- Технология восстановления шин холодным методом
- Вторая жизнь изношенных покрышек
- Введение
- Способы реанимации старых покрышек
- Холодный способ — самый бюджетный процесс
- Горячий способ самый надёжный?
- Неоспоримые плюсы и предвиденные минусы технологии
- Заключение
- Методы восстановления шин
- ОТЛИЧИЯ «ГОРЯЧЕГО» ОТ «ХОЛОДНОГО» ВОССТАНОВЛЕНИЯ
- Горячее восстановление — 150°
- Холодное восстановление — 110°
Технология восстановления шин холодным методом
Надо ли говорить, что в условиях интенсивной эксплуатации автомобиля происходит стремительный износ резины. Вполне естественно, что для снижения затрат на перевозки, которые складываются из нескольких факторов, нужно предпринимать определенные шаги, которые эти самые затраты несколько сократят.
Повлиять каким-то образом на стоимость топлива перевозчик не может, поэтому нужно сокращать затраты на других факторах, которые влияют на стоимость перевозок. Одним из таких способов экономии, является установка на автомобилях шин, восстановленных холодным методом.
Технология холодного восстановления шин
Если вникнуть в суть этого технологического процесса, то эта технология является гибридом склеивания и вулканизации нескольких слоев резины. Но перед тем как старая шина с изношенным протектором станет выглядеть как новая, она должна пройти несколько технологических операций.
Первая операция – визуальный осмотр шины и оценка возможности ее восстановления. Причем на этом этапе оценивается не только износ протектора, но прежде всего состояние каркаса шины, механические повреждения на каркасе и возможность восстановления целостности каркаса, включая оценку состояния корда шины.
Существуют различные критерии оценки способности к восстановлению. И та резина, которая не подлежит восстановлению, просто отправляется в утиль. Таким образом, восстановление шин холодным методом подходит не для всех покрышек.
Следующая технологическая операция – удаление изношенного протектора. Это так называемый процесс “шероховки”. На специальном станке при помощи коронки удаляется весь старый протектор. В результате формируется рабочая поверхность, к которой будет привариваться холодным методом новый протектор. А также формируется форма каркаса шины. Помимо этого в процессе обдирки поднимаются волокна резины. Это приводит к тому, что площадь дальнейшего соприкосновения с лентой сырой резины существенно увеличивается.
Еще одна важная операция – устранение дефектов, которые могут быть на каркасе шины. Сквозные отверстия сначала расширяются при помощи специальных фрез, а потом заливаются сырой резиной. В случае повреждения корда приклеиваются специальные латки, которые имеют внутренний корд. Все эти операции приводят к тому, что окончательно формируется каркас шины с нужными механическими характеристиками.
Далее на рабочую поверхность там, где раньше был протектор, наносится слой сырой жидкой резины. После того как состав подсыхает, укладывается специальная резиновая лента.
На следующем этапе восстановление шин холодным способом предполагает укладку ленты нового протектора на слой резины. Ленту протектора вырезают по длине окружности. Протектор прижимается специальными роликами, чтобы обеспечить максимальное и равномерное примыкание ленты протектора к рабочей поверхности каркаса шины.
Эта операция выполняется с одновременным вращением заготовки будущей шины. В процессе прижимания воздух, который мог остаться между элементами шины, удаляется. В результате этого процесса на поверхности шины образуется только один небольшой стык торцов ленточного протектора. Но в этот стык укладывается слой сырой резины, и торцы протектора соединяют специальными металлическими скобами.
Далее внутрь заготовки укладывается камера, и шина надевается на обод. Камера внутри заготовки накачивается, чтобы обеспечить нужное внутреннее давление. Сверху на шину надевают наружный кожух, так называемый конверт. И после этого отправляют в автоклав, где и происходит посредством вулканизации соединение всех слоев резины.
Одновременно в автоклаве происходит окончательная вулканизация всех отверстий и порезов, которые были залиты сырой резиной еще на предыдущих этапах. Давление, которое создается в автоклаве, обеспечивает плотное прилегание всех слоев, а сравнительно небольшая температура при холодном восстановлении шин не создает эффекта пережигания резины и ее старения.
Преимущества холодного метода реставрации шин заключаются в возможности проводить подобную операцию 2-3 раза. В процессе этих работ каркас шины не подвергается излишней температурной нагрузке, как это происходит при горячем способе наваривания протекторов. Цена наварных шин гораздо меньше, чем цена шин новых, что дает существенную экономию.
Источник
Вторая жизнь изношенных покрышек
Введение
На протяжении не одного десятка лет в большинстве зарубежных стран функционируют успешные предприятия, специализирующиеся на восстановлении шин, в которых сильно изношен протектор. Известнейшие производители покрышек открывают дочерние филиалы, которые занимаются этой отраслью. Такие отремонтированные колёса приобретают вторую жизнь, они продаются по низкой стоимости, что особенно привлекает экономных автовладельцев. Восстановление шин производится несколькими способами, которые сводятся к «наращиванию» нового покрытия. Стоит разобраться с необходимостью покупки таких покрышек, их износом и прочностью.
Отреставрированные покрышки на порядок дешевле, чем новые
Способы реанимации старых покрышек
В последние годы правительство старается оптимизировать отходы автомобильного производства, вторичное сырье максимально перерабатывается ради дальнейшей экономии денежных средств и защиты экологии. Вторая «жизнь» отработанных колёс после реабилитации экономит ни много ни мало — пятьдесят процентов от общих затрат.
Восстановление резины производится двумя основными способами:
- увеличением углублений и дальнейшим созданием рисунка;
- горячим или холодным восстановлением — наращиванием нового протектора.
В первом случае отработавшую покрышку старательно зачищают и в первостепенном рисунке создают множественные углубления, естественно, это приводит к уменьшению резинового слоя. Такой способ не всегда является безопасным, ведь поведение такого колеса непредсказуемо.
Во втором случае предусмотрено два варианта дальнейших действий:
- горячее наращивание, создаваемое с помощью вулканизации, нанесения другого дополнительного слоя резины;
- холодное наращивание, заключающееся в наклеивании на протектор резинового кольца.
Отремонтированные колёса работают практически одинаково, горячее восстановление шин даёт меньшую вероятность брака, зато при «холодном» способе реанимировать шины можно не единожды.
Холодный способ — самый бюджетный процесс
Далеко не все шины подлежат возможности восстановления, необходимо учитывать состояние их каркаса. Следовательно, в первую очередь покрышки диагностируются, осматриваются полученные в процессе эксплуатации повреждения. Внутренние и боковые стороны шины, её борта и коронки должны быть максимально целыми, что обеспечит дальнейшую возможность эксплуатации.
Второй этап проводимых работ — удаление изношенного протектора. Резину вставляют в специальное устройство, где она накачивается воздухом и с неё снимается верхний резиновый слой. Следующая стадия — шерохование, позволяющая отсеять сношенные колёса. Подлежащие ремонту покрышки избавляют от мелких недочётов, в частности, убирают порезы и проколы.
Восстановление протектора шин требует определённых навыков, новый наращиваемый слой покрывается жидкой резиной, позволяющей качественно и надёжно убрать старые повреждения и обеспечить плотное соприкосновение протектора и каркаса. Грунтовка осуществляется ручным экструдером, после неё накладывается протектор, который имеет определённый рисунок. Толщина резинового слоя обрезается по длине окружности покрышки на полной воздуха шине.
В специальном станке шину складывают конвертом и надевают на камеру и обод. Идеально отреставрированную покрышку отправляют на вулканизацию в автоматизированный автоклав, где протекторная лента надёжно закрепляется, создавая единую конструкцию с каркасом. Используемые в процессе обод и камера позже демонтируются.
Восстановление холодным способом в результате проверяется дополнительной диагностикой. После прохождения проверки под давлением шина оснащается гарантийным талоном. В некоторых СТО можно получить гарантию на сто тысяч километров.
Горячий способ самый надёжный?
Способы «реанимирования» покрышек объединяет несколько моментов:
- первоначальная диагностика пригодных для переработки шин;
- шероховка — снятие частей изношенного протектора;
- базовый ремонт очищенного колеса (снятие кусочков стёкол, металлических частиц).
Однако, несмотря на то что два метода имеют столько одинаковых операций, процесс восстановления различен. Холодное восстановление позволяет обновить шины большого размера (R14–R24). К этой категории относятся покрышки грузовиков, крупногабаритной техники и авто класса «Джип».
Горячий способ осуществляется следующим образом: на отработанную шину накладывается простой невулканизированный резиновый слой. Последующее нанесение рисунка происходит во время дальнейшей вулканизации. Новый рисунок нанесён на пресс-формы, работающие в процессе под давлением при температуре 140 °C. В последнее время такой способ практически не применяется, однако он оптимален для легковых шин с размером колеса R13–R16, а также микроавтобусов.
Неоспоримые плюсы и предвиденные минусы технологии
Выбирая между новыми покрышками и восстановленными, следует знать обо всех рисках, которым подвержены использованные ранее шины. Способы восстановления шин различны, средств на такую операцию требуется немало, ведь для «реабилитации» нужно специализированное оборудование, обученные специалисты и качественный материал, желательно отечественного производства.
Не секрет, что большинство автовладельцев всегда ориентируют свой выбор на продукцию, ввезённую из-за рубежа. Изношенный протектор будет отремонтирован российскими материалами, ввиду чего качество такого агрегата становится спорным. Использовать зарубежные резиновые пластины слишком дорого.
Восстановление легковых шин допускается при незначительном износе. Такое возможно лишь тогда, когда покрышки функционировали в нормальных условиях, шины не испытывали большой нагрузки, не повреждён корд, отсутствуют деформации. Однако на практике такое просто невозможно, из-за чего к восстановлению пригодны лишь единичные колёса с хорошими внешними характеристиками. Несмотря на то что иногда шина способна до пяти лет сохранять работоспособность, её постоянно надо осматривать на предмет старения и трещин, иначе это может привести к плачевным последствиям — колесо с трещиной лопнет в любой момент.
Есть ещё один существенный недостаток — произвести балансировку такого колеса не всегда представляется возможным.
Итак, если эта технология имеет столько минусов, зачем же её использовать? Давайте разберёмся, на самом деле не всё так плохо, как может показаться изначально. Машина с большим пробегом, набранным за короткий временной промежуток, будет отлично ездить на восстановленных покрышках. Квалифицированные мастера, работающие на хорошем оборудовании, быстро и качественно отремонтируют такую резину.
Восстановление зимних шин поможет владельцу сэкономить немалое количество денежных средств, специалисты смогут:
- отремонтировать корд с помощью новых наложенных нитей;
- убрать микротрещины путём термического запаивания;
- самые изношенные участки будут наращены с помощью проката или ультразвуковых исследований;
- новый слой на покрышку будет приклеен так, что шина будет выглядеть как новая.
Заключение
Однако не стоит всю жизнь ездить на реанимированных колёсах, известно, что поскупившись, придётся заплатить дважды. Восстановленные покрышки требуют более бережного отношения: нежелательно нарушать скоростной режим, вести себя агрессивно за рулём. Но и это не даст полной безопасности, покупка бывших в использовании колёс — лотерея, которая может обеспечить хозяину непредвиденные растраты. Лучше всего приобретать такие шины для автопарков такси или другого коммерческого транспорта. Несмотря на то, что восстановление шин — это, в первую очередь, программа по защите нашей экологии, автовладелец сам должен решить вопрос целесообразности такой покупки.
Источник
Методы восстановления шин
«Горячее» восстановление хорошо помнят водители со стажем, ведь в советское время восстановление шин осуществлялось именно по этой технологии, при этом качество резиновых смесей, материалов и особенно качество самих каркасов произведенных на отечественных заводах оставалось крайне низким. При этом надо учитывать то, что конструкция грузовых каркасов была «комбинированной» — состояла как из текстильных материалов и металлокорда, в результате чего даже новые шины, не выдерживали заявленных норм ходимости, о ходимости восстановленных шин говорить не приходилось, они зачастую они просто разваливались.
Поэтому сама идея восстановления шин в странах бывшего советского союза была дискредитирована на долгие годы, в то время как в остальном мире рынок 50% рынка грузовых шин, это восстановленные шины.
Вместе с тем в 50х годах прошлого столетия был изобретен метод «холодного» восстановления, данный метод получил развитие в странах Западной Европы и Америки вместе с прорывом в производстве ЦМК (Цельнометаллокордных) шин. Каждый современный производитель закладывает в производство ЦМК шин, несколько циклов жизни, именно поэтому грузовые ЦМК шины, стоят так дорого.
Каждый потребитель, приобретая ЦМК шину, оплачивает не одну, а сразу две, а то и три шины, внося предоплату за все циклы эксплуатации грузовой ЦМК шины:
НОВАЯ ШИНА > НАРЕЗКА (УГЛУБЛЕНИЕ) ПРОТЕКТОРА > ВОССТАНОВЛЕННАЯ ШИНА
В нашей стране восстановленные «холодным» способом шины из Европы стали появляться в середине 90-х годов прошлого века. Чуть позже стали появляться и первые заводы, восстанавливающие колеса «холодным» способом.
ОТЛИЧИЯ «ГОРЯЧЕГО» ОТ «ХОЛОДНОГО» ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Принципиальное отличие разница температур вулканизации «горячее восстановление» — 150°, «холодное восстановление» — 110°.
Горячее восстановление — 150°
- Похоже на производство новой шины, так как формирование нового протектора происходит непосредственно в пресс форме;
- Данная технология требует дорогостоящего оборудования, дорогостоящих материалов и доскональное соблюдение всех термохимических процессов;
- Наличие большего количества пресс-форм с разнообразными типоразмерами и рисунками, ограниченность выбора, ограничивает и потребителя;
- Мягкие требования к состоянию каркасов:
- Оголение брекерных слоев корда;
- Глубина порезов;
- Вследствие высоких температур происходит ослабление связей резины и корда внутри каркаса, в связи, с чем ресурс ходимости уменьшается, на повторное восстановление каркасы, после «горячего восстановления не допускаются;
- Большие затраты на оборудование, материалы и энергию;
- Более высокая цена;
- С боковины каркаса удаляются все идентификационные надписи, а затем наносятся новые, поэтому
заказчику остаётся только верить, что при производстве использовался именно его каркас, или дорогой
MICHELIN или GOODYEAR;
Холодное восстановление — 110°
- Осуществляется при использовании «протекторной ленты», либо «протекторного кольца», принципиальных различий нет.
- «Протекторные кольца», требуется дополнительное оборудование по его растяжке.
- «Протекторная лента» налагается путем натяжения на подготовленный каркас полумеханическим способом.
- Разнообразие рисунков протекторной ленты, не зависящих от типоразмера шины;
- Жесткие требования к состоянию каркасов:
- Оголение брекерных слоев корда;
- Глубина порезов;
- В случае «холодного» восстановления при щадящих температурах каркас колеса получает вторую и третью жизнь, а иногда и четвертую.
Существует ошибочное мнение, что «горячие» шины надежнее «холодных», поэтому они пользуются большим спросом. Это вовсе не так, дело в том, что «горячие» колеса приходят к нам из-за рубежа, где восстанавливаются под жестким контролем качества, впрочем, как и «холодные». Поэтому если сравнивать, например, европейские шины, восстановленные разными способами, то они будут во всем идентичны, за исключением цены: «Горячие» – дороже. Отечественный потребитель сравнивает «импортную горячую шину» с «отечественной холодной». Отечественный рынок восстановления отличается тем, что доля производителей, которые имеют опыт и понимание всех процессов и на деле, а не на словах заботятся о качестве, невелика. Множество «производителей» до недавнего времени приносили качество в жертву себестоимости, выпуская на рынок свои некачественные колеса, сделанные на утильных каркасах с дешевыми протекторными лентами. Для того чтобы конкурировать с теми кто имеет доскональное представление обо всех технологических процессах отбора каркасов и производства в целом, «горе-производитель» мог только занижать цену в результате большого количества «брака» и низкой рентабельности, «горе производитель» закрывал производство, наигравшись в «бизнесмена-производственника», выставляя на продажу дорогостоящие оборудование за полцены, а потребитель терял деньги, оставаясь неисполненными гарантийными обязательствами, негативом и недоверием к восстановленным шинам в целом.
Источник