Изергиль», тот сказал: «Странная какая-то вещь. Это – романтизм, а он давно скончался. Очень сомневаюсь, что сей Лазарь достоин воскресения. Мне кажется, вы поёте не своим голосом. Реалист вы, а не романтик, реалист!» Но после рассказа «Челкаш» Короленко вынужден был признать в молодом авторе и реалиста, и романтика.
Если для реализма XIX века главным было объяснить характер теми жизненными обстоятельствами социального, бытового, этического, эстетического плана, которые на него воздействуют, то в новом типе реализма, появление которого связано именно с именем Горького, принципы типизации изменяются. Влияние становится как бы двунаправленным: теперь не только характер испытывает на себе влияние среды, но утверждается также возможность и даже необходимость воздействия личности на среду. Формируется новая концепция личности: человек не рефлексирующий, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, но на общественном поприще. В литературе этого периода проявилось доверие художника к своему герою.
Ритмические формы
Формы ритма поэтического произведения многообразны, виды его различны. С понятием «поэтический ритм» связаны, в общем, все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К их числу относятся повторы: 1) тождестве .
Лирический герой в произведениях Жуковского. Жуковский в наше время.
Чем ближе к своему образу, к природе, тем прекраснее и совершеннее произведение искусства. В. А. Жуковский. Особенностью интимной поэзии Жуковского является то, что она автобиографична, расцветает под влиянием чувства к М. А. Протасов .
«Бэла»
Глава «Бэла» отличается особой простотой, которую отмечал В.Г. Белинский. В своей статье, посвященной «Герою нашего времени», Белинский отмечал особенность построения «Бэлы» в том, что «простота и безыскусность этого рассказа – невыразимы .
Источник
«Авторская позиция в романтических произведениях Горького»
Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Являясь представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и понимал родной язык, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений. В своих произведениях писатель отразил эпоху, в которую жил. Особенно это проявляется в его ранних рассказах. Молодой Горький ощущает в себе призвание литератора и пишет несколько романтических произведений, где выступает как автор и оригинальный рассказчик.
В рассказах “Макар Чудра”, “Песня о Соколе ”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободолюбии представлены в виде повествования старого, обученного жизненным опытом человека: цыгана Макара Чудры, крымского чабана Надыр-Рагимоглы. И рядом с ним мы видим образ ещё одного героя- «проходящего», слушателя, от лица которого ведётся повествование. Его можно назвать автобиографическим героем, так как его судьба очень схожа с судьбой молодого Горького.
Он занимает в рассказах не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого направления значимость его очень велика.
Автобиографический герой-выходец из низов, который стремится к новым открытиям и познаниям. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его необыкновенное восприятие природы вносит в рассказы романтическое начало, радость, необычность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; . окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море. ”
Отношение к жизни автобиографического героя раскрывается в беседах с Макаром Чудрой, в том, как он реагирует на услышанные легенды и песни. Рассказчик хочет понять истинный смысл жизни, беседуя с этим мудрым человеком, потому что главное для него
“ходить. ”, “учиться и учить”.
Манера повествования, выбор пейзажей, их описание дают нам представление о рассказчике — человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием встреченных им людей, щедростью народной фантазии.
Автобиографический герой — романтик, идущий собственной дорогой жизни. В пути он встречает интересных людей, учится у них жизни, проверяет свои идеалы, иногда разочаровывается. Его заинтересованный взгляд выдвигает в центр рассказа “фигуру” из народа — то Макара Чудру, то старуху Изергиль, то Надыр-Рагимоглы.
Для рассказчика и автора интересен внутренний мир простого человека и его духовные ценности. В каждом из рассказов Горького присутствует тема свободы и силы человеческого духа. Каждый персонаж в рассказах постоянно сохраняет собственный жизненный принцип, жизненную позицию. Эти простые люди рассматривают мир как соотношение двух категорий: возвышенного и низменного. Они защищают то, что представляется им прекрасным, а всё остальное отрицают и игнорируют.
Горький не просто поддерживает бунтарство своих героев, но и находит опору ему в народной среде.
О внутренней близости автобиографического героя и рассказчиков свидетельствует совпадение их взглядов, родственная манера повествования.
Сочувствуя героям-рассказчикам, автор показывает не только их сильные, но и слабые стороны. Так, например, Макар Чудра, который жаждет свободы, прославляет независимость, и в то же время проповедует спокойствие и сбалансированность жизни.
Таким образом, ранние романтические рассказы Горького открыли мне не только автора-лирика, но и необычно возвышенных героев, стремящихся к высокой цели. Я впервые увидел произведения, где рассказчик является непосредственным участником событий, а от его позиции зависит дальнейший сюжет рассказа.
Источник
Композиция романтических рассказов М. Горького
Описание презентации по отдельным слайдам:
Композиция романтических рассказов М. Горького
Цель урока: проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.
Авторская позиция в ранних романтических рассказах Горького проявляется не только в противопоставлении героев, но и в самой структуре произведения, в элементах композиции, в конфликте. Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели — наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.
— В чём особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»? Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот приём часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают систему координат, по которой можно судить и о них.
— Какую роль в композиции играют портретные характеристики героев? В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О её необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала.«Может быть, её красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает»; «один магнат», «красивый, как чёрт в праздник», «увидал её и остолбенел». Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жёны к тому магнату: «кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» Гордость и красота равновелики в этой героине.
Зато портрет Лойко нарисован подробно: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце, ей-богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конём». Образ не просто романтический — сказочный, с фольклорными формулировками. — В чём конфликт произведения и как он разрешается?
Рассказывая о любви Радды и Лойко Зобара, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так между любовью и гордостью разрешается смертью обоих — покориться любимому человеку ни один не захотел. — Какова позиция автора и как она выражена?
Образ повествователя — один из самых незаметных, он обычно остаётся в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (в данном случае герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка — восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.
— Какова реализация автором конфликта? В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и антиидеал — доведенный до крайности. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Ларру, героиня думает, что её судьба ближе к полюсу Данко — она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе героиня предстаёт, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.
— Какую роль в композиции играет портрет старухи Изергиль? Портрет героини противоречив. Из её рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорила костями». У нее беззубый рот, дрожат руки, а пальцы кривы. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках была изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами».
Черты портрета Ларры, о котором рассказывает сама, старуха, сближает этих героев: «Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». Индивидуализм старухи, её рассказы о людях, прошедших свой жизненный круг и обратившихся в тени, сама старуха, древняя, «без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня — тоже почти тень» напоминают повествователю Ларру. Так с помощью портрета сближаются образы Изергиль и Ларры, раскрывается суть героев и позиция самого автора.
— Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе? Автобиографический герой — единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890-х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.
С помощью каких художественных приёмов создаётся картина места действия в рассказе «Челкаш»? Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия — порт: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат — все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…». Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.
— Какова роль портрета героев в рассказе? Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей»; «всклокоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбуждённой и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал».
— Каково значение слова «хищник»? Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам — орлу, соколу, ястребу. — Какова роль Гаврилы в рассказе?
Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то «широко раскрыт», то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его «волчьи лапы», к этому примешивается и «отеческое» чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает своё деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».
— Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»? В третьей части, диалоге Челкаша и Гаврила окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша: «Гнус. И блудить-то не умеешь!» Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошёл берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».
Автор явно на стороне «хищного» Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу и человеком-то Горький не называет — он находит ему определение «гнус».
Вопросы по ранним романтическим рассказам М. Горького — Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького? Обоснуйте ответ. — Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа? — Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»? — Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»? — Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького? — В чём, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького — Челкаша и Гаврилы? — В чём вы видите особенности романтизма Горького?
Источник