- Технология укладки холодного асфальта
- Характеристики и области применения
- Укладка холодного асфальта: инструкция по проведению работ
- Особенности технологии укладки покрытия из холодного асфальта осенью и зимой
- Технология укладки холодного асфальта
- Но прежде стоит сказать, что существуют две разновидности холодного асфальта:
- Классический
- Горячий с пластификаторами
- Чаще всего ее применяют:
- О том, какие материалы вам могут понадобиться и в чем особенность технологии укладки холодного асфальта, читайте далее.
- Материалы для укладки
- Щебень
- Это могут быть фракции:
- Битум
- Холодный асфальт
- Когда можно производить укладку
- Как организовать процесс укладки пошагово
- Шаг 1 – очистка ямы от крупного мусора
- Шаг 2 – выравнивание краев
- Шаг 3 – очистка от мелкого мусора и пыли
- Шаг 4 – засыпка щебнем
- Шаг 5 – пропитка битумом
- Шаг 6 – засыпка асфальта
- Примеры расчета объема холодного асфальта на 1 м³:
- Шаг 7 – трамбовка
Технология укладки холодного асфальта
Холодный асфальт – специфический многокомпонентный материал, поступающий в продажу навалом, в мешках или ведрах в виде, готовом к применению. Имеет в составе мелкозернистый щебень, битум, органические кислоты, полимеры и пластификаторы. От выбранного состава зависят характеристики конечного продукта, например при каких условиях возможна укладка холодного асфальта.
Характеристики и области применения
Сферы применения этого материала определяются его особыми качествами, к которым относятся:
- Поступление в продажу в виде, полностью готовом для создания дорожного покрытия.
- Возможность транспортировки в небольших грузовых машинах или багажниках грузовых автомобилей.
- Длительный срок хранения в готовом виде. Смесь без тары может храниться до 12 месяцев, при правильно подобранной таре (чаще всего – полиэтиленовой) – до 24 месяцев без потери эксплуатационных характеристик.
- Широкий диапазон температур, при которых может производиться укладка: от -15 до +40°C.
- Высокая скорость работ, отсутствие необходимости в привлечении тяжелой техники и многочисленных рабочих.
- Безопасность использования, благодаря отсутствию горячих процессов.
Основным отличием холодного асфальтобетона от горячего является набор прочности в результате не остывания материала, разогретого перед укладкой, а испарения углеводородов, содержащихся в его компонентах.
Холодная асфальтобетонная смесь используется для:
- Производства срочного восстановительного ямочного ремонта на дорогах с различной степенью транспортной нагрузки, площадках рядом с АЗС, автомобильных стоянках во дворах многоэтажных домов. Если для аналога, укладываемого горячим способом, требуется тщательно подготовленное сухое основание, то холодный асфальт менее требователен к погодным условиям и влажности основы.
- Гидроизоляции плоских кровель.
- Устройства отмостки от фундамента.
- Асфальтирования садовых дорожек и придомовой территории.
- Уплотнения мостовых и дорожных терморасширительных швов.
- Восстановления покрытия после установки решеток для водостока.
Укладка холодного асфальта: инструкция по проведению работ
- На месте осуществления работ удаляют не только крупные, но и мелкие фракции демонтируемого покрытия.
- Для обеспечения долговечности покрытия из холодного асфальта рекомендуется грунтовать днище и стенки подготовленного бетонного или другого основания битумной эмульсией из расчета 0,5 литра на 1м 2 поверхности.
- За один раз рекомендуется укладывать слой толщиной не более 50 мм. Если яма слишком глубокая, то целесообразно на дно уложить щебневую или гравийную подушку.
- На подготовленном участке смесь распределяют равномерно.
Внимание! Уложенный на дорогу материал после трамбовки должен выступать над общим уровнем покрытия примерно на 20 мм. Это связано с тем, что со временем смесь осаживается. При устройстве садовых дорожек и других участков, подвергаемых легким пешеходным нагрузкам, такая мера предосторожности не требуется.
- Трамбовка холодного асфальтобетона в промышленных масштабах производится с использованием виброплиты (реже – катка). При укладке асфальта своими руками достаточно трамбовки ручного типа.
- При проведении ямочного ремонта уплотнение ведут от краев ямы к центру.
- Сигнал к окончанию трамбовки – отсутствие следов прохождения трамбовочного оборудования. Обычно достаточно 10 циклов.
- Финишный этап – покрытие утрамбованной площади сухим цементом или цементно-песчаным составом. Цель этой процедуры – предотвращение налипания свежеуложенной смеси на колеса автотранспорта.
Особенности технологии укладки покрытия из холодного асфальта осенью и зимой
При необходимости поведения работ при низких плюсовых и минусовых температурах следует придерживаться следующих рекомендаций:
- перед использованием смесь необходимо подержать в отапливаемом помещении при +10°C минимум двое суток, что обеспечит ее эластичность;
- перед применением состав требуется немного разрыхлить, а затем его и место укладки прогреть газовой горелкой.
Ограничениями использования холодной асфальтобетонной смеси являются: более высокая стоимость, меньшие – устойчивость к нагрузкам и воздействию влаги, долговечность, по сравнению с аналогом, укладываемым при высоких температурах. Поэтому в качестве основного покрытия для дорог, подвергаемых высоким нагрузкам, этот материал не применяется.
Источник
Технология укладки холодного асфальта
Nрадиционно холодный асфальт используется для ямочного ремонта. Предполагается, что это временная мера у странения неровностей на участке. Поэтому, если вам нужно засыпать небольшую яму во дворе или на дороге, обратите внимание на холодную разновидность. Этот материал долго хранится, может использоваться небольшими порциями, а для работы с ним не нужны большой опыт и специальное оборудование.
Далее мы расскажем, как правильно укладывать холодный асфальт и на что обращать внимание при укладке. Также вы узнаете, при какой температуре можно использовать материал и какие есть ограничения.
Но прежде стоит сказать, что существуют две разновидности холодного асфальта:
Классический
Обычно он продается в мешках небольшими порциями (по 25 и 30 кг) или валом.
Горячий с пластификаторами
От классического горячего асфальта он отличается наличием пластификаторов , благодаря которым дольше остывает (в течение 10 часов). Реализуется эта разновидность в горячем виде (температура 80-140°С).
В этой статье мы подробно расскажем о способе укладки первой, классической разновидности холодного асфальта. А о том, как работать со вторым видом материала, вы можете прочитать на странице Технология укладки горячего асфальта
Чаще всего ее применяют:
- При ямочном ремонте дорог со средним и малым трафиком
- При ремонте асфальтовых покрытий дворов, площадей, тротуаров
О том, какие материалы вам могут понадобиться и в чем особенность технологии укладки холодного асфальта, читайте далее.
Материалы для укладки
Для ямочного ремонта во дворе или на дороге вам не нужно много материалов. Так, если глубина ямы составляет до 20 см, вам не понадобится ничего, кроме холодного асфальта.
Если же глубина выбоины превышает 20 см, дополнительно можно приобрести:
Дальше мы коротко расскажем, что это за материалы и для чего они необходимы.
Щебень
Он нужен для заполнения дна ямы и экономии средств на достаточно дорогом холодном асфальте. Кроме того, щебень обеспечивает лучшее сцепление асфальта и основанияпридает прочность отремонтированному покрытию. Благодаря щебеночной подушке, асфальт не будет проседать под давлением.
Обратите внимание, что щебень может состоять из зерен разных размеров. Некоторые большие камни могут даже превышать размер вашей ямы. Поэтому обязательно обращайте особое внимание на фракцию материала.
Наилучшим вариантом для заполнения ямы будет щебень с размером зерен до 40 мм.
Это могут быть фракции:
При этом можно комбинировать разные фракции, заполняя пустоты между крупными камнями более мелкими (то есть делать расклинцовку).
Что касается породы, мы советуем остановить выбор на недорогих материалах: гранитном или известняковом щебне. Ведь не имеет смысла покупать дорогие виды для ямочного ремонта. Но, конечно, можно брать и другие разновидности щебня (диоритовый, серпентинитовый, амфиболитовый и другие). Единственное, учитывайте прочность материала (она обозначается буквой «М»). В идеале она должна быть от М600 (средняя прочность) и выше. Тогда материал сможет выдержать достаточные нагрузки.
Битум
Вяжущий компонент обычно используют при ремонте федеральных трасс и скоростных шоссе с большим трафиком. Он нужен для лучшего сцепления асфальта с нижними слоями покрытия, дном и краями ямы.
Выбирать лучше медленногустеющие (МГ), частично окисленные (МГО) или среднегустеющие (СГ) марки:
Цифры обозначают возможные диапазоны вязкости. Они определяются в лабораторных условиях по степени проникновения тонкой иглы в массу матеиала. В южных широтах лучше использовать материалы с малым диапазоном вязкости (например, 40/70), для северных больше подойдут марки МГО 130/20, а в умеренных – 70/130.
Битум можно заменить эмульсией. В нее добавляется вода с эмульгаторами, которые замедляют разделение молекул битума и Н2О. Битумную эмульсию удобно распылять и наносить на поверхность, она не воспламеняется, может использоваться при низких температурах, обладает лучшими адгезивными свойствами. Пропитку также можно сделать гудроном (продуктом переработки нефти). Его советуют использовать для экономии при обработке стенок небольших ям.
Холодный асфальт
Это самый важный материал, который, по большому счету, может использоваться и самостоятельно, без подручных средств. В отличие от горячего асфальтобетона, в холодном содержится меньше битума (4-6%). Вязкость него низкая или средняя. Материал твердеет за счет испарения углеводных соединений с его поверхности.
Холодный асфальт бывает мелкозернистым (минеральные частицы до 20 мм) и песчаным (до 5 мм). Первый вариант более прочный, годится для ямочного ремонта дорог, парковок, тротуаров. Второй можно использовать даже для выравнивания поверхности, засыпки небольших площадок.
В следующей части мы расскажем, при каких условиях разрешено укладывать материал.
Когда можно производить укладку
Холодный асфальт имеет одно существенное преимущество перед горячим: его укладку можно проводить при любой погоде и минусовых температурах. Обычно смеси рекомендуют использовать до -5°С. Но есть разновидности, которые укладываются даже при -15°С. Это возможно благодаря добавленным в них пластификаторам.
Желательно, чтобы поверхность ямы во время ремонта была сухой. Поэтому для работы рекомендуют выбирать солнечную погоду. Если ремонт нужно пhоизвести срочно, влажное дно и стенки легко просушить обычным строительным феном.
С другой стороны, укладывать холодный асфальт можно также во время дождя и в яму с некоторым количеством воды. Разумеется, в этом случае сцепление асфальта со стенками ямы получается хуже, и срок эксплуатации покрытий сокращается. Но это тоже допустимый вариант, и немного влаги – не проблема.
Детальная инструкция по ремонту ям холодной асфальтовой смесью описана дальше.
Как организовать процесс укладки пошагово
Ремонт ямы с помощью холодного асфальта состоит из нескольких этапов:
- Очистка ямы от крупного мусора
- Выравнивание краев
- Очистка от остатков асфальта, мелкого мусора и пыли
- Засыпка щебнем (необязательно)
- Пропитка стенок и к р аев битумом (необязательно)
- Засыпка асфальта
- Трамбовка
Все это в разрезе выглядит примерно так:
Шаг 1 – очистка ямы от крупного мусора
Прежде всего необходимо очистить яму от крупных камней, мусора. В ней могут находиться куски старого асфальта, щебень из основания. Лучше всего убрать их обычной лопатой. После этого вы сможете понять, каким образом можно срезать и выровнять края измерить глубину выбоины.
Шаг 2 – выравнивание краев
Этот пункт можно пропустить, если у вас небольшая выбоина, которую легко засыпать одним только холодным асфальтом. Но для лучшей устойчивости отремонтированного участка нужно обрезать края ямы под углом 90°. Сделать это можно при помощи ручной болгарки или дорожной пилы. Срезать старое покрытие надо таким образом, чтобы получился участок более-менее правильной геометрической формы.
Шаг 3 – очистка от мелкого мусора и пыли
После выравнивания краев из ямы вновь удаляют весь мусор и куски старого асфальта. Затем дно очищают от мелких частиц и пыли. В конце обеспыливание можно сделать при помощи воды. Для этого необходимо у влажнить края ямы. Не переживайте, что на дне в этом случае останется жидкость. Она никак не помешает дальнейшему ходу работ.
Шаг 4 – засыпка щебнем
Если глубина ямы превышает 20 см, ее дно можно наполовину заполнить щебнем. Каменная подушка хорошо сцепляется с асфальтом и позволяет вдвое сократить количество используемого холодного асфальта. К тому же, камни обеспечат прочность и предотвратят проседание асфальтового полотна.
Шаг 5 – пропитка битумом
Чтобы заплатка на дороге была прочной, дно и стенки ямы лучше пропитать битумом. При засыпке дна щебнем обрабатывают верхний слой подушки. Лучше всего иметь под рукой распылитель, который равномерно расп р еделит материал по всей поверхности. Если его нет, можно воспользоваться обычной бутылкой.
Для нормальной пропитки вам понадобится 300-500 мл битума или эмульсии на 1 м2 площади. Для небольшой ямы площадью 0,5 м2 вы потратите не более 100-200 мл вяжущего вещества.
Шаг 6 – засыпка асфальта
Если работы ведутся в холодное время года, асфальт необходимо предварительно прогреть в теплом помещении или при помощи обогревателя до 15-25°С. Если до этого вы складировали материал в мешках, обязательно разомните пакет перед использованием, чтобы асфальт стал подвижным. После этого можно насыпать его на подготовленную поверхность.
Асфальт необходимо равномерно распределить по всей площади и выровнять. Сделать это можно руками (если яма маленькая) или любым другим приспособлением (брусом, лопатой, садовой тяпкой). Насыпать асфальт нужно с запасом см на каждые 5 см по высоте. Это делается для того, чтобы после трамбовки и уплотнения материал не просел.
Толщина асфальтового слоя должна быть не больше 5 см. Если этого мало, смесь укладывают в два слоя, поочередно трамбуя каждый.
Количество материала рассчитывают в зависимости от толщины покрытия.
Примеры расчета объема холодного асфальта на 1 м³:
- Для слоя 50 мм – 0,05 куба
- Для слоя 100 мм – 0,1 куб
- Для слоя 1 000 мм – 1 куб
Если вы планируете покупать холодный асфальт в мешках вам необходимо уметь переводить объем в кг. Для этого нужно знать насыпную плотность материала. У холодного асфальта этот показатель 2300 кг/м³.
Поэтому, чтобы засыпать 1 м³, понадобится:
- Для слоя 50 мм: 0,05×2300=115 кг холодного асфальта
- Для слоя 100 мм: 0,1×2300=230 кг холодного асфальта
Для более точных расчетов количества материала, которое необходимо для вашей площади, воспользуйтесь нашим Калькулятором. Для перевода кубов в тонны используйте насыпную плотность холодного асфальта 2 300 кг/м³.
Шаг 7 – трамбовка
Как и горячий асфальт, холодный тоже необходимо тщательно утрамбовать.
Сделать это можно несколькими способами:
- Ручной трамбовкой
- Виброплитой
- Колесами машины
Метод зависит от размера ямы и ваших возможностей.
Ручная трамбовка подходит для небольших ям, чья площадь не превышает 0,5 м2. Если же объем работ больше, лучше воспользоваться виброплитой. За неимением любого специализированного приспособления утрамбовать холодный асфальт можно и при помощи автомобиля, проехав несколько раз колесами по покрытию.
Уплотнение следует проводить по спирали, от края к центру ямы. Пройтись по покрытию необходимо не менее 10 раз, чтобы наверняка уплотнить асфальт. Также учтите, что после завершения трамбовки слой свежего холодного асфальта должен быть на 0,5 см выше, чем основное покрытие. В процессе эксплуатации, например, под шинами автомобилей, он даст еще усадку и со временем выровняется со старым покрытием.
Эксплуатировать отремонтированное покрытие можно сразу же, как только работы закончены.
Источник