- 10 класс. Биология. Автотрофное питание. Хемосинтез
- 10 класс. Биология. Автотрофное питание. Хемосинтез
- Вопросы
- Поделись с друзьями
- Комментарии преподавателя
- Хемосинтез и хемотрофы
- Сергей Николаевич Виноградский
- Железобактерии
- Серобактерии
- Бесцветные серобактерии
- Нитрифицирующие бактерии
- Распад органического материала и нитрификация
- Роль хемосинтетиков
- Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез
- Урок 23. Общая биология 10 класс (ФГОС)
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез»
10 класс. Биология. Автотрофное питание. Хемосинтез
10 класс. Биология. Автотрофное питание. Хемосинтез
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Хемосинтез и хемотрофы
Энергия существует во многих формах, но для живых организмов подходят всего две из них – это световая и химическая энергия.
Те организмы, которые используют для синтеза собственных органических веществ энергию солнечного света, называютфототрофами.
Организмы, которые используют для синтеза собственных органических веществ химическую энергию, – это хемотрофы.
Хемосинтез – способ автотрофного питания, при котором источником питания для синтеза собственных органических веществ служит реакция окисления неорганических соединений.
Хемосинтез свойственен и найден у бактерий. Открыл хемосинтез как явление русский ученый С.Н. Виноградский.
Выделяют несколько групп хемотрофных бактерий:
1. Железобактерии. Окисляют двухвалентное железо до трехвалентного.
2. Серобактерии. Окисляют сероводород до серы или до серной кислоты.
3. Нитрифицирующие бактерии. Окисляют аммиак до азотной или азотистой кислоты, которая при взаимодействии с минералами образует нитраты и нитриты.
Выделяющаяся в процессе окисления неорганических соединений энергия не может быть сразу израсходована на синтез органических соединений. Она вначале переводится в энергию химических связей молекулы АТФ и только после этого расходуется на биосинтетические процессы в клетке.
Сергей Николаевич Виноградский
Рис. 1. С.Н. Виноградский
Сергей Николаевич Виноградский (см. Рис. 1) родился в Киеве 1 сентября 1856 года в семье состоятельного юриста. После окончания в 1873 г. 2-й Киевской гимназии (с золотой медалью) Виноградский изучает юриспруденцию, естественные науки, музыку. В ноябре 1877 года он поступает на 2 курс естественного отделения Петербургского университета, где особое внимание уделяет химии. После окончания университета Виноградский остается работать на кафедре ботаники в лаборатории физиологии растений под руководством известного русского ученого А.С. Фаминцына. Его серьезным увлечением стала микробиология. Для углубления своих знаний Сергей Николаевич отправляется на стажировку в Страсбургский университет, где начинает изучать морфологию и физиологию железо- и серосодержащих бактерий, применив к ним разработанный метод элективных сред. Он обнаружил, что серобактерии могут получать энергию при окислении неорганических соединений, в частности при окислении восстановленных соединений серы, таких как сероводород, до серной кислоты.
Таким образом, Виноградский открыл новый источник энергии, который возникает при окислении неорганических соединений. Это явление он назвал хемосинтезом.
Далее ученый приступил к исследованию процесса нитрификации и его роли в почвообразовании. Он выделил бактерии-нитрификаторы, а также подтвердил, что процесс нитрификации состоит из двух стадий. На первой стадии происходит окисление аммиака до нитритов, а на второй стадии – окисление нитритов до нитратов.
После этого Виноградский увлекся изучением бактерий, которые способны были фиксировать молекулярный азот, то есть использовать азот из воздуха. В связи с этим он выделил азотфиксирующую бактерию, которую назвал в честь Пастера – Clostridium pasteurianum.
С.Н. Виноградский стал основоположником эколого-физиологического направления микробиологии.
Железобактерии
У железобактерий энергия выделяется при окислении двухвалентного железа (см. Рис. 2).
Рис. 2. Железобактерии
Такие микроорганизмы легко обнаруживаются в природных водоемах в виде обрастаний нижней части водных растений. Железобактерии часто встречаются в хорошо аэрируемых ручьях при выходе подземных вод на поверхность.
Железобактерии (см. Рис. 3) способны разрушать органические комплексы железа, трудно разрушаемые в химических окислительных процессах. Образующийся в результате этого гидроксид железа откладывается на поверхности клеток.
Рис. 3. Железобактерии
Развитие железобактерий в трубах приводит к их забиванию слизью и гидроксидом железа (III). В условиях малого протока воды через полгода эксплуатации водопровода на внутренней поверхности труб железобактерии образуют обрастания в виде бугров высотой до 10 мм (см. Рис. 4). В таких отложениях находят благоприятные условия для жизнедеятельности кишечная палочка, гнилостные бактерии и различные черви.
Рис. 4. Обрастания на внутренней поверхности труб
Серобактерии
Большое число бактерий способны окислять восстановленные соединения серы (см. Рис. 5). Эти микроорганизмы принимают участие в глобальном круговороте серы в природе.
Серобактерии делят на две группы:
1. Бактерии, которые способны откладывать серу внутри клетки.
2. Бактерии, которые не способны откладывать серу ни при каких условиях.
Рис. 5. Серобактерии
Бесцветные серобактерии
Давно известно, что в сероводородных источниках встречаются неокрашенные микроорганизмы, которые накапливают в себе серу.
В тех источниках, где сероводорода немного, такие микроорганизмы наблюдаются в виде белых пленок (см. Рис. 6).
Рис. 6. Белые пленки из серобактерий
Виноградский показал, что у одних видов неокрашенных серобактерий сера образуется в результате окисления сероводорода. Таким образом, бесцветные серобактерии играют большую роль в детоксикации воды (очистка воды от сероводорода).
Нитрифицирующие бактерии
Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до нитритов и нитратов.
Биологическая природа превращения аммиака в нитраты была известна давно, и в Европе это использовали для получения селитры при изготовлении пороха.
С.Н. Виноградский выделил чистые культуры нитрификаторов. Выяснилось, что процесс нитрификации идет в две стадии (см. Рис. 7).
Рис. 7. Нитрифицирующая бактерия и две стадии процесса нитрификации
Нитрифицирующие бактерии играют в природе важную роль, осуществляя один из этапов круговорота азота (см. Рис. 8).
Рис. 8. Круговорот азота
Распад органического материала и нитрификация
Растения получают азот в виде нитрата из почвы, а животные получают азот от растений.
На рисунке 9 показано, как сапрофитные бактерии и грибы возвращают азот белков, содержащихся в мертвых растениях и животных, в общий круговорот в форме нитратов. Такое превращение происходит в результате последовательного окисления азотистых соединений, а для этого нужны аэробные бактерии и кислород. После гибели живого организма его белки разлагаются до аминокислот, а затем до аммиака. Точно так же расщепляются и азотистые соединения экскрементов и различных выделений животных. Затем хемосинтезирующие бактерии окисляют аммиак до нитрата. Этот процесс называется нитрификацией.
Рис. 9. Круговорот азот
Денитрифицирующие бактерии осуществляют процесс, обратный нитрификации, – денитрификацию, которая может уменьшать плодородие почвы. Денитрификация происходит только в анаэробных условиях, когда бактерии используют нитрат как окислитель (акцептор электронов), заменяющий кислород в реакциях окисления органических веществ. Сам нитрат при этом восстанавливается. Такие бактерии относятся к факультативным анаэробам. Не следует думать, что денитрифицирующие бактерии ставят под угрозу существование жизни на Земле. Как полагают, не будь процессов денитрификации, большая часть атмосферного азота находилась в связанном состоянии в земле.
Роль хемосинтетиков
Роль хемосинтетиков для всех живых организмов на нашей планете чрезвычайно велика, так как они являются звеном в круговороте важнейших элементов (азота, серы). Таким образом, существование жизни невозможно без деятельности хемосинтезирующих организмов.
Хемосинтетики также важны в качестве природных потребителей таких ядовитых веществ, как аммиак и сероводород.
Нитрифицирующие бактерии насыщают почву нитратами, которые хорошо усваиваются растениями.
Некоторые нитрифицирующие бактерии используют для очистки сточных вод (серобактерии).
Источник
Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез
Урок 23. Общая биология 10 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез»
Автотрофы могут сами синтезировать необходимые им органические вещества, получая из окружающей среды углерод в виде углекислого газа, воду и минеральные вещества.
Все автотрофы делятся на: фотосинтезирующие автотрофы и хемосинтезирующие автотрофы.
У фотосинтезирующих автотрофов источником энергии служит солнечный свет.
Хемосинтезирующие автотрофы получают энергию при окислении неорганических соединений.
Фотосинтез — это процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических веществ на свету фотоавтотрофами при участии фотосинтетических пигментов.
Фотосинтезирующими органоидами зелёных растений являются хлоропласты. Структурной и функциональной единицей хлоропластов являются тилакоиды – плоские мембранные мешочки, уложенные в стопки (граны).
Внутреннее пространство тилакоида называется люменом.
Пространство между оболочкой хлоропласта и тилакоидами называется стромой.
Мембрана тилакоида собственно и является тем местом, где протекают светозависимые реакции фотосинтеза при участии хлорофилла.
Аналогично митохондриальной электроннотранспортной цепи, цепь переноса электронов фотосинтеза состоит из многих белковых комплексов и молекул перенощиков.
В цепи перенощиков выделяют следующие комплексы: фотосистему 2, цитохром Б шесть ЭФ -комплекс, фотосистему 1, фермент редоксин НАДФ редуктазу и АТФ-синтазу.
Фотосинтез происходит в две фазы – световую и темновую.
В световую фазу протекают реакции, которым необходим солнечный свет, в частности фотоны света. Поэтому эти реакции ещё называют светозависимыми реакциями фотосинтеза.
В темновую фазу фатоны светы не нужны. Однако эти реакции протекают как в светлое, так и в тёмное время суток.
Процесс фотосинтеза начинается с того что квант света ударяет молекулу хлорофилла (а II), которая находиться в фотосистеме 2.
Существует несколько видов молекул хлорофилла, которые различаются по длине волны улавливаемых квантов.
Основными «ловцами» световых частиц являются хлорофиллы а-1 (с длинной волны улавливаемых квантов 700 нм), который находится в фотоситеме 1 и хлорофилл а II (с длинной волны улавливаемых квантов 680 нм), который находится в фотосистеме 2.
Итак, после удара квантом света молекула хлорофилла приходят в возбуждённое состояние.
Что значит возбуждённое состояние?
(Согласно квантовой теории Эйнштейна свет состоит из мельчайших частиц, несущих порции энергии и обладающих импульсом — фотонов. Если фотон, с определённым количеством энергии столкнётся с электроном, то электрон может перейти на новый энергетический уровень. В результате чего молекула и оказывается в возбуждённом состоянии.
Эта энергия быстро мигрирует по светособирающей молекуле хлорофилла к реакционному центру фотосистемы.
(Реакционный центр — это комплекс белков, взаимодействие которых обеспечивает реакцию превращения энергии света в химическую при фотосинтезе.
После поглощения энергии, хлорофиллы испускают пару электронов. Которые передаются на перенощик пластохинон.
Теперь в молекуле хлорофилла недостает 2 электрона. Эти 2 электрона хлорофилл отбирает у молекулы воды, которая находиться во (внутритилакоидном) пространстве.
При этом происходит фотолиз (расщепление) молекул воды.
То есть молекула воды распадается отдаёт 2 электрона молекуле хлорофилла.
Посмотрим на реакции данного процесса (Фотолиза воды).
Благодаря фотонам света, молекула воды расщепляется на два иона (протон водорода и гидроксид-ион).
Ионы гидроксида отдают свои электроны, превращаясь в реакционноспособные радикалы OH.
Несколько радикалов объединяются, образуя воду и свободный кислород. Кислород при этом удаляется во внешнюю среду. Таким образом кислород, которым мы дышим это продукт окисления воды.
О том, что растения в процессе своей жизнедеятельности выделяют кислород люди узнали уже давно.
В 1772 году химик Джозеф Пристли провёл цикл экспериментов с газами.
В одном из своих экспериментов Пристали зажёг свечу и поместил её под перевёрнутый сосуд. Через некоторое время свеча погасла. Так как под сосудом закончился кислород.
Далее он провёл аналогичный эксперимент с мышкой. Мышь умерла вскоре после того, как погасла свеча.
Пристли провёл ещё один опыт. Он поместил под перевёрнутый сосуд зелёное растение с мышью, предоставив им доступ к свету. Свеча горела долгое время. А мышь оставалась жива. Значит подумал Пристли благодаря растению под герметично перевёрнутым сосудом остаётся кислород. Таким образом наблюдение Пристли были одной из первых демонстраций деятельности фотохимических реакционных центров.
Результаты опытов не только определили характерные особенности жизнедеятельности растений, но и продемонстрировали тесную взаимосвязь между растениями и животными.
Вернёмся к фотолизу воды.
Суммарное уравнение фотолиза воды выглядит следующим образом.
Из которого видно, что при фотолизе воды образуются протоны водорода, электроны и свободный кислород. 2 электрона вернулось в молекулу хлорофилла.
Протоны водорода накапливаются внутри тилакоида.
В результате мембрана тилакоида с одной стороны за счёт протонов водорода заряжается положительно, с другой за счёт электронов — отрицательно.
Благодаря разности потенциалов между наружной и внутренней сторонами мембраны, протоны проталкиваются через каналы АТФ-синтетазы и происходит фосфорилирование АДФ до АТФ.
За одно и тоже время в хлоропластах образуется в 30 раз больше АТФ, чем в митохондриях.
А 2 протона водорода идут на восстановление специфического переносчика НАДФ+ до НАДФ·Н.
Суммарное уравнение реакций световой фазы выглядит следующим образом.
Таким образом, в световую фазу фатоны света вместе с водой используются для образования АТФ и востановления НАДФ+ до НАДФН.
АТФ и НАДФН транспортируются в строму хлоропласта и участвуют в процессах темновой фазы.
Темновая фаза фотосинтеза
Темновые реакции фотосинтеза происходят не только на свету, но и в темноте.
В темновой фазе образуются глюкоза и мономеры сложных органических соединений (аминокислоты, нуклеотиды, глицерин и жирные кислоты).
Источником углерода является углекислый газ, который поступает в растение через устьица.
Углекислый газ, который содержится в воздухе, захватывается специальным веществом- пятиуглеродным сахаром (рибулозобифосфатом).
Фермент катализирует эту реакцию. В результате образуется неустойчивое шестиуглеродное соединение, которое сразу же распадается на две молекулы фосфоглицериновой кислоты (ФГК).
Затем происходит цикл реакций, который называется (Циклом Кальвина) в которых через ряд промежуточных продуктов фосфоглицериновая кислота преобразуется в глюкозу.
В этих реакциях используются энергии АТФ и НАДФ·Н.
Итак, в световую фазу фотосинтеза происходит фотолиз воды, высвобождение кислорода, синтез АТФ и образование НАДФ·Н.
В темновую фазу образуется глюкоза и крахмал главные источники энергии на планете Земля, аминокислоты, нуклеотиды, глицерин и жирные кислоты.
Таким образом в результате фотосинтеза растения накапливают органические вещества и обеспечивают постоянство уровня углекислого газа и кислорода в атмосфере.
В процессе фотосинтеза одно и тоже крупное растение производит совсем не так уж много углеводов. Однако если посчитать, сколько энергии солнечного света улавливают и запасают все зелёные растения на Земле за год, то окажется что для получения того же количества энергии было бы необходимо 200 000 гидроэлектростанций.
В верхних слоях воздушной оболочки Земли (на высоте 15-20 км) из кислорода образуется озон. Озоновый слой защищает все живые организмы от опасных для жизни ультрафиолетовых лучей.
Таким образом при помощи солнечного света автотрофные организмы, которые называют фототрофами получают энергию.
А некоторые автотрофные организмы – хемотрофы, как мы уже говорили выше…получают энергию за счёт энергии окисления неорганических веществ. Такой процесс называется – хемосинтезом.
Хемосинтез – это способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ служат реакции окисления неорганических соединений.
Подобный вариант получения энергии используется только бактериями.
К хемотрофам относятся серобактерии, окисляющие сероводород.
Нитрифицирующие бактерии, превращающие аммиак в нитриты, а затем в нитраты.
Железобактерии, окисляющие железо.
Водородные бактерии, окисляющие водород.
Необходимо отметить, что выделяющаяся в реакциях окисления неорганических соединений энергия не может быть непосредственно использована бактериями в процессах ассимиляции (то есть процессах синтеза). Сначала это энергия переводиться в энергию макроэргических связей АТФ и только затем тратиться на синтез органических соединений.
Хемосинтезирующие организмы (например, серобактерии) могут жить в океанах на огромной глубине, в тех местах, где из разломов земной коры, выделяется сероводород.
Хемосинтетики – единственные организмы на Земле, которые не зависят он энергии солнечного света. Роль хемосинтетиков для всех живых существ очень велика. Так как они являются непременным звеном природного круговорота важных элементов: серы, азоты, железа.
Источник