Характеры героев как способ выражения авторской позиции матренин двор

И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Характеры героев как способ выражения авторской позиции.

Повествование ведет рассказчик, которые приехал в Россию и хочет найти спокойное место, чтобы учить детей. Он селится у пожилой Матрены – доброй, щедрой и открытой женщины, которая живет одна в избе. Жизнь Матрены бедная, ее часто донимают болезни, однако она всегда помогает своим соседям и любым нуждающимся.

Матрена должна была выйти замуж за мужчину по имени Фаддей, но он пропал на фронте, а когда вернулся, Матрене уже пришлось выйти замуж за его младшего брата. Дети Матрены умерли в младенчестве, муж умер на фронте, поэтому новая жена Фаддея отдала ей свою дочь Киру на воспитание.

Однажды взрослая Кира возвращается в село к Матрене и просит отдать ей сейчас часть избы, которую женщина завещала названной дочери. На этом настаивает и Фаддей. Женщина соглашается и даже помогает перевезти горницу. Однако их сани попадают под поезд и Матрена погибает. На похоронах только Кира показывает искреннее горе, все остальные лишь притворяются.

Список главных героев расказа «Матренин двор»

Главный герой – рассказчик. Мужчина, отбывший срок и поселившийся у Матрены.

Матрена – пожилая женщина, позволившая рассказчику у себя пожить. Одинокая, открытая и добрая.

Фаддей – мужчина, за которого Матрена в молодости хотела выйти замуж. Во время действия рассказа – алчный, мелочный старик.

Сестры Матрены – видят в Матрене только какую-либо выгоду.

Кира – названная дочь Матрены, искренне ее любит

29. Характерные черты литературы рус­ского зарубежья 1920—1990 – х годов.

После революции 1917 года в связи со сложившейся политической обстановкой из

страны отъезжало большое количество граждан, которые стали создавать за рубежом

«вторую Россию». Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была

массовым явлением (более двух миллионов эмигрантов) и продолжалась до

начала Второй мировой войны и оккупации Парижа.

В конце Второй мировой войны началась вторая волна эмиграции, которая уже не

отличалась такой массовостью, как первая. Значительная её часть состояла из так

называемых «перемещённых лиц». Большая часть эмигрировала в Германию и США.

Третья волна связана в большей степени с поколением «шестидесятников» и их не

оправдавшимися надеждами на перемены после «хрущёвской оттепели». После

посещения Н. С. Хрущёвым в 1962 году выставки художников-авангардистов начался

период гонений на творческую интеллигенцию и ограничений свобод. В 1990 году был принят закон «О печати и средствах массовой информации»,

частично снявший причины, породившие явление литературной эмиграции.

Литературное творчество кубанских писателей — достоверная картина славной жизни Кубани.

Первым из русских писателей побывал на Кубани, а потом описал ее в своих произведениях А.С. Пушкин. Он проезжал через земли Черноморского казачьего войска в 1820 году совсем еще молодым человеком. Пребывание его здесь было недолгим, но сколько верных наблюдений, богатых впечатлений, свежих поэтических образов вынес поэт отсюда! поездка к лукоморью М. Ю. Лермонтова завершилась созданием шедевра русской и мировой литературы, повести «Тамань», которую В. Г. Белинский назвал «жемчужиной русской прозы». Популярность повести сделала место действия, станицу Тамань, известной всей России, всему читающему миру. На Кубани неоднократно бывал декабрист, создатель альманаха «Полярная звезда» А.А. Бестужев-Марлинский, осужденный на 20 лет каторги, а в 1829 году сосланный рядовым солдатом на Кавказ. Здесь он написал романтические стихи и повести. После окончания Кавказской войны (1864) стремительно стала расцветать Кубанская область. На глазах преображались станицы казаков Черноморского войска на правобережье Кубани. Одна за другой на пустырях, среди непроходимых болот и лесов возникали новые станицы на левом берегу, в так называемом Закубанье. На Кубани

Источник

Народный характер в произведении

Группа №307

Дисциплина: Литература

Дата: 28.10.2020

Урок № 10

Тема: Характеры героев как способ выражения авторской позиции.

Сформулируйте главную мысль повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Напишите свои размышления.

Урок № 11

Тема: Рассказ «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев.

Анализ рассказа Солженицына «Матренин двор»

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

Суть рассказа

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

Читайте также:  Сколькими способами можно совершить поездку

«Матренин двор» разделён на три части:

1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».

2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.

3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич, в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Читайте также:  Расторжение договора при непосредственном способе управления

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Идея

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Народный характер в произведении

Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Читать рассказ «Матренин двор»

Срок выполнения: 02.11.2020

Контакты: zima _0012@ mail . ru ; https :// vk . com / id 559084531

Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 70 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Анализ рассказа «Матренин двор» Солженицына

Рассказ Солженицына «Матренин двор» помогает осмыслить жизнь русского народа на новом уровне и увидеть, как государственная система ломает его и приводит к упадку.

Краткий и полный анализ рассказа помогут учащимся в подготовке к урокам литературы или экзаменам, а также при написании письменных работ и сочинений.

Год написания — 1959, год публикации — 1963.
История создания — рассказ носит автобиографический характер и включает в себя реальные факты из жизни писателя: возвращение из казахской ссылки, работа учителем математики. Был реальный прототип и у Матрены Васильевны.
Жанр — рассказ, монументальный рассказ.
Направление — реализм, деревенская проза.
Основная идея — Праведные люди, подобные Матрене, являются духовной и нравственной опорой для всего общества.
Тема — Трудная судьба русского праведника в период разрушения нравственных ценностей в обществе.
Проблема — Матрена отвержена, отчуждена от общества. Люди считают ее глупой, непрактичной, но не видят красоты души, самоотверженной и бескорыстной помощи, стойкости в жизненных испытаниях.
Композиция:
завязка — герой приезжает в деревню Тальново и селится у Матрены;
развитие сюжета — хозяйка и постоялец узнают друг друга, Матрена рассказывает о своей жизни;
кульминация — скоропостижная смерть Матрены на железной дороге;
развязка — раздел имущества Матрены и осуждение ее обществом.

Читайте также:  Способ обслуживания локомотивов прикрепленными бригадами

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Трудная жизнь русской деревни в послевоенные годы.

Проблема: Бедность и тяжелый труд в целях выживания заставляют людей забыть о духовности, смещая акцент на материальные ценности.

2. Тема: Самоотверженная помощь и жизнь для людей.

Проблема: Бескорыстие и доброта Матрены истолковываются людьми неправильно, осуждаются обществом. При этом все пользуются готовностью помочь и добротой Матрены. Даже после гибели женщины окружающие не в состоянии оценить ее тихий подвиг самопожертвования.

3. Тема: Отношения простого человека с властью.

Проблема: Власть не может обеспечить простому человеку достойной жизни, подавляет его. Базовые потребности людей не удовлетворены, поэтому им приходится идти на хитрости, воровство и нарушения. Из-за этого случается и несчастье, повлекшее гибель Матрены и других людей.

4. Тема: Нравственный выбор, определяющий судьбу человека.

Проблема: Матрена живет по совести, она умеет давать и благодарить, а многие окружающие живут в потребительском режиме «брать, не давая ничего взамен».

п.2. Идея и пафос

Матрена – тот самый праведный человек, на котором держатся нравственные устои общества. Жители деревни видят только ее бедность и немощность, осуждают за безвозмездную помощь другим и неумение нажить добра. Так и остается Матрена непонятой, далекой от всех. Во многом описание непростой судьбы Матрены похоже на житие святого человека, критики даже отмечают сходство с «Житием Сергия Радонежского».

Женщина переживает множество трагических событий: она лишается детей, мужа, у нее практически нет имущества и средств к существованию, но ее дух живет. Матрена самоотверженно помогает другим и даже погибает оттого, что снова бросается на помощь, забыв о своих интересах. Праведность Матрены – в ее духовной чистоте и желании помогать окружающим, в отсутствии корысти и неустанном труде, в христианской доброте ко всему живому.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Матрена Васильевна — крестьянка 60 лет, пережила несколько войн и революций. Работала в колхозе без оплаты для стажа, с трудом получила пенсию. Похоронила шестерых детей, муж пропал без вести. Безвозмездно помогает всем, кто попросит: соседям, колхозу, родне. Воспитала приемную дочь Киру, завещала ей часть своего жилья.
Трагически погибает на железной дороге из-за жадности и скупости Фаддея.
Игнатич — герой, от имени которого ведется повествование. Постоялец и друг Матрены. Бывший заключенный, приехавший в глубинку для нового этапа в жизни. Учитель математики в школе. Видит в Матрене праведного человека, недооцененного окружающими.
Ефим Григорьев — муж Матрены, пропавший без вести на войне. Женился на Матрене «вместо» старшего брата, которого считали погибшим. Не любил жену, имел любовницу.
Фаддей Григорьев — первый жених Матрены, которого она не дождалась, посчитав погибшим. Женился позже на женщине с таким же именем, но без любви. Из-за жадности хочет отдать дочери наследство от Матрены еще при ее жизни. Косвенно это становится причиной гибели женщины. Корыстный, алчный человек.
Кира — дочь Фаддея и его жены. Матрена взяла ее на воспитание и вырастила как родную. Искренне горюет из-за гибели тети, которую любила.
Младшие сестры Матрены — три женщины, которых больше всего интересует наследство. Долгое время постоялец Игнатич не знает об их существовании. Становятся деловитыми и хваткими после смерти сестры. Показаны как полные противоположности Матрены.

п.4. Литературные приёмы

✓Портрет героя: автор детализирует те особенности, которые раскрывают героя (Матрена – это глаза, полные света или слез, улыбка; Фаддей – подчеркнуто «черный»: черны его борода и волосы, черны намерения и др.).
✓Речевая самохарактеристика: Матрена говорит, используя диалектные слова и обороты своей местности. Ее речь лексически богата и насыщена смыслом, хотя героиня немногословна.
✓Антитеза: противопоставление «светлой» Матрены и «темного» Фаддея, контраст образа героини с алчными сестрами и родственниками мужа и др.
✓Диалектная и устаревшая лексика: создающая особый колорит (приспеть, иззаботилась, утрафить, теперича, картовь, любота, пособить, к ужоткому и т.д.)
✓Двор Матрены как смысловое ядро рассказа: Матрена отдает в наследство горницу; на ее дом все претендуют; когда разбирают дом, она воспринимает это как конец ее жизни и т.д.

п.5. Конфликт

В рассказе раскрыт конфликт человека и власти (государства). Автор показывает трагические последствия коллективизации и прошедших войн. Также он косвенно критикует власть, подчеркивая, что именно она заставляет народ выкручиваться и приспосабливаться к тяжелым условиям жизни.

Однако наибольший упор сделан на конфликт между человеком и обществом. Матрена формально не является изгоем, она принимает активное участие в жизни окружающих, но деревенские жители считают ее порченой, странной, неприспособленной к жизни. После смерти Матрены вскрывается истинное отношение к ней: ее осуждают, вспоминают с неодобрением или презрением. Героиня не заслуживает даже благодарности от тех, кому беззаветно помогала. Лишь постоялец Игнатич, приемная дочь Кира да подруга Мария осознают, насколько праведной была жизнь Матрены.

Источник

Оцените статью
Разные способы