Хронологический способ организации материала

«Общение и коммуникация»

46. Первое четкое разделение форм речевого общения (речевых жанров) принадлежит:
Аристотелю

47. Покачивание головой слева направо имеет значение согласия в стране:
Болгария

48. Произнесение высказывания «Нельзя ли погромче?» с просьбой об изменении поведения является примером:
косвенного речевого акта

49. Проксемика как наука изучает:
дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах

50. Работа «Как совершать поступки с помощью слов», в которой автор приходит к выводу, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению поступка, принадлежит:
Дж. Остину

51. Речевой акт включает в себя действия следующих типов:
произнесение высказывания, осуществление пропозиции, иллокутивное действие, перлокутивное действие

52. Текст «Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет» (М.Ульянов) принадлежит к функционально-смысловому типу речи:
повествование

53. Текст «Я понял, что одурь, которая вчера напала на меня, от сознания, что «Саша» (живой, на физическом плане) – часть меня самого. Как же так? Я – жив, а содержание, живое содержание души моей умерло? Бессмыслица?! Тут я понял, что какой-то огромный этап моей жизни кончен» (А. Белый) принадлежит к жанру:
дневника

54. Теорию речевых актов, одним из направлений которой является разработка постулатов(максим) общения создал(и):
Дж. Остин, Дж. Серл, П. Грайс, П.Р. Стросон

«Риторический канон»

55. Параллельный, хронологический, логический способы организации материала свойственны такой части выступления как:
основная часть

56. Акцио – раздел риторического канона, в котором изучается . речи.
исполнение

57. В приведенном фрагменте речевого сообщения: «Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» — использован тип аргумента:
из опыта

58. В следующем фрагменте речи: «И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!» — использован тип некорректного аргумента:
из народного единодушия

59. В тексте: «Мы все глядим в Наполеоны» (А. Пушкин) — применяется троп:
антономазия

60. В тексте: «Пусть всегда будет солнце!» — используется троп:
аллегория

Источник

Приёмы работы с хронологическим материалом

Методические рекомендации по использованию на уроках истории хронологического материала.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с хронологическим материалом»

на этапе изучения нового материала.

1) Игра «Хронологическое лото».

2) Решение хронологической задачи.

3) Образное описание времени главного исторического события.

на этапе первичного закрепления.

4) Решение хронологической задачи.

5) Повторение дат по памяти.

6) Составление хронологического комплекса (иллюстрация события).

на этапе повторения и систематизации нового материала.

7) Составление хронологической таблицы.

8) Хронологический диктант.

9) Повторительно-обобщающая беседа.

на этапе организации домашнего задания.

10) Подготовка аппликации с изображением опорной даты темы.

11) Заучивание новых дат.

12) Образное описание времени главного события темы.

на этапе актуализации ранее полученных знаний и умений.

13) Тест с выбором ответов на вопрос «Когда произошли эти события?».

14) Хронологический диктант.

15) Эвристическая беседа по хронологической таблице актуализируемой темы.

Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, в которых называются единицы времени. Например:

«Век живи — век учись», «Год на год не приходится», «Март- с водой апрель — с травой, а май — с цветами», «Не суйся, середа, раньше четверга», «Делу — время, а потехе — час».

Можно ли на линии времени в начале летосчисления по любому календарю поставить «0»?

Как в случае отрицательного ответа вы решите, например, такую задачу: «В 60 г. до н.э. в римской семье родился ребенок, которому суждено было прожить 60 лет. В каком году умер этот человек?»

Типы стандартных хронологических задач

На основе предложенных данных составьте условия и решите задачи.

1. Сколько лет назад это было?

2. На сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?

3. Сколько лет продолжалось.

4. В каком году произошло событие, если это случилось . лет назад?

«В 70 г. до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги? Какой столб старше: первый или тот, что простоял у дороги 2234 года? В каком году был поставлен второй столб?» 9 Придумайте и решите свои задачи с реальными историческими сюжетами.

Нестандартные хронологические задачи

Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.

1. Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?

2. Продолжая дело Мухаммеда, халифы в 89 г. от Хиджры завоевали Северную Африку и Испанию, бассейн р. Инд, а спустя 40 лет победили китайцев на реке Талас. В каких годах от Рождества Христова произошли эти события? Что в эти годы происходило в Западной и Восточной Европе?

3. Подсчитайте год своего рождения по всем известным вам календарям, например: 1958 г. — от Рождества Христова, 7466 г. — от сотворения мира и т.д.

1) [Год начала Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских войн — год разгрома Непобедимой Армады+ год образования государства у франков]: 4 =? (год и событие) 2) [Год победы Вильгельма Нормандского у Гастингса + год бегства пророка Мухаммеда в Медину]: 2 — 1 = (год и событие) 3) Как связаны между собой следующие события? В письменной форме вырази их отношения с помощью знаков: = события аналогичны, тождественны;

Читайте также:  Синтаксический разбор словосочетания способы связи

события противоположны по своему содержанию или по- следствиям;

— события находятся между собой в причинно-следственных. отношениях.

3118 г. до н.э. и 2040 г. до н.э.; 1085 г. до н.э. и 525 г. до н.э (Древний Египет);

1147 и 1238; 1223 и 1238 — 1242 (Русское государство) . 1099 и 1204; 476 и 800 (Западная Европа) .

Задания на диагностику сформированности хронологических знаний и умений

1. Падение Севастополя предрешило поражение России в Крымской войне. В каком году это произошло?

а) В 1853г.; б) в 1854 r. в) в 1855 г.

2. Где русская армия в 1849 году участвовала в подавлении революционных выступлений?

а) В Пруссии; б) во Франции; в) в Венгрии.

3. Кто из нижеперечисленных исторических деятелей были со- временниками?

а) П.чаадаев и Н.Бердяев;

б) А. Герцен и В. Белинский; в) М.Бакунин и Н.Новиков.

4. Какое событие произошло в царствование Николая 1?

а) Создание 1 Интернационала и выход в свет «Манифеста Коммунистической партии»;

б) гражданская война в США;

в) создание Священного союза.

5 Соотнесите явления с хронологическими рамками

* Бронзовый век, Медный век , Антропогенез

*более двух миллионов лет назад, около 300 тысяч лет назад, 300 — 200 тысяч лет назад,

6 Гласность была одним из символов Российской империи в период:

а) 1801 — 1804 гг.; б) 1825-1830 гг.; в) 1856 — 1861 гг.

7. Расставьте перечисленные ниже события в хронологической последовательности:

«Февральская революция и двоевластие». .

1. Начало народных выступлений.

2. Окончательный переход войск на сторону восставших. .

3. Перерастание волнений во всеобщую стачку.

4. Первые столкновения с полицией.

5. Совместное заседание Городской и Государственной Дум.

8. Определите принцип образования хронологического ряда и/или продолжите ряд в заданной последовательности: 1761 — 1762, 1762 — 1796, 1796 — 1801.

9. Отметьте цифрами, что из ниже перечисленного появилось: 1 — в бронзовом веке; 2 — в ледниковом периоде; 3— в неолите; 4 — в палеолите.

Составные орудия труда — . домашние животные — . заготовка мяса впрок — . керамика — . лук — . огонь — . приручение лошади — . растениеводство —. охота — . формирование языковых групп — .

10. Вставьте пропущенные в тексте даты.

Задания на определение оптимальных способов формирования хронологических знаний и умений

1. Определите, какие из предложенных ниже заданий эффективнее других способствуют формированию у школьников:

умения устанавливать длительность и последовательность исторических событий.

1) Назовите даты крупнейших побед Александра Македонскоro во время его похода на Восток.

2) Составьте «Календарь важнейших сражений», проведенных Александром Македонским в Восточном походе.

3) На линии времени отметьте даты основных сражений Александра Македонского во время похода на Восток. Придумайте и решите хронологическую задачу на эту тему.

умения соотносить даты национальной истории с определенными явлениями и процессами европейской и мировой истории.

4) Охарактеризуйте внутреннее и международное положение России после Смуты.

5) Составьте синхронистическую таблицу «Россия, Восток и Запад в начале XVII в.»

6) Установите, кто был современником первого царя из династии Романовых в западноевропейских и восточных странах.

умения группировать исторические события вокруг определенных дат.

7) Подумайте, есть ли связь между Соляным бунтом и другими народными волнениями и Соборным уложением 1649 г. Свой ответ аргументируйте.

8) Расскажите о Соборном уложении 1649 г. Какие статьи Уложения имели наибольшее значение для судеб России? 9) Составьте смысловой план, раскрывающий причины на- родных волнений в середине XVII века.

умения устанавливать хронологические рамки исторических периодов, соотносить отдельные факты с определенными периодами истории.

9) Объясните, почему история средних веков делится на три 3 периода.

11) Рассмотрите таблицу «Три периода истории средних веков» по вертикалям. Выясните, какие изменения в хозяйстве происходили в течение трех периодов. Как менялось положение классов и основных слоев населения? Какие изменения произошли в устройстве государства и в культуре?

Источник

Специфика приемов изучения хронологии

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»

«Специфика приемов изучения хронологии»

Гордеева Елена Константиновна

Москва 2016 год

1. Хронология и приемы ее изучения. Хронология в школьном изучении истории, ее цель и задачи

2. Приемы и средства изучения хронологии

3. Способы развития и диагностики хронологических знаний и умений школьников

Актуальность. История является одной из наук, при изучении которой, предоставляется возможность заглянуть в прошлое и, изучив его, не натворить ошибок в настоящем и будущем. Исторические знания способствуют формированию и развитию полноценной личности, а самое главное обеспечивается ее воспитание. Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действовавшими в разные эпохи. События совершаются в пространстве и во времени. В связи с этим, первая и непроизвольная ассоциация истории как учебного предмета прочно связана с датами, ведь, локализация фактов во времени, безусловно, требует от учеников знания хронологии.

Цель данной работы: рассмотреть специфику приема изучения хронологии учащимися на уроках истории

— рассмотреть хронологию в школьном изучении истории, ее цели и задачи;

— рассмотреть различные игры и задания по выработке хронологических умений учащихся.

1. Хронология и приемы ее изучения. Хронология в школьном изучении истории, ее цель и задачи

Изучая хронологию, возможно установить ход и картину событий, их причины и следствия. Время свершения событий показывает связи с прошлым и будущим, а также показывает их последовательность.

Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение): вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности. Она помогает устанавливать даты исторических событий, определять их причинно-следственные связи. Хронология выявляет длительность и периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. 1

Читайте также:  Каким способом передвигается медуза

При изучении истории учитель предоставляет возможность ученикам узнать хронологические рамки периодов, рассказывает о датах основных событий, явлений процессов.

Основную цель изучения хронологии в школе: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления.

Хронологические даты выделяются по значимости:

основные, связанные с главными фактами, должны долго храниться в памяти учащихся;

опорные, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов;

даты, устанавливающие связи между опорными и второстепенными фактами 2 .

По внешнему признаку выделяют даты событий (год) и округленные даты процессов (век, часть века, десятилетия). Работа преподавателей основана на использовании специальных методических приемов и средств обучения.

2. Приемы и средства изучения хронологии

Выбирая методические приемы и средства обучения, преподаватель опирается на возрастные особенности школьников. Младшим школьникам целесообразно начинать знакомство с хронологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняшней жизни, постепенно уходя вглубь веков. Для этого провидится презентация главных свойств исторического времени: изображается отрезок жизни ученика, его родителей, отрезок дедушек и бабушек. Это позволяет понять поступательность, последовательность, преемственность фактов истории.

На уроках по всеобщей истории учитель знакомит учащихся с такими понятиями как эра, обратный счет, эпоха, «до нашей эры». Он помогает им уяснить, как люди измеряют время. Чтобы подвести учащихся к пониманию единицы времени – года, учитель предлагает изобразить число прожитых детьми лет в виде графика (линии, разделенной на отрезки, символизирующие каждый год их жизни). Далее формируется понятие десятилетия: десять отрезков на линии обозначают десять лет жизни ученика.

Поняв десятилетия, ученики переходят к столетиям, которые можно понять и измерить количеством сменившихся за это время поколений. Затем учитель рассказывает, что сто лет составляют век. Таким образом, происходит усвоение категорий «год», «десятилетие», «столетие», «век».

Для закрепления понятия «эра» учитель объясняет ученикам, что счет лет ведется от важного, известного события (например: греки вели счет от времени от первой олимпиады, а древние египтяне – по годам правления фараонов). Такое событие называют эрой, а счет лет называют летоисчислением.

События, которые произошли до новой эры, имеют обратный порядок счета лет, чем события нашей эры. В связи с этим, учитель разъясняет, что в счете до нашей эры тоже существуют века, тысячелетия, периоды, но меняется порядок отсчета. С помощью ленты времени выясняется место исторического события во времени, место относительно других событий. При изучении истории, ученики должны знать обязательные даты, чтобы уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Исторические даты лучше запоминаются по ассоциативному ряду. Задача учителя — помочь учащимся запомнить даты и по логическим связям. Это достигается введением наглядно-образного обозначения времени. Учитель должен упомянуть время исторического факта, описать максимально ярко обстоятельства важнейших событий. С этой же целью учитель может предложить школьникам самим проиллюстрировать историческое событие на специальной хронологической карточке: на ее лицевой стороне будет крупно выведена дата, а на обратной – рисунок события. При введении хронологической даты в характеристику исторического события проводится ее фиксация. Учитель записывает дату на доске и в нужный момент обращается к ней. Запись даты сразу привлекает внимание учащихся и гарантирует их от неправильного запоминания на слух.

Запомнить даты можно при помощи диаграмм и графиков, которые показывают ученикам изменение исторических явление во времени. Путем зрительной ассоциации, графики облегчают запоминание хронологического материала. Этой же цели служит и диаграмма.

Все перечисленные приемы помогут не только запомнить хронологические даты исторических событий, но и закрепят их в сознании учащихся. Анализ хронологических таблиц позволяет выявить и уяснить внутренние связи, сущность процесса, тенденцию или перспективу его развития.

Хронологически таблицы бывают следующих типов:

1. тематические хронологические таблицы – посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития;

2. календари исторических событий – воспроизводят хронику наиболее важных событий;

3. хронотоп – таблица, в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемых событий;

4. синхронистические таблицы – фиксируют наиболее важные явления и события, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.

Необходимо постоянно прибегать к использованию хронологических таблиц, чтобы фиксировать в сознании учащихся последовательность исторических фактов в их логической связи. 3

Хронологические таблицы различных видов позволяют изучать хронологию осмысленно и являются ценным материалом для характеристики отдельных исторических событий и целых периодов.

Существуют и другие приемы запоминания хронологии:

метод ассоциирования: проводится сопоставление дат по числовым аналогиям: 988 г. – принятие Владимиром христианства; 1497 г. – Судебник Ивана Великого; или сопоставление событий и явлений разных государств, но проходивших в одно время.

установление длительности событий: учитель придерживается главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами. 4

3. Способы развития и диагностики хронологических знаний и умений школьников

Знания дат способствуют качественному изучению истории. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. С течением времени, ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока, забывают или с трудом могут вспомнить определенную дату, событие, связанное с ней. Ученики прибегают к методу механического заучивания. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.

Читайте также:  Способы организации ввода вывода

Это учебный прием известен давно. Сейчас используется в редких случаях. На уроках истории, необходимо активно прибегать к работе с карточками-сорбонками для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием, реализуются цели:

усвоение и запоминание хронологического материала;

экономия времени на проверку ранее изученного;

есть возможность охватить работой всех учеников класса;

при индивидуальном подходе можно выявить пробелы ученика.

Работа по карточкам

Для изготовления карточек применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман). На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.

После того как карточки изготовлены, можно приступать к использованию для формирования хронологических знаний и умений.

Тесты по хронологии способствуют выработке умений хронологического характера, они подготавливают учащихся для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей. К ним можно отнести:

определение даты события;

определение события по дате;

выбор нужной даты из перечня;

соотнесение событий и дат;

определение последовательности событий;

составление хронологических рядов, таблиц;

отнесение событий к какому-либо периоду и т.д.

На начальном этапе изучения истории учитель формулирует правила установления соотношения год – век – тысячелетие. Более сложные хронологические ситуации могут отрабатываться в упражнениях: на определение века и тысячелетия предложенных дат; на подбор дат, принадлежащих указанному веку и тысячелетию; на сопоставление пар дат, относящихся к одному столетию.

С помощью линии времени учащиеся могут потренироваться в решении хронологических задач.

Типология стандартных хронологических задач следующая 5 :

на прослеживание последовательности событий до нашей эры (из нескольких вариантов определяется, какое было раньше, на сколько);

на прослеживание последовательности событий при переходе через эру (какой век был раньше? Насколько? Какое событие произошло раньше восстание рабов в Египте в 1750 г. до н.э. или возникновение христианства в 1 веке н.э.);

на прослеживание событий нашей эры (какое событие произошло раньше, какое позже);

на установление длительности исторического события в период нашей эры;

На знание исторических дат можно проводить игры:

эстафеты по датам: дата-факт, дата-имя, дата-географическое название;

составление хронологических рядов;

игра «Сквозные даты» – назвать событие, происходившее в разных странах в один и тот же год;

игры с хронологическими карточками;

домино, лото, кроссворды.

С интересом учащиеся выполняют тестовые задания. Тесты по видам бывают различные:

тесты с выбором ответа на проверку знания дат и событий;

тесты с выбором ответа на проверку и формирование умений устанавливать синхронность фактов, соотносить их с определенным периодом исторического развития;

тесты на восстановление соответствия для проверки знания дат и событий;

тесты на группировку хронологической информации для развития и проверки умения соотносить исторические факты с определенными периодами времени и т.д.

В настоящее время применяются компьютерные тестирования, состоящие из нескольких частей и включающие различные виды заданий и упражнений.

В данной работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся изучения хронологии в школьном курсе истории.

Хронология имеет большое значение в исторической науке, и является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей системы летоисчисления и календари различных народов и государств.

Для правильной и последовательной презентации хронологического материале в школе, важно понимать цель и задачи ее изучения: показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Изучение хронологии в школе направленно на обеспечение в сознании учеников правильного отражения исторического времени, что помогает уяснить общую картину развития общества, осознать историю как закономерный процесс, развертывающийся во времени, которое необратимо; развитие их временных представлений; помощь в усвоении важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра), чтобы, опираясь на них, уметь определить место во времени всех известных им исторических событий.

Опираясь на цель и задачи изучения хронологии в школе, учитель отбирает и группирует хронологический материал и выбирает способ его подачи. Нельзя упускать из вида и то, что выбор преподавателем тех или иных методических приемов и средств обучения напрямую связан с возрастными особенностями школьников. Кроме этого, для учителя важно при выборе каких-либо приемов и средств изложения хронологических сведений на уроке придерживаться главного методического правила: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами. Правильно выбранные приемы и средства изложения хронологических сведений плюс различные познавательные упражнения и задания, в совокупности эффективнее способствую формированию хронологических знаний и умений школьников. Так же мы знаем, что многие виды упражнений и познавательных заданий помогают диагностировать качество подготовки учащихся по хронологии и использовать хронологический материал для более глубокого проникновения в суть исторических фактов и развития умственных способностей школьников.

Годер Г.И. Преподование истории в 5 классе: Пособие для учителя. –М.,2015

Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории. – М.: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2014.

Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов ∕ С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 2016.

М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. – М.: Гуманит.издат. центр ВЛАДОС, 2014.

1 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2014. Стр. 118.

2 Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов по спец. «История»⁄С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 2016. Стр 82.

3 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. – М. ВЛАДОС, 2014. С. 3

4 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. вуз. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2014. Стр. 262.

5 Методика преподавания истории в средней школе/под.редакцией С.А. Ежовой и И.М. Лебедевой.М-2014 с.59

Источник

Оцените статью
Разные способы