Художественное творчество как способ самовыражения

Творчество как способ самореализации

Сказать, что такое творчество под силу любому, другой вопрос, насколько обстоятельным будет ответ. Кто-то скажет, что творчество – это способ самовыражения, и не будь творчества, мы не имели бы того, что имеем сейчас.

Кто-то скажет, что творчество — это фантазия, выдумка чего-то нового и ранее не существовавшего.

Кто-то, что творчество, это познавательная деятельность, ведущая к познанию мира с новой стороны.

Для кого-то это просто слово, не имеющее никакого смысла.

Но всё же, что такое творчество? Что значит это понятие на самом деле? Ведь это не только удел человека, но и природы. Оно помогает развитию человека, расширению кругозора.

Скачать:

Вложение Размер
Творчество -исследование 1.2 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Красочные картины Джастина Геффри

Ласточка. Корейская народная сказка

Камилл Фламмарион: «Астрономия — наука о живой Вселенной»

Источник

Творчество как способ самовыражения ребенка.

«Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Творчество, это, несомненно, что-то естественное и необходимое для детей, как свежий воздух и солнечный свет. Творчество это свободная форма самовыражения. Нет ничего лучше для детей, чем иметь возможность выражать свои способности открыто, без осуждения со стороны. Мотивируя детей к творчеству, мы даем им возможность богатого и запоминающегося детства, во время, закладывая основу для творческого самовыражения — все это способствует развитию воображения и творческого потенциала, что играет большую роль в развитии ребенка.

Что такое творчество?
Творчество фокусируется на процессе формирования оригинальных идей путем исследований и открытий. У детей, творчество развивается из своего опыта в процессе, изначально не заботясь о готовом результате. Творчество не следует путать с талантом, мастерством, или интеллектом. Творчество проявляется не в том, что бы сделать что — то лучше, чем другие. Творчество рождается из воображения, исследований и открытий чего-то нового. Творчество окружает нас везде, ведь мы приводим в качестве примеров для творческих идей искусство, музыку, танцы и театр, но творческая мысль содержится во всех аспектах жизни ребенка и её можно извлекать ежедневно.

Важность творческого процесса.

У всех детей должна быть творческая свобода. В любой творческой деятельности важен процесс самовыражения. Творческий опыт может помочь детям выразить свои чувства. Творческая активность ребенка может помочь педагогам узнать больше о том, что ребенок думает или чувствует. Творчество также способствует умственному развитию детей, предоставляя им возможность испробовать новые идеи, новые способы мышления и решения проблем. Творческие занятия помогают узнать и отметить детскую уникальность и разносторонность, а также дают отличную возможность сосредоточиться на каждом ребенке, учитывая его индивидуальность.

Возможности для творчества.
Дети нуждаются в большом количестве возможностей для творческого мышления. Нужно начать с обеспечения деятельности, которая основана на детских интересах и идеях. И для этого нужно научиться внимательно, слушать то, что говорят дети. Важно предоставить детям широкий спектр творческого окружения. Ведь можно выражать творчество не только в рисунках, а также в фотографиях, музыке, на экскурсиях, в работе с разнообразными материалами. Детские возможности безграничны, главное обеспечить детей временем для изучения окружающего мира и для воплощения их идей.
Поощрение самостоятельного детского выбора имеет большое значение. Для детей должны быть открыты разные возможности, и достаточно времени, чтобы исследовать и испробовать разные творческие материалы. Акцент должен делаться на самом процессе творческой деятельности, а не на полученном результате. Мнение взрослого имеет важное значение, нужно показать свою поддержку во время творческого процесса путем оценки детских усилий.

Дети, которые не боятся делать ошибки, исследовать и экспериментировать, так же будут чувствовать себя свободно в процессе изобретения, создания и нахождении новых способов самовыражения. Дополнительным преимуществом является то, что содействие творчеству детей, делает обучение более полезным и приятным занятием, и развивает воображение.

1. Баринова М. Н., О развитии творческих способностей. – Л.: 1961.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 1994.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:1981.

4. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А., Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера. 2010.

5. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, 2000.

Источник

По тексту Тишкова:«Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения.Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить.» (ЕГЭ по русскому)

Способно ли художественное творчество принести человеку ощущение свободы и душевного спокойствия, счастья, спасти его? Над этим вопросом задумывается Леонид Александрович Тишков, поднимая в тексте, данном для анализа, проблему роли творчества в жизни самого творца.

Раскрывая проблему, автор рассказывает о рисунках художника-любителя Евфросинье Антоновне Керсновской, которая много лет провела в суровом сталинском лагере. Чтобы забыть о тех трудных для нее годах, девушка начала рисовать. Она изображала быт, свое хорошее прошлое, которое было связанно с её матерью, «создавала историю своей жизни, всех своих злоключений». Это, безусловно, освободило Евфросинью от тяжелых воспоминаний заключения, спасло её. Автор подмечает, что, глядя на эти рисунки, где-то глубоко внутри ощущается, «насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить».

Также Тишков приводит в пример Бориса Свешникова, который тоже находился долгое время в заточение. Борис начал рисовать в неволе, но его рисунки были далеко не о лагере, они были фантастическими, нереальными, о какой-то другой реальности, в которую перемещался сам творец, наверное, находя там покой.

Автор говорит о том, что его альбомы, его творчество само по себе спасли ему жизнь в этом лагере, помогли ему выжить.

Данные примеры, дополняя друг друга, показывают, что творчество в неволе помогает человеку пережить трудности своего положения, в нем творец находит отдушину. И такие произведения иногда даже грандиознее, чем «некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской».

Позиция Тишкова довольно ясна. Автор считает, что роль искусства и творчества в жизни человека довольно велика. Художественное творчество является не только способом самовыражения, но и приносит огромную пользу: может дать человеку чувство свободы, если он взаперти, помогает пережить тяжелые воспоминания, избавиться от трудностей, перенеся человека в параллельную реальность.

Нельзя не согласиться с мнением Леонида Александровича. Действительно, в творчестве человек часто видит спасение, оно помогает ему абстрагироваться от внешних проблем, побыть наедине с собой, успокоиться. Обращаясь к искусству, можно обрести спокойствие, счастье.

В истории много примеров того, как творчество помогало людям переживать великие потрясения, неприятности. Например, «Седьмая симфония» Шостаковича. Композитор начал писать её в блокадном Ленинграде, в суровых условиях. В это произведение он вложил все свои переживания; он старался передать чувства, которые были у него, да и у многих других людей военного СССР в то время. Шостакович находил отдушину в музыке, она его делала спокойнее, увереннее, то есть приносила ему пользу, спасала его.

Таким образом, творчество способно на оказание великой помощи человеку. Благодаря ему люди обретают смысл жизни, освобождаются от трудностей суровой реальности.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Самореализация личности средствами художественного творчества

Учитель ИЗО ГУ «Физико-математический лицей отдела образования акимата города Костаная».

Топченко Валентина Владимировна.

Самореализация личности средствами художественного творчества

Одной из важнейших потребностей личности, определяющих смысл жизни, является стремление реализовать свой творческий потенциал и потребность в самореализации. Формируясь в процессе воспитания и приобщения к мировой культуре, потребности человека активно и целенаправленно определяют овладение какой-либо деятельностью. К основным психолого-педагогическим проблемам, решить которые призвана современная система воспитания и образования, относятся развитие способности личности к творческой самореализации . Многие исследования убедительно доказывают эффективность использования механизмов воздействия художественно-творческой деятельности как средства творческой самореализации личности на разных уровнях образования. При этом в исследованиях подтверждается, что искусство в силу своей природы активизирует творческие способности, помогает формировать художественно-образное мышление и воображение.

Необходимо уточнить смысл термина «художественно-творческая самореализация», которая рассматривается как динамический, педагогически стимулируемый процесс предъявления своих переживаний. При этом происходят, с одной стороны, активное проявление внутреннего мира ребенка и взаимодействие со специально построенным образовательным пространством — с другой. Это актуализирует внутренний потенциал ребенка, раскрывает его творческие способности и позволяет определить художественно-творческую самореализацию как организованный процесс целенаправленного педагогического воздействия на ребенка с целью реализации возможностей и врожденных способностей в условиях личностно значимой творческой деятельности, чувств, своего внутреннего Я окружающему миру в полихудожественной деятельности. Вместе с тем педагогическое сопровождение процесса художественно-творческой самореализации предполагает создание специальной творческой среды, сочетающейся с непрерывным художественным воспитанием, ориентированным на поэтапное обогащение творческого потенциала ребенка, развитие его способностей, а в итоге на самореализацию в конкретной деятельности.

В ГУ «ФМЛ» я стараюсь создавать такую атмосферу проведения занятий, когда каждый обучающийся осознает, что получаемые им знания, практические приемы будут ему нужны для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества. Существуют различные пути для развития творчества. Это может быть коллективное создание творческой работы, когда обучающиеся высказывают свои идеи и каждый старается предложить свой вариант. Но не менее актуальной является и индивидуальная деятельность воспитанника — реализация собственной идеи, в которой заметно самовыражение определенной личности. Для развития художественно-творческих способностей занятия проводятся в атмосфере эмоциональной раскрепощённости. Обучающиеся находятся в стабильно спокойном эмоциональном состоянии, не боятся быть непонятыми или осмеянными. Никакая идея, даже самая плохая, не подвергается критике. Если обучающийся чувствует дружеское, позитивное отношение к нему, его эмоции позитивны, направлены только на совершаемую деятельность. Работы, выполненные в позитивном настрое оказываются более творческими и оригинальными.

Педагоги создают условия для формирования на занятиях среды, способствующей самореализации личности обучающегося, вводят детей в удивительный мир творчества, дают возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривают получение обучающимися творческого опыта в процессе собственной художественно–творческой деятельности. Кроме решения задач художественного воспитания, педагоги развивают интеллектуально-творческий потенциал детей, предоставляя каждому широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Я стараюсь лишь направлять их на более целесообразные и экономичные решения. Ведь труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.

Ещё раз хочется подчеркнуть значимость создания специальных условий на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства:

• атмосфера заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощенности на занятии;

• полихудожественная среда, способствующая комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу обучающегося;

• учет возрастных и психофизиологических особенностей развития;

• предоставление свободы выбора деятельности и продолжительности занятия;

• ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.

Итогом методически грамотно разработанной системы педагогической поддержки художественно-творческой самореализации детей является:

• осознание ребенком своей уникальности;

• развитие уверенности и самоуважения у каждого участника образовательного процесса;

• развитие индивидуальных художественных способностей, способности к художественному освоению мира;

• развитие коммуникативных умений (умений взаимодействовать в группе для решения единой творческой задачи).

Для развития творческих способностей детей я использую следующие методы обучения:

1. Метод «открытий».

Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей.

В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений.

Постоянно тренирует творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучает четко выполнять ограничения.

Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

Путь активизации творческого мышления. Многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ.

Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие работы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие творческих способностей — одна из главных задач системы воспитания и образования. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Помните, если в ребёнке появились задатки творчества, вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

1.Пономарёв Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1990

2.Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. — №4. — стр.24-32

Источник

Читайте также:  Рассмотрите пять способов доказательства бытия бога фомой аквинским
Оцените статью
Разные способы