- Методы и инструменты хеджирования рисков
- Что такое хеджирование
- Где чаще всего используется хеджирование
- Механизм хеджирования
- Инструменты для хеджирования
- Примеры деривативов
- Пример фьючерса
- Пример форварда
- Пример опциона
- Стратегии хеджирования
- Методы снижения дебиторской задолженности
- Содержание статьи
- Контроль дебиторской задолженности
- Предварительная оценка контрагента
- Контроль над дебиторской задолженностью
- Договорные методы снижения дебиторки
- Сдача-приемка поставленного товара
- Документооборот
- Нужна юридическая помощь по вопросу взыскания задолженности?
- Претензионно-исковая работа с должниками
- Как организовать претензионно-исковую работу
Методы и инструменты хеджирования рисков
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Для успеха бизнеса мало получать высокую прибыль, нужно еще при этом минимизировать затраты и особенно потери. Любая предпринимательская деятельность несет в себе элемент непредсказуемости: часто все могут переменить не зависящие от участников сделки обстоятельства. Естественно, нельзя предугадать все колебания рынка и возможные форс-мажоры, но можно попытаться застраховать свое дело от крупных финансовых потерь. Такая деятельность называется хеджированием.
Хеджирование предполагает занятие противоположной позиции по отношению к первоначально существующей при условии четкой корреляции между соответствующими финансовыми инструментами. Что понимается под хеджированием рисков?
Посмотреть ответ
Что это за комплекс мероприятий, какими инструментами можно пользоваться при хеджировании, насколько это будет эффективно для бизнеса, объясним и покажем на конкретных примерах.
Что такое хеджирование
Это англоязычный термин (англ. Hedging), происходит от «hedge» – гарантия, страховка. В современной финансовой деятельности хеджирование – комплекс действий, имеющих целью управление денежными рисками путем влияния на возможную динамику стоимости будущих активов. Страхующийся таким образом продавец или покупатель называется хеджер.
Смысл хеджирования в том, чтобы застраховаться от возможных рыночных колебаний путем занятия одновременно двух противоположных позиций по активам. Таким образом, что бы ни произошло с рыночной ситуацией, инвестор, трейдер, продавец или покупатель в результате получит именно то, что он планировал.
ВАЖНО! Хеджирование позволяет гарантированно избежать финансовых потерь, но тем самым нивелирует возможность получить дополнительную прибыль, воспользовавшись благоприятным поворотом ситуации на рынке. Хеджировать – значит обезопасить себя от потенциального риска ценой снижения потенциальной прибыли.
НАПРИМЕР. Компания добывает железную руду. По прогнозам, через квартал цена на этот ресурс значительно упадет. Руководство компании, чтобы не потерять будущую прибыль, может пойти одним из двух путей:
- продать часть контрактов на поставку, тем самым снизив затраты на добычу и несколько уменьшив объем выработки («недобранная» на цене руды прибыль компенсируется средствами, вырученными за контракты);
- зафиксировать цену на свою продукцию на определенный срок, заключив соответствующее соглашение.
Как производится хеджирование валютных рисков участниками внешнеэкономических сделок?
Если прогноз окажется неверным (железная руда не подешевеет, а вырастет в цене), компания не сможет воспользоваться этой благоприятной конъюнктурой, получив только запланированную прибыль и ничего сверх нее.
Покупатель также может застраховать свои сделки, совершая подобные операции.
Где чаще всего используется хеджирование
Применение хеджирования популярно при торговле товарами мирового спроса, как на биржах, так и вне их. Активами могут выступать:
- ценные бумаги;
- металлы;
- энергоносители;
- зерно;
- валюта и т.п.
Механизм хеджирования
Для обеспечения управления рисками заключается договор не относительно самой сделки, а относительно обязательств по данному активу – дериватив. У дериватива есть ряд особенностей:
- цель дериватива – не реализация актива, а хеджирование риска;
- в отличие от обычного договора, дериватив является формальностью;
- это разновидность ценной бумаги, он может быть реализован сам по себе безотносительно к активу (одной стороной или же обеими);
- цена дериватива необязательно должна быть привязана к цене базового актива, хотя обычно меняется вместе с ней;
- покупатели и продавцы деривативов необязательно могут быть владельцами самого актива;
- можно заключить дериватив не только на базовый актив, но и на другой дериватив (например, опцион на форвардную сделку);
- расчеты по деривативам делаются в будущем времени.
СПРАВКА! Хеджирование происходит тогда, когда участник сделки заключает контракт на рынке актива и одновременно (или раньше) на рынке дериватива.
В Российской Федерации действия, связанные с деривативами, регламентируются Федеральным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года.
Инструменты для хеджирования
Застраховать возможные финансовые риски можно применением различных экономических инструментов. Их называют производными, поскольку они основаны не на реализации самого актива, а на применении того или иного дериватива.
ВНИМАНИЕ! Производные инструменты, как и сами активы (товары, обязательства, ценные бумаги), реализуются по законам рынка, и участники сделок с ними одни и те же.
Рассмотрим самые распространенные инструменты хеджирования:
- Фьючерс (от английского «future» – «будущее») – инструмент, который оговаривает обязанность сторон уплатить за оговоренный актив или дериватив в обозначенном количестве цену, о которой стороны условились в данном контракте. Это строгое соглашение, обязательное для исполнения обеими сторонами. Фьючерс регулируется биржей, которая за это берет гарантийное обеспечение – небольшой процент от контракта. Самый ликвидный дериватив из всех, но и имеющий наибольшую степень риска.
- Форвард (от англ. «forvard» — «вперед») – аналогичный фьючерсу инструмент, работающий вне биржи. Чаще используется при торгах валютой.
- Опцион (от англ. «option» – «параметр, вариант») – финансовый инструмент, который позволяет пользователю выбирать, воспользоваться или нет правом купить/продать актив по зафиксированной цене в момент, оговоренный в соглашении, в отличие от фьючерса, где такого выбора нет. Могут применяться биржевые (стандартизованные) и внебиржевые опционы. Различают типы опционов:
- рut-опционы – позволяющие продавать или не продавать по зафиксированной цене;
- call-опционы – дающие право купить или не купить по оговоренной цене;
- double-опционы – двусторонние контракты.
Примеры деривативов
Пример фьючерса
Фирма А на бирже заключила с поставщиком фьючерсный контракт по приобретению 1000 т зерна по цене 12 000 руб. за т, причем пшеница только посажена. Специалисты предположили, что вследствие засухи урожай не будет большим и цены поднимутся. Когда подошел срок исполнения фьючерса, если ранее этот контракт не был продан другой фирме, возможны варианты:
- Цена на зерно на рынке не изменилась – при этом и продавец, и покупатель не изменят свой баланс.
- Урожай получился выше, чем ожидали, и цена на зерно просела до 10 000 руб. за т. У фирмы А получатся убытки в размере 2 000 руб. на каждой тонне, которые нужно будет доначислить поставщику в придачу к сумме контракта.
- Цена поднялась, как и рассчитывал покупатель, зерно на дату исполнения фьючерса котируется по 13 000 руб. за т. При этом фирма А получает запланированную прибыль, а у поставщика образуется убыток в 1000 руб. на каждой тонне, то есть баланс уменьшится на эту сумму.
Кроме этих финансовых потоков, фирма А при заключении фьючерса оплатила обязательный биржевой процент – гарантийное обеспечение сделки (от 2 до 10%, в зависимости от правил биржи).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Реальное зерно по фьючерсной сделке не передается.
Пример форварда
Фирма «Верум» заключила форвардный контракт с фирмой «Дилогия» на приобретение через полгода 100 ее акций по цене в 200 руб. за акцию. В назначенный срок представители «Верума» перечислят на счет «Дилогии» 20 000 руб., а представители «Дилогии» предоставят «Веруму» 100 акций. Вариантов нет. Если сделка проводилась через посредника, ему полагаются комиссионные, возможны некоторые накладные расходы на оформление.
Пример опциона
- Фирма в 2016 году приобрела опцион, позволяющий через год приобрести 10 000 долларов США по цене 50 руб. за доллар. Так как через год курс вырос до 57 руб. за доллар, этот опцион оказывается выгодным, и фирма им воспользуется, получив прибыль в 7 руб. на каждый доллар, то есть в 70 000 руб.
- ИП приобрел опцион на право через год продать свою недвижимость по цене 250 000 руб. за кв.м, рассчитывая на падение цен на новостройки. Если бы это произошло, он воспользовался бы опционом, продал недвижимость и оставил себе разницу, либо еще выгоднее приобрел бы по рыночной цене аналогичную площадь, оставшись в прибыли. Однако в РФ происходит падение цен на первичном рынке недвижимости, и на момент исполнения опциона цена кв.м. не превышает 197 000 руб. Такой опцион получается невыгодным, и владелец, естественно, не будет его использовать – он имеет такое право.
Стратегии хеджирования
Для повышения эффективности хеджирования и снижения финансовых рисков можно по-разному применять производные инструменты:
- использовать один дериватив или комбинировать их в удобной «пропорции»;
- хеджировать всю сделку или только ее часть;
- совершать сделку по деривативам раньше, чем по основным активам;
- заключать разные по времени и объему контракты на активы и деривативы;
- применять деривативы на объекты хеджирования, отличные от основного актива (например, собираясь покупать нефть, минимизировать риск опционом на покупку золота).
Хеджирование – эффективный способ страхования от финансовых рисков.
Источник
Методы снижения дебиторской задолженности
Содержание статьи
Не секрет, что значительная часть задолженности так никогда и не возвращается должниками, несмотря на судебные решения, действия судебных приставов, банкротство и тому подобные процедуры. Все прекрасно понимают, что если долг не возвращают, то надо идти в суд. Но суд выносит решение, исходя из имеющихся доказательств, и на основе определенных правил (требований закона). Само по себе решение суда не гарантирует фактического возврата денег от должника взыскателю. Да и решение суда, надо признать, не всегда выносится в пользу взыскателя из-за неправильного оформления самого займа, пропуска сроков исковой давности, неправильного искового требования еще ряда факторов, которые мы будем освещать в этом цикле статей, посвященных фактическому возврату долга. Начнем с самого начала – возникновения задолженности.
Контроль дебиторской задолженности
Долги возникают постоянно. Ведение бизнеса без долгов невозможно. Поставка товаров с отсрочкой платежа, выплата аванса за будущие услуги, выполнение работ с последующей оплатой и так далее. Действовать по другому невозможно, иначе дохода не будет. Поэтому дебиторская задолженность – это нормальная ситуация для любого предприятия.
Поскольку возникновение задолженности со стороны контрагентов это норма, а не случайность, необходимо этот процесс систематизировать. Для этого существует два прекрасных инструмента – предварительная оценка контрагента и контроль над дебиторской задолженностью.
Предварительная оценка контрагента
Предварительная оценка контрагента не должна сводиться к формальному рассмотрению его устава, баланса и выписки из ЕГРЮЛ. Это нужная информация, но главное правильно ею пользоваться. Например, если планируемая сделка требует одобрения совета директоров контрагента, то необходимо получить нотариально заверенную копию решения этого органа. При этом лучше полный протокол, подписанный всеми членами совета директоров контрагента, а не выписку из протокола, подписанную секретарем.
Контроль над дебиторской задолженностью
Далее, бухгалтерский баланс. Допустим, в представленном балансе за последние два квартала указана выручка в размере 1 000 000 рублей. Планируемая сделка купли-продажи товара предполагает отсрочку оплаты на 30 дней, а ее стоимость равна 3 000 000 рублей. Логичный вопрос – как ваш вероятный покупатель сможет заработать 3 000 000 рублей за 30 дней, если за шесть месяцев смог заработать только один миллион? Стоит попросить партнера объяснить, как он будет реализовывать полученный у вас товар. Стесняться этого не надо, ведь продавая товар с отсрочкой платежа, вы выдаете своему партнеру коммерческий кредит, поэтому имеете право спросить, как он будет его отдавать. Таким образом, уже на этапе формирования сделки исключаются высокорисковые отношения.
Договорные методы снижения дебиторки
Итак, контрагент выбран, проверен, внушает доверие. Заключаем договор. Если договором купли-продажи или поставки товара предусмотрена отсрочка его оплаты, то эта отсрочка называется коммерческим кредитом. В статье 823 Гражданского кодекса РФ коммерческий кредит определяется как договор, исполнение которого связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, в котором может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг, если иное не установлено законом.
Для наших целей выделим важное: передача вещей, определяемых родовыми признаками с отсрочкой или рассрочкой оплаты. Иными словами, поставка, например, муки с постоплатой, это коммерческий кредит. Поскольку отсрочка платежа это кредит, то за пользование кредитом можно взимать процент. Не нужно путать с неустойкой, которая является штрафом. Например, покупатель предлагает поставить ему товар с отсрочкой платежа на 60 дней. В этом случае возможно предложить покупателю отсрочку с уплатой, скажем, 5% годовых от суммы отсрочки за 60 дней. Но за нарушение сроков возврата свыше 60 дней установить еще и штраф (пеню, неустойку) в более высоком размере.
Важное замечание: если установить в договоре и неустойку, и проценты за пользование коммерческим кредитом за просрочку исполнения одного и того же обязательства, вам могут отказать в их одновременном взыскании.
Чтобы побудить покупателя оплатить товар как можно раньше, лучше всего установить процент за пользование кредитом не весь срок отсрочки, а, скажем, только за треть. Например, из 60 дней отсрочки 40 без процента, а двадцать с процентами. Таким образом, с одной стороны расходы покупателя не очень обременительны, но в тоже время есть стимул рассчитаться пораньше.
Сдача-приемка поставленного товара
Очень важный раздел договора относится к сдаче-приемке поставленного товара. Рекомендую описывать этот процесс максимально подробно. Например, приемка товара лицом, чьи полномочия не подтверждены, может быть не принято судом во внимание, поскольку не доказывает факт приемки. Мало ли кто подписал акт. Кроме того, несоблюдение порядка приемки также приводит к возможности успешного оспаривания факта приемки товара покупателем. Часто встречаются ссылки на инструкции Госарбитража СССР П-6 П-7. Прекрасные документы, подробно описывающие процедуры приемки и сдачи. Проблема в том, что эти процедуры фактически не соблюдаются именно в силу их подробности. Следовательно, недобросовестный покупатель может заявить, что товар не принял, так как установленная договором процедура не соблюдена. Вы поставили товар, ждете оплаты, срок наступил, вы спрашиваете где оплата, а вам отвечают, что поставки не было, поскольку приемка не соответствует договору.
Документооборот
Не менее важное положение договора регулирует документооборот, ведь кроме приемки товара, покупатель обязан оформить документы (счет-фактура, товарная накладная, единый передаточный документ (ЕДП), акт сдачи-приемки и т.д.), подтверждающие в соответствии с договором, что товар им принят без замечаний. После того как документы оформлены, покупатель обязан передать их продавцу. Для того, чтобы не возникало заминок с документами, нужно в договоре установить порядок и сроки передачи документов о поставке от покупателя продавцу и ввести специальные санкции в виде денежных штрафов за нарушение этих положений договора.
Нужна юридическая помощь по вопросу взыскания задолженности?
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Претензионно-исковая работа с должниками
Подробный и грамотный договор – это прекрасно, но за его исполнением нужно следить. Необходимо контролировать своевременную отгрузку товара, его движение до покупателя и сохранность в пути, время доставки покупателю и его действия по приемке и оформлению документов. Для этого необходимо выделить специальных сотрудников и подготовить Положение об исполнении договоров, в котором подробно описать кем, как и что контролируется, или включить этот раздел в Положение о договорной работе.
Если несмотря на проверки, подробный договор, контроль его исполнения, оплата не производится, наступает время претензионно-исковой работы.
Важно: не допускайте затягивания направления претензии нерадивому покупателю. Направляйте претензию как можно скорее после нарушения сроков оплаты.
Претензионно-исковая работа в организации – это комплекс мер, направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон. Она охватывает весь цикл действий от выявления нарушения до удовлетворения претензии (добровольного или принудительного). Само по себе предъявление претензии сразу после просрочки говорит должнику о том, что у вас дело поставлено серьезно и договориться или увещевать просто некого – все делается системно, и менеджер, с которым работает должник, не может ни на что повлиять, даже если захочет. Кроме того, должник понимает, что за неудовлетворенной претензией сразу последует иск в суд. Чтобы усилить этот эффект, нужно в договоре установить короткий срок рассмотрения претензий, который будет начинаться с даты отправки претензии должнику, а не от даты ее получения. В этом нет ничего предосудительного. Добросовестный партнер сможет заплатить или внятно объяснить причины неплатежа и обозначить сроки погашения претензии. Ему для этого нужно два-три дня. А если нет, то и месяц не поможет.
Как организовать претензионно-исковую работу
Чтобы организовать такую работу, определите, какие сотрудники будут в ней участвовать, как они будут взаимодействовать между собой. Этот порядок закрепите в Положении о претензионно-исковой работе. Чтобы упростить претензионно-исковую работу, разработайте типовые формы претензий и исков.
В зависимости от специфики деятельности вашей организации и от количества претензий (ваших и поступающих от контрагента) претензионную работу можно поручить:
- юристу компании или юридическому отделу. В составе этого отдела можно поручить работу с претензиями одному или нескольким юристам;
- специальному подразделению – отделу претензионно-исковой работы. Обычно он формируется на базе юридического департамента, но можно включить в его состав экономиста или бухгалтера, а также узкого специалиста той сферы, в которой работает ваша организация. Например, в торговле это может быть товаровед, в грузоперевозках – логист;
- рабочей группе, которая будет собираться для рассмотрения конкретной претензии. Это удобно в случае, если споры у вас случаются нечасто и/или требуют привлечения специалистов из разных областей: юриста, бухгалтера, инженера и т.д.
Можно сочетать указанные варианты. Например, в штатном режиме претензиями занимается юрист по претензионно-исковой работе, а для претензий по договорам подряда собирается рабочая группа из юристов и инженеров.
Распределите задачи между ответственными сотрудниками (подразделениями). Определите, кто и как будет принимать и фиксировать претензии от контрагентов, инициировать предъявление претензий вашей организацией, вести переговоры, принимать решение по передаче спора в суд и т.д. Впоследствие все это нужно будет отразить в специальном локальном акте – Положении о претензионно-исковой работе.
Возможно, для организации эффективной претензионно-исковой работы вам придется создать новое структурное подразделение и внести изменения в должностные инструкции, трудовые договоры и другие документы. Чтобы не допустить при этом ошибок, в том числе не нарушить права сотрудников, привлеките к работе над проектом специалистов по кадрам и по трудовому праву.
Конечной целью претензионно-исковой работы является сокращение числа нарушений и претензий, уменьшение количества судебных споров. Чтобы ее достичь, регулярно проводите работу над ошибками. Выявляйте и устраняйте причины возникновения претензий.
Например, если вы проиграли суд ввиду некорректной формулировки в договоре, внесите соответствующие исправления в типовые договоры. Если пришлось отказаться от взыскания, потому что документы на передачу товара были неправильно оформлены, выпустите разъяснения для сотрудников, проведите обучение персонала. Если контрагент не смог выполнить обязательства, а взыскать с него оказалось нечего, внесите изменения в Положение о договорной работе, чтобы усилить проверку контрагентов. Можно также ввести правило, согласно которому новым клиентам товары поставляются только по предоплате.
Итак, мы рассмотрели методы контроля над дебиторской задолженностью и ее снижения. В следующей статье мы обсудим методы досудебного взыскания задолженности и финансирования под уступку права требования долга.
Источник