Художественно эстетический способ познания

Виды познавательной деятельности

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды познавательной деятельности« из раздела кодификатора (1.3 Виды знаний)

В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.

Содержание:

↑ Обыденное (житейское) познание

Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.

К ним относятся знания:

  • о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);
  • о безопасности (строительство дома);
  • о материальном благополучии (работа, бизнес);
  • о самореализации (карьерный рост, образование).

На основе этих знаний складывается жизнь человека.

Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.

Здравый смысл способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.

Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.

↑ Научное познание

Научное познание — это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.

Особенности научного познания:

  • опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность;
  • осуществляется профессионально подготовленными людьми;
  • опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.
  • в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;
  • универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

↑ Философское познание

Философское познание — теоретическое познание, которое заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.

В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.

↑ Художественное познание

Художественное познание — это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки.

Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.

В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.

В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.

↑ Социальное познание

Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.

Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.

Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.

Особенности социального познания:

  • объект и субъект совпадают – это общество, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений
  • ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
  • каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;
  • общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
  • общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:

  • устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
  • выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
  • изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
  • рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.

Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.

Источник

Художественное и научное познание: связь и различие

Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.

Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.

Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.

Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.

«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.

Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».

Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».

Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.

Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.

Читайте также:  Способы как запоминать материал

Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.

Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.

Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.

Статья на тему Художественное и научное познание

Источник

Природа эстетического познания

Изучение сущности и специфики эстетического отношения к миру. Характеристика основных сфер эстетической деятельности человека, ее смысла и специфических признаков. Анализ роли эстетических абстракций и процесса абстрагирования в эстетическом познании.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.01.2012
Размер файла 46,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет эстетики. Проблема своеобразия эстетического. Структура эстетической теории. Сущность и специфика эстетического отношения к миру

Термин «эстетика» (образованный от греческого «aisthetikos» — «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), впервые был введен в научный обиход в XVIII столетии немецким просветителем Александром Баумгартеном (1735 год).

В истории эстетической мысли издавна известны, например, два подхода к красоте, ярко изображенные Платоном в его диалоге «Гиппий[1]». Один из них (выраженный в позиции платоновского Гиппия) пытается ответить на вопрос: «Что прекрасно?» и перечисляет определенные вещи, охарактеризованные таким образом. Другой (в облике Сократа) ставит проблему иначе: «Что есть прекрасное?», то есть пытается выяснить сущность красоты, а значит, переводит сам этот вопрос в русло философского взгляда на него.

Поскольку дать исчерпывающий ответ о предмете эстетики (так же как и о предмете любой другой науки) с самого начала невозможно, ограничимся предварительным определением, в котором обозначим границы данной науки.

Эстетику в самом общем значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется как в его сознании, так и в разнообразных сферах практической деятельности.

Обратим внимание на один из парадоксов эстетики, состоящий в том, что ее проблематика сложилась задолго до «официального признания» эстетики наукой. Эстетические проблемы возникли и развивались в лоне духовной культуры человечества в качестве составных моментов философии, богословия, литературы, искусствоведения, житейской практики людей — в области материального производства, социально-политических отношений, в сфере быта и других сферах практической деятельности.

Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела, наконец, статус самостоятельной научной дисциплины. Объектом изучения эстетики выступает весь мир, в качестве же предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.

Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука:

Эстетическое отношение человека к действительности, его сущность, возникновение, анализ разнообразных подходов к решению этой проблемы.

Эстетическая деятельность человека, ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее).

Эстетическое сознание человека, его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития.

Основные категории эстетики, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и др., эволюция их содержания, особенности использования в различных «эстетических контекстах».

Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии (эстетические и социальные особенности, основные функции, система и виды искусства, особенности художественного творчества и эстетического восприятия произведений искусства и пр.).

Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.).

История эстетических учений, современные эстетические концепции, возникновение и развитие представлений о красоте в различные исторические эпохи, формирование концепций эстетического, их взаимодействие, место в системе духовных ценностей человека[2].

Таков приблизительно круг основных вопросов, в своей совокупности составляющих «предметное поле» эстетической науки.

Структура эстетики как науки отчерчивает основной круг её проблем:

Эстетическое сознание: эстетические вкусы, идеалы, взгляды, чувства.

Разработка категорий эстетики, в которых отражается история чувственного понимания мира. Отношение эстетического сознания к эстетической деятельности.

Е.Г. Яковлев пишет, что «современное определение предмета теоретической эстетики включает в себя изучение:

объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического сознания и эстетической потребности;

творчески-преобразующей практики эстетического субъекта, выраженной через эстетическую деятельность и сознание, а также через теорию и систему категорий;

наиболее общих закономерностей художественного творчества и искусства».

Таким образом, эстетика представляет собой целостную систему научного знания и включает в себя три основных раздела:

о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности;

природе эстетического сознания и его формах;

природе эстетической деятельности и ее видах.

Структура эстетического знания предполагает и наличие системы эстетических категорий и дефиниций. Рассмотрим существующие в современной научной литературе различные принципы организации системы эстетических категорий. При определении структуры системы необходимы:

· онтологически-феноменологические и социально-гносеологические аспекты;

· принципы субординации и координации эстетических категорий;

· основная универсальная эстетическая категория, вокруг которой организуется вся система.

В эстетики есть категория, которая выступает как мета категория науки эстетики — это категория эстетического. Эстетическое есть совершенное в своем роде. Совершенство — есть жизненная необходимость природы. Оно спонтанно, из него рождается идея всеобщего совершенства. Свойством эстетического обладает не только гармоническое (прекрасное, эстетический идеал, искусство), но и дисгармоническое (возвышенное, ужасное, уродливое, низменное, трагическое), так как и в том и другом наиболее полно выражается сущность данного рода бытия. Такой подход к эстетическому расширяет границы предмета эстетики, так как включает в себя изучение всех явлений действительности, обладающих совершенством. Однако в традиционной эстетике основополагающей категорий является прекрасное. Трудно согласиться с этой позицией, потому что категория прекрасного всегда имела строго историческое содержание, и это показал наглядно В. Татаркевич в работе «История эстетики». Следовательно, онтологическое значение эстетического заключается в том, что оно является бытием совершенного, феноменологическое — в многообразии явлений, обладающих этим свойством как полнотой существования, социологическое — в том, что предмет эстетики в этом случае приобретает большую широту и глубину, становясь более демократичным. В этом положении проявляется характер эстетики как философской науки.

Исследуем теперь гносеологический аспект категории эстетического. Эстетическое как совершенное появляется в результате материально-духовной практики человечества. Оно не является только проекцией идеала на «потухшую» природу, оно есть совершенно новое, реальное специфическое образование, своеобразная «вторая природа», возникшая как органический сплав объективного и субъективного. Эстетическое обнаруживается, осваивается и функционирует не только в процессе художественной деятельности, которая является основанием искусства, но во всей духовно-практической и материальной деятельности человека. В нем обнаружены свойства объекта и реализованы, объективированы возможности субъекта в материально-духовной практике человечества через наиболее полное раскрытие их свойств и возможностей. Это и есть реальное бытие совершенного. Диалектика взаимосвязи объективно-эстетического с эстетическим познанием заключается также в том, что общественная практика — это единственный процесс воздействия на человека объективных эстетических сторон действительности и их раскрытия и преобразования по законам красоты.

«Вторая природа», появляющаяся в процессе этой практики, существует также независимо от человека и становится объектом эстетического познания и преобразования. Человек, творя по законам красоты, вместе с тем объективирует и превращает все созданное в предмет эстетического познания и совершенствования. Эстетическое в действительности не есть нечто застывшее и неизменное, оно меняется и совершенствуется в процессе исторического развития природы и, главным образом, человеческого общества. Объективность эстетического доказывается не только практикой общественного развития, но и великими достижениями общественного развития современной науки. Специфической особенностью эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В структуре деятельности: цель — действие — операция — эстетическая деятельность развертывается универсально, так как она идет от индивидуальности к обществу (см. рис. 1).

Читайте также:  Какие есть способы приготовления макаронных изделий

Человек вступает в различные по своему характеру отношения с окружающим миром, другими людьми. Среди наиболее важных и постоянных отношений можно выделить, как минимум, следующие:

1. Практическое (утилитарное), основанное на использовании; «потреблении» человеком, другой стороны, объекта отношения для реализации своих жизненно важных потребностей через посредство «распредмечивания», «расчленения» этого объекта.

2. Познавательное, связанное с постижением свойства объекта, формированием знания о нем;

3. Ценностное, смысл которого состоит в выявлении значимости объекта для человека [1].

Эстетическое отношение человека к действительности складывалось в недрах ценностного сознания. Его статус не гносеологический, а аксиологический, что означает прекрасное, возвышенное и т.п. — не знания, а ценности, и их восприятие — проявление ценностно-осмысляющей мир деятельности человеческого сознания, а не его познавательной активности.

Ценность и ценностная оценка (иногда говорят — «отнесение к ценности», ибо «оценка» может иметь и иной, чисто познавательный, характер, например, оценка правильности решения математической задачи или экзаменационная оценка знаний студента) являются двумя полюсами единого субъектно-объектного отношения: на одном полюсе находится объект в его отношении к субъекту (отношении значения), а на другом — отношение субъекта к данному объекту (отношение осмысления). Иначе говоря, ценностью, в частности эстетической, является не объект в его «в-себе и для-себя-бытии», а «субъективированный объект», и потому отнесение к ценности, или ценностная оценка, есть акт выявления этой субъективации. Поскольку субъектная позиция, как мы помним, представляет каждого субъекта в его особенностях, отличающих его не только от объектов его деятельности, но и от всех других субъектов, т.е. раскрывающая его уникальность — идет ли речь об индивидуальном субъекте или совокупном (нации, сословии, классе, политической партии или профессиональном коллективе и т.п.), постольку ценностное сознание каждого субъекта, в частности, эстетическое, не может не отличаться от систем ценностей других субъектов.

Итак, эстетическое отношение человека к действительности имеет прежде всего духовный, «бескорыстный» характер. Причем особенность этого отношения состоит в том, что в нем обладание «предметом интереса» не связано с его утилитарным «потреблением»: «В отличие от всех других желаний, стремление к красоте удовлетворяется не потреблением предмета, не использованием его, а, напротив, сохранением его в неприкосновенности и целостности!». Таким образом, суть эстетического отношения состоит не в прямом потреблении, «изымании» чего-то из предмета (минус-процесс!), а в создании на основе его свойств новых впечатлений и чувств (плюс-процесс!).

Каковы же основные специфические признаки, особенности эстетического отношения человека к действительности?

Прежде всего, надо иметь в виду:

1) факт нерасчлененности в нем субъекта и объекта, которая складывается из момента признания их связи, единства, и в то же время диалогичности, дистанцированности каждой из сторон данного отношения. При этом то, что является «эстетическим объектом», может обладать и определенными качествами «субъективного» (или наделяться ими в ходе эстетического отношения, примером чего может служить восприятие природы в поэзии, воспринимаемой человеком как некое одушевленное, субъективное начало).

2) проблему ценности и оценки феноменов, состоящих в эстетическом отношении. В эстетическом отношении особое значение имеет форма вещей, предметов, процессов, которая реализует себя в ритме, пропорциональности, соразмерности, симметричности, структурной организованности объекта.

Значимость формы определяется тем важным обстоятельством, что эффективность всякой вообще деятельности человека кроется в его способности преодолевать хаос, неупорядоченность бытия. Понимание значения организованности, как важнейшего условия сохранения рода, формируется исторически, и потому человек открывает его для себя так же, как и эстетическое качество. Организованность, упорядоченность, соразмерность, ритмичность становятся знаками освоения объекта человеком, его близости и, следовательно, привлекательности, освоенности.

3) Стержнем эстетического является понятие меры. В этой философской категории выражается органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В области эстетики мера выступает, как важнейшее основание эстетической оценки суждения вкуса, отождествляемого впрямую с «чувством меры», как регулятивный, нормативный принцип эстетического.

Эстетическое порой даже определяют как отношение мер предмета и человека. Мера характеризует собой взаимоотношение гармонии, то есть соответствия мер в предмете, и дисгармонии, как их несоответствия. Тогда в первом случае мы имеем дело с прекрасным, а во втором — с его антиподом — безобразным.

эстетический абстрагирование познание специфический

Особенности эстетического метода познания мира

В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство — эстетическое удовольствие или неудовольствие.

В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно нам кажется.

Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия — это одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.

Эстетической знание носит конкретно всеобщий характер. Поскольку эстетика таким образом представляет собой некую систему понятий логических категорий. В настоящее время всеобщность эстетического познания мира находит свое отражение в системности эстетического знания. Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий законов. Всякая проблема эстетики может быть разрешена только если она поставлена в связь со всеми остальными проблемами и вопросами эстетики. Эстетика с этой точки зрения предстает как система законов и категорий описывающих мир в его богатстве и ценности для человека и творчество по законам красоты, сущность искусства особенности процесса его развития, специфику художественного творчества, восприятия и функционирования художественной культуры. Признаками системности эстетического знания являются так же монистичность — т.е. объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований. А так же принцип минимальной достаточности. Минимальное число аксиом или других исходных положений должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в своей совокупности они могли охватить максимальное число фактов и явлений. Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить до сих пор неизвестные факты и явления.

Таким образом, полное определение эстетики с точки зрения ее метода должно звучать следующим образом: эстетика это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

Проблематика сосредоточена в зоне соприкосновения таких философских дисциплин, как эстетика и гносеология. Это обстоятельство обусловлено тем фактом, что эстетическая деятельность человека реализуется в тесном единстве с его познавательной деятельностью. Выявление особенностей этого единства, помимо того, что оно само по себе представляет интерес как научно-философская проблема, будет способствовать установлению специфических особенностей каждого из названных видов человеческой деятельности и потому равным образом должно быть интересным как для эстетики, так и для гносеологии.

При анализе данной проблематики обнаруживается следующее: гносеология почти целиком обходила вопрос о взаимоотношениях познавательной деятельности человека с другими видами человеческой деятельности, а это обстоятельство негативным образом отражалось на самих гносеологических исследованиях и исканиях, сужая проблематику этой философской дисциплины; в эстетике же, в отличие от гносеологии, в сечение многих веков периодически выступал в качестве предмета довольно интенсивных исследований вопрос о связи эстетической деятельности человека с другими видами его деятельности, в том числе — и с деятельностью познавательной.

Сама природа эстетической деятельности человека, представляющей сак бы эстетическую модель человеческой деятельности вообще, каким-то образом диктовала эстетикам выйти на проблему взаимосвязи эстетического с познавательным. Дело в том, что основными видами эстетической деятельности человека являются две: эстетически-практическая в принципе — творческая) и эстетически-познавательная. И, конечно, было бы, если эстетика обходила бы молчанием вопрос о месте и значении познавательного момента в структуре эстетической деятельности. Но подобной нелогичности в эстетике быть не может, и мы можем констатировать, что в нашей науке уже есть определенные теоретические предпосылки для научного решения вопроса о связи эстетического с познавательным.

Продолжающиеся в эстетике в течение длительного времени дискуссии по поводу познавательного момента в эстетической деятельности человека, — главным образом, по поводу познавательной ценности искусства, — свидетельствуют уже о значительном интересе к указанной теме и об осознании ее прагматического аспекта. Теоретический интерес к гносеологической проблематике эстетики объясняется не только сложностью и многогранностью этой проблематики, но и тем обстоятельством, что любое ее решение не может не выполнить методологической функции как в пределах самой эстетической науки, так и по отношению к искусствоведческим дисциплинам. Практическая же значимость названной проблематики обнаруживается уже в том, что к ней обращаются и творцы, и потребители искусства (и, вообще, всех эстетических ценностей).

Читайте также:  Способы собиранья кубик рубика

Сказанное отнюдь не означает, что эту вечно актуальную — и в теоретическом и в практическом плане — проблематику можно решать только средствами эстетики. Решение этой важнейшей для эстетики (а также для искусствознания) в методологическом смысле проблематики возможно только в том случае, если будут решены методологические проблемы более глобального характера — в пределах общей гносеологии. То есть, без помощи специального общегносеологического анализа задача эта неосуществима, о чем и свидетельствует фактическое положение дел.

Однако, ждать подобного решения проблемы со стороны специалистов, работающих над проблемами гносеологии, в настоящий период, -т.е. в век огромных социальных переломов и научно-технической революции, — видимо, нецелесообразно. Нецелесообразность эта заключается, во-первых, в том, что еще неясно, когда именно настанет время исследования данной проблемы в гносеологии, и, во-вторых, специалисты по эстетике, надеясь всего лишь на теоретический арсенал самой эстетической науки, все чаще заходят в тупик при разработке гносеологических проблем искусства (вспомним, в связи с этим, как в 50-ые годы один, популярный в тот период наш эстетик, — А.И.Буров, — оказался в тупике, заявив, что в системе искусств нет места для музыки и архитектуры).

Активная разработка гносеологических проблем эстетики в марксистской гносеологической литературе началась после преодоления вульгарного социологизма в развитии советской эстетической науки. Гносеологические вопросы искусства, прямо или косвенно, рассматриваются в работах А.Л.Андреева, Г.З.Апресяна, И.Б.Астахова, А.Ф.Бегиашвили, Ю.Б.Борева, А.И.Бурова, В.В.Ванслова, Е.С.Громова, Г.Н.Джибладзе, Н.А.Дмитриевой, А.К.Дремова, А.Г.Егорова, А.Ф.Еремеева, Г.Л.Ермаш, Л.А.Зеленова, А.Я.Зися, В.П.Иванова, П.Л.Иванова, М.С.Кагана, А.Н. йлиади, Э.В.Ильенкова, З.М.Какабадзе, В.М.Квачахия, В.С.Корниенко, Н.И.Крюковского, Б.Г.Кубланова, О.В.Лармина, М.А.Лифшица, В.Й.Мазепы, М.Ф.Овсянникова, А.А.Оганова, О.Н.Органовой, Г.Н.Поспелова, С.Х.Раппопорта, В.К.Скатерщикова, Л.Н.Столовича, Л.А.Сморна, Н.З.Чавчавадзе, Е.Г.Яковлева и многих других советских авторов.

Многие из названных авторов и многочисленные их единомышленники, в том числе и зарубежные эстетики-марксисты, рассматривая вопросы искусства в свете ленинской теории отражения, вместо того, чтобы искать более плодотворное решение вопроса о познавательной ценности искусства, — возможность, каковую им давала марксистская методология научного исследования, — вели поиски в рамках традиционного подхода, т.е. в русле, берущем свое начало еще во времена, формирования теории мимезиса. Уже благодаря одному этому подобные поиски с самого начала были обречены на неудачу. И действительно, принимая, как само собой разумеющуюся, точку зрения, согласно которой сущность искусства заключается в познании, они, эстетики, тем самым перегнули палку от социологизма в противоположную сторону — к новому (послегегелевскому и ему подобному) гносеологизму. А гносеологизм этот, несмотря на борьбу с ним в течение двух десятилетий в нашей эстетической литературе, не преодолен и по сей день.

Неудивительно, поэтому, что в подобной мыслительной обстановке проблемы эстетического познания, как таковые, сформулированы не были. Тем не менее, термин «эстетическое познание», впервые в истории эстетической мысли употребленный А.Г.Баумгартеном, все же фигурировал в нашей научной литературе у разных авторов. Встречается он даже в заглавиях книг и статей, как, например, у В.С.Корниенко, В.В.Неверова, А.А.Нуйкина, А.С.Молчановой, Е.Г.Яковлева и у некоторых других. Следует также сказать, что названный в реферируемой диссертации феномен как «эстетическое познание» у некоторых советских эстетиков обозначается иными терминами (А.Ф.Бегиашвили этот феномен называет «эмоциональным познанием», Л.А.Зеленов — «эстетическим отражением», О.Н. Органова — «эстетическим восприятием», Н.З.Чавчавадзе — «эстетическим опытом»).

Из сказанного напрашивается вывод, что вокруг природы эстетического познания в нашей науке накопилось много неясного, противоречивого, путанного, и, причем, несмотря на то, что эта проблема имеет довольно длинную историю. Если проследить историю эстетики с целью установить, насколько там обнаруживает себя проблема эстетического познания, то можно увидеть следующее, заслуживающее внимания положение дел: несмотря на то, что впервые в эстетике только Баумгартен поставил своей целью — к тому же совершенно четко! — изучение природы эстетического познания, ее история начинается отнюдь не с эпохи Баумгартена. Исследование особенностей эстетического познания проводилось хоть и стихийно, но с незапамятных времен. Совершенно естественным выглядит предположение, что история изучения этой проблемы фактически начинается с периода зарождения эстетики в недрах философии.

В течение всей этой истории здесь образовались определенные традиции. Во-первых, эстетическое познание, как правило, сводилось к одному из его видов, — к художественному познанию, точнее, к реализованному в искусстве эстетическому познанию. Этим, конечно, слишком сужалось содержание понятия эстетического познания и оно, это понятие, тем самым уже не могло отражать реального положения дел. К толу же, эстетическое познание объявлялось деятельностью, профессионально принадлежащей лишь человеку-художнику.

Ретроспективный взгляд на историю исследования природы эстетического познания в новое и новейшее время дает возможность установить что эти исследования оказывались, в основном, бесплодными, так как или по неправильному пути. Об этом свидетельствует уже тот факт, что до сих пор никому не удалось найти место эстетического познания в структуре человеческого познания в целом. Известно, что эстетическое познание (прежде всего его специфическая форма — художественное познание, искусство), как правило, рассматривалось в качестве одной из ступеней познания вообще. А подобный подход привел к тому, что одни философы (например, Баумгартен, Гегель и др.) его, эстетическое познание, объявили низшей ступенью познания, а другие (например, Шеллинг, Шопенгауер и др.) — высшей его ступенью. Это свидетельствует о том, что рассмотрение проблемы при подобном подходе заводит исследование в тупик.

Для того, чтобы избежать подобных бесплодных исканий природы эстетического познания, необходимо более четко в разработке данного вопроса применять марксистскую методологию научного исследования, которая единственно способна обеспечивать позитивные результаты. Попыткой такого применения и является настоящая диссертация, претендующая на то, чтобы поставленные и решаемые в ней проблемы смогли подготовить почву для более полного и всестороннего изучения природы эстетического познания.

Основная цель настоящей диссертации заключается в том, чтобы выдвижением и анализом ряда малоисследованных проблем, связанных друг с другом в качестве различных аспектов более общей проблемы, -проблемы природы и функции эстетического познания, — подготовить методологические и теоретические предпосылки для создания в дальнейшем марксистской теории эстетического познания.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

определить место и значение проблемы эстетического познания в системе марксистской эстетики;

определить место эстетического познания в общей структуре познавательной деятельности человека;

выяснить специфику эстетического отношения человека к действительности как ситуационной основы эстетического познания;

охарактеризовать природу и функции эстетической практики человека как онтологической основы эстетического познания;

охарактеризовать феномен эстетического созерцания как психофизической основы эстетического познания;

В качестве методологических и теоретических основ решения поставленных задач мы в первую очередь опираемся на идейно-теоретическое наследие К.Маркса, Ф.Энгельса, Б.И.Ленина, на программные документы КПСС, на достижения советской и зарубежной марксистской философии и эстетики.

Эти методологические и теоретические посылки в работе применяются не только как сами собой разумеющиеся, но и специально ставится вопрос о способе их применения по отношению к эстетическим исследованиям вообще и по отношению к исследованию природы эстетического познания, в частности, исходя из принципа, согласно которому анализ «частных вопросов» невозможен «без предварительного решения общих» .

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Этапы развития истории эстетики и особенности эстетического сознания. Многообразие видов эстетической деятельности. Роль и функции искусства в культуре. Структура эстетического отношения. Взаимоотношение субъектных и объектных эстетических категорий.

реферат [24,4 K], добавлен 08.07.2011

Понятие, структура, сфера обыденного эстетического сознания. Природа и специфика человеческих переживаний. Уровни эстетического сознания и его элементы. Эстетический вкус и идеал. Особенность эстетических чувств. Историчность эстетического взгляда.

реферат [31,9 K], добавлен 11.06.2010

О противоречивости эстетического восприятия художественной деятельности. Чувство прекрасного как сложнейший феномен человеческой психики. Отличие эстетических переживаний от физиологических. Влияние возрастной градации человека на его художественный вкус.

реферат [26,8 K], добавлен 30.08.2010

Эстетическая и художественная культура — составляющие духовного облика личности. Цель и задачи эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание — целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

реферат [20,5 K], добавлен 30.06.2008

Сущность, критерии, задачи и понятия эстетического воспитания. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников, внеклассная работа как средство воспитания правильной эстетической культуры. Искусство как средство эстетического воспитания.

курсовая работа [55,5 K], добавлен 07.12.2010

Анализ содержания основных категорий эстетики. Теоретическая модель эстетического. Эстетическое как ценность. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное — коренная категория эстетики. Прекрасное и полезное. Прекрасное и деятельность человека.

реферат [112,4 K], добавлен 13.12.2008

Понятие эстетического вкуса как категории этики, методика и критерии его оценивания. Пути формирования и развития эстетического вкуса у человека. Особенности и специфика развития в человеке художественного вкуса как одной их разновидностей эстетического.

реферат [13,6 K], добавлен 10.04.2010

Источник

Оцените статью
Разные способы